На уроке рассказывается об истории возникновения эпистолярного жанра.который восходит еще к античности.Но в наше время глабальной компьютеризации мы потеряли навыки написания писем.Что же означает этот жанр и какова его история. на уроке учащиеся знакомятся с письмами русских поэтов и писателей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эпистолярный жанр литературы.Письма любви.»
План – конспект открытого урока литературы
в 10 классе. Эпистолярный жанр литературы. Письма любви.
Цели урока:
Познакомить учащихся с историей и особенностями эпистолярного жанра литературы через письма великих поэтов и писателей.
Развивать исследовательские умения и навыки.
Развивать познавательные способности учащихся.
Развивать коммуникативные УУД учащихся.
Формировать нравственные понятия учащихся и развивать их художественный вкус , пробудить интерес к эпистолярному жанру литературы.
Оборудование урока: мультимедийное оборудование для показа презентации к уроку, записи музыки Бетховена, Шопена, Моцарта.
Предварительное задание на дом: подготовить презентацию по теме урока; исследовать историю возникновения письма; выучить наизусть отрывки писем, посланий известных поэтов и писателей к любимым; подготовить инсценировку на основе писем Блока и Кузьминой – Караваевой; подготовить сообщения; выполнить словарную работу.
Эпиграфы к уроку.
Не сердитесь – к лучшему, Что ,себя не мучая, Вам пишу от случая До другого случая. Письма пишут разные: Слезные, болезные, Иногда прекрасные. К. Симонов
Но вдруг я понял их предназначенье: Скорей они сожгут меня дотла, Чем я предам их пеплу и забвенью. Р. Ивнев
Нет на свете силы более могущественной, чем любовь.
И.Стравинский
Вступительное слово учителя.
В наше время глобальной компьютеризации не потеряли ли мы навыки написания писем? Что же такое письмо? Это знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов закреплять речь человека во времени и передавать ее на расстояние. Сегодня нам предстоит познакомиться с эпистолярным жанром литературы. Выяснить, что означает «эпистолярный жанр», какова его история.
Постановка проблемы:
- Я думаю, пришло время поразмышлять, чем же является для человека письмо.
Читаются эпиграфы урока.
Словарь урока.
Сообщение учащегося:
- Эпистола (лат.epistola; от греч. еpistolе – «письмо», «послание»); эпистолярный жанр – в форме письма; свойственный письмам. Реликвия (лат. рeliquiae – «остатки», «останки»; вещь, хранимая как память о прошлом.)
-Какова же история эпистолярного жанра?
Сообщение учащегося:
-Древнегреческий историк (5 в. до н.э.) доносит до нас сведения о персидском царе Дарии I, который против скифов вел затяжную войну. И скифские цари отправили к Дарию вестника с дарами. Это была птица, мышь, лягушка и 5 стрел. Дарию предстояло понять значение этих даров. Персы собрали совет. На нем было решено, что мышь живет в земле, лягушка обитает в воде, птица, быстрая, - знак бегства, стрелы – сопротивление.
Следовательно, скифы отдают себя во власть Дария и покорятся ему. Один из старейших мудрецов не согласился с таким толкованием даров. Он растолковал это так: «Если вы, персы, не улетите, как птицы, в небо, или, как мыши, зароетесь в землю, как лягушка, не поскачете в болото, то не вернетесь назад, пораженные этими стрелами.» Надо сказать, что старейшина был прав: Дарий потерпел поражение.
Таким образом, дары скифов были своеобразным посланием. Информацией. Именно с этого предметного письма и началась его история.
Слово учителя:
- Эпистолярный же жанр литературы восходит к античности. Историкам литературы известно послание Горация Флавия братьям о науке поэзии. И, как сказал Аристотель, эпистолярная форма позволяет автору «оставаться самим собой». В литературе имеет место и жанр эпистолярного романа, представляющий цикл писем одного или нескольких героев. В письмах выражаются их душевные переживания, отражена внутренняя эволюция.
Письма любви… Александр Сергеевич Пушкин. Вся его поэзия – есть высшее выражение ценностей общечеловеческих: любви, дружбы, чести, совести, справедливости, милосердия, неприятия всяческого произвола, унижения личности. Вся поэзия – лирический дневник. Кто до него мог так возвышенно воспеть все тончайшие оттенки любовного чувства? Ее принципиальный психологизм?
Я знаю: путь уж мой измерен, Но, чтоб продлилась жизнь моя, Я утром должен быть уверен, Что с Вами днем увижусь я.
Романтический поэт должен жить в стихии страсти, яркой и напряженной. С представлением страсти связаны образы пламени, которому противопоставлен образ тепла. Пепел – все, что осталось от любовного горенья.
«Сожженное письмо» - уникальные стихи.
Сообщение учащегося:
-Сожженное письмо было написано в 1825 году в период ссылки поэта в Михайловское.
Создание стихотворения навеяно отношениями Пушкина с Екатериной Воронцовой, женой графа Воронцова, любовь к которой поэт хранил всю свою жизнь. Известен факт, что в начале октября 1824 года Пушкин получил от Воронцовой письмо, которое, чтобы не компрометировать графиню, любимую женщину, он должен был сжечь. А через несколько месяцев он создает «Сожженное письмо». Кстати, письмо было запечатано таким же перстнем – талисманом, подаренным Пушкину Воронцовой. Поэт предает огню все, что было дорого ему. Это прощание не с письмом – с любовью. Воспоминание о радостном и горьком становится пеплом.
Ученик читает «Сожженное письмо» А. С. Пушкина.
Прощай, письмо любви! прощай: она велела. Как долго медлил я! как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!.. Но полно, час настал. Гори, письмо любви. Готов я; ничему душа моя не внемлет. Уж пламя жадное листы твои приемлет... Минуту!.. вспыхнули! пылают — легкий дым Виясь, теряется с молением моим. Уж перстня верного утратя впечатленье, Растопленный сургуч кипит... О провиденье! Свершилось! Темные свернулися листы; На легком пепле их заветные черты Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый, Отрада бедная в судьбе моей унылой, Останься век со мной на горестной груди...
-Почему герой сжигает письмо?
-Какие чувства он испытывает в этот миг?
-Как мы понимаем, что это письмо было для него очень дорогим?
Сообщение учащегося :
-Сегодня мы не можем обойти молчанием отношения Коста Хетагурова и Анны Яковлевны Поповой , которую поэт очень нежно любил. Как известно, Коста написал Анне Поповой всего три письма. Два из них любовные. Письмо, написанное 10 апреля 1893 года было отправлено тогда же из Ставрополя, где Коста отбывал первую ссылку, в Гори, где в тот момент Анна жила у замужней сестры. Это письмо – открытое предложение руки и сердца. Кроме того, автор перечисляет те причины, которые, на его взгляд, препятствовали их союзу. Коста призывает Анну преодолеть условности и вызванные ими страхи, мешающие их счастью. Послушайте отрывок из этого письма.
Ученик в роли Коста:
«Почти пять месяцев, как я впервые увидел Вас на бульваре… В то время Вы, вероятно, и не подозревали, что какой-то оборванец – осетин, мозоливший всем глаза, только затем и просиживал там по целым дням. Кажется, не многого, но вместе с тем очень многого я хочу – чтобы мы время от времени обменивались с Вами нашими мыслями… Поймите, Анна Яковлевна, от этого вы почти ничего не потеряете, а для меня это необходимо… одно ваше слово может возвратить мне потерянный покой… я хочу услышать истину от Ваших уст или прочесть ее на клочке бумаги, перешедшей через Ваши руки…
Прилагаемое к письму стихотворение прошу хранить до тех пор, пока Вы не захотите сгладить из своей памяти воспоминание о злосчастном знакомом незнакомце.»
Прости
«Простите»... В этом все сказалось,—
Теперь все ясно для меня,—
Моей любви ты испугалась,—
Она всегда тебе казалась
Скучнее траурного дня...
Ну, что ж... прости! Немой досады
На встречи наши не таи,—
Я не искал за них награды...
Прости, и мира,и отрады
Да будут полны дни твои!
Прими последнее моленье
Тобой истерзанной души! —
Забудь меня, как сновиденье,
Как стих печали и сомненья,
Как бред полуночной тиши...
Прости! Всю прошлую тревогу
Беру я в спутницы себе,—
Свою печальную дорогу
Я с ней пройду, моляся Богу,
Лишь только, только о тебе.
Что объединяет пушкинское письмо с письмом Коста?
Каким настроением проникнуто письмо Коста?
Каким, на ваш взгляд, должно быть поэтическое письмо о любви?
Постарайтесь назвать его отличительные признаки:
- эмоциональность;
-поэтичность, метафоричность языка и образов, выразительность.
-Вы читали, ребята, самые разные письма любви. Исследуя их, к какому выводу вы пришли об их жанрах?
-Есть письма – воспоминания, например, М. Волошина «Я соблюдаю обещанье…»
-Письмо – признание (Письмо Татьяны к Онегину).
-Письмо – прощание (Маяковский «Лиличка!» 1916 г.)
-Письмо – заклинание – обращение («Жди меня» К. Симонова)
-Письмо – борьба за любимую (Недогонов «Когда ты девочкой была…»)
-О вере в любовь, в жизнь (А. Вознесенский «Новогоднее письмо в Варшаву»)
-Письмо – примирение.
-Ребята, познакомьтесь с трепетным письмом И.С. Тургенева к Полине Виардо, французской актрисе. Их переписку можно назвать эпистолярным романом.
Учащиеся :
«Сегодня ровно девять лет, как я вас встретил в Петербурге, в доме Демидова. Я помню этот визит, как будто это произошло вчера. Это было утром… Я чувствую, как возрождается во мне впечатление того сезона, 1843- 44 года.». По дороге домой, после их встречи, он написал стихотворение «В дороге». В одном из своих многочисленных писем к Виардо Тургенев признался: «А вы будьте вполне уверены, что в тот день, когда я перестану нежно и глубоко любить вас, я перестану и существовать. Вы знаете, что я Вам говорю, - правда, насколько может быть правдиво человеческое слово... Надеюсь, что Вам доставит некоторое удовольствие чтение этих строк... а теперь позвольте мне упасть к вашим ногам.» Вторник, 1(13) ноября 1850 г. С.- Петербург.
«Дорогая моя, хорошая... Как вы поживаете? Дебютировали ли вы уже? Часто ли думаете обо мне? Нет дня, когда дорогое мне воспоминание о вас не приходило бы на ум сотни раз; нет ночи, когда бы я не видел вас во сне. Теперь, в разлуке, я чувствую больше, чем когда-либо, силу уз, скрепляющих меня с вами и с вашей семьей; я счастлив тем, что пользуюсь вашей симпатией, и грустен оттого, что так далек от вас! Прошу небо послать мне терпения и не слишком отдалять того, тысячу раз благословляемого заранее момента, когда я вас снова увижу!» (С. –Петурбург, четверг, 26 октября. «Целую ваши руки» 1840 года)
-Как можно определить жанр этого письма?
-Как бы вы охарактеризовали отношения этих людей?
-Каковы особенности этого письма – послания?
-Шедевром письма любви считают письмо героя А. И. Куприна Желткова из повести «Гранатовый браслет».
Ученик читает наизусть письмо на фоне «Второй сонаты» Бетховена:
«Я не виноват, Вера Николаева, что богу было угодно послать, мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей - для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это. Сегодня я уезжаю и никогда не вернусь, и ничто Вам обо мне не напомнит. Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить. Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата, Николая Николаевича. Уходя, я в восторге говорю: "Да святится имя Твое". Восемь лет тому назад я увидел Вас в цирке, в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли...
Я не знаю, как мне кончить письмо. От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки.
Учитель:
-У писателя под именем Евгений Богат есть замечательная книга «Что движет солнце и светила...». Это любовь в письмах великих людей. Я советую Вам, ребята, обратиться к ней. Это необходимо для вас, для становления вашей нравственности. Некоторые из вас утверждают, что сегодня могут обойтись без писем. Их успешно заменят СМС. Так ли это? Можно ли передать в СМС всю гамму чувств? Я предлагаю вам внимательно вслушаться в эти слова:
Сообщение ученика.
- Вот уже двадцать лет не дает мне покоя одна человеческая судьба», - пишет Евгений Богат. Она стоит в ряду самых замечательных. Речь идет о поэтессе Елизавете Юрьевне Кузьминой – Караваевой, вошедшей в историю французского Сопротивления и второй мировой войны под именем Матери Марии. О ее романтической жизни (довоенной), о ее странном еретическом монашестве, о ее борьбе в антифашистском подполье, легендарной гибели в концлагере Равенсбрюк написаны на Западе монографии и исследования.
И в этой судьбе, в этой необыкновенной душе огромное, исключительное место занимает поэт А. Блок
Она любила Блока, сильно, самозабвенно, самоотрешенно, нежно.
Инсценирование писем.
Елизавета К.-Караваева А. Блоку:
- Мой дорогой, любимый мой, после Вашего письма я не знаю, живу ли я отдельной жизнью, или все, что "я", — это в Вас уходит. Все силы, которые есть в моем духе: воля, чувство, разум, все желания, все мысли — все преображено воедино и все к Вам направлено. Мне кажется, что я могла бы воскресить Вас, если бы Вы умерли, всю свою жизнь в Вас перелить легко. Любовь Лизы не ищет царств? Любовь Лизы их создает, и создаст реальные царства даже если вся земля разделена на куски и нет на ней места новому царству. Я не знаю, кто Вы мне: сын ли мой, или жених, или все, что я вижу и слышу, и ощущаю. Вы — это то, что исчерпывает меня, будто земля новая невидимая... Мне хочеться благословить Вас! На руках унести, потому что я не знаю, какие пути даны моей любви, в какие формы облечь ее...
Господь Вас храни, родной мой. Примите меня к себе, потому что это будет только исполнение того, что мы оба давно знали.
Ученик в роли А. Блока:
Когда вы стоите на моем пути,
Такая живая, такая красивая,
Но такая измученная,
Говорите все о печальном,
Думаете о смерти,
Никого не любите
И презираете свою красоту -
Что же? Разве я обижу вас?
О, нет! Ведь я не насильник,
Не обманщик и не гордец,
Хотя много знаю,
Слишком много думаю с детства
И слишком занят собой.
Ведь я - сочинитель,
Человек, называющий все по имени,
Отнимающий аромат у живого цветка.
Сколько ни говорите о печальном,
Сколько ни размышляйте о концах и началах,
Все же, я смею думать,
Что вам только пятнадцать лет.
И потому я хотел бы,
Чтобы вы влюбились в простого человека,
Который любит землю и небо
Больше, чем рифмованные и нерифмованные речи о земле и о небе.
Право, я буду рад за вас,
Так как - только влюбленный
Имеет право на звание человека.
-Какое впечатление произвело на вас это письмо?
-Как бы охарактеризовали авторов писем, их взаимоотношения?
Учитель:
-Великая Отечественная война… Казалось бы, о какой любви можно было говорить, мечтать. Но, оказывается, в эти страшные годы, именно она, любовь, помогла бороться, ждать, выживать! И, я не ошибусь, если скажу, что именно в лихие сороковые были созданы шедевры поэтических писем – посланий, писем – обращений, писем – заклинаний. Самым известным было стихотворение К. Симонова «Жди меня»
Сообщение учащегося:
-«Жди меня» Константина Симонова – одно из лучших его стихов. Оно посвящено актрисе Валентине Серовой, его жене, в то время – будущей. Поэт находился на фронте в качестве корреспондента газеты «Красная звезда». Феномен стихотворения «Жди меня», написанного Симоновым 1941 года в Переделкино, адресованного конкретной женщине. Земной, но такой далекой, выходит за рамки поэзии.
«Жди меня» - это заклинание судьбы, молитва, в которой предсказано, что война будет долгой, жестокой. И угадано, что человек сильней смерти. Если любит. Если верит! За эти стихи поэт Константин Симонов был 6 раз отмечен Государственной премией, 6 раз – Ленинской.
Ученик читает наизусть стихотворение «Жди меня»:
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Учитель:
-Для поэзии характерно объединение личного и гражданского чувства. Как оно проявляется в стихах К. Симонова?
-Какие средства выразительности усиливают эмоциональный строй стихотворения?
-Было сказано, что «Жди меня» - это письмо – заклинание – молитва, как еще можно определить его? (Письмо – борьба).
-Да, это и письмо – борьба. За любимого человека, за желание выжить и победить, за Любовь, Преданность и Верность. И эта борьба за любовь принимает вселенский масштаб. Потому что иначе и быть не может. Нет на Земле чувства сильнее любви.
-Как эпиграфы урока связаны с темой и проблемой урока? (Только письма способны передать чувства человека).
-В чем актуальность писем любви сегодня?
Подведение итогов самими учащимися.
Сегодня мы познакомились с эпистолярным жанром литературы на примере лирики писателей и поэтов разных эпох. Это были письма любви, образцы любовного послания.
Мы увидели: письма о любви – это не только память, радость, жизнь. Это то, что соединяет прошлое и настоящее, настоящее и будущее, прошлое и будущее.
Письма остаются после нас как напоминание о силе любви, о ее благородстве, о влиянии на нас, нашу жизнь и судьбу.
Домашнее задание (на выбор):
Подготовить сообщения о письмах – реликвиях. Выучить наизусть одно из них или прочитать выразительно.
Написать эссе об одном из понравившихся писем любви.