Этическая беседа: эгоизм и гуманизм по рассказу М.Шолохова «Судьба человека»
Этическая беседа: эгоизм и гуманизм по рассказу М.Шолохова «Судьба человека»
На данном уроке главное-воспитание патриотизма, гражданской позиции у учащихся казахских школ.Эпиграфом к уроку мною взяты слова М.Шолохова:«Я принадлежу к числу тех писателей, которые видят для себя высшую честь служить своим пером трудовому народу…». На уроке мною используются современные активные методы и приемы обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Этическая беседа: эгоизм и гуманизм по рассказу М.Шолохова «Судьба человека»»
Средняя школа №129 им. А.Жамишева
Тема: Этическая беседа: эгоизм и гуманизм по рассказу М.Шолохова «Судьба человека»
Подготовила: Майгельдиева Р.М.
СШ №129 им. А.Жамишева
С.Ширкейли
Сырдарьинский район
Кызылординская обл.
Этическая беседа. Эгоизм и гуманизм по рассказу М.Шолохова
Тема: Этическая беседа: Эгоизм и гуманизм по рассказу М.Шолохова.
Цель:
Образовательная: закрепление изученного материала по рассказу «Судьба человека», подведение итога-качества в характере людей;
Развивающая: вопросно-ответная беседа по теме эгоизм и гуманизм, роль данных качеств в жизни общества, рассмотрение на примере героев рассказа «Судьба человека», заполнение таблицы, составление пятистишия, инсценировка;
Воспитательная: гражданственность, патриотизм, чувство долга и ответственности.
I. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.
II. Закрепление изученного материала.
Плакат: «Я принадлежу к числу тех писателей, которые видят для себя высшую честь служить своим пером трудовому народу…» М.Шолохов.
Вступительное слово. Всмотритесь внимательно и прочитайте слова М.Шолохова о себе. Действительно, служение народу – эта цель должна быть в каждом из нас. А слагается она из понятий, близких к эгоизму и гуманизму. Эти понятия решаются Шолоховым в каждом его произведении, романах-эпопеи «Тихий Дон» и «Поднятая целина», и в маленьком по объему, но весомым по содержанию рассказе «Судьба человека». Сегодня наш урок заключается в том, чтобы раскрыть понятия – эгоизм и гуманизм. Были ли в вашей жизни минуты, близкие к данным состояниям. Прежде чем приступить к беседе, вернемся и вспомним некоторые нужные моменты из жизни писателя М.Шолохова. Михаил Шолохов – обладатель Нобелевской премии.
1. Заполнение кроссворда, отвечая на вопросы.
В
Е
Ш
Е
Н
С
К
А
Я
Р
О
Д
И
Н
К
А
М
Е
Л
Е
Х
О
В
Р
Е
В
О
Л
Ю
Ц
И
Я
А
С
Т
А
Х
О
В
Х
У
Т
О
Р
К
А
З
А
Ч
Е
С
Т
В
О
Родина писателя
Первый рассказ М.Шолохова
Главный герой романа-эпопеи «Тихий Дон»
Этап в жизни Григория Мелехова
Идейный противник Г.Мелехова в романе «Тихий Дон»
Куда возвращается Г.Мелехов после смерти Аксиньи?
Нравы и быть какого слоя населения описывает Шолохов в своих произведениях?
2. Вспомнив основные моменты писателя из библиографии, обратимся теперь непосредственно к рассказу «Судьба человека», к понятиям – эгоизм и гуманизм, раскрываемых писателем.
Раскройте хронологическую таблицу, представленную в следующей ассоциации.
Воронежская губерния
Андрей Соколов – сирота
Андрей Соколов после войны
ЭТАПЫ ЖИЗНИ
Личная семейная жизнь
Фронт, плен, война
Великая Отечественная война
Учащиеся вспоминают содержание текста по данной ассоциации.
3. Инсценировка (по учебнику стр.174-175, стр.179-180)
1-ая сцена:
Крыжнев: В полночь пришли мы в какое-то полусожженное село… И слышу я рядом с собой тихий разговор. Один говорит: «Если завтра, перед тем как гнать нас дальше, нас выстроят и будут выкликать комиссаров, коммунистов и евреев, то ты взводный, не прячься. Из этого дела у тебя ничего не выйдет. Ты думаешь, если гимнастерку снял, так за рядового сойдешь? Не выйдет! Я за тебя отвечать не намерен. Я первый укажу на тебя! Я же знаю, что ты – коммунист и меня агитировал вступать в партию, вот и отвечай за свои дела.»
Взводный: «Я всегда подозревал, что ты, Крыжнев, нехороший человек. Особенно, когда ты отказался вступать в партию, ссылаясь на свою неграмотность. Но никогда я не думал, что ты сможешь стать предателем.… Не выдавай меня, товарищ Крыжнев.»
Крыжнев: «Товарищи остались за линией фронта, а я тебе не товарищ, и ты меня не проси, все равно укажу на тебя. Своя рубашка к телу ближе.»
А.Соколов: «Нет, не дам я тебе, выдать своего командира!... Этот хочет тебя выдать? Ну, думаю – не справится этот парнишка с таким толстым мерином. Придется мне его кончать.»
2-ая сцена:
Андрей Соколов: прямо передо мной сидит полупьяный Мюллер. Военнопленный Андрей Соколов по вашему приказанию, герр комендант, явился.
Комендант: Так что же, русс Иван, четыре кубометра выработки – это много?
Соколов: Так точно, герр комендант.
Комендант: А одного тебе на могилу хватит?
Соколов: Так точно, герр комендант, вполне хватит и даже останется.
Комендант: Я окажу тебе великую честь, сейчас лично расстреляю тебя за эти слова. Здесь неудобно, пойдем во двор, там ты и распишешься. Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия.
Соколов: Благодарствую за угощение, но я непьющий.
Комендант: Не хочешь пить за нашу победу? В таком случае выпей за свою погибель.
Соколов: За свою погибель и избавление от мук я выпью. Благодарствую за угощение. Я готов, герр комендант, пойдемте, распишите меня.
Комендант: Ты хоть закуси перед смертью.
Соколов: Я после первого стакана не закусываю.
Комендант: Что же не закусываешь, русс Иван? Не стесняйся!
Соколов: Извините, герр комендант, я и после второго стакана не привык закусывать.
Наливает мне комендант третий стакан , а у самого руки трясутся от смеха. Этот стакан я выпил врастяжку, откусил маленький кусочек хлеба. Остаток положил на стол. Захотелось мне им, проклятым, показать… что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.
Комендант: Вот что, Соколов – ты настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я в тебя не буду… Я великодушно дарю тебе жизнь. Ступай в свой барак, а это тебе за смелость – и подает мне со стола небольшую буханку хлеба и кусок сала.
4. Заполнение таблицы по поставленной инсценировке.
Задание: Выделить основные черты в характере главного героя – Андрея Соколова и его врагов.
ЭГОИЗМ
ГУМАНИЗМ
1.предателсьвто
1.стойкость
2.лживость
2.правдивость
3.унижение человека
3.принципиальность
4.лицемерие
4.вера в жизнь, в победу
5.патриотизм
Мы рассмотрели данные черты в одном рассказе М.Шолохова «Судьба человека». Но писатель на примере судьбы одного человека показывает судьбы многих людей. Эти качества есть и встречаются во многих из нас. Ответьте, есть ли в вашем характере отрицательные стороны, и какие положительные вы можете назвать? Что вы понимаете под эгоизмом и гуманизмом? Можно ли исправить отрицательные качества в вашем характере и как, что вы делаете для этого? М.Шолохов так заканчивает свой рассказ: «Хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.»
Можете ли вы поручиться, что из вас также вырастут достойные люди? Ведь в наше время также встречаются эгоистические поступки и гуманные дела. Давайте составим из чего они складываются.
ЭГОИЗМ
ГУМАНИЗМ
1.взяточничество
1.благотворительные акции
2.лицемерие
2.повышение профессионального мастерства
3.бюрократизм
3.бережное отношение к природе
4.зависть
4.борьба с преступностью
5.подхалимство
5.единство труда
6.взаимоуважение
Итог: Еще раз хочется сказать, что нет выше человеческого разума, человеческого гуманизма, которое решит все проблемы в любом масштабе.
Задание на дом: написать сочинение-миниатюра «Моя будущая жизнь».