Данный урок является первым в «Поэтической тетради I» в соответствии с программой «Литературное чтение» авт. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. по УМК «Школа России». Выбор темы для открытого урока не случаен. По моему мнению, уроки поэзии особенно нужны детям, чтобы пробудить в них чувство прекрасного, научить их сопереживать и размышлять и, конечно же, научить технике выразительного чтения. Проводя уроки поэзии, мы стремимся пробудить интерес не только к творчеству, но и к личности поэта – человека с необычным взглядом на мир, наделённого особым художественным даром. Главная задача всех уроков поэзии – научить школьников понимать поэтическую речь, воспитывать эмоциональную восприимчивость. Созданные поэтами стихи, дадут детям возможность прикоснуться душой к поэзии, хотя бы на миг уловить неуловимое. Поэзия помогает взрастить зародившиеся у детей чувства прекрасного, утвердить самые высокие представления о жизни – жизни нравственной, умственной, гражданской. Самые обыденные слова в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать.
1)Развивать память, внимание, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.
2)Формировать у учащихся рефлексивное действие
3)Совершенствовать культуру речи учащихся.
4)Развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять инструкции учителя, делать выводы.
Воспитательные:
1)Воспитывать коммуникативную культуру учащихся; усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;
2)Формировать интерес к изучению литературного чтения.
3)Мотивировать и активизировать познавательную деятельность;
1)Воспитывать любовь и интерес к русскому языку,
2)Эмоционально откликаться на прочитанное;
3)Учить находить красочные средства изображения, учить чувствовать и понимать язык произведения, развивать образное мышление.
4)Воспитывать любовь к чтению; прививать любовь к природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1)Развивать память, внимание, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.
2)Формировать у учащихся рефлексивное действие
3)Совершенствовать культуру речи учащихся.
4)Развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять инструкции учителя, делать выводы.
Воспитательные:
1)Воспитывать коммуникативную культуру учащихся; усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;
2)Формировать интерес к изучению литературного чтения.
3)Мотивировать и активизировать познавательную деятельность;
Воспитывать любовь и интерес к русскому языку,
Эмоционально откликаться на прочитанное;
Учить находить красочные средства изображения, учить чувствовать и понимать язык произведения, развивать образное мышление.
Воспитывать любовь к чтению; прививать любовь к природе.
Оборудование урока: 1. Учебник: Климанова Литературное чтение 3 кл. 2. Компьютер
Дети проходят через воротца, называя весенние слова
2.Дыхательная гимнастика
3.Развитие техники чтения(слайд№2)
-определите тип текста(описание)
-какая гроза описывается (майская)
-символом чего является гроза (тепла, начала лета)
-буйством чего является гроза (красок и звуков)
-объясните лексическое значение слова «многоликая» (большое разнообразие, много лиц)
4.Повторение и проверка пройденного материала
-карточки поэты-лирики
г
ф
о
т
ю
ц
й
а
у
е
с
е
н
и
н
л
т
т
ю
т
ч
е
в
э
п
у
ш
к
и
н
д
п
б
а
л
ь
м
о
н
т
(Фет Есенин Тютчев Пушкин Бальмонт)
-почему мы этих поэтов называем лириками?
лиризм означает чувствительность в переживаниях, в настроениях, мягкость и тонкость
-«На одном дыхании»(слайд №3)
хлпчт
пркрсн
взбслсь
рмнй
хлопочет
прекрасное
взбесилась
румяней
-из какого стихотворения эти строчки? «Зима недаром злится»
- на какие две группы можно распределить слова? ( глаголы и прилагательные)
5. Постановка цели. Актуализация знаний.
- Кто из вас видел грозу? Попробуйте это описать своими словами. Какие чувства вызывало у вас это явление природы? (Чувство страха, беззащитности.) (слайд№4)
6. Беседа об авторе.
- Сегодня на уроке мы вновь встретимся с удивительным поэтом, который тонко чувствовал природу, умел радоваться любым ее проявлениям.
-вспомните фамилию поэта, названную ……
Портрет Тютчева (слайд№5) и его биография( ученик)
Федор Иванович Тютчев родился в начале 19 века, более 110 лет назад в старинной дворянской семье, в сельской местности.
Юные годы Федор Тютчев провел в Москве. Он блестяще закончил словесный факультет Московского университета. Вскоре поступил на службу в министерство иностранных дел и уехал за границу, получив назначение на скромную должность в русское посольство Баварского королевства.
Стихи Тютчев начал писать еще подростком. Однажды тетрадь стихотворений Тютчева, переправленная из Германии, попадает в руки Александра Пушкина, и тот, приняв тютчевские стихи с изумлением и восторгом, опубликовал их в своем журнале «Современник». Прожил он 70 лет. Похоронен в Петербурге.(слайд№6)
-как называется стихотворение, вы узнаете, выполнив задание (слайд№7)
-вставьте пропущенные буквы и разгадайте ребус
Дивная серп осень тонкий паутина (весна гроза)
- составьте из слов словосочетание (весенняя гроза)
6.Работа над стихотворением Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза».
- По долгу службы Тютчев долгие годы жил за границей. Он очень любил Россию, русскую природу, скучал по родным местам. И вот однажды весной он приехал домой. Услышал первую грозу, и сердце его заволновалось. Потому что первая гроза особенно радует, так же, как первый снег, первый подснежник, первые листья. И полились волшебные стихи.
а)Словарная работа.(работа со словарем)
- Но прежде чем я его вам прочитаю, выясним значение трудных слов.
Перлы – жемчужины (это слово устарело, и вы его не знаете. Но зато вам знакомо слово «перламутровый». Вы все видели вот такие перламутровые бусы. А перл – жемчужина).
Гам – шум голосов и криков.
Шум нагорный - гул, шум воды в горах.
Вторит – отзывается, откликается, повторяет.
б) Первичное знакомство с произведением.( под музыку)
- Послушайте стихотворение, попробуйте определить настроение автора. Учитель читает вслух стихотворение. -Какие картины вы себе представили? б) Самостоятельное чтение молча.
в) Анализ стихотворения.
- Из скольких строф состоит данное произведение? (3 строфы.)
- Найдите строки, которые указывают на отношение автора к грозе. - Стихотворение начинается с объяснения в любви: «Люблю грозу в начале мая…» - Как думаете, а самого автора пугает эта гроза? С какими чувствами он ее описывает? (Чувство радости, восторга перед стихией. Рождается чудо) – Так какое же чудо происходит в 1-ой строфе?
Гром- явление природы и по-настоящему играть и резвиться не может. Кто может это делать?
А если поэт наделяет этими качествами явление природы, что он, таким образом, делает? (одушевляет, делает живыми, олицетворяет).
Использует прием олицетворения. гром превращается в резвого, шустрого, озорного мальчишку. - Как автор описывает действие грома? Как вы понимаете строки «как бы резвяся и играя»
- Да, гром становится героем стихотворения. А почему небо во время грозы голубое?
- Да, правильно, гром и гроза только пробуждают свою силу, небо не успело потемнеть.
2. Давайте прочитаем второе четверостишие и докажем, что гром -герой стихотворения.
Какие слова об этом говорят?
- А что значит молодые раскаты?( первые)
(слово "перлы " создаёт целый поэтический образ и заменить его нельзя, будет не так красиво и точно)
- Прочитайте четвёртую строку "и солнце нити золотит". О каких нитях говорит поэт? (нити - это лучи солнца, это метафора)
3. Прочитаем третью строфу.
– Что необычного вы заметили в 3-ей строфе? Каким словом можно заменить слово «поток»?
Поток ( ручеек) превращается в проворного (ловкого) мальчугана.
Вся юная природа отзывается грому, как бы играя с ним.
К каким эпитетам прибегает Тютчев? (Поток проворный.) - Что еще в природе помогает грому создавать шум? (Гам лесной и шум нагорный.) Кто создает гам лесной? Подберите синоним к слову «гам». 4. Физминутка.
Беленькое облако (Округленные руки перед собой, пальцы в замок.) Поднялось над крышей. (Не расцепляя рук, поднять их над головой.) Устремилось облако (Выпрямить руки.) Выше, выше, выше. (Потянуться руками вверх.) Ветер это облако (Плавные покачивания руками над головой.) Зацепил за кручу. (Сцепить руки кончиками пальцев над головой.) Превратилось облако (Руками описать через стороны большой круг.) В дождевую тучу. (Присесть.)
- картина грозы у Тютчева представлены не только словесными образами. Она полна движения.
-найдите глазками на стене слова обозначающие действия предметов. (бежит, летит, грохочет,золотит)
- и, конечно же, мы слышим постоянно звуки природы. (Гром, раскаты, гам, шум
- найдите предметы, обозначающие эти звуки
г) Подготовка к выразительному чтению. Определение интонации (чувство радости, восхищения), темпа чтения, - Самое главное: мы должны постараться передать веселое, радостное, жизнеутверждающее настроение автора. д) Выразительное чтение стихотворения.
Слово люблю передает состояние . о котором в народе говорят «душа поет»
- постарайтесь передать песню вашей души
5.Составление синквейна
1 строка- название
2 строка - два прилагательных
3 строка- три глагола
4 строка- фраза на тему
5 строка- существительное
6. «Собери пословицу» работа в парах
Ты, гроза, грозись, а мы друг за друга держись. 7. Рефлексия.
На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";
"Я похвалил бы себя…";
"Особенно мне понравилось…";
"После урока мне захотелось…";
"Я мечтаю о …";
"Сегодня мне удалось…";
"Я сумел…";
"Было интересно…";
"Было трудно…";
"Я понял, что…";
"Теперь я могу…";
"Я почувствовал, что…";
"Я научился…";
"Меня удивило…" и т. п.
- Мы увидели, насколько трудна работа писателя. Чтобы так точно описать природу, надо ее любить и знать.
- Появилось ли желание выучить стихотворение? Нарисовать рисунок