kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Этот вечный Тартюф

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является заключительным  в теме «Жизнь и творчество Ж.-Б. Мольера» и в теме «Классицизм». Предварительное домашнее задание: прочитать комедию, инд. задание - подготовить выразительное чтение отдельных сцен. На уроке используется мультимедийная презентация, сеть интернет.

Образовательный аспект:  восприятие  учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.

Воспитательный  аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Этот вечный Тартюф »

Урок литературы в 9 классе по теме «Этот вечный Тартюф»

Данный урок является заключительным в теме «Жизнь и творчество Ж.-Б. Мольера» и в теме «Классицизм». Предварительное домашнее задание: прочитать комедию, инд. задание - подготовить выразительное чтение отдельных сцен. На уроке используется мультимедийная презентация, сеть интернет.

Использование на уроке ИКТ представлено в двух аспектах: мультимедийная презентация с включением видео- и аудио- файлов и интернет-ресурсы.

Цели использования ИКТ на уроке:
повышение мотивации обучения;
развития познавательной активности учащихся;
стимулирование самостоятельности учащихся.

Применение ИКТ на уроке литературы позволяет организовать групповую и самостоятельную работу; способствует совершенствованию коммуникативных умений и навыков учащихся; активизирует их познавательную деятельность; развивает творческий потенциал учащихся; повышает интерес к уроку. ИКТ применяется на всех этапах урока (мотивация, целеполагание, совместная исследовательская деятельность школьников, этап контроля и рефлексии). Этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.

Презентация, составленная из визуального и аудио ряда, более информативный инструмент, чем учебник или лекция учителя. Дети за минимальное количество времени получают максимум наглядной информации. Мультимедиа презентация воздействует сразу на несколько каналов восприятия человека и обладает рядом преимуществ, а именно: информативность, компактность, эстетическая и эмоциональная привлекательность, наглядность, интерактивность. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40 -50%. Презентация позволяет разнообразить урок литературы, заинтересовывает учащихся, способствует привитию интереса к предмету.

Использование видеофрагмента на уроке является эффективным средством. Дети сравнивают образы, созданные в пьесе, с образами, представленными в киноверсии. Радует, что просмотр фильма «заставляет» взять школьников в руки книгу. Видеофрагмент помог ученикам получить более глубокое представление как о главных героях, так и о произведении в целом, а анализ позволяет выявить особенности восприятия ключевых эпизодов произведения.

Возможности использования сети Интернет на уроке литературы заключаются в использовании Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на уроке, способствуют формированию навыков смыслового чтения: поиска, интерпретации и оценки информации.

Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

Образовательный аспект:  восприятие  учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности учащихся.

Воспитательный  аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.



Цели урока:

  1. Образовательная: совершенствовать навыки анализа текста драматического произведения как способа раскрытия актуальности и злободневности комедии, мастерства и гуманизма Мольера;

  2. Воспитательная: вызвать интерес к зарубежной литературе, способствовать устойчивой мотивации школьников к чтению, стремления к самопознанию; создать условия для формирования осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

  3. Развивающая: отрабатывать навыки выразительного чтения, развивать мышление, воображение, речь учащихся.

Технологическая карта урока

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Мотивация

Организовывает погружение в проблему.

На прошлом уроке мы познакомились с жизнью и творчеством великого французского драматурга Ж.-Б. Мольера. Наш сегодняшний урок завершает изучение большой темы «Классицизм».

Слайд № 1

- Как вы думаете, какая из двух поставленных целей первостепенна? Почему нельзя обойтись без развлечения? (Без назидательности комедия превратиться в пустое зубоскальство, а без развлекательной функции она перестанет быть комедией, и нравоучительные функции также не будут достигнуты.)

- Я вас прошу послушать музыку Г. Гладкова из музыкальной комедии Фрида «Тартюф» и сказать, какие интонации вы в ней услышите? Можно ли его назвать музыкальным эпиграфом урока? Почему?

Выскажите предположения, почему в формулировке темы пропущено слово? Какое слово вы бы ставили на месте пропуска?

Учатся умению выделять существенную информацию из текстов разных видов, устанавливать аналогии

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Целеполагание

Организует устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Слово учителя:

Прочитайте предложенный текст, сформулируйте по нему проблему, которая будет рассмотрена на уроке.

Слайд № 2

Цель: ответить на вопросы:

Какие вечные проблемы подняты Мольером в комедии? В чем злободневность комедии и неувядающий интерес к ней?

Какое отношение к нашему уроку имеют маска и зеркало, висящие у доски?

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, строят логические цепи рассуждений,

Приводят доказательства; выдвигают гипотезы и их обосновывают

Определяют цели, функции участников, способы взаимодействия

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

3. Совместное исследование проблемы.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и последующее обсуждение.

Слово учителя:

-Кто является главным героем произведения?

-Какими способами Мольер создает образ Тартюфа? (Имя, речь, поступки, отношение к нему других действующих лиц, композиция произведения и др.)

-Чтобы подтвердить или опровергнуть наши гипотезы, предлагаю провести исследование, разделив работу:

(4 группы)

1 группа (Имя героя):

  1. Что обозначает имя главного героя?

  2. Что обозначают слова «ханжа», «святоша», лицемер»? Какое из этих понятий шире? Почему?

  3. Относится ли какое – то из этих понятий к Тартюфу?

  4. Какие еще синонимы вы можете подобрать к имени?

(Используйте толковый словарь, можете воспользоваться интернетом)

2 группа (поступки и речь героя):

  1. Какие слова использует в речи Тартюф?

  2. От чего зависит манера речи Тартюфа?

  3. Приведите примеры характерных высказываний Тартюфа.

  4. Как главного героя характеризуют его поступки?

  5. Почему с ним так трудно бороться?

3 группа (отношение к Тартюфу других действующих лиц):

  1. На какие группы, согласно теории классицизма, можно разделить героев комедии?

  2. Кто в пьесе олицетворяет разумное начало?

  3. Какими словами характеризуют Тартюфа его защитники, а какими – противники?

  4. Есть ли у главного героя положительные черты? О чем это говорит?

  5. Можно ли сказать, что Тартюф смешон?



4 группа (композиция комедии):

  1. Почему Тартюф появляется в пьесе только в третьем действии? Для чего нужны первые два?

(Драматург готовит зрителей к появлению героя, о котором спорят: одни его клянут, называя притворщиком, плутом, а другие хвалят, называя святым.)

  1. Как, по-вашему, реалистичен ли финал? Почему?

  2. Могло ли в жизни все закончиться по-другому? О чем это говорит?

  3. Кто из героев пьесы выражает авторскую позицию? (Чтение последнего монолога Клеанта-резонера)

5 группа (образ Оргона):

  1. На какие группы, согласно теории классицизма, делятся все герои комедии? К какой группе вы бы отнесли г. Оргона?

  2. Как вы считаете, почему такой неглупый, в общем-то, человек попал под влияние Тартюфа?

  3. Можно ли сказать, что он изменился под влиянием Тартюфа?

  4. Смешон ли он? Достоин ли сочувствия?

  5. Какую из божественных заповедей он нарушил? Как вы понимаете ее смысл?


Осуществляют расширенный поиск информации с использованием Интернета; анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения, учатся основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, учатся понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения

Учатся учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;самостоятельно учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

4. Контроль. Представление результатов коллективной работы и их обсуждение

Организует обсуждение результатов работы групп.


Строят речевое высказывание в устной форме, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности


Воспринимают ответы одноклассников, участвуют в обсуждении содержания материала

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

5 Итог урока

Слово учителя:

Как вы считаете, есть ли место в современном мире оргонам и тартюфам?

Какое слово вы бы теперь поставили на месте пропуска в теме урока?

Звучит заключительная песня Тартюфа из одноименной музыкальной комедии Фрида.

Какое отношение к нашему уроку имеют маска и зеркало?

Анализируют, контролируют и оценивают результат. Учатся соотносить позицию автора с собственной точкой зрения

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Осуществляют пошаговый контроль по результату

6 Рефлексия

Инициирует рефлексию учащихся по поводу их психоэмоционального состояния, мотивирует к взаимодействию с учителем и одноклассниками



Синквейн (примерный)

Тартюф

Коварный, бессовестный

Притворяется, лжет, предает

Ни чести, ни совести

лицемер

Рефлексия способов и условий действия

Рефлексия своих действий


Осуществляют самоконтроль, самоанализ

7.Домашнее задание

Придумайте современную версию этой истории (по желанию) или дайте письменный ответ на вопрос: «В чем актуальность этой комедии?»






Список литературы и интернет-ресурсов

  1. Библия

  2. Википедия

  3. М. Булгаков «Жизнь господина де Мольера» (ЖЗЛ), Москва, «Молодая гвардия», 1991 г.

  4. Музыкальная комедия Фрида «Тартюф»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Этот вечный Тартюф

Автор: Голубцова Валентина Николаевна

Дата: 10.01.2015

Номер свидетельства: 152606

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Урок литературы в 9 классе по теме Этот вечный Тартюф "
    ["seo_title"] => string(60) "urok-litieratury-v-9-klassie-po-tiemie-etot-viechnyi-tartiuf"
    ["file_id"] => string(6) "152631"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420887826"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства