kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ф.М.Достоевский. Страницы жизни и творчества. Сентиментальный роман «Белые ночи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 9 классе, в котором прослеживается жизненный путь Ф.М.Достоевского и определяется нравственно-философская проблематика повести "Белые ночи" и её связь с сегодняшним днём через особенности изображения образа мечтателя. Рассказ о писателе сопровождается презентацией.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ф.М.Достоевский. Страницы жизни и творчества. Сентиментальный роман «Белые ночи»»

УРОК. Ф.М.Достоевский. Страницы жизни и творчества.

Сентиментальный роман «Белые ночи»


Цель урока: - Проследить жизненный путь писателя (кратко);

- сделать обзор романов;

- обменяться впечатлениями о прочитанной повести «Белые ночи»;

- определить нравственно-философскую проблематику повести и её связь с

сегодняшним днём через особенности изображения образа мечтателя.

Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь
разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время;
я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.
Ф.М. Достоевский



ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

2. Слово учителя. Сегодня необычное утро: утро начала весны. Посмотрите в окно! Уже по-другому солнышко светит, задорно щебечут серые воробьи, голубое небо зовет ввысь, легкий весенний ветерок приносит с собой южное тепло… «Весна идет! Весне - дорогу!» Именно весной пробуждается в людях великое чувство – чувство любви!

Весна, весна, пора любви,

Как тяжко мне твое явленье,

Какое томное волненье

В моей душе, в моей крови..., - писал А.С. Пушкин


Каждый из нас стремится к совершенству, каждый хочет устроить свою личную жизнь и слышать заветные признания в любви. Однако на жизненном пути встречается множество проблем, которые приходится решать.

Главное помнить, что нельзя опускать руки, выход есть всегда. Нельзя останавливаться, нужно всегда идти вперед. Если даже любовь и отношения не несут вам ничего кроме боли и страданий, все равно нужно вести борьбу и защищать свое право на радость и счастье.

А что нужно человеку для счастья? Чтобы тот, кого мы любим, был всегда рядом, чтобы можно было чувствовать его взаимность и быть уверенным в нем, в себе и в грядущем дне.



2. Объявление темы урока, целей и задач.

И сегодня на уроке мы встретимся с влюбленными – влюбленными героями сентиментального романа Ф.М.Достоевского «Белые ночи». Повторим теорию литературы; «грамотно прочитаем» обложку книги; отработаем навыки ведения беседы по вопросам учителя. А наш урок назовем «Фёдор Михайлович! Спасибо за «Белые ночи»…»

Мы еще не изучали произведений Ф. М. Достоевского, хотя вы, несомненно, слышали имя этого великого русского писателя.

- Собственно, что вы знаете о нем? Каково ваше представление о его произведениях? Какие из них вы знаете по фильмам, спектаклям? О каких романах и повестях писателя говорят в вашем доме?


3. Рассказ о биографии Ф.М.Достоевского.


Ф. М. Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы как писатель-философ, потому что в центре его романов всегда стояла философская проблематика. Раскрытие этой проблематики объясняет глубокий интерес писателя к тайнам внутреннего мира человека, к психологическому анализу его личности.


«Нет ничего проще, чем составить жизнеописание Достоевского,- столько событий, происшествий, столько неожиданных поворотов и ударов судьбы! Эти «роковые жернова» перемололи бы любого. Скорость жизни Достоевского ужасна – это тот всепожирающий огонь, который испепеляет человека; выжить в таком ритме дано не каждому.

Но нет и ничего сложнее, чем писать о Достоевском. Весь он – дикий и одновременно ручной, страстный и вместе с тем холодный, сумасшедший и вместе с тем один из немногих разумных людей своего времени. Он – весь соткан из эмоции и чувства; его главный гений – неугомонная мысль и проницательный взгляд. Все в нем готово взорваться от того внутреннего давления, что он заключил в себя вместе с бедами и трагическими поисками человечества»,- так пишет в своей книге Вячеслав Лютов.


??? Давайте познакомимся, Фёдор Михайлович!!!


Ф.М.Достоевский никогда не писал о своих предках – жил, словно открестившись от них, вслед за отцом. В происхождении рода не было особой тайны, хотя прошлое оставалось темным и запутанным. Биографы сообщают, что «первым звеном в генеалогической цепи был Аслан-Челебимурза, некогда бежавший из Орды и нашедший приют у Дмитрия Донского». От него пошел род Ртищевых, прозванный так за большеротость. Во времена Василия Темного (ХV век) Ртищевы перебираются в Литву, где им «даруют несколько дворов в селе Достоево». С этого села и ведет начало фамилия нашего героя.


Достоевских было много. Со временем они утратили близость к княжескому двору, обнищали. А в 18 веке они словно пропали, и кто был дед и бабка по отцу, к примеру, Достоевский не знал и в глаза их никогда не видел.


Главной причиной тому - отец Достоевского Михаил Андреевич… Неуживчивый, мрачный, ожесточенный, угрюмый человек – он разом пресёк все родственные связи – в возрасте 20 лет уехал из дома в Москву в Медицинскую академию. Медицинскую практику Михаил Андреевич проходил в госпиталях 1812 года, затем получил звание штаб-лекаря, женился на дочери московского купца Марии Фёдоровне Нечаевой. Выйдя в отставку, поселился в Москве, где был назначен на должность лекаря Мариинской больницы для бедных. Здесь 30 октября (11 ноября) 1821 года родился Фёдор Михайлович Достоевский.


Говорят, характер человека закладывается в раннем детстве, и потом изменить его невозможно. Именно детские впечатления стали основой для всего творчества Достоевского.


Жили Достоевские небогато, в маленькой квартире из двух комнат, где ютились семь человек. Сама больница находилась на нищей Божедомке, старом кладбище без имен и богатых памятников, где, вдобавок, хоронили и самоубийц. Не отсюда ли родом «бедные люди», «нищий старик с собакой»???


В детстве лежат и истоки религиозности писателя – первым осознанным воспоминанием было, как «однажды няня привела его в гостиную, заставила встать на колени перед образами и прочесть молитву». Кстати, и читать Достоевский учился по «Ста четырем священным историям Ветхого и Нового завета».


Домашнее воспитание и обучение было строгим и жестким, хотя родители никогда детей не пороли и не ставили в угол. Держал в страхе вспыльчивый характер отца. Отец заставлял старших детей стоя отвечать ему уроки – и не дай бог сбиться в каком-нибудь слове. В доме Достоевских всегда был порядок, обязанности каждого исполнялись четко. Михаил Андреевич стремился к «высшей нравственности», «высшей идее» - этим желанием высшего и светлого будут впоследствии озарены многие произведения Достоевского.


Между тем братья взрослели. Отец сначала хотел отдать Михаила и Фёдора в университетский пансион, но потом подумал и нанял учителей: кто-то приходил на дом, к кому-то приходилось ездить.


А в сентябре 1834 года братья поступили в пансион Чермака, «одно из лучших частных заведений Москвы». Училище носило патриархальный характер, там старались дать иллюзию семейной жизни. Это училище славилось тем, что его воспитанники отличались хорошей литературной подготовкой и начитанностью.


О Достоевском-пансионере вспоминали: «Это был серьезный, задумчивый мальчик, белокурый, с бледным лицом. Его мало занимали игры, он не оставлял почти книг, проводя свободное время в разговорах со старшими воспитанниками».


Зима 1837 года выдалась черной. Тяжело заболела Мария Фёдоровна. Доктор Достоевский, несомненно, понимал всю безвыходность положения и теперь пытался лишь продлить ей жизнь. В конце февраля стало понятно, что «все усилия тщетны и что скоро произойдет печальный исход». Перед смертью маменька пришла в память, потребовала икону Спасителя, сначала благословила детей, потом отца…


Следом за смертью матери братья Достоевские узнали о дуэли Пушкина. «Братья чуть с ума не сходили, услыша об этой смерти и о всех подробностях ее. Фёдор говорил, что если бы у нас не было семейного траура, он просил бы позволения отца носить траур по Пушкину».

После смерти матери братьев Фёдора и Михаила поместили в Инженерное училище. Фёдор Михайлович отдал Инженерному замку 7 лет своей жизни, ставших платой за ошибку отца, отдавшего сюда сына. У Фёдора не было тяги к карьере военного, но ослушаться отца он не мог. Вступительные экзамены выдержал с честью и набрал наибольшее количество баллов, но ужасно расстроился, когда узнал, что вперед него выделили тех, кто «подарил деньги». На медицинском осмотре произошла «небольшая ошибка»: здорового Михаила Достоевского «забраковали», а Фёдора, страдающего различными недугами, зачислили. Эта ошибка разлучила братьев – Михаил уехал в Ревель, где вскоре и женился.


После производства в офицеры Фёдор Михайлович стал жить на частной квартире, что позволило ему чувствовать себя свободным и мечтать о творчестве. «Я был тогда страшным мечтателем, - вспоминал позднее Достоевский. – И чего я не перемечтал в моем юношестве…»


В 1839 г. скоропостижно скончался отец от апоплексического удара. Это известие настолько потрясло будущего писателя, что с ним случился нервный припадок, который усугубился слухами о том, что отец умер не своей смертью, а был убит мужиками. Болезнь развилась в эпилепсию, которая мучила писателя всю жизнь.


Унизительная бедность, занятие нелюбимым делом – все это подтолкнуло Федора Михайловича выйти в отставку, чтобы всецело посвятить себя литературной работе.


В 1846 г. увидело свет первое оригинальное произведение Достоевского «Бедные люди», принесшее автору необычайный успех. История его публикации известна: Некрасов и Григорович рано утром ворвались в квартиру известного критика Белинского со словами: «Новый Гоголь явился!» - «У вас Гоголи-то как грибы растут», - строго заметил критик, но, прочитав рукопись, воскликнул: «Что автор – молодой человек?» - и, узнав, что ему нет и 25 лет, произнес: «Ну, так он гениальный человек!»


Потом Белинский скажет самому Достоевскому: «Цените ваш дар и оставайтесь верным ему и будете великим писателем!»

«Я вышел от него в упоении, - рассказывал Достоевский. – Началось что-то…такое, чего я и не предполагал тогда даже в самых страстных мечтах моих…Это была самая восхитительная минута во всей моей жизни»


4. Художественное своеобразие «Белых ночей»


В 1848 году Ф.М.Достоевский создает свой «сентиментальный роман» «Белые ночи» о петербургском мечтателе. Сам писатель вспоминал время, когда создавалась повесть: это было, прежде всего, особое ощущение Петербурга со всеми его резкими контрастами как «фантастической волшебной грёзы», как чего-то стоящего на грани реальности и фантастического вымысла (М.Бахтин).


«Белые ночи» были опубликованы в декабрьской книжке «Отечественных записок» за 1848 год, оказались одним из последних произведений молодого Достоевского.


Вопрос классу: – Вы, наверняка, обратили внимание на необычное название произведения Ф.М. Достоевского. Критик Дружинин А.В. даже счёл название “немного странным и хитросплетённым”.

“Белые ночи” имеют два подзаголовка: “Сентиментальный роман” и “Из воспоминаний мечтателя”


- Всего сколько слов? (Существует выражение: “За семью печатями”. Или: “за семью замками”. Как справедливо замечает Юрий Манн в статье “Боль о человеке”, “по счастливому совпадению, семь слов романа – это как бы семь ключиков к его художественной тайне”. И мы сегодня на уроке попробуем её приоткрыть)


- Ребята, роман называется “Белые ночи”. Что это за явление: белые ночи? С чем у вас ассоциируется белый цвет? (вы невольно помечтали)

Бе́лые но́чи — ночи, в течение которых естественная освещённость так и не становится слишком низкой, то есть вся ночь состоит лишь из сумерек. Светлые ночи, сумерки в Петербурге.



- А почему у нас невозможно такое явление, как белые ночи? (Явление наблюдается в умеренных и высоких широтах перед летним солнцестоянием и после него).


- Но есть еще символическое значение этого словосочетания.  (Белые ночи – счастливые ночи, когда можно мечтать, о чём желаешь)


- Какое значение вкладывает Достоевский в название? (Символическое)


Ребята, скажите, к какому жанру относится произведение “Белые ночи”? Подсказку нам дает сам автор в подзаголовке. (Роман)

Название соединяет в себе романтическую символику (ночь – пора мечтаний, пора поэзии) с точным указанием на петербургское происхождение героев и петербургский характер истории. А если перевести название повести на французский язык, то оно приобретает дополнительный смысл – “бессонные ночи”. В такие ночи не просто уснуть, кажется, должно что-то произойти.

Что означает слово “сентиментальный”, где вы уже встречались с этим понятием?

(Сентиментальный – от франц. “чувственный”. При изучении творчества Карамзина, который был основоположником сентиментализма в России, его повести “Бедная Лиза”)


Это слово на протяжении лет меняло свой смысл. Буквально оно означает «чувственный». В 18 веке под флагом чувствительности выступило целое литературное направление – сентиментализм. Движение сердца, внутренняя жизнь, переживания героев стали интересны для писателей.


Существовал издавна такой жанр как путешествие. Путешествовать – значит передвигаться во времени и пространстве. Но сентименталисты установили новое понимание путешествия – путешествие души и сердца, путешествие воображения.

Но времена менялись, и понятие сентиментального, так сказать, понизилось в цене. Оно стало выражением приторной чувствительности, мелочности ощущений, докучливой слезливости.

В 40-е годы 19 века с возникновением «натуральной школы» восстановили в правах значение чувства, еле уловимых переживаний. Апполон Григорьев, критик, склонен был даже называть чуть ли не всю «натуральную школу» школой «сентиментального натурализма». И типичным ее образцом считал «Белые ночи».


- Обратимся к ключевому понятию – «воспоминания». Точнее – «Из воспоминаний мечтателя». Что это значит? (Это значит, что сам герой вспоминает о своих встречах с Настенькой).


Воспоминания играют исключительную роль в его духовной жизни. И связано это с тем, что он – мечтатель.


- Но какое значение имеет предлог «из»? (В нем есть оттенок непрерывности, длительности. Вся его жизнь – это «свиток» или рой запечатленных в воображении «узоров». Вырвать из них что-то – значит представить не целое, а отрывок.. Но можно ли полностью, не в отрывках, передать жизнь???


Однако в предлоге «из» заключен и другой смысл: осознанного выбора. Одно герой предпочел остальному, выбрал из цепи воспоминаний более интересное. В предлоге есть уже момент оценки, связанной с ощущением значительности, важности описываемых событий.


Какие слова взял Достоевский в качестве эпиграфа? Какой комментарий вы можете дать к ним? (В качестве эпиграфа Достоевский взял три последние строчки из стихотворения И.С. Тургенева “Цветок” (1843), слегка изменив и тем самым отчасти переосмыслив их. В первом – уверенность, во втором – сомнение. 


У Тургенева:


Знать, был он создан для того,

Чтобы побыть одно мгновенье

В соседстве сердца твоего.


У Достоевского:


Иль был он создан для того,

Чтобы побыть одно мгновенье

В соседстве сердца твоего?..

От чьего лица ведется повествование в повести “Белые ночи”? (От лица мечтателя)


Учитель: Тема мечтателя волновала Достоевского всю жизнь. Позднее он даже намеревался писать роман “Мечтатель”, ибо, как считал писатель, “и все мы более или менее мечтатели”.



5. Словарная работа. Обратимся к словарю С.И.Ожегова

Мечта – 1. Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое.

2. Предмет желаний, стремлений.

Мечтательный – тот, кто предается мечтам, фантазер.

Впервые Достоевский нарисовал психологический портрет мечтателя в1847 году в “Петербургской летописи” (так назывался воскресный фельетон, который писатель вёл в газете “Санкт-Петербургские ведомости”)

(Фельетоном называли занимательные материалы, различные статьи, заметки, помещаемые в нижней части газеты)

Внимание на слайд “Петербургская летопись”: 

“…В характерах, жадных деятельности, жадных непосредственной жизни, жадных действительности, но слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называют мечтательностью, и человек делается не человеком, а каким-то странным существом среднего рода – мечтателем…

Они любят читать и читать всякие книги, даже серьёзные, специальные, но обыкновенно со второй, третьей страницы бросают чтение, ибо удовлетворились вполне. Фантазия их подвижная, летучая, лёгкая, уже возбуждена, впечатление настроено, и целый мечтательный мир вдруг овладевает всем бытием мечтателя. …

Постепенно, неприметно начинает в нём притупляться талант действительной жизни. Ему, естественно, начинает казаться, что наслаждения, доставляемые ему своевольной фантазией, полнее, роскошнее, любовнее настоящей жизни”.


Как вы думаете, можно ли эту характеристику мечтателя отнести к герою “Белых ночей”? (Да, отчасти можно)


6. Заключительное слово учителя: Солнце поднимается выше, день продолжает свое шествие по земле… А мы должны «погрузиться» в чтение романа Достоевского, чтобы потом сказать: «Федор Михайлович! Спасибо за «Белые ночи»!»


7. Домашнее задание: - прочитать (перечитать) роман «Белые ночи»;

- стр.5-7 предисловия Ю.Манна;

- составить характеристику главного героя;

- «рассказать» историю Настеньки.













































Образ Петербурга, образ «маленького человека», тема психологической двойственности человеческой личности, возникшие в «Бедных людях», продолжатся в произведениях 40-х гг.: «Двойник» (1846 г.), «Белые ночи» (1848 г.), «Неточка Незванова» (1846–1849 гг.).










1845 год — выходит первый его роман «Бедные люди», который приносит писателю серьезный успех. Достоевский точно, реалистично обрисовывает петербургский быт. Его герои не великосветские дамы и господа, а обычные чиновники и обыватели. Белинский высоко оценил это произведение.

В повести «Двойник» Достоевский показывает глубочайшее понимание психологии человека, ее патологических состояний: беллетрист сосредоточивает внимание на человеке с раздвоением сознания.

В скором времени Ф. М. Достоевский входит в кружок М. В. Буташевича-Петрашевского, члены которого занимались исследованием работ французских социалистов-утопистов Сен-Симона и Фурье. Петрашевцы — разговор молодых разночинцев в Петербурге в 1844—1849 годах. На общедоступных встречах на жилплощади Буташевича-Петрашевского обсуждались вопросы освобождения крестьян от крепостного права.

В 1848 году Достоевский делает повесть «Белые ночи» о сентиментальном человеке, оторванном от жизни мечтателе. В это же время наступает революция во Франции, а в России наступает «мрачное семилетие» реакции. Российская Федерация, в то время одно из самых сильных государств мира, воспринимает на себя роль «жандарма Европы». Все инакомыслие изгоняется из Рф. Петрашевцы — двадцать два основных участника и организатор невинного, казалось бы, кружка — судились военнослужащим судом. Участников кружка арестовывают и приговаривают «к смертной экзекуции расстрелянием».

Страшные минуты переживают Ф. М. Достоевский с товарищами, когда они, приготовленные к расстрелу, были уже готовы расстаться с жизнью, внезапно осужденным объявляют высочайшую милость Николая I: смертная казнь заменяется 4 годами каторжных работ с последующей службой солдатами. Там, на каторге, случается новое рождение Достоевского как писателя и человека. Ему светит стать величайшим писателем, перед которым откроются глубины людской натуры.

Ожидание смерти перед объявлением о помиловании, а после тяжелейшая жизнь на каторге произвели в писателе духовный переворот. Его миропонимание изменилось: до ареста Достоевский был сторонником буржуазной демократии, то есть западного пути становления России, но после каторги единственный путь России он лицезреет в обращении к православной патриархальности.

В своих романах Достоевский сосредоточен на борьбе в человеке Божественного и дьявольского начал. Принято считать, собственно что Достоевский — великий психолог, но он проник глубже психологии — в район метафизики человеческого существования.

Достоевского волнует правда о человеке, он обрисовывает ее в максимально обнаженном виде, когда абсолютно все защитные покровы сняты и душа человека оголена. Из-за этого он постоянно помещает своих героев в трудные жизненные обстоятельства, подвергает их душевным мучениям. Лишь только в невыносимых положениях снимаются маски,





предписанные обществом и собственными представлениями. Беллетрист хочет добраться до самого дна и там, на последнем вскрике, всхлипе и стоне, поймать правду о человеке. Можно провести такую параллель: сопоставить творчество Достоевского с творчеством Гоголя. Если у Гоголя зло косно и статично, а эталон трудноразличим (известно, что сам писатель очень переживал из-за невозможности сделать положительный образ), то у Достоевского зло динамично, оно энергично приспосабливается, но между ним и добром уже идет тяжелая борьба. Можно предположить, что Достоевский — это Гоголь, разглядевший свет в конце туннеля и оттого глубокий надежд.



Но сейчас мы остановимся на последней до отправки на каторгу повести Достоевского «Белые ночи».









Его герои обычно сосредоточены на разрешении какой-либо философской проблемы, их не интересует бытовая сторона жизни. «Русские мальчики», как обычно называл Достоевский своих любимых героев, переполнены идеями и страстями.

Основу конфликтов в его романах составляет внутренняя борьба в душах героев и борьба этих героев, раздираемых противоречиями, между собой. Суть этой борьбы – решение вопроса о добре и зле.















Организация класса (минута красноречия: какие ассоциации вызывает у вас слово мечта?)

В связи с этим, ребята попытаются сформулировать тему урока, его цель. Слайды 1,2

II. Изучение новой темы.

Вопрос классу: – Вы наверняка обратили внимание на необычное название одного из ранних произведений Ф.М. Достоевского. Критик Дружинин А.В. даже счёл название “немного странным и хитросплетённым”.

(Впервые опубликованные в 1848году, “Белые ночи” имеют два подзаголовка: “Сентиментальный роман” и “Из воспоминаний мечтателя”) Всего сколько слов? Слайд 3

Существует выражение: “За семью печатями”. Или: “за семью замками”. Как справедливо замечает Юрий Манн в статье “Боль о человеке”, “по счастливому совпадению, семь слов романа – это как бы семь ключиков к его художественной тайне”. И мы сегодня на уроке попробуем её приоткрыть

– Ребята, роман называется “Белые ночи”.

– Что это за явление: белые ночи? С чем у вас ассоциируется белый цвет? (вы невольно помечтали)

Один ученик садится к компьютеру и через интернет узнает прямое значение словосочетания “белые ночи”.Слайд 4.

- А почему у нас невозможно такое явление, как белые ночи?

- Но есть еще символическое значение этого словосочетания. Слайд 5.

- Белые ночи. Каким выразительным средством вы бы охарактеризовали это славосочетание?

– Ребята, скажите, к какому жанру относится произведение “Белые ночи”? Подсказку нам дает сам автор в подзаголовке.

Название соединяет в себе романтическую символику (ночь – пора мечтаний, пора поэзии) с точным указанием на петербургское происхождение героев и петербургский характер истории. А если перевести название повести на французский язык, то оно приобретает дополнительный смысл – “бессонные ночи”. В такие ночи не просто уснуть, кажется, должно что-то произойти.

(Сентиментальный роман) Слайд 6

– Что означает слово “сентиментальный”, где вы уже встречались с этим понятием?

(Сентиментальный – от франц. “чувственный”. При изучении творчества Карамзина, который был основоположником сентиментализма в России, его повести “Бедная Лиза”)

– Какие слова взял Достоевский в качестве эпиграфа? Какой комментарий вы можете дать к ним? (В качестве эпиграфа Достоевский взял три последние строчки из стихотворения И.С. Тургенева “Цветок” (1843), слегка изменив и тем самым отчасти переосмыслив их. В первом – уверенность, во втором – сомнение. Слайд 7.

У Тургенева:

Знать, был он создан для того,
Чтобы побыть одно мгновенье
В соседстве сердца твоего.

У Достоевского:

…Иль был он создан для того,
Чтобы побыть одно мгновенье
В соседстве сердца твоего?..)

– От чьего лица ведется повествование в повести “Белые ночи”?

Тема мечтателя волновала Достоевского всю жизнь. Позднее он даже намеревался писать роман “Мечтатель”, ибо, как считал писатель, “и все мы более или менее мечтатели”.Слайд 8.

Словарная работа. Обратимся к словарю С.И.Ожегова

Мечта – 1. Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое. 2. Предмет желаний, стремлений.

Мечтательный – тот, кто предается мечтам, фантазер. Слайд 9.

Впервые Достоевский нарисовал психологический портрет мечтателя в1847 году в “Петербургской летописи” (так назывался воскресный фельетон, который писатель вёл в газете “Санкт-Петербургские ведомости”)(фельетоном называли занимательные материалы, различные статьи, заметки, помещаемые в нижней части газеты). Внимание на слайд “Петербургская летопись”: Слайд 10.

“…В характерах, жадных деятельности, жадных непосредственной жизни, жадных действительности, но слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называют мечтательностью, и человек делается не человеком, а каким-то странным существом среднего рода – мечтателем…

Они любят читать и читать всякие книги, даже серьёзные, специальные, но обыкновенно со второй, третьей страницы бросают чтение, ибо удовлетворились вполне. Фантазия их подвижная, летучая, лёгкая, уже возбуждена, впечатление настроено, и целый мечтательный мир вдруг овладевает всем бытием мечтателя. …

Постепенно, неприметно начинает в нём притупляться талант действительной жизни. Ему, естественно, начинает казаться, что наслаждения, доставляемые ему своевольной фантазией, полнее, роскошнее, любовнее настоящей жизни”.

– Как вы думаете, можно ли эту характеристику мечтателя отнести к герою “Белых ночей”? Найдите подтверждение в тексте.

Слайд 11. Отрывок из художественного фильма “Белые ночи” Режиссеры: Ю. Данилович, В. Семаков. В главных ролях: Мечтатель: Олег Стриженов, Настенька: Людмила Марченко, Мосфильм,1959

Как вы думаете, считает ли сам автор своего героя “существом среднего рода”?

А теперь обратимся к герою сентиментальной повести и попробуем выявить отличительные черты его. Слайд 12

Беседа по вопросам:

- Каков род занятий главного героя повести? (ничего не сказано, только мечтает, он – мечтатель)

- Каковы особенности мироощущения мечтателя? (по началу повести) Одиночество

- Какие общечеловеческие ценности лежат в основе такого мироощущения? (доброта, участие к людям, любовь к окружающему миру…)

- Это положительные черты? Значит, мечтательство совершенно безобидно?  Для того, чтобы ответить на этот вопрос, выберите геометрическую фигуру, в виде которой вы представляете себе жилище мечтателя .Слайд 13.

- Обоснуйте свой выбор.

2-3 уч-ся доказывают свою точку зрения

- Какие цвета преобладают при описании квартиры? (зелёный-цвет надежды, в конце – узнаём, что из окна был виден, жёлтый дом, жёлтый – “цвет радостный, бодрящий и нежный”, по определению Гёте.

- Как эта квартира характеризует героя?

Выводы: Мечтательство как мировосприятие характеризуется любовью ко всему окружающему, добротой, участием к людям.    У Достоевского жилище героя всегда отражает его характер. 

Бесконечно одинокий, смущающийся, когда ему приходится разговаривать с людьми, герой повести наделен способностью тонко чувствовать красоту и поэзию ничем не замечательных углов города.

- Ребята, как мечтатель воспринимает город? (город воспринимает поэтически. Каждое здание для него – живое существо). История с одним домом (зачитать)

Ребята, обратимся к мастерству Достоевского-художника. Какие краски использует автор в отрывке? (розовый)Почему? “Караул, домик красят в желтую краску!”

- Кому из вас, ребята, не нравится желтый цвет? Слайд 14.

- Есть ли в отрывке слово, которое можно было поставить в один ряд с этим словом? (желчь)

- При жизни Достоевского желтый и желчный писались через о. (“Это написание как-то грубее и выразительнее. Стоило бы и теперь восстановить это начертание: оно подчеркивало бы особенное значение, которое вложил в это слово Достоевский” В.Кожинов, литературовед).

В словаре Ожегова слово желчный - раздражительный, злой.

Сердце мечтателя не приемлет ничего желчного, злого, некрасивого.

Слайд 15. Дом, где жил Достоевский

Слайд 16. Дома города Прокопьевска. Как вы думаете, приятнее жить в таком городе?

- Какие цвета преобладают при описании квартиры? (зелёный-цвет надежды, в конце – узнаём, что из окна был виден, жёлтый дом, жёлтый – “цвет радостный, бодрящий и нежный”, по определению Гёте.

- Как эта квартира характеризует героя?

- О чем мечтает герой? Определите характер его мечтаний.

Выводы: Мечтательство как мировосприятие характеризуется любовью ко всему окружающему, добротой, участием к людям.    У Достоевского жилище героя всегда отражает его характер. 

Физминутка. Слайд 17-31.

Слайд 32

  • Что запечатлено на этих рисунках?

  • Что символизируют?

  • Какие ассоциации вызывают?

Слайд 33. Отрывок из кинофильма

- Вы узнали героиню романа? Как вы думаете, она мечтательница?

- О чем мечтает Настенька?

Однажды судьба послала им встречу.

Прогуливаясь бессонной ночью по набережной Екатерининского канала, Мечтатель встретил девушку. Зачитатьописание ее внешности. Слайды 34, 35

– Перечитайте сцену первой встречи Мечтателя с Настенькой (чтение по ролям). (Со слов: “Да, если моя рука дрожит, то это оттого, что никогда ещё её не обхватывала такая хорошенькая маленькая ручка, как ваша” До слов: “О, вы меня не знаете!”) Почему он так легко и просто увлёкся девушкой? (Все его прежние встречи были воображаемые, а тут – настоящие встречи, знакомства, почти роман…)

- Ребята, что настораживает вас в этом отрывке, что кажется нелогичным? (девушка была в премиленькой желтой шляпке) – желтый желчный цвет выступает в соседстве со словом “премиленький”

- Каким было настроение Мечтателя в ночь, когда он встретил Настеньку? (хорошим, веселым).Почему?

Мечтатель упоен красотой петербургской ночи. Поддавшись ее очарованию, герой и мир вокруг воспринимает поэтически. Он чувствует гармонию во всем, его настроение радостное, в такой момент его не раздражает даже нелюбимый желтый цвет.

Наши герои стали встречаться.

- Любил ли Мечтатель кого-нибудь до Настеньки? (мечту, идеал)

- Что привлекло героя к ней?

Герой интуитивно почувствовал в Настеньке мечтательность, чистоту. Наивность. Он понял, что любовь к Настеньке спасет его от бесплодного мечтательства и утолит жажду настоящей жизни.

- Какой финал их отношений? Можно считать такое завершение несчастным?

Слайд 36. (показ финальных сцен фильма)

У Вероники Тушновой есть такие строки:

Улыбаюсь, а сердце плачет
В одинокие вечера.
Я люблю тебя, это значит –
Я желаю тебе добра

Рефлексия. Слайд 37

ВЫБЕРИТЕ КАЧЕСТВА, КОТОРЫЕ,ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ,МОЖНО ОТНЕСТИ К МЕЧТАТЕЛЮ

  • Озлобленность

  • Лживость

  • Трусость

  • Сострадательность

  • Искренность

  • Доброта

  • Жестокость

  • Чуткость

ОПРЕДЕЛИТЕ Слайд 38

ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕЧТАТЕЛЯ:

ХАРАКТЕР МЕЧТАНИЙ ГЕРОЯ:

Фантастический

Романтический

Приближённый к реальности

Лишённый всякого смысла

Оригинал

Смешной человек

Лишний человек

Маленький человек

Чудак

Актуально ли сегодня быть мечтателем?

Мечтатель умеет ценить каждое мгновение жизни, каждую минуту счастья! И с благодарностью воспринимает жизнь как Божий Дар. И это не всем дано.

Слайд 39 – 40. Итог урока: рисуем солнышко (мне очень понравилось, мне было весело, я много узнал нового, мне было скучно).

Д.З. Как вы думаете, удалось ли герою до конца избавиться от своего мечтательства? (как в конце он видит своё будущее)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Ф.М.Достоевский. Страницы жизни и творчества. Сентиментальный роман «Белые ночи»

Автор: Наумова Марина Николаевна

Дата: 09.03.2015

Номер свидетельства: 183763


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства