kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Это всё их сторона…»(по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проведение данного урока предполагается после изучения биографии Л.Н.Толстого и первичного прочтения учащимися рассказа «Кавказский пленник». Акцентирование внимания на проблемы взаимоотношений русских с горскими народами Северного Кавказа в настоящее время представляется весьма актуальным.    Урок   будет способствовать нормализации межэтнических отношений, воспитанию у учащихся уважительного отношения к  другим народам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Это всё их сторона…»(по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник») »

Негосударственное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат № 9 среднего (полного) общего образования открытого акционерного общества

«Российские железные дороги» 

Урок литературы в 5 классе «Это всё их сторона…» (по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник») Ажажа Ирина Юрьевна, учитель русского языка и литературы Кинель, 2015 г. Технологическая карта урока Тема урока: «Это всё их сторона…» (по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник») Класс: 5 Учитель: Ажажа И.Ю. Тип урока: урок открытия новых знаний (урок-путешествие, урок- проект) Цели по содержанию: обучающие: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний по рассказу; развивающие: приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся;

воспитывающие: воспитание духовно-нравственной личности, уважающей человеческое достоинство, с толерантным отношением к людям других национальностей.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные: Знать содержание прочитанного произведения. Уметь воспринимать и анализировать текст. Научиться понимать нравственное содержание рассказа, душевные качества героев.

Метапредметные: Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

Личностные: научиться проводить самооценку личности на основе прочитанного и использовать возможность коррекции качеств своего характера. Формировать эмпатию как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающуюся в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок.

Используемые технологии: Здоровьесбережения, проблемного обучения, коллективного обучения, текстоориентированного обучения, проектной деятельности, ТРКМ.

Информационно-технологические ресурсы: 1. Учебник. Литература 5 класс часть 1. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин. Москва «Просвещение» 2014 г. 2. .Аникин В.П. Русские пословицы и поговорки. М., изд. Художественная литература.1998 г. 3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., изд. Русский язык,1990 г.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг.момент

1 мин.

Приветствие учителя

Приветствие учащихся

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других

этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Создать благоприятный психологический настрой на работу

2 мин.


1 ученик читает наизусть:

Светает. Горы снеговые

На небосклоне голубом

Зубцы подъемлют золотые;

Слилися с утренним лучом

Края волнистого тумана,

И на верху горы Шайтана

Огонь, стыдясь перед зарей,

Бледнеет…

Как я любил, Кавказ мой величавый,

Твоих сынов воинственные нравы,

Твоих небес прозрачную лазурь

И чудный вой мгновенных, громких бурь…

М.Ю. Лермонтов «Измаил-Бей»

Ученики просматривают подготовленную презентацию.

(группа №1, мини-проект №1)

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других


Готовность к уроку, психологический, эмоциональный настрой

этап актуализации и пробного учебного действия;

Актуализация опорных знаний и способов действий

7 мин.



- Ребята, на прошлом уроке мы начали изучать творчество великого русского писателя Л.Н. Толстого. Что мы знаем об этом писателе? Давайте составим кластер к слову «Толстой»

Составляют кластер

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний

- Почему же этот урок мы начали со стихотворения М.Ю. Лермонтова?

- Толстой, как и Лермонтов, был на Кавказе. Служил в царской армии.


- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Ответить на этот вопрос вам помогут ключевые слова урока: Кавказ – писатель- Л.Н.Толстой – рассказ «Кавказский пленник»

- Какую роль в жизни Л.Н. Толстого сыграл Кавказ?

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- Какова же цель нашего урока?

- Знать содержание рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»


- Что нам нужно сделать, чтобы достичь цели урока?

- Прочитать рассказ;

- Познакомиться с историей создания рассказа;

- Провести диалог с автором текста;

-Выявить различные виды информации по рассказу;

- Выполнить творческую работу.


этап выявления места и причины затруднения;

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

4 мин.

- Цель урока поставлена, намечены пути их решения. Приступаем к выполнению целей и намеченных задач. Толстой служил в царской армии, которая воевала в то время на Кавказе. И некоторые события, произошедшие с ним или с его друзьями, и легли в основу сюжета рассказа «Кавказский пленник». А что это за истории расскажет группы № 2, 3





группа № 2, проект № 2 Л.Н.Толстой на Кавказе

группа № 3, проект № 3

История создания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»


этап построения проекта выхода из затруднения;

Включение учащихся в целенаправленную деятельность

2 мин.

- Какой вывод мы можем сделать из всего прослушанного?

-Рассказ основан на реальных событиях, отражавших конкретную историческую эпоху.

Регулятивные

- Кавказская война(1817-1864) длилась 47 лет, самая продолжительная война Российской империи с горными народами Северного Кавказа



- Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот «край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи – война и свобода».

- Как вы думаете, за что Толстой полюбил этот «дикий край»?





ФИЗМИНУТКА







- Толстой полюбил Кавказ за красивую природу.

- Ему понравились люди, живущие на Кавказе.



Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы

1 мин.

- С какими же двумя героями рассказа вы начали знакомиться?  Кто они? Опишите их. Что с ними произошло?

- Жилин и Костылин. Они попали в плен к татарам.


Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

18 мин.

- Читая рассказ, вы обратили внимание, что всех жителей гор Толстой называет «Татарами». А как мы назовём их сейчас?

- Чеченцы, дагестанцы, абхазцы, аварцы, осетины.


- Горцы. Жители гор.

Регулятивные УУД: Умение самостоятельно обобщить и сделать вывод.

Осуществлять самоконтроль и самооценку; Коммуникативные: преобразовывать информацию из одной формы в другую.


Личностные УУД: самоопределение. Умение выражать свои мысли.


- Мы уже сказали, что действие в рассказе происходит в далеком кавказском ауле. Русский офицер, оказавшись в плену, старается узнать жизнь горцев. Что увидел Жилин с первыми лучами солнца?   

- аул

- сакля

- мечеть


- Ребята, можете ли вы дать определение этим словам?       

- А по какому словарю мы можем узнать лексическое значение слова? 





По толковому словарю

Словарь урока.

Аул – селение на Кавказе, в Средней Азии.

Сакля – жилище кавказских горцев.

Мечеть – мусульманская церковь.

Под запись в тетрадь дается значение слов  аул, сакля, мечеть)

Аул – селение на Кавказе, в Средней Азии.

Сакля – жилище кавказских горцев.

Мечеть – мусульманская церковь.

Познавательные УУД:

делать выводы, обобщения.


Коммуникативные УУД:

Умение слушать других и уважать чужое мнение

Ребята, обратите внимание на иллюстрации (на доске).

- Что мы видим?


Один учащийся рассказывает, а вторая группа учащихся подтверждает рассказ цитатами из текста.  

- А какие вы иллюстрации нарисовали? Что на них?

Демонстрация собственных работ учащимися

- В «Кавказском пленнике» Львом Толстым показана сакля как явление культуры. Дом для горцев - сакля. С наружной стороны сакля – это продолжение горы, потому что одной из стен её служит гора. Гора вступает в родство с саклей горца. Крыша одной сакли может служить двором для другой, расположенной над нею. Ряд саклей напоминает гряду гор.

- А теперь войдем в саклю и посмотрим, как она выглядит внутри.

- Внутреннее убранство сакли глубоко символично. На стенах и на полу ковры. Ковёр – атрибут молитв в мусульманской традиции, на нём молятся. Искусство ковра требовало особой выучки, а тайны ремесла предавались из поколения в поколение. На ковре всегда есть центр, который называется медальоном. Если в него всматриваться, то перед тобой открывается целый мир миниатюрной форме.

- Особое место в доме горца занимает оружие. Горцу уютно, когда в доме есть оружие, оно занимает почетное место в сакле. Это говорит о том, что сабли и ружья, клинки и кинжалы нужны хозяину, он всегда сумеет защитить себя и своих близких. Кинжал – обязательный атрибут мужского национального костюма. Кинжал инкрустирован серебром, серебро – холодный, лунный металл. Луна для горцев – источник энергии. Следовательно, кинжал для горца дополнительная подпитка энергией. В сакле все расположено так, чтобы было удобно мужчине, потому что он – воин, защитник, муж.

Работают по тексту произведения













- Стены глиной гладко вымазаны;

 

- Ковры   дорогие;

















- На коврах ружья, пистолеты, шашки – все в    серебре;

- А каков быт горцев? В чем отличие от русских?





- Почему?

- А как одеты жители аула? Мужчины? Женщины?

- В чем отличие от русских?   

- пуховые подушки.

- в сакле нет мебели; - люди сидят на полу, сняв обувь;

- едят руками;

- после еды моют руки и молятся.

Обычаи, так было всегда.

Отвечают по тексту

Личностные результаты:

Эмпатийность, толерантность

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД:

формирование навыков речевой деятельности.

- А с какой целью Л.Н.Толстой так подробно описывает жизнь горцев?


- Это совершенно незнакомая русскому человеку жизнь;                 

- вызвать у читателя интерес;

- герой никогда не видел быт горцев и не знал их обычаи.

Познавательные УУД:

делать выводы, обобщения.


Коммуникативные УУД:

Умение слушать других и уважать чужое мнение

 - Итак, мы с вами познакомились с описанием кавказского аула, с его жителями, бытом.










Этап включения в систему знаний и повторения;

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

3 мин.

Решите кроссворды, используя материал урока

Решают кроссворды

( по одному кроссворду на парте у учащихся)

Личностный результат УУД: способность к самооценке саморазвитию Практическое применение учебного материала

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

2 мин.

- Горцы - те же люди, с теми же чувствами, ценностями, своими обрядами, традициями. Они чтят старших, любят своих детей. Они ценят в людях смелость, отвагу, бесстрашие. В общем, это могучие люди. И русские – могучие (вспомните стихотворение «Бородино»)

-Но почему же воюют два этих народа?

– Что делает людей врагами?

- Почему в рассказ Толстого русского офицера спасла татарская девушка?

- Составьте дома цитатный портрет Дины/

- Нарисовать портрет Дины.
















Записывают вопрос в домашнее задание.

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе

3 мин.

- Итак, у нас сегодня получился серьёзный разговор на основе прочитанного. В заключение прошу вас составить синквейн, в котором первым будет слово

ДРУЖБА

- Вы можете выбрать пословицу из тех, которые видите на экране.

Слайд. Пословицы

- Мы сегодня говорили о горцах. Какой совет вы дали бы самому себе после знакомства с горцами?


Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Подводят итоги.








Прогнозируют коррекцию собственного поведения


































Л.Н.Толстой на Кавказе

В ту пору Л.Н.Толстой был на военной службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск. Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо. Вот так это было.

Незадолго до этого случая Садо купил молодого коня, оказавшегося хорошим скакуном. Друзья – Толстой и Садо – по кавказскому обычаю поменялись лошадьми. Садо подарил Толстому своего коня, а тот отдал ему своего крепкого иноходца. И вот, когда друзей стали настигать чеченцы, толстой легко мог уйти от них на резвом скакуне, но ни за что на свете не согласился бы бросить товарища в беде. У Садо было ружьё, но оно оказалось незаряженным. Однако Садо не растерялся. Он грозно целился из ружья в приближавшихся преследователей, кричал на них. А те захотели взять Садо и Толстого в плен живыми и потому не стреляли. Особенно они были злы на своего соплеменника Садо, дружившего с русским офицером. Преследуемые чеченцами, Толстой и Садо приблизились к крепости Грозный настолько, что погоню увидел часовой и поднял тревогу. Из крепости тотчас же появились конные казаки; чеченцы, гнавшиеся за Толстым и Садо, повернули обратно и умчались в горы. В память об этом случае Садо подарил Толстому свою саблю.

История создания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» («Воспоминания кавказского офицера» Ф.Ф.Торнау)

Работая над «Войной и миром» Толстой познакомился с напечатанным в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка Ф.Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам, как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан Коз, почему была неудачной его первая попытка побега, и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего рассказа «Кавказский пленник».

А вот еще одна версия. В 1838 году появился рассказ под названием «Кавказский пленник. Быль». Библиограф Толстого Н.Н.Гусев сообщает ,что Лев Николаевич мог читать в детстве данный рассказ, но интересен тот факт, что пленнику помогает не девочка, а мальчик, ранее попавший в плен и изучивший их язык.

(слайд №2)









Кроссворд “По страницам рассказа”

Задание для команды №1

  1. Стеганная верхняя мужская одежда у кавказских народов.

  2. Название дома у татар.

  3. Высокие деревья в ауле.

  4. Служитель мечети.

  5. Название мечети (храма) у мусульман.

  6. Кличка собаки.

(Бешмет, сакля, чинара, мулла, аул, Уляшин)







Задание для команды №2

  1. Татарский напиток.

  2. Восточный платан: Дерево, похожее листьями на клен.

  3. Имя отца Дины.

  4. Название дома татар.

  5. Кличка собаки.

  6. Название поселения татар.

(Буза, чинара, Абдул, сакля, Уляшин, аул)







Задание для команды №3

  1. Высокие деревья в ауле.

  2. Место событий.

  3. Татарин, который выкупил Жилина.

  4. Девочка- “спасительница” Жилина.

  5. Народность, говорящая на языке, близком татарскому.

  6. Название деревни у татар.

(Чинара, Кавказ, Абдул, Дина, нагаец, аул)








































КАРТА СФОРМИРОВАННОСТИ УУД

Класс 5 Б

Учитель Пузанова А.А.

Период с _______________ по _______________

Инструкция УУД «0»- не сформированы , «1» - недостаточно сформированы , «2»- сформированы достаточно

Ф.И.

ученика

УУД

познавательные

Ср.

балл

коммуникативные

Ср.балл

регулятивные

Ср. балл

Анна

лиз

Син

тез


Уме

ние рабо

тать в груп

пе

Взаимо

ко

нтроль

Учебное сотрудничество


Само

кон

троль

Само

оценка


1Базанов











2Гайдабура











3Глухота











4Добрынин











5Акимов











6Мазыр











7Мжельская











8Морозов











9Карикова











10Косетова











11Осадчая











12Пелевин











13Рябков











14Смирнова






















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Это всё их сторона…»(по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»)

Автор: Ажажа Ирина Юрьевна

Дата: 06.08.2015

Номер свидетельства: 224517


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства