kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ф.М. Достоевский. Философия и идейно-нравственная проблематика. Теория Раскольникова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен анализу романа Достоевского "Преступление и наказание"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ф.М. Достоевский. Философия и идейно-нравственная проблематика. Теория Раскольникова»

Урок № 10

Тема: Ф.М. Достоевский. Философия и идейно-нравственная проблематика. Теория Раскольникова

Образовательная цель:

1)формировать умения ориентироваться в разных источниках, давать монологические ответы, наблюдать по содержанию текста, сравнивать, оценивать, делать выводы, обобщать, соединять словесные и зрительные образы;

2)открыть уч-ся Достоевского как человека и писателя

  1. ввести уч-ся у художественный мир писателя

дать преставление об эпохе, изображенной в романе

  1. показать Петербург в оценке Пушкина, Гоголя, Некрасова

  2. формировать у уч-ся нравственную и эстетическую оценку Петербурга в романе как соучастника преступлений

  3. формировать информационную и компетенцию разрешения проблем

4)обобщить и систематизировать знания уч-ся по изученному разделу

Развивающая цель:

1)развивать устную и письменную монологическую и диалогическую речь

2)развивать долговременную память в процессе деятельности

3)развивать аналитические умения анализировать, выделять главное, сравнивать, делать выводы

Воспитательная цель: прививать любовь к чтению и интеллектуальному труду


этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ресурсы

мотивационный

Постановка познавательных задач.

Участвуют в создании благоприятной среды, подбирают ассоциации


Анализ работ

Анализ работ (ср, викторина)

Выставление отметок, возможные вопросы


Дневники

тетради

Определение целей урока

Знакомство с темой

- определите цели нашего урока

Определяют цели урока при помощи подмостков (шаблон глаглов по Блуму)

Речевой шаблон

изучение нового

инструктаж

консультирование

1. Работа с заголовком романа

- Чего можно ожидать от романа с таким названием? (возникает ожидание криминальной интриги – уголовного преступления и судебного наказания, во время создания романа не существовало понятия «детектив», оно появилось в 1878 году в США, возникает ожидание этического конфликта – преступления – греха и наказания – возмездие. замысел складывается на сенсационном материале европейского судебного романа, сенсации уголовной хроники)

2. Работа с преступлением Раскольникова (1/7)

- Каким образом Р совершает преступление? Проследите его состояние и состояние старухи

Раскольников

старуха

Лизавета

Шел тихо, степенно, не торопясь, чтобы не вызвать подозрений, переведя дух, прижав рукой стукавшее сердце, осторожно и тихо, солидно, без всякого нетерпения – хитрость

Ум померк мгновеньями, тела своего почти не чувствовал, опасаясь

Голос прерывался и дрожал

Теряется

Со злобой

Руки слабы, немели и деревенели

Голова закружилась

Почти машинально опустил топор

Спешил ужасно

Притих, как мертвый

Страх охватывал его все больше и больше

Рассеянность овладела им

Отскочила в испуге

Смотрела во все глаза

Смотрела внимательно, злобно, недоверчиво

Насмешка

Старуха вскрикнула слабо, осела, глаза были вытаращены



Белая, как полотно и не в силах вскрикнуть

Задрожала мелкой дрожью

3. Групповая работа: анализ причин убийства Раскольникова

1 группа

Соне 5/4

Чтобы матери помочь, голоден – нет

Хотел помочь матери

Если б зарезал, что голодный был – теперь счастлив был бы

Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил

Я ведь вошь убил, бесполезную, гадкую, зловредную

Я захотел осмелиться и убил

Я просто убил, для себя одного

Мне другого надо было узнать: вошь ли я, как все, или человек; тварь ли я дрожащая или право имею

Только попробовать хотел

Я себя убил

2 группа следователю 3/5

Преступление есть протест против ненормальности социального устройства

акт преступления сопровождается болезнью. есть те, кто имеет право на преступление

это поиски, метания, сомнения и заблуждения героя

очевиден спор с социалистами, обосновано на античных законах: кто много посмеет, тот у них прав, причины общественного зла – в природе человека, закон, дающий право сильным мира сего на зло – извечный, неколебимый. он не хочет противостоять этим законам, он следует им.

- Как возникает и развивается теория Раскольникова?

Впервые встречает АИ

Непреодолимое отвращение

Случайный разговор в трактире

Чрезвычайное впечатление, идея наклевывается в голове

Месяц раздумий в комнатенке

Теперешняя тоска нарастала, накапливалась, созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя решения

Новая встреча с АИ

Безумную мечту поневоле привык считать предприятием отвращения к предупреждению

Рассказ Мармеладова, встреча с девочкой на бульваре

Некуда идти

Да разве ТО будет?

Страшный сон

Отвращение к убийству

Он вошел, как приговоренный к смерти

продолжение групповой работы

3 группа сестре 6/7

Убил вошь, старушонку, никому не нужную, нечего стыдиться, хотел людям добра

4 группа на суде (эпилог)

Совершил при некотором временном помешательстве

Причина – скверное положение, нищета, беспомощность, желание упрочить первые шаги своей жизненной карьеры, легкомысленный и малодушный характер, раздраженный лишениями и неудачами

5 группа Свидригайлов Дуне 6/5

Убил, чтоб ограбить, в этом вся причина

Единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша

Голод, тесная квартира, самолюбие

6 группа Порфирий Петрович 6/2

Статья, нелепая, фантастическая

Убил по теории, да за честного человека себя почитает, людей презирает, бледным ангелом ходит

  1. Контроль домашнего задания: обсуждение теории Раскольникова.

У Р есть мысль об особых людях, которые выведут остальные массы на правильный путь; ради той идеи они могут убрать с дороги других, и Р причисляет себя к особенным людям

бедность не ведущая причина, он не воспользовался украденными вещами и деньгами

не мечты о счастье ближних стали причиной.

читая статью ПП «О преступлении» в газете «периодическая речь» (часть 3), Р сделал выводы:

  1. исторический прогресс осуществлялся на чьих-либо страданиях

  2. один дано право вершить прогресс, творить историю, история оправдывает жертвы законами прогресса во все эпохи

  3. делит людей на две категории, сам не может определить, тварь ли он дрожащая или право имеет

6. групповая работа по домашнему заданию

1) безысходность в семье Мармеладовых

- Какое первое впечатление произвел Мармеладов на Раскольникова? (ч.1/2)

совершенно незнакомый, на с ним начинается интерес с первого взгляда, походил на отставного чиновника, ему очень хотелось начать разговор с Р, на остальных смотрел со скукой. человек лет 50, среднего роста и плотного телосложения, с проседью, большой лысиной, постоянный пьяница, глазки крохотные, но одушевленные, во взгляде светилась восторженность, но мелькало и безумие. одет плохо, небрежно в ухватках что-то солидно-чиновничье.

- В чем безысходность существования его семьи?

супругу избил Лебезятников, безнадежно выпрашивают денег взаймы у Лебезятникова, дочь живет по желтому билету, у него заниженная самооценка – свинья, подлец, жена его бьет, пропил все, жена болеет чахоткой, а он от страданий пьет. хотя супруга образованная, 4 детей (3 жены), Катерина Ивановна плохо относится к падчерице, дочь по настоянию мачехи пошла торговать собой.

- Как жизнь, страдания семьи Мармеладовых прослеживается в их жилье? (беднейшая комната шагов в 10 длиной, очень бедная обстановка, проходная комната)

- В чем причина безысходности, страданий этой семьи? (цепь безысходных положений, Мармеладов – человек трагической судьбы, но над ним все смеются, он вызывает смех, формула его жизни: коли не к кому, коли идти больше некуда?. вместе со страданием протест в этой фразе)

2 группа: семья Раскольниковых

- Отличается ли чем-то судьба семьи Р от М (она не более светла, чем их судьба, у матери 120 рублей пенсиона в год, живет в долг, занимает у купца Вахрушина, Дуня терпела много грубости в доме Свидригайловых, оскорбления от жены. сватовство с Лужиным – вынужденное , тоже своеобразная продажа себя – Дуня ночь не спала – всходит на Голгофу, по Р – все продаст за обожаемого человека, мать, брата, им тоже некуда идти

3 группа: Катерина Ивановна

удары судьбы следуют один за другим, умирает первый муж, от которого терпела лишения, умирает раздавленный каретой муж, на поминках Соню обвиняют в воровстве

5/2,3 хозяйка выгоняет КИ из комнаты, генерал прогоняет полубезумную и буйную просительницу. она идет на улицу с детьми, бездомные дети с безумной матерью, которая заставляет из петь и плясать.

- В чем трагедия КИ (в мучительном сознании попранного человеческого достоинства)

- Только ли с состраданием относится автор к своей героине, нет ли иронии? (она всерьез объявляет о намерении открыть благородный пансион, постоянно подчеркивает свое благородное происхождение, высокомерно третирует гостей на поминках, юмор выражает глубокое сочувствие и сострадание к КИ, по мере нарастания комической ноты чувствуется наступление окончательной катастрофы)

4 группа: Соня

- В чем ее трагедия? (она не может смириться с судьбой, старается не сломаться, остается внутренне чистой, к ней не липнет грязь убогой обстановки)

- Прав ли Раскольников, говоря о ней: ты тоже преступила, ты загубила жизнь свою? (нет, она, стремясь к добру, не допускает зла по отношению к другим, она жертвует собой, добровольно, во имя сострадающей любви к ближнему)

5 группа: Дуня

- В чем ее трагедия? (она в чем-то близка Соне, тоже может преступить через себя во имя сострадания к другим – хочет помочь брату, дать ему возможность закончить университет)

6 группа: дети на страницах романа

- зачем Д вводит в роман образы детей (показать, что их детство настолько же трагично, как и жизнь взрослых, настолько жесток мир даже по отношению к детям)

- Проявлением чего является сострадание Раскольникова к детям? (гуманизм, в таком мире детям нельзя оставаться детьми)

- Какую роль играют дети в теории Раскольникова? (их страдание вызывает его бунт против преступного общества, он активно интересовался их жизнью, судьбами, что является доказательством ненормального устройства мира. он понимает, что в обществе царит зло, значит, можно проливать кровь по совести во имя его искоренения)

- Какие картины окружающей жизни наводят Раскольникова на мысль об этом? (семилетний голосок среди пьяных криков и брани в трактире, дети КИ, обманутая опозоренная девочка на бульваре, за которой охотится жирный франт, девочка в камере Свидригайлова)

- Как сон Р раскрывает мир души героя? (мальчик Родя плачет, видя, как избивают несчастную клячу, как ребенок рисуется Соня, что и привлекает в ней Р)

тетради

учебник

постеры

карточки

контроль знаний

инструктаж

консультирование

1.самостоятельная работа: Р – убийца или спаситель?

2. работа с зачетными тестами

тетради

рефлексия

Инструктаж по заданию

Самостоятельно отвечают на вопросы в тетради, по желанию делятся написанным

- что получилось, почему?

- что не получилось, почему?

- что надо сделать, чтобы лучше знать м-л урока?

тетради

Домашнее задание

Инструктаж по домашнему заданию: Составить характеристику двойников Раскольникова: 1 ряд – Лужин, 2 ряд – Лебезятников, 3 ряд – Свидригайлов. написать сочинение на одну из тем, сдать 14.11:

Образ Петербурга в романе "Преступление и наказание".

Психологические двойники Раскольникова и их роль в романе "Преступление и наказание".

Теория Раскольникова и ее крушение в романе "Преступление и наказание".

Тема милосердия и сострадания на страницах романа "Преступление и наказание".

Добро и зло в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание".

Записать домашнего задания в дневник, возможные вопросы

Учебник, дневник









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Ф.М. Достоевский. Философия и идейно-нравственная проблематика. Теория Раскольникова

Автор: Брюховец Ольга Леонидовна

Дата: 15.01.2017

Номер свидетельства: 379434


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства