kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в лирике Ф. И. Тютчева. Стихотворения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок рассматривает биографию и творчество Тютчева.

  • пробудить у учащихся интерес к судьбе Тютчева;
  • раскрыть духовный мир поэта;
  • выяснить, каково было отношение к поэту его современников

    План

  • Детство и юность.
  • Начало литературной деятельности.
  • Служба на чужбине.
  • Основные темы и мотивы лирики Тютчева. Анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа…»
  • .
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в лирике Ф. И. Тютчева. Стихотворения.»

Предмет. Литература.

Класс:10

Урок №:

Дата:

Тема. Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в лирике Ф. И. Тютчева. Стихотворения.

Цели урока:

  • пробудить у учащихся интерес к судьбе Тютчева;

  • раскрыть духовный мир поэта;

  • выяснить, каково было отношение к поэту его современников.

Оборудование: раздаточный материал (стихи), учебник, презентация «Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество»

Ход урока

I. Организационный момент. Целеполагание.

План

  1. Детство и юность.

  2. Начало литературной деятельности.

  3. Служба на чужбине.

  4. Основные темы и мотивы лирики Тютчева. Анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа…»

II. Повторение изученного.

1.Укажите ИВС(письменно). Самостоятельно работает учащийся у доски

  • Пушкина читали все

  • Наступило вечное мгновение.

  • Чёрный вечер – белый снег

  • Совы летают, как хлопья белого снега

  • Чайник кипит

  • Сон наяву

  • Покатились глаза собачьи

Золотыми звёздами в снег.

  • Готов задушить в объятьях.  

  • Ледовая дорожка ждёт будущих чемпионов.

  • Люди в белых халатах.

2.Фронтальный опрос(устно)

  • Что такое метафора?

  • Дайте определение синтаксическому параллелизму?

  • Что такое сравнение?

  • Что такое антитеза?

  • Что такое парцелляция?

  • Что такое литота?

  • Что такое градация?

  • Что такое архаизмы?

  • Что такое профессионализмы?

  • Что такое диалектизмы?

  • Что такое лексический повтор?

  • Что такое перифраз?

  • Что такое оксюморон?

III. Основная часть урока. Жизненный и творческий путь Ф. И. Тютчева .

1.Вступительное слово учителя.

Федор Иванович Тютчев (1803–1873) – поэт-мыслитель, чей голос не умолкал на протяжении многих десятилетий и без которого, по словам великого Л. Н. Толстого, «нельзя жить». Лучшие стихи Тютчева и сейчас волнуют читателей своей красотой, глубиной и силой мысли. Поэт не создает поэм, его стихи – короткие. Вся поэзия – чуть больше четырехсот лирических фрагментов. Фрагмент – ведущий жанр лирики Ф. И. Тютчева. И это не случайно. Лишь на мгновение открывается единство души человеческой и души природы. Это мгновение и отражается в лирических фрагментах поэта.

Н. А. Добролюбов: Тютчеву «доступны и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни».

Мы знаем слова поэта, обращенные к убитому Пушкину:

Тебя ж, как первую любовь,

России сердце не забудет…

Или еще одно тютчевское стихотворение:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить;

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить.

Знамениты романсы на стихи Тютчева: «Я помню время золотое…» (1836), «Я встретил вас – и все былое…» (1870), посвященные Амалии Лерхенфельд, в которую поэт был влюблен.

Романсы можно прослушать в записи.

В чем же необычность судьбы Ф. И. Тютчева – человека и поэта?

2. Сообщения учащихся о детстве и юности поэта, о начале литературной деятельности, о длительной службе на чужбине.

Поэт родился в 1803 г. в культурной стародворянской семье среднего достатка, где сильны были патриархальные начала. Детство провел в усадьбе Овстуга Орловской губернии, Москве и подмосковном имении Троицком. Иван Николаевич Тютчев – отец поэта, был гостеприимным хозяином-помещиком. Екатерина Львовна – мать поэта – умная и впечатлительная, но несколько нервная, имела сильное влияние на сына.

1803—1819 гг. — детство, юность, учеба у С. Е. Раича (домашним образованием Тютчева руководил поэт-переводчик С. Е. Раич, приобщивший своего воспитанника к литературному творчеству). С 12 лет Тютчев проявил интерес к латинской литературе, занимался переводами Горация.

С 1819 по 1821 гг. Тютчев учился в Московском университете на словесном отделении, увлечение философией Паскаля и Руссо. «Pensées» («Мысли») Паскаля — импульс к философскому характеру его лирики, осмыслению места человека во Вселенной, связям человека и природы.
В студенческие годы участвовал в литературной жизни университета, но политикой почти не интересовался. К революционным выступлениям молодежи относился отрицательно.

С 1821 г. Тютчев поступил на службу в Коллегию иностранных дел, далее переехал в Мюнхен, где началась его карьера дипломатического чиновника.

За границей поэт прожил 22 года. Его мучило одиночество, оторванность от друзей, от России.

1822—1837 гг. — служба в русской дипломатической миссии в Мюнхене, а затем в Турине.
Успех в творчестве обеспечили напечатанные в «Современнике» в 1836 г. стихи под заголовком «Стихи, присланные из Германии». 24 стихотворения поэта были прочитаны и одобрены П. А. Вяземским и В. А. Жуковским. Вопрос об отношении к стихам Пушкина остается спорным и по сей день, но Россия узнала о Тютчеве благодаря Пушкину и его журналу «Современник».

1838 г. — смерть первой жены поэта Элеоноры Тютчевой.
1839 г. — второй брак с Эрнестиной Дёрнберг.

 1840-е гг. — период становления политического мировоззрения Тютчева.
 1844 г. — возвращение в Петербург. Публикация политических статей «Россия и Германия», «Россия и революция», «Папство и римский вопрос».
1850 год знаменателен в творческой биографии поэта. Н. А. Некрасов опубликовал в «Современнике» 92 стихотворения Тютчева. Читающая Россия по-настоящему узнала Тютчева! Его дарование с особой силой сказалось в лирике природы и в лирике любви.

1854 г. — выход первого сборника стихотворений Тютчева

1850—1860-е гг. — усиление трагизма восприятия действительности, связанное с осмыслением жизни в России, и критика правительства. Драматический характер любви к Елене Денисьевой и ее смерть (1864).
1858—1873 гг. — служба в России в должности председателя Комитета цензуры иностранной.

1873 г. — смерть Тютчева.
 IV. Лекция учителя «Основные темы и мотивы лирики Тютчева»(краткое изложение).

Поэзия для Тютчева – средство самовыражения, общение с читателем имело меньшее значение.

Основные темы и мотивы лирики Тютчева

1. Поэт и поэзия.

2. Духовный кризис современного поколения. Человек, судьба человечества.

3. Природа.

4. Любовь.

5. Россия.

6. Христианские мотивы.

Дарование Тютчева с особой силой раскрылось в философских размышлениях, в лирике природы и в любовной лирике. Стихи поэта внутренне тревожны. Человек у Тютчева – частица природы, а природа бесконечно разнообразна в своих проявлениях. Трудно уловить, где кончается пейзаж и где начинается раздумье о человеке. Тютчева называют поэтом, способным «словом уловить почти неуловимое, почти неразличимое» (Д. К. Мотольская).

V. Анализ стихотворений Тютчева.

1. Выразительное чтение стихотворений поэта (раздаточный материал «Стихи Тютчева»).

 2. Анализ стихотворения «Не то, что мните вы, природа…»

При анализе поэзии Тютчева о природе учащиеся будут выявлять особенности его поэтического стиля. При этом необходимо не только обратить внимание на философский характер его лирики, но и проследить эволюцию смыслов и настроений в стихах раннего и позднего

    Не то, что мните вы, природа…

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!..

Вопросы и задания к стихотворению «Не то, что мните вы, природа...»
      1. К кому обращены первые строки стихотворения?( гневные речи Федора Ивановича обращены не к властителям и судьям, а к людям, не желающим понять природу, считающим ее «бездушным ликом», «слепком».)
      2. Как взаимосвязаны в тексте мир природы и мир «внешних, чуждых сил»?
      3. В чем родство природы и человека?
      4. Почему поэт считает, что неумение слышать жизнь природы — это не вина тех, кто «не видит и не слышит»?
      5. Как в стихотворении проявилось несогласие Тютчева со сторонниками материалистической философии?
      6. Слышит ли жизнь природы лирический субъект? Докажите свое мнение.

7.Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт в стихотворении?

Вывод. Тютчев — общепризнанный певец природы. Его пейзажная лирика по праву относится к шедеврам мировой поэзии девятнадцатого века. «Не то, что мните вы, природа…» — произведение программное. Именно в нем Тютчев наиболее ясно и пространно высказал свои взгляды на природу.

В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Утверждая родство между природой и человеком, поэт уверен, что человек может понять природу, а она обладает для него умиротворяющей, исцеляющей силой.
      По Тютчеву, и человек, и природа обладают душой, чувствами и языком. Природа — творец мысли и красоты. Трагедию человечества поэт видит в разобщении человека с «мировой душой» природы, нарушении целостности мира.

VI. Подведение итогов и выставление оценок.

VII.Домашнее задание

1)Выучить записи в тетради. Повторить биографические сведения о Тютчеве

2)Выполнить анализ стихотворения: определить тему, идею, используемые выразительные средства языка. Написать, какие мысли и чувства вызывает стихотворение

3) Повторить ИВС















Стихи Тютчева

 Не то, что мните вы, природа…

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!..


Осенний вечер

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье — и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья


Есть в осени первоначальной...

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь —

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле...





















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Яровик Нина Петровна

Дата: 27.01.2016

Номер свидетельства: 284145


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства