kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Ф. И. Тютчев. Любовная лирика: любовь как стихийная сила, «поединок роковой» « О, как убийственно мы любим…», « Я встретил вас…» "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомит с личной жизнью Тютчева и ее отображением в поэтических произведениях, с любовной лирикой поэта; направлен на совершенствование навыков анализа лирического произведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Ф. И. Тютчев. Любовная лирика: любовь как стихийная сила, «поединок роковой» « О, как убийственно мы любим…», « Я встретил вас…» "»

Урок №54. Литература. 10 класс

Тема урока: Ф. И. Тютчев. Любовная лирика: любовь как стихийная сила, «поединок роковой» « О, как убийственно мы любим…», « Я встретил вас…»

Цели урока: знакомство с личной жизнью Ф. И. Тютчева и её отображение в его поэтических произведениях;

познакомить с любовной лирикой Ф.И.Тютчева, изучить факты биографии, совершенствовать навыки анализа лирического стихотворения, создать благоприятные условия для восприятия поэзии.

Задачи:

1. Обучающие:

Определить, что вбирает в себя понятие "любовь" у Тютчева.

Познакомить с некоторыми страницами биографии Тютчева.

2. Развивающие:

Развивать связную монологическую речь учащихся.

Развивать умение аргументированно отвечать на вопросы беседы.

Развивать умение слушать классическую музыку и соотносить её с лирикой.

3. Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к чувствам.

Воспитывать любовь к лирике и живописи.

Оборудование: компьютер, проектор, тексты стихотворений, раздаточный материал , презентация, видео ролики.

Техническое обеспечение урока: компьютер, проектор

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:

- презентация;

- тексты стихотворений;

- фрагмент фильма «Любовная лирика Тютчева» с 6 мин.6 сек https://www.youtube.com/watch?v=QrXpyBqg55Y (3 мин.);

- аудио запись песни «Что такое любовь?» https://www.youtube.com/watch?v=iSO6CQHq_OI



Клип с романсом на стихи Тютчева « Я встретил Вас…»

https://www.youtube.com/watch?v=fV9T_UGI4to



Эпиграф к уроку:

Жизни блаженство
В одной лишь любви…

( Без подписи об авторе)

Содержание урока.

1.Оргмомент

2.Актуализация знаний

Эссе «О, время, погоди!» на материале стихотворений о Родине.

3. Слово учителя: (Индукция)

-У нас на уроке сегодня опять Тютчев. С чем же он к нам сегодня пришел?

Давайте приступим к работе.

Обращение к эпиграфу. Как вы его понимаете? (Пока человек любит, он живет).

Звучит начало песни «Что такое любовь?»

https://www.youtube.com/watch?v=iSO6CQHq_OI

- Итак, любовь… «Любовь –сильнее смерти и страха смерти, только ею, только любовью держится и движется жизнь», - сказал И.С. Тургенев.

С какими известными вам произведениями созвучно это слово? («О любви» Чехова, «Первая любовь» Тургенева).

Вы вспомнили произведения о любви, послушали песню. А теперь попробуйте выполнить такое задание: перед вами лежат листы бумаги, запишите слово «любовь», а затем подберите к нему ряд ассоциаций и тоже запишите их .

- На этих же листах сделайте цветограмму образа «любовь» (с помощью красок создайте цветовые пятна теми цветами, которые, по вашему мнению, соответствуют этому образу).

- Какой образ любви у нас получился? Зачитайте слова-ассоциации и расскажите о своей цветограмме образа «любви».

(Зачитываются примеры)

Вы не забыли, что у нас в гостях Федор Иванович Тютчев?

- На основании наших размышлений, ассоциаций, цветограммы попробуйте сформулировать тему урока. (Формулируют тему)

- Что вы ждете от сегодняшнего урока? (новых интересных открытий, знакомства с личной жизнью поэта).

- На какие вопросы мы должны ответить, чтобы оправдать ваши ожидания?

(Что или кто являлся вдохновителем стихов Тютчева о любви? Каковы особенности его лирики данной тематики?) – задачи урока.

- А теперь в парах поразмышляйте, о чём мог конкретно рассказать читателю Тютчев в стихотворениях с такими названиями: «Любовь как стихийная сила и «поединок роковой», «О, как убийственно мы лю­бим...», «К. Б.» (Обучающиеся выполняют работу, затем заслушиваются ответы, параллельно ведется запись на доске).

Возможные варианты ответа:

-возможно, о том, что Тютчеву приходилось бороться за свою любовь;

- о том, что часто мы убиваем самое прекрасное, что в нас есть;

-стихотворение, видимо, посвящено любимой женщине.

2.Осмысление.

Учитель:

Тема, о которой мы будем сегодня говорить, - одно из центральных событий зрелого творчества Тютчева. Эту тему можно определить как “жизнь сердца”, которая у Ф.И.Тютчева, по утверждению его биографов, была сложной, бурной, драматичной. В письме к дочери Дарье он признавался, что “несет в своей крови это ужасное свойство, не имеющее названия, нарушающее всякое равновесие, эту жажду любви…”В его стихах грубоватая чувственность, и игривость, трагичность и одухотворенность, но сквозным лучом проходит тема чистой и прекрасной любви.

Мы с вами прикоснемся к удивительным стихам о любви Ф. И. Тютчева, подарившего русской литературе классические слова о любви, о предмете любви, о признании в любви. Поговорим об особенностях его любовной лирики.

Четыре женщины, четыре Музы вдохновляли поэта на создание прекрасных лирических произведений. Полюбив, Тютчев уже не мог разлюбить. Любимая женщина являла для него воплощение целого мира. Кто же они, эти женщины?

Фрагмент фильма «Любовная лирика Тютчева» с 6 мин.6 сек

https://www.youtube.com/watch?v=QrXpyBqg55Y (3 мин.)

Задание: После просмотра ролика вы будете работать со стихами Тютчева.

Проследите, какое отражение личная жизнь Ф.И.Тютчева нашла в его поэтических произведениях. Своими наблюдениями вы должны будете воспользоваться, работая с конкретными произведениями.

  Работа с текстом.

1.Деятельность в группах: раздаются листы с текстами стихотворений.

Задание: поработайте со стихотворениями Тютчева.

1.Определить тему, идею, образы и мотивы этих произведений. Сделайте выводы о любви в жизни поэта.

2.Выписать все слова и выражения, которые использует поэт для описания всеобъемлющего чувства, своих эмоций.

3.На основе собственных слов ассоциативного ряда и выписанных слов из текста записать своё представление о предмете любви Тютчева.

4.Выразительно прочитать стихотворение.

«Любовь как стихийная сила и «поединок роковой". – 1 группа

«О, как убийственно мы лю­бим...», - 2 группа

«К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...») – 3 группа

2.Организуется обсуждение полученных в групповой работе результатов. Даются необходимые пояснения по ходу представления. Участники задают друг другу вопросы.

Подведем итоги. Каковы же особенности любовной лирики поэта?

Представьте, что у меня в руках два предмета, которые мы превратим в словесные образы: кусок льда и свеча. Поднесите руку к горящей свече, но так, чтобы не обжечься. Что вы чувствуете? (горячо, тепло). Запишите эти слова над первой колонкой. Представьте, что вы трогаете кусок льда. Что вы ощущаете? (холод) Куда вы запишите слова, которыми вы назвали свои ощущения? (ученики записывают слова во 2-й столбик). С какими нравственными понятиями можно соотнести слово «тепло»? (Любовь, счастье, жизнь). А слово- «холод»? (равнодушие, безнадежность, смерть)

  • Запишите в 1-ый столбец из стихотворений поэта понятия, обозначающие жизнь, счастье.

  • Какие звуки должны вы при этом слышать? (пение птиц, шелест деревьев, звон ручейков, звуки красивой мелодии: вальс, например)

  • Во 2-ой столбец – слова, ассоциирующиеся со словом холод.

  • Какие звуки сейчас окружают вас? (вой ветра, рев моря, тяжелая музыка)

Сделайте вывод.

Тепло

Холод





Значит, любовь для поэта – «и блаженство», и «безнадежность», и напряженное чувство, несущее человеку страдание, и счастье, и «поединок роковой» двух сердец.

Вернемся к эпиграфу урока. Так кому же принадлежат эти строки?

Действительно ли жизни блаженство в одной лишь любви? (Конечно. Любовь, по мнению Тютчева, может быть разной: искренней, доброй, страстной, безответной, счастливой и несчастной, но пока человек любит, он живет).

Задание. Возьмитесь снова за кисти и краски. Сделайте вновь цветограмму вашего отношения к любви. Изменилась ли она после прочтения стихов Тютчева?

- Какой образ у вас теперь получился? Расскажите о своей цветограмме образа.

Рефлексия:

Звучит романс « Я встретил Вас…»

https://www.youtube.com/watch?v=fV9T_UGI4to

 Что же такое любовь? Какой мы увидели её в стихотворениях Ф.И.Тютчева?

(Любовь - это не то, что сразу бросается в глаза и «кричит» о себе. Чаще всего это не очень приметное, тихое и спокойное явление. Надо уметь «всматриваться» и «вслушиваться» в людей. И др.)

Заключительное слово учителя: Любовная лирика рождается тогда, когда поэт встретит женщину, способную вызвать в его душе сильные чувства: любовь, страсть, восхищение. И пусть благословенны будут Анна Керн, Наталья Гончарова, Авдотья Панаева, Елена Денисьева и многие другие женщины, благодаря которым мы узнаем удивительные творения поэтов.

Помните:

Стремясь к любви, ты ищешь красоты,

Смотри ж не ошибись, ведь так случается,

Что самые прекрасные черты не взгляду,

А лишь сердцу открываются.


Домашние задание. Оформите ваши мысли в сочинении-миниатюре «Без любви всё ничто». Можете использовать в вашей работе слова, которые вы записали на листах в течение урока.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лашкарева Ирина Алексеевна

Дата: 03.08.2023

Номер свидетельства: 635277


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства