Ф.М.Достоевский. Страницы жизни и творчества. Сентиментальный роман «Белые ночи»
Ф.М.Достоевский. Страницы жизни и творчества. Сентиментальный роман «Белые ночи»
Урок литературы в 9 классе, в котором прослеживается жизненный путь Ф.М.Достоевского и определяется нравственно-философская проблематика повести "Белые ночи" и её связь с сегодняшним днём через особенности изображения образа мечтателя. Рассказ о писателе сопровождается презентацией.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Ф.М.Достоевский. Страницы жизни и творчества. Сентиментальный роман «Белые ночи»»
УРОК.Ф.М.Достоевский. Страницы жизни и творчества.
Сентиментальный роман «Белые ночи»
Цель урока: - Проследить жизненный путь писателя (кратко);
- сделать обзор романов;
- обменяться впечатлениями о прочитанной повести «Белые ночи»;
- определить нравственно-философскую проблематику повести и её связь с
сегодняшним днём через особенности изображения образа мечтателя.
Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Ф.М. Достоевский
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.Сегодня необычное утро: утро начала весны. Посмотрите в окно! Уже по-другому солнышко светит, задорно щебечут серые воробьи, голубое небо зовет ввысь, легкий весенний ветерок приносит с собой южное тепло… «Весна идет! Весне - дорогу!» Именно весной пробуждается в людях великое чувство – чувство любви!
Весна, весна, пора любви,
Как тяжко мне твое явленье,
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови..., - писал А.С. Пушкин
Каждый из нас стремится к совершенству, каждый хочет устроить свою личную жизнь и слышать заветные признания в любви. Однако на жизненном пути встречается множество проблем, которые приходится решать.
Главное помнить, что нельзя опускать руки, выход есть всегда. Нельзя останавливаться, нужно всегда идти вперед. Если даже любовь и отношения не несут вам ничего кроме боли и страданий, все равно нужно вести борьбу и защищать свое право на радость и счастье.
А что нужно человеку для счастья? Чтобы тот, кого мы любим, был всегда рядом, чтобы можно было чувствовать его взаимность и быть уверенным в нем, в себе и в грядущем дне.
2. Объявление темы урока, целей и задач.
И сегодня на уроке мы встретимся с влюбленными – влюбленными героями сентиментального романа Ф.М.Достоевского «Белые ночи». Повторим теорию литературы; «грамотно прочитаем» обложку книги; отработаем навыки ведения беседы по вопросам учителя. А наш урок назовем «Фёдор Михайлович! Спасибо за «Белые ночи»…»
Мы еще не изучали произведений Ф. М. Достоевского, хотя вы, несомненно, слышали имя этого великого русского писателя.
- Собственно, что вы знаете о нем? Каково ваше представление о его произведениях? Какие из них вы знаете по фильмам, спектаклям? О каких романах и повестях писателя говорят в вашем доме?
3. Рассказ о биографии Ф.М.Достоевского.
Ф. М. Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы как писатель-философ, потому что в центре его романов всегда стояла философская проблематика. Раскрытие этой проблематики объясняет глубокий интерес писателя к тайнам внутреннего мира человека, к психологическому анализу его личности.
«Нет ничего проще, чем составить жизнеописание Достоевского,- столько событий, происшествий, столько неожиданных поворотов и ударов судьбы! Эти «роковые жернова» перемололи бы любого. Скорость жизни Достоевского ужасна – это тот всепожирающий огонь, который испепеляет человека; выжить в таком ритме дано не каждому.
Но нет и ничего сложнее, чем писать о Достоевском. Весь он – дикий и одновременно ручной, страстный и вместе с тем холодный, сумасшедший и вместе с тем один из немногих разумных людей своего времени. Он – весь соткан из эмоции и чувства; его главный гений – неугомонная мысль и проницательный взгляд. Все в нем готово взорваться от того внутреннего давления, что он заключил в себя вместе с бедами и трагическими поисками человечества»,- так пишет в своей книге Вячеслав Лютов.
??? Давайте познакомимся, Фёдор Михайлович!!!
Ф.М.Достоевский никогда не писал о своих предках – жил, словно открестившись от них, вслед за отцом. В происхождении рода не было особой тайны, хотя прошлое оставалось темным и запутанным. Биографы сообщают, что «первым звеном в генеалогической цепи был Аслан-Челебимурза, некогда бежавший из Орды и нашедший приют у Дмитрия Донского». От него пошел род Ртищевых, прозванный так за большеротость. Во времена Василия Темного (ХV век) Ртищевы перебираются в Литву, где им «даруют несколько дворов в селе Достоево». С этого села и ведет начало фамилия нашего героя.
Достоевских было много. Со временем они утратили близость к княжескому двору, обнищали. А в 18 веке они словно пропали, и кто был дед и бабка по отцу, к примеру, Достоевский не знал и в глаза их никогда не видел.
Главной причиной тому - отец Достоевского Михаил Андреевич… Неуживчивый, мрачный, ожесточенный, угрюмый человек – он разом пресёк все родственные связи – в возрасте 20 лет уехал из дома в Москву в Медицинскую академию. Медицинскую практику Михаил Андреевич проходил в госпиталях 1812 года, затем получил звание штаб-лекаря, женился на дочери московского купца Марии Фёдоровне Нечаевой. Выйдя в отставку, поселился в Москве, где был назначен на должность лекаря Мариинской больницы для бедных. Здесь 30 октября (11 ноября) 1821 года родился Фёдор Михайлович Достоевский.
Говорят, характер человека закладывается в раннем детстве, и потом изменить его невозможно. Именно детские впечатления стали основой для всего творчества Достоевского.
Жили Достоевские небогато, в маленькой квартире из двух комнат, где ютились семь человек. Сама больница находилась на нищей Божедомке, старом кладбище без имен и богатых памятников, где, вдобавок, хоронили и самоубийц. Не отсюда ли родом «бедные люди», «нищий старик с собакой»???
В детстве лежат и истоки религиозности писателя – первым осознанным воспоминанием было, как «однажды няня привела его в гостиную, заставила встать на колени перед образами и прочесть молитву». Кстати, и читать Достоевский учился по «Ста четырем священным историям Ветхого и Нового завета».
Домашнее воспитание и обучение было строгим и жестким, хотя родители никогда детей не пороли и не ставили в угол. Держал в страхе вспыльчивый характер отца. Отец заставлял старших детей стоя отвечать ему уроки – и не дай бог сбиться в каком-нибудь слове. В доме Достоевских всегда был порядок, обязанности каждого исполнялись четко. Михаил Андреевич стремился к «высшей нравственности», «высшей идее» - этим желанием высшего и светлого будут впоследствии озарены многие произведения Достоевского.
Между тем братья взрослели. Отец сначала хотел отдать Михаила и Фёдора в университетский пансион, но потом подумал и нанял учителей: кто-то приходил на дом, к кому-то приходилось ездить.
А в сентябре 1834 года братья поступили в пансион Чермака, «одно из лучших частных заведений Москвы». Училище носило патриархальный характер, там старались дать иллюзию семейной жизни. Это училище славилось тем, что его воспитанники отличались хорошей литературной подготовкой и начитанностью.
О Достоевском-пансионере вспоминали: «Это был серьезный, задумчивый мальчик, белокурый, с бледным лицом. Его мало занимали игры, он не оставлял почти книг, проводя свободное время в разговорах со старшими воспитанниками».
Зима 1837 года выдалась черной. Тяжело заболела Мария Фёдоровна. Доктор Достоевский, несомненно, понимал всю безвыходность положения и теперь пытался лишь продлить ей жизнь. В конце февраля стало понятно, что «все усилия тщетны и что скоро произойдет печальный исход». Перед смертью маменька пришла в память, потребовала икону Спасителя, сначала благословила детей, потом отца…
Следом за смертью матери братья Достоевские узнали о дуэли Пушкина. «Братья чуть с ума не сходили, услыша об этой смерти и о всех подробностях ее. Фёдор говорил, что если бы у нас не было семейного траура, он просил бы позволения отца носить траур по Пушкину».
После смерти матери братьев Фёдора и Михаила поместили в Инженерное училище. Фёдор Михайлович отдал Инженерному замку 7 лет своей жизни, ставших платой за ошибку отца, отдавшего сюда сына. У Фёдора не было тяги к карьере военного, но ослушаться отца он не мог. Вступительные экзамены выдержал с честью и набрал наибольшее количество баллов, но ужасно расстроился, когда узнал, что вперед него выделили тех, кто «подарил деньги». На медицинском осмотре произошла «небольшая ошибка»: здорового Михаила Достоевского «забраковали», а Фёдора, страдающего различными недугами, зачислили. Эта ошибка разлучила братьев – Михаил уехал в Ревель, где вскоре и женился.
После производства в офицеры Фёдор Михайлович стал жить на частной квартире, что позволило ему чувствовать себя свободным и мечтать о творчестве. «Я был тогда страшным мечтателем, - вспоминал позднее Достоевский. – И чего я не перемечтал в моем юношестве…»
В 1839 г. скоропостижно скончался отец от апоплексического удара. Это известие настолько потрясло будущего писателя, что с ним случился нервный припадок, который усугубился слухами о том, что отец умер не своей смертью, а был убит мужиками. Болезнь развилась в эпилепсию, которая мучила писателя всю жизнь.
Унизительная бедность, занятие нелюбимым делом – все это подтолкнуло Федора Михайловича выйти в отставку, чтобы всецело посвятить себя литературной работе.
В 1846 г. увидело свет первое оригинальное произведение Достоевского «Бедные люди», принесшее автору необычайный успех. История его публикации известна: Некрасов и Григорович рано утром ворвались в квартиру известного критика Белинского со словами: «Новый Гоголь явился!» - «У вас Гоголи-то как грибы растут», - строго заметил критик, но, прочитав рукопись, воскликнул: «Что автор – молодой человек?» - и, узнав, что ему нет и 25 лет, произнес: «Ну, так он гениальный человек!»
Потом Белинский скажет самому Достоевскому: «Цените ваш дар и оставайтесь верным ему и будете великим писателем!»
«Я вышел от него в упоении, - рассказывал Достоевский. – Началось что-то…такое, чего я и не предполагал тогда даже в самых страстных мечтах моих…Это была самая восхитительная минута во всей моей жизни»
4. Художественное своеобразие «Белых ночей»
В 1848 году Ф.М.Достоевский создает свой «сентиментальный роман» «Белые ночи» о петербургском мечтателе. Сам писатель вспоминал время, когда создавалась повесть: это было, прежде всего, особое ощущение Петербурга со всеми его резкими контрастами как «фантастической волшебной грёзы», как чего-то стоящего на грани реальности и фантастического вымысла (М.Бахтин).
«Белые ночи» были опубликованыв декабрьской книжке «Отечественных записок» за 1848 год, оказались одним из последних произведений молодого Достоевского.
Вопрос классу: – Вы, наверняка, обратили внимание на необычное название произведения Ф.М. Достоевского. Критик Дружинин А.В. даже счёл название “немного странным и хитросплетённым”.
“Белые ночи” имеют два подзаголовка: “Сентиментальный роман” и “Из воспоминаний мечтателя”
- Всего сколько слов? (Существует выражение: “За семью печатями”. Или: “за семью замками”. Как справедливо замечает Юрий Манн в статье “Боль о человеке”, “по счастливому совпадению, семь слов романа – это как бы семь ключиков к его художественной тайне”. И мы сегодня на уроке попробуем её приоткрыть)
- Ребята, роман называется “Белые ночи”. Что это за явление: белые ночи? С чем у вас ассоциируется белый цвет? (вы невольно помечтали)
Бе́лые но́чи — ночи, в течение которых естественная освещённость так и не становится слишком низкой, то есть вся ночь состоит лишь из сумерек. Светлые ночи, сумерки в Петербурге.
- А почему у нас невозможно такое явление, как белые ночи? (Явление наблюдается в умеренных и высоких широтах перед летним солнцестоянием и после него).
- Но есть еще символическое значение этого словосочетания. (Белые ночи – счастливые ночи, когда можно мечтать, о чём желаешь)
- Какое значение вкладывает Достоевский в название? (Символическое)
– Ребята, скажите, к какому жанру относится произведение “Белые ночи”? Подсказку нам дает сам автор в подзаголовке. (Роман)
Название соединяет в себе романтическую символику (ночь – пора мечтаний, пора поэзии) с точным указанием на петербургское происхождение героев и петербургский характер истории. А если перевести название повести на французский язык, то оно приобретает дополнительный смысл – “бессонные ночи”. В такие ночи не просто уснуть, кажется, должно что-то произойти.
– Что означает слово “сентиментальный”, где вы уже встречались с этим понятием?
(Сентиментальный – от франц. “чувственный”. При изучении творчества Карамзина, который был основоположником сентиментализма в России, его повести “Бедная Лиза”)
Это слово на протяжении лет меняло свой смысл. Буквально оно означает «чувственный». В 18 веке под флагом чувствительности выступило целое литературное направление – сентиментализм. Движение сердца, внутренняя жизнь, переживания героев стали интересны для писателей.
Существовал издавна такой жанр как путешествие. Путешествовать – значит передвигаться во времени и пространстве. Но сентименталисты установили новое понимание путешествия – путешествие души и сердца, путешествие воображения.
Но времена менялись, и понятие сентиментального, так сказать, понизилось в цене. Оно стало выражением приторной чувствительности, мелочности ощущений, докучливой слезливости.
В 40-е годы 19 века с возникновением «натуральной школы» восстановили в правах значение чувства, еле уловимых переживаний. Апполон Григорьев, критик, склонен был даже называть чуть ли не всю «натуральную школу» школой «сентиментального натурализма». И типичным ее образцом считал «Белые ночи».
- Обратимся к ключевому понятию – «воспоминания». Точнее – «Из воспоминаний мечтателя». Что это значит? (Это значит, что сам герой вспоминает о своих встречах с Настенькой).
Воспоминания играют исключительную роль в его духовной жизни. И связано это с тем, что он – мечтатель.
- Но какое значение имеет предлог «из»? (В нем есть оттенок непрерывности, длительности. Вся его жизнь – это «свиток» или рой запечатленных в воображении «узоров». Вырвать из них что-то – значит представить не целое, а отрывок.. Но можно ли полностью, не в отрывках, передать жизнь???
Однако в предлоге «из» заключен и другой смысл: осознанного выбора. Одно герой предпочел остальному, выбрал из цепи воспоминаний более интересное. В предлоге есть уже момент оценки, связанной с ощущением значительности, важности описываемых событий.
– Какие слова взял Достоевский в качестве эпиграфа? Какой комментарий вы можете дать к ним? (В качестве эпиграфа Достоевский взял три последние строчки из стихотворения И.С. Тургенева “Цветок” (1843), слегка изменив и тем самым отчасти переосмыслив их. В первом – уверенность, во втором – сомнение.
У Тургенева:
Знать, был он создан для того,
Чтобы побыть одно мгновенье
В соседстве сердца твоего.
У Достоевского:
…Иль был он создан для того,
Чтобы побыть одно мгновенье
В соседстве сердца твоего?..
– От чьего лица ведется повествование в повести “Белые ночи”? (От лица мечтателя)
Учитель: Тема мечтателя волновала Достоевского всю жизнь. Позднее он даже намеревался писать роман “Мечтатель”, ибо, как считал писатель, “и все мы более или менее мечтатели”.
5. Словарная работа. Обратимся к словарю С.И.Ожегова
Мечтательный – тот, кто предается мечтам, фантазер.
Впервые Достоевский нарисовал психологический портрет мечтателя в1847 году в “Петербургской летописи” (так назывался воскресный фельетон, который писатель вёл в газете “Санкт-Петербургские ведомости”)
(Фельетоном называли занимательные материалы, различные статьи, заметки, помещаемые в нижней части газеты).
Внимание на слайд “Петербургская летопись”:
“…В характерах, жадных деятельности, жадных непосредственной жизни, жадных действительности, но слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называют мечтательностью, и человек делается не человеком, а каким-то странным существом среднего рода – мечтателем…
Они любят читать и читать всякие книги, даже серьёзные, специальные, но обыкновенно со второй, третьей страницы бросают чтение, ибо удовлетворились вполне. Фантазия их подвижная, летучая, лёгкая, уже возбуждена, впечатление настроено, и целый мечтательный мир вдруг овладевает всем бытием мечтателя. …
Постепенно, неприметно начинает в нём притупляться талант действительной жизни. Ему, естественно, начинает казаться, что наслаждения, доставляемые ему своевольной фантазией, полнее, роскошнее, любовнее настоящей жизни”.
– Как вы думаете, можно ли эту характеристику мечтателя отнести к герою “Белых ночей”? (Да, отчасти можно)
6. Заключительное слово учителя: Солнце поднимается выше, день продолжает свое шествие по земле… А мы должны «погрузиться» в чтение романа Достоевского, чтобы потом сказать: «Федор Михайлович! Спасибо за «Белые ночи»!»
7. Домашнее задание: - прочитать (перечитать) роман «Белые ночи»;
- стр.5-7 предисловия Ю.Манна;
- составить характеристику главного героя;
- «рассказать» историю Настеньки.
Образ Петербурга, образ «маленького человека», тема психологической двойственности человеческой личности, возникшие в «Бедных людях», продолжатся в произведениях 40-х гг.: «Двойник» (1846 г.), «Белые ночи» (1848 г.), «Неточка Незванова» (1846–1849 гг.).
1845 год — выходит первый его роман «Бедные люди», который приносит писателю серьезный успех. Достоевский точно, реалистично обрисовывает петербургский быт. Его герои не великосветские дамы и господа, а обычные чиновники и обыватели. Белинский высоко оценил это произведение.
В повести «Двойник» Достоевский показывает глубочайшее понимание психологии человека, ее патологических состояний: беллетрист сосредоточивает внимание на человеке с раздвоением сознания.
В скором времени Ф. М. Достоевский входит в кружок М. В. Буташевича-Петрашевского, члены которого занимались исследованием работ французских социалистов-утопистов Сен-Симона и Фурье. Петрашевцы — разговор молодых разночинцев в Петербурге в 1844—1849 годах. На общедоступных встречах на жилплощади Буташевича-Петрашевского обсуждались вопросы освобождения крестьян от крепостного права.
В 1848 году Достоевский делает повесть «Белые ночи» о сентиментальном человеке, оторванном от жизни мечтателе. В это же время наступает революция во Франции, а в России наступает «мрачное семилетие» реакции. Российская Федерация, в то время одно из самых сильных государств мира, воспринимает на себя роль «жандарма Европы». Все инакомыслие изгоняется из Рф. Петрашевцы — двадцать два основных участника и организатор невинного, казалось бы, кружка — судились военнослужащим судом. Участников кружка арестовывают и приговаривают «к смертной экзекуции расстрелянием».
Страшные минуты переживают Ф. М. Достоевский с товарищами, когда они, приготовленные к расстрелу, были уже готовы расстаться с жизнью, внезапно осужденным объявляют высочайшую милость Николая I: смертная казнь заменяется 4 годами каторжных работ с последующей службой солдатами. Там, на каторге, случается новое рождение Достоевского как писателя и человека. Ему светит стать величайшим писателем, перед которым откроются глубины людской натуры.
Ожидание смерти перед объявлением о помиловании, а после тяжелейшая жизнь на каторге произвели в писателе духовный переворот. Его миропонимание изменилось: до ареста Достоевский был сторонником буржуазной демократии, то есть западного пути становления России, но после каторги единственный путь России он лицезреет в обращении к православной патриархальности.
В своих романах Достоевский сосредоточен на борьбе в человеке Божественного и дьявольского начал. Принято считать, собственно что Достоевский — великий психолог, но он проник глубже психологии — в район метафизики человеческого существования.
Достоевского волнует правда о человеке, он обрисовывает ее в максимально обнаженном виде, когда абсолютно все защитные покровы сняты и душа человека оголена. Из-за этого он постоянно помещает своих героев в трудные жизненные обстоятельства, подвергает их душевным мучениям. Лишь только в невыносимых положениях снимаются маски,
предписанные обществом и собственными представлениями. Беллетрист хочет добраться до самого дна и там, на последнем вскрике, всхлипе и стоне, поймать правду о человеке. Можно провести такую параллель: сопоставить творчество Достоевского с творчеством Гоголя. Если у Гоголя зло косно и статично, а эталон трудноразличим (известно, что сам писатель очень переживал из-за невозможности сделать положительный образ), то у Достоевского зло динамично, оно энергично приспосабливается, но между ним и добром уже идет тяжелая борьба. Можно предположить, что Достоевский — это Гоголь, разглядевший свет в конце туннеля и оттого глубокий надежд.
Но сейчас мы остановимся на последней до отправки на каторгу повести Достоевского «Белые ночи».
Его герои обычно сосредоточены на разрешении какой-либо философской проблемы, их не интересует бытовая сторона жизни. «Русские мальчики», как обычно называл Достоевский своих любимых героев, переполнены идеями и страстями.
Основу конфликтов в его романах составляет внутренняя борьба в душах героев и борьба этих героев, раздираемых противоречиями, между собой. Суть этой борьбы – решение вопроса о добре и зле.
Организация класса (минута красноречия: какие ассоциации вызывает у вас слово мечта?)
В связи с этим, ребята попытаются сформулировать тему урока, его цель. Слайды 1,2
II. Изучение новой темы.
Вопрос классу: – Вы наверняка обратили внимание на необычное название одного из ранних произведений Ф.М. Достоевского. Критик Дружинин А.В. даже счёл название “немного странным и хитросплетённым”.
(Впервые опубликованные в 1848году, “Белые ночи” имеют два подзаголовка: “Сентиментальный роман” и “Из воспоминаний мечтателя”) Всего сколько слов? Слайд 3
Существует выражение: “За семью печатями”. Или: “за семью замками”. Как справедливо замечает Юрий Манн в статье “Боль о человеке”, “по счастливому совпадению, семь слов романа – это как бы семь ключиков к его художественной тайне”. И мы сегодня на уроке попробуем её приоткрыть
– Ребята, роман называется “Белые ночи”.
– Что это за явление: белые ночи? С чем у вас ассоциируется белый цвет? (вы невольно помечтали)
Один ученик садится к компьютеру и через интернет узнает прямое значение словосочетания “белые ночи”.Слайд 4.
- А почему у нас невозможно такое явление, как белые ночи?
- Но есть еще символическое значение этого словосочетания. Слайд 5.
- Белые ночи. Каким выразительным средством вы бы охарактеризовали это славосочетание?
– Ребята, скажите, к какому жанру относится произведение “Белые ночи”? Подсказку нам дает сам автор в подзаголовке.
Название соединяет в себе романтическую символику (ночь – пора мечтаний, пора поэзии) с точным указанием на петербургское происхождение героев и петербургский характер истории. А если перевести название повести на французский язык, то оно приобретает дополнительный смысл – “бессонные ночи”. В такие ночи не просто уснуть, кажется, должно что-то произойти.
(Сентиментальный роман) Слайд 6
– Что означает слово “сентиментальный”, где вы уже встречались с этим понятием?
(Сентиментальный – от франц. “чувственный”. При изучении творчества Карамзина, который был основоположником сентиментализма в России, его повести “Бедная Лиза”)
– Какие слова взял Достоевский в качестве эпиграфа? Какой комментарий вы можете дать к ним? (В качестве эпиграфа Достоевский взял три последние строчки из стихотворения И.С. Тургенева “Цветок” (1843), слегка изменив и тем самым отчасти переосмыслив их. В первом – уверенность, во втором – сомнение. Слайд 7.
У Тургенева:
Знать, был он создан для того, Чтобы побыть одно мгновенье В соседстве сердца твоего.
У Достоевского:
…Иль был он создан для того, Чтобы побыть одно мгновенье В соседстве сердца твоего?..)
– От чьего лица ведется повествование в повести “Белые ночи”?
Тема мечтателя волновала Достоевского всю жизнь. Позднее он даже намеревался писать роман “Мечтатель”, ибо, как считал писатель, “и все мы более или менее мечтатели”.Слайд 8.
Мечтательный – тот, кто предается мечтам, фантазер. Слайд 9.
Впервые Достоевский нарисовал психологический портрет мечтателя в1847 году в “Петербургской летописи” (так назывался воскресный фельетон, который писатель вёл в газете “Санкт-Петербургские ведомости”)(фельетоном называли занимательные материалы, различные статьи, заметки, помещаемые в нижней части газеты). Внимание на слайд “Петербургская летопись”: Слайд 10.
“…В характерах, жадных деятельности, жадных непосредственной жизни, жадных действительности, но слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называют мечтательностью, и человек делается не человеком, а каким-то странным существом среднего рода – мечтателем…
Они любят читать и читать всякие книги, даже серьёзные, специальные, но обыкновенно со второй, третьей страницы бросают чтение, ибо удовлетворились вполне. Фантазия их подвижная, летучая, лёгкая, уже возбуждена, впечатление настроено, и целый мечтательный мир вдруг овладевает всем бытием мечтателя. …
Постепенно, неприметно начинает в нём притупляться талант действительной жизни. Ему, естественно, начинает казаться, что наслаждения, доставляемые ему своевольной фантазией, полнее, роскошнее, любовнее настоящей жизни”.
– Как вы думаете, можно ли эту характеристику мечтателя отнести к герою “Белых ночей”? Найдите подтверждение в тексте.
Слайд 11. Отрывок из художественного фильма “Белые ночи” Режиссеры: Ю. Данилович, В. Семаков. В главных ролях: Мечтатель: Олег Стриженов, Настенька: Людмила Марченко, Мосфильм,1959
- Как вы думаете, считает ли сам автор своего героя “существом среднего рода”?
А теперь обратимся к герою сентиментальной повести и попробуем выявить отличительные черты его. Слайд 12
Беседа по вопросам:
- Каков род занятий главного героя повести? (ничего не сказано, только мечтает, он – мечтатель)
- Каковы особенности мироощущения мечтателя? (по началу повести) Одиночество
- Какие общечеловеческие ценности лежат в основе такого мироощущения? (доброта, участие к людям, любовь к окружающему миру…)
- Это положительные черты? Значит, мечтательство совершенно безобидно? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, выберите геометрическую фигуру, в виде которой вы представляете себе жилище мечтателя .Слайд 13.
- Обоснуйте свой выбор.
2-3 уч-ся доказывают свою точку зрения
- Какие цвета преобладают при описании квартиры? (зелёный-цвет надежды, в конце – узнаём, что из окна был виден, жёлтый дом, жёлтый – “цвет радостный, бодрящий и нежный”, по определению Гёте.
- Как эта квартира характеризует героя?
Выводы: Мечтательство как мировосприятие характеризуется любовью ко всему окружающему, добротой, участием к людям. У Достоевского жилище героя всегда отражает его характер.
Бесконечно одинокий, смущающийся, когда ему приходится разговаривать с людьми, герой повести наделен способностью тонко чувствовать красоту и поэзию ничем не замечательных углов города.
- Ребята, как мечтатель воспринимает город? (город воспринимает поэтически. Каждое здание для него – живое существо). История с одним домом (зачитать)
Ребята, обратимся к мастерству Достоевского-художника. Какие краски использует автор в отрывке? (розовый)Почему? “Караул, домик красят в желтую краску!”
- Кому из вас, ребята, не нравится желтый цвет? Слайд 14.
- Есть ли в отрывке слово, которое можно было поставить в один ряд с этим словом? (желчь)
- При жизни Достоевского желтый и желчный писались через о. (“Это написание как-то грубее и выразительнее. Стоило бы и теперь восстановить это начертание: оно подчеркивало бы особенное значение, которое вложил в это слово Достоевский” В.Кожинов, литературовед).
В словаре Ожегова слово желчный - раздражительный, злой.
Сердце мечтателя не приемлет ничего желчного, злого, некрасивого.
Слайд 15. Дом, где жил Достоевский
Слайд 16. Дома города Прокопьевска. Как вы думаете, приятнее жить в таком городе?
- Какие цвета преобладают при описании квартиры? (зелёный-цвет надежды, в конце – узнаём, что из окна был виден, жёлтый дом, жёлтый – “цвет радостный, бодрящий и нежный”, по определению Гёте.
- Как эта квартира характеризует героя?
- О чем мечтает герой? Определите характер его мечтаний.
Выводы: Мечтательство как мировосприятие характеризуется любовью ко всему окружающему, добротой, участием к людям. У Достоевского жилище героя всегда отражает его характер.
Физминутка. Слайд 17-31.
Слайд 32
Что запечатлено на этих рисунках?
Что символизируют?
Какие ассоциации вызывают?
Слайд 33. Отрывок из кинофильма
- Вы узнали героиню романа? Как вы думаете, она мечтательница?
- О чем мечтает Настенька?
Однажды судьба послала им встречу.
Прогуливаясь бессонной ночью по набережной Екатерининского канала, Мечтатель встретил девушку. Зачитатьописание ее внешности. Слайды 34, 35
– Перечитайте сцену первой встречи Мечтателя с Настенькой (чтение по ролям). (Со слов: “Да, если моя рука дрожит, то это оттого, что никогда ещё её не обхватывала такая хорошенькая маленькая ручка, как ваша” До слов: “О, вы меня не знаете!”) Почему он так легко и просто увлёкся девушкой? (Все его прежние встречи были воображаемые, а тут – настоящие встречи, знакомства, почти роман…)
- Ребята, что настораживает вас в этом отрывке, что кажется нелогичным? (девушка была в премиленькой желтой шляпке) – желтый желчный цвет выступает в соседстве со словом “премиленький”
- Каким было настроение Мечтателя в ночь, когда он встретил Настеньку? (хорошим, веселым).Почему?
Мечтатель упоен красотой петербургской ночи. Поддавшись ее очарованию, герой и мир вокруг воспринимает поэтически. Он чувствует гармонию во всем, его настроение радостное, в такой момент его не раздражает даже нелюбимый желтый цвет.
Наши герои стали встречаться.
- Любил ли Мечтатель кого-нибудь до Настеньки? (мечту, идеал)
- Что привлекло героя к ней?
Герой интуитивно почувствовал в Настеньке мечтательность, чистоту. Наивность. Он понял, что любовь к Настеньке спасет его от бесплодного мечтательства и утолит жажду настоящей жизни.
- Какой финал их отношений? Можно считать такое завершение несчастным?
Слайд 36. (показ финальных сцен фильма)
У Вероники Тушновой есть такие строки:
Улыбаюсь, а сердце плачет В одинокие вечера. Я люблю тебя, это значит – Я желаю тебе добра
Рефлексия. Слайд 37
ВЫБЕРИТЕ КАЧЕСТВА, КОТОРЫЕ,ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ,МОЖНО ОТНЕСТИ К МЕЧТАТЕЛЮ
Озлобленность
Лживость
Трусость
Сострадательность
Искренность
Доброта
Жестокость
Чуткость
ОПРЕДЕЛИТЕ Слайд 38
ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕЧТАТЕЛЯ:
ХАРАКТЕР МЕЧТАНИЙ ГЕРОЯ:
Фантастический
Романтический
Приближённый к реальности
Лишённый всякого смысла
Оригинал
Смешной человек
Лишний человек
Маленький человек
Чудак
Актуально ли сегодня быть мечтателем?
Мечтатель умеет ценить каждое мгновение жизни, каждую минуту счастья! И с благодарностью воспринимает жизнь как Божий Дар. И это не всем дано.
Слайд 39 – 40. Итог урока: рисуем солнышко (мне очень понравилось, мне было весело, я много узнал нового, мне было скучно).
Д.З. Как вы думаете, удалось ли герою до конца избавиться от своего мечтательства? (как в конце он видит своё будущее)