kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Этическая беседа: эгоизм и гуманизм по рассказу М.Шолохова «Судьба человека»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке главное-воспитание патриотизма, гражданской позиции у учащихся казахских школ.Эпиграфом к уроку мною взяты слова М.Шолохова:«Я принадлежу к числу тех писателей, которые видят для себя высшую честь служить своим пером трудовому народу…». На уроке мною используются современные активные методы и приемы обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Этическая беседа: эгоизм и гуманизм по рассказу М.Шолохова «Судьба человека»»

Средняя школа №129 им. А.Жамишева









Тема: Этическая беседа: эгоизм и гуманизм по рассказу М.Шолохова «Судьба человека»






Подготовила: Майгельдиева Р.М.

СШ №129 им. А.Жамишева

С.Ширкейли

Сырдарьинский район

Кызылординская обл.


















Этическая беседа. Эгоизм и гуманизм по рассказу М.Шолохова

Тема: Этическая беседа: Эгоизм и гуманизм по рассказу М.Шолохова.

Цель:

  1. Образовательная: закрепление изученного материала по рассказу «Судьба человека», подведение итога-качества в характере людей;

  2. Развивающая: вопросно-ответная беседа по теме эгоизм и гуманизм, роль данных качеств в жизни общества, рассмотрение на примере героев рассказа «Судьба человека», заполнение таблицы, составление пятистишия, инсценировка;

  3. Воспитательная: гражданственность, патриотизм, чувство долга и ответственности.

Наглядность: кроссворд, цитаты, хронологическая таблица.

Ход урока

I. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.

II. Закрепление изученного материала.

Плакат: «Я принадлежу к числу тех писателей, которые видят для себя высшую честь служить своим пером трудовому народу…» М.Шолохов.

Вступительное слово. Всмотритесь внимательно и прочитайте слова М.Шолохова о себе. Действительно, служение народу – эта цель должна быть в каждом из нас. А слагается она из понятий, близких к эгоизму и гуманизму. Эти понятия решаются Шолоховым в каждом его произведении, романах-эпопеи «Тихий Дон» и «Поднятая целина», и в маленьком по объему, но весомым по содержанию рассказе «Судьба человека». Сегодня наш урок заключается в том, чтобы раскрыть понятия – эгоизм и гуманизм. Были ли в вашей жизни минуты, близкие к данным состояниям. Прежде чем приступить к беседе, вернемся и вспомним некоторые нужные моменты из жизни писателя М.Шолохова. Михаил Шолохов – обладатель Нобелевской премии.

1. Заполнение кроссворда, отвечая на вопросы.



В

Е

Ш

Е

Н

С

К

А

Я


Р

О

Д

И

Н

К

А


М

Е

Л

Е

Х

О

В



Р

Е

В

О

Л

Ю

Ц

И

Я

А

С

Т

А

Х

О

В



Х

У

Т

О

Р


К

А

З

А

Ч

Е

С

Т

В

О




  1. Родина писателя

  2. Первый рассказ М.Шолохова

  3. Главный герой романа-эпопеи «Тихий Дон»

  4. Этап в жизни Григория Мелехова

  5. Идейный противник Г.Мелехова в романе «Тихий Дон»

  6. Куда возвращается Г.Мелехов после смерти Аксиньи?

  7. Нравы и быть какого слоя населения описывает Шолохов в своих произведениях?


2. Вспомнив основные моменты писателя из библиографии, обратимся теперь непосредственно к рассказу «Судьба человека», к понятиям – эгоизм и гуманизм, раскрываемых писателем.

Раскройте хронологическую таблицу, представленную в следующей ассоциации.

Воронежская губерния



Андрей Соколов – сирота

Андрей Соколов после войны




ЭТАПЫ ЖИЗНИ




Личная семейная жизнь

Фронт, плен, война


Великая Отечественная война




Учащиеся вспоминают содержание текста по данной ассоциации.

3. Инсценировка (по учебнику стр.174-175, стр.179-180)


1-ая сцена:

Крыжнев: В полночь пришли мы в какое-то полусожженное село… И слышу я рядом с собой тихий разговор. Один говорит: «Если завтра, перед тем как гнать нас дальше, нас выстроят и будут выкликать комиссаров, коммунистов и евреев, то ты взводный, не прячься. Из этого дела у тебя ничего не выйдет. Ты думаешь, если гимнастерку снял, так за рядового сойдешь? Не выйдет! Я за тебя отвечать не намерен. Я первый укажу на тебя! Я же знаю, что ты – коммунист и меня агитировал вступать в партию, вот и отвечай за свои дела.»

Взводный: «Я всегда подозревал, что ты, Крыжнев, нехороший человек. Особенно, когда ты отказался вступать в партию, ссылаясь на свою неграмотность. Но никогда я не думал, что ты сможешь стать предателем.… Не выдавай меня, товарищ Крыжнев.»

Крыжнев: «Товарищи остались за линией фронта, а я тебе не товарищ, и ты меня не проси, все равно укажу на тебя. Своя рубашка к телу ближе.»

А.Соколов: «Нет, не дам я тебе, выдать своего командира!... Этот хочет тебя выдать? Ну, думаю – не справится этот парнишка с таким толстым мерином. Придется мне его кончать.»

2-ая сцена:

Андрей Соколов: прямо передо мной сидит полупьяный Мюллер. Военнопленный Андрей Соколов по вашему приказанию, герр комендант, явился.

Комендант: Так что же, русс Иван, четыре кубометра выработки – это много?

Соколов: Так точно, герр комендант.

Комендант: А одного тебе на могилу хватит?

Соколов: Так точно, герр комендант, вполне хватит и даже останется.

Комендант: Я окажу тебе великую честь, сейчас лично расстреляю тебя за эти слова. Здесь неудобно, пойдем во двор, там ты и распишешься. Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия.

Соколов: Благодарствую за угощение, но я непьющий.

Комендант: Не хочешь пить за нашу победу? В таком случае выпей за свою погибель.

Соколов: За свою погибель и избавление от мук я выпью. Благодарствую за угощение. Я готов, герр комендант, пойдемте, распишите меня.

Комендант: Ты хоть закуси перед смертью.

Соколов: Я после первого стакана не закусываю.

Комендант: Что же не закусываешь, русс Иван? Не стесняйся!

Соколов: Извините, герр комендант, я и после второго стакана не привык закусывать.


Наливает мне комендант третий стакан , а у самого руки трясутся от смеха. Этот стакан я выпил врастяжку, откусил маленький кусочек хлеба. Остаток положил на стол. Захотелось мне им, проклятым, показать… что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались.

Комендант: Вот что, Соколов – ты настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я в тебя не буду… Я великодушно дарю тебе жизнь. Ступай в свой барак, а это тебе за смелость – и подает мне со стола небольшую буханку хлеба и кусок сала.

4. Заполнение таблицы по поставленной инсценировке.

Задание: Выделить основные черты в характере главного героя – Андрея Соколова и его врагов.



ЭГОИЗМ

ГУМАНИЗМ

1.предателсьвто

1.стойкость

2.лживость

2.правдивость

3.унижение человека

3.принципиальность

4.лицемерие

4.вера в жизнь, в победу


5.патриотизм


Мы рассмотрели данные черты в одном рассказе М.Шолохова «Судьба человека». Но писатель на примере судьбы одного человека показывает судьбы многих людей. Эти качества есть и встречаются во многих из нас. Ответьте, есть ли в вашем характере отрицательные стороны, и какие положительные вы можете назвать? Что вы понимаете под эгоизмом и гуманизмом? Можно ли исправить отрицательные качества в вашем характере и как, что вы делаете для этого? М.Шолохов так заканчивает свой рассказ: «Хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.»

Можете ли вы поручиться, что из вас также вырастут достойные люди? Ведь в наше время также встречаются эгоистические поступки и гуманные дела. Давайте составим из чего они складываются.


ЭГОИЗМ

ГУМАНИЗМ

1.взяточничество

1.благотворительные акции

2.лицемерие

2.повышение профессионального мастерства

3.бюрократизм

3.бережное отношение к природе

4.зависть

4.борьба с преступностью

5.подхалимство

5.единство труда


6.взаимоуважение


Итог: Еще раз хочется сказать, что нет выше человеческого разума, человеческого гуманизма, которое решит все проблемы в любом масштабе.


Задание на дом: написать сочинение-миниатюра «Моя будущая жизнь».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Этическая беседа: эгоизм и гуманизм по рассказу М.Шолохова «Судьба человека»

Автор: Майгельдиева Роза Мусабековна

Дата: 26.02.2016

Номер свидетельства: 299337


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства