Просмотр содержимого документа
«Эпические произведения. Сказка "Царевна-лягушка"»
Тема: Эпические произведения и их особенности. Русская народная сказка «Царевна – лягушка»
Цель: раскрыть особенности волшебных сказок, развивать умение анализировать эпические произведения, воспитывать чувства добра, справедливости, любви и взаимовыручки.
Ход урока
1 Орг. момент
2 Проверка Д.З.
3 Актуализация знаний
3.1 Беседа по вопросам
-Что такое художественная литература? Какие ее особенности вы можете назвать?
-Что такое фольклор? Как можно его назвать по-другому?
-Назовите отличия литературного произведения от фольклорного?
3 Изучение нового материала
-Ребята, сейчас вам предстоит вспомнить, что такое сказка как литературное произведение и к какому литературному роду она относится
3.1 Работа с учебником
Чтение статьи учебника «Об эпических произведениях» СТР. 7
3.2 Работа в тетрадях
Запись определения «Эпические произведения» в тетрадь
4 Изучение русской народной сказки «Царевна-лягушка»
4.1 Слово учителя
Когда вы были маленькими, мама и бабушка, укладывая вас спать, рассказывала вам сказки. И в далёком прошлом, когда ваши мамы и бабушки были тоже маленькими, им тоже рассказывали сказки взрослые. Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то свое. Если сказка получалась удачной, она запоминалась надолго и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя ее автора не запоминалось.
Что такое сказка?
Сказка - это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла или фантастики. В сказках всегда назидательный смысл.
Сказка – повествовательное народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил..
С древнейших времен сказки – способ познания мира, возможность передачи культурного опыта народа, отличный воспитатель для ребятишек на все времена.
В стародавние времена сказка называлась «басень», лот слова «баять» - «говорить». А тех, кто рассказывал сказки, называли «бахари» или «баяны». Ходили по Древней Руси бахари и скоморохи от деревни к деревне, от дома к дому и сказывали сказки. Раньше ведь не было телевизора и радио, а дети и взрослые в старину, как сейчас, очень любили сказки.
Даже цари русские без сказок не обходились. Например, царь Алексей Михайлович держал при дворе много сказочников и щедро награждал баянов за хорошие сказки сапогами да кафтанами узорчатыми. А Иван Грозный без сказки спать вообще не ложился. Возле постели его сидели 3 слепых сказочника и напевно сказывали царю самые лучшие сказки, пока тот не засыпал. Вот как было.
4.2 Работа по учебнику
Чтение статьи «О народных сказках» Ст. 7-8
СКАЗКА
НАРОДНАЯ
ЛИТЕРАТУРНАЯ
Волшебная
-присказка
-концовка
-испытания
-повторы
-герои-помощники
-волшебные предметы
О животных
-главные герои- звери
-прозвища
-характеры людей в образах зверей
Бытовая
-о бедных и богатых
-высмеиваются недостатки богатых и показываются достоинства бедных
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
4.3 Викторина по народным сказкам
А)О какой сказке идет речь, если в ней слова «дед», «бабка», «била-била»?(русская народная сказка «Курочка – Ряба»)
Б) «Наступило время младшего брата идти стеречь. Пошел Иван- царевич стеречь отцов сад и даже присесть боится, не что прилечь. Половина ночи проходит, ему и чудится: в саду. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он видит – на яблоню села «Жар-птица и клюёт золотые яблоки» (русская народная сказка «Иван – царевич и серый волк)
В) О какой сказке идет речь, если в ней есть следующие слова:
«Пришел солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке:
-Здравствуй, божья старушка! Дайка мне чего – нибудь поесть.
А старушка в ответ:
-Вот вам на гвоздике повесь!»? («Каша из топора»)
Г) «В некотором царстве, в некотором государстве жили были старик и старуха, и было у них 3 сына. Младшего звали Иванушка. Жили они – не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба засевали» («Иван – крестьянский сын»)
Д) «Жили – были Лиса и Заяц. У Лисы была избенка ледяная, а у Зайчика – лубяная: пришла весна-красна – у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по-старому» («Лиса, заяц и петух»)
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…» Как называется начало сказки?
-Прежде чем мы продолжим комментирование чтение, я предлагаю ознакомиться со словами, трудными для понимания, но необходимыми для сказочного языка. Как вы понимаете их?
5.2 Словарная работа
Боярский двор - двор боярина, знатного человека на Руси.
Снарядиться – запастись всем необходимым при отправлении куда – нибудь
5.2. Продолжение чтения сказки
-А теперь читаем до слов «На другой день после свадьбы…»
-Давайте проанализируем этот эпизод. Могли ли сыновья ослушаться царя? Почему?
-Кому из сыновей проще было исполнить батюшкин наказ? (старшему и среднему)
-К кому полетели их стрелы? А кто достался в жены младшему?? Что заставило него быть таким настойчивым? (исполнение царской воли)
-Мог ли царевич солгать, скрыть, что лягушку видел? (не мог, так как отцовская воля была для него на первом месте)
-Только ли исполнение отцовской воли удержало царевича? Почему он не уходит? (Лягушка оказывается необыкновенной, она говорит человечьим голосом. Это изумляет и покоряет царевича)
6 Обобщение
- О каком жанре устного народного творчества мы говорили на уроке?
-Что мы должны знать о сказках, чтобы понимать их?
7 Подведение итогов урока
8 Д.З.
А) Прочитать сказку «Царевна-лягушка» до конца»
Б) Повторить теорию литературы :»литература», «фольклор», «эпос», «сказка», «виды сказок».