На территории современного Казахстана сложились наиболее известные древние эпосы на тюркских языках — «Коркыт-Ата» и «Огузнаме». Распространявшийся устно эпос «Коркыт-Ата», возникший в кыпчакско-огузской среде в бассейне реки Сырдарья около VIII—X вв., был записан в XIV—XVI вв. турецкими писателями в виде «Книги деда Коркыта». В действительности Коркыт — это реальный человек, бек огузо-кыпчакского племени кият, который считается основоположником эпического жанра и музыкальных произведений для кобыза. Эпос «Коркыт-Ата» состоит из 12 поэм и рассказов о похождениях огузских богатырей и героев. В нём упоминаются такие тюркские племена, как усуней и канглы.
Поэма «Огузнаме» посвящена детству тюркского правителя Огуз-хана, его подвигам и победам, женитьбе и рождению сыновей, которых звали Солнце, Луна, Звезда, Небо, Гора и Море. Став правителем уйгур, Огуз вёл войны с Алтыном (Китаем) и Урумом (Византией). Также в этом сочинении обсуждается вопрос о происхождении славян, карлуков, кангаров, кыпчаков и других племён.
Героические и лирические поэмы
Не секрет, что ещё с момента зарождения казахской поэтической традиции её главной и обязательной фигурой был народный поэт-импровизатор — акын. Именно благодаря акынам до нас и дошли многочисленные эпические произведения, сказки, песни, поэмы, написанные ещё несколько веков назад. Казахский фольклор включает более 40 жанровых разновидностей, некоторая часть характерна только для него — песни-прошения, песни-письма и т. д. Песни, в свою очередь, делятся на пастушеские, обрядовые, исторические и бытовые. Поэмы также можно разделить на героические, то есть повествующие о подвигах героев («Кобыланды батыр», «Ер-Таргын», «Алпамыс батыр», «Камбар батыр» и др.), и лирические, воспевающие самоотверженную любовь героев («Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Кыз-Жибек»).
В XI—XII вв. при дворе Караханидов появилось первое крупное литературное произведение — поэма «Кутатгу билик» («Благодатное знание») (1069) Юсуфа Баласагуни. Она состоит из 13 тысяч двустиший. Поэма построена в виде диалогов, изречений, назиданий. В её основу легли эпизоды и предания районов Семиречье, бассейна озера Иссык-Куль и Кашгарии, её действующие персонажи — реальные исторические лица. Основная идея этой поэмы заключается в том, что знание — единственный источник благополучия и правителей, и народа.
Религиозная литература
У кочевых тюркоязычных племён Казахстана даже вплоть до начала XX в. сохранялись своеобразная монотеистическая религия тенгрианство, культ гор, а также шаманизм. В VI—IX вв. в казахские степи пришли буддизм, зачатки христианства и манихейства. Верования населения средневекового Казахстана отличались многообразием и синкретизмом. Однако начиная с IX в. картина постепенно изменилась. Кочевники-скотоводы продолжали исповедовать культ Тенгри, а в оседлых земледельческих районах получил распространение ислам, и начала развиваться религиозная литература.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эпосы"Коркыт-Ата" и "Огызнаме"»
Эпосы «Коркыт-Ата» и «Огузнаме»
На территории современного Казахстана сложились наиболее известные древние эпосы на тюркских языках — «Коркыт-Ата» и «Огузнаме». Распространявшийся устно эпос «Коркыт-Ата», возникший в кыпчакско-огузской среде в бассейне реки Сырдарья около VIII—X вв., был записан в XIV—XVI вв. турецкими писателями в виде «Книги деда Коркыта». В действительности Коркыт — это реальный человек, бек огузо-кыпчакского племени кият, который считается основоположником эпического жанра и музыкальных произведений для кобыза. Эпос «Коркыт-Ата» состоит из 12 поэм и рассказов о похождениях огузских богатырей и героев. В нём упоминаются такие тюркские племена, как усуней и канглы.
Поэма «Огузнаме» посвящена детству тюркского правителя Огуз-хана, его подвигам и победам, женитьбе и рождению сыновей, которых звали Солнце, Луна, Звезда, Небо, Гора и Море. Став правителем уйгур, Огуз вёл войны с Алтыном (Китаем) и Урумом (Византией). Также в этом сочинении обсуждается вопрос о происхождении славян, карлуков, кангаров, кыпчаков и других племён.
Героические и лирические поэмы
Не секрет, что ещё с момента зарождения казахской поэтической традиции её главной и обязательной фигурой был народный поэт-импровизатор — акын. Именно благодаря акынам до нас и дошли многочисленные эпические произведения, сказки, песни, поэмы, написанные ещё несколько веков назад. Казахский фольклор включает более 40 жанровых разновидностей, некоторая часть характерна только для него — песни-прошения, песни-письма и т. д. Песни, в свою очередь, делятся на пастушеские, обрядовые, исторические и бытовые. Поэмы также можно разделить на героические, то есть повествующие о подвигах героев («Кобыланды батыр», «Ер-Таргын», «Алпамыс батыр», «Камбар батыр» и др.), и лирические, воспевающие самоотверженную любовь героев («Козы-Корпеш и Баян-Сулу», «Кыз-Жибек»).
В XI—XII вв. при дворе Караханидов появилось первое крупное литературное произведение — поэма «Кутатгу билик» («Благодатное знание») (1069) Юсуфа Баласагуни. Она состоит из 13 тысяч двустиший. Поэма построена в виде диалогов, изречений, назиданий. В её основу легли эпизоды и предания районов Семиречье, бассейна озера Иссык-Куль и Кашгарии, её действующие персонажи — реальные исторические лица. Основная идея этой поэмы заключается в том, что знание — единственный источник благополучия и правителей, и народа.
Религиозная литература
У кочевых тюркоязычных племён Казахстана даже вплоть до начала XX в. сохранялись своеобразная монотеистическая религия тенгрианство, культ гор, а также шаманизм. В VI—IX вв. в казахские степи пришли буддизм, зачатки христианства и манихейства. Верования населения средневекового Казахстана отличались многообразием и синкретизмом. Однако начиная с IX в. картина постепенно изменилась. Кочевники-скотоводы продолжали исповедовать культ Тенгри, а в оседлых земледельческих районах получил распространение ислам, и начала развиваться религиозная литература.