kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ЭХО ВОЙНЫ ( урок внеклассного чтения по рассказу Б. Екимова «Ночь исцеления», посвященный 75-летию Победы над фашизмом)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи урока:

          - воспитывать у обучающихся чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял нашу Родину, чувство гордости за наш народ;

          - формировать неравнодушное отношение к беспомощной старости, разделять их боль;

          - совершенствовать умение обучающихся анализировать прозаический текст.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ЭХО ВОЙНЫ ( урок внеклассного чтения по рассказу Б. Екимова «Ночь исцеления», посвященный 75-летию Победы над фашизмом)»

ГАПОУ СО «Кировградский техникум ПТС»











ЭХО ВОЙНЫ

( урок внеклассного чтения по рассказу Б. Екимова «Ночь исцеления», посвященный 75-летию Победы над фашизмом)












Разработала: преподаватель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Крашенинникова Л.А.







г. Кировград 2020 год


Цели и задачи урока:

- воспитывать у обучающихся чувство личного сопереживания к тем, кто отстоял нашу Родину, чувство гордости за наш народ;

- формировать неравнодушное отношение к беспомощной старости, разделять их боль;

- совершенствовать умение обучающихся анализировать прозаический текст.


Оборудование: компьютер, проектор, муьтимедийное сопровождение, тексты произведения, «Словарь русского языка» С.И. Ожегова.



Ход урока


Преподаватель:

Среди весны, когда радостно поют птицы, распускаются деревья, наступает святой для нашей страны день, когда мы вспоминаем тех, кто победил фашизм и внес свой вклад в нашу Победу, вспоминаем живых и усопших. И среди уже немногочисленных фронтовиков, награжденных боевыми наградами, мы видим женщин, которые на первый взгляд, никакого отношения к прошедшей войне не имеют. И в то же время без них не было бы этой Победы. Это женщины войны и тыла. Они тоже приближали нашу Победу.

Уже выросли их дети, внуки и даже правнуки. У многих из них ушли из жизни мужья, и все чаще и чаще память возвращает их к войне, к испытаниям, через которые они прошли.

Именно об этом и многом другом небольшой рассказ Бориса Екимова «Ночь исцеления».

Но прежде чем анализировать рассказ, послушаем небольшое сообщение о самом Екимове. (Рассказывает подготовленный обучающийся.)

Обучающийся:

Родился Борис Екимов 19 ноября 1938 года в далекой северной Игарке, Красноярского края. Отец тяжело заболел и умер в 1939 году, а мать с малолетним сыном, т.е. Борисом выслали в Казахстан как жена «врага народа».

Путь в литературу начался с книжного чтения, читать он научился в четыре года с небольшим. Учительницей была соседская девочка-первоклассница. Будучи еще в начальных классах Борис прочитал все книги в районной библиотеке. Окончив среднюю школу, он стал работать на заводе. Первые литературные опыты относятся к началу 60-х годов. Когда служил в армии ходил на занятия литературного кружка. Первый рассказ был напечатан в журнале «Молодая гвардия» в 1965 году.

Герои Б. Екимова живут вокруг него. Написал книги:

«Девушка в красном пальто», «Короткое время бородатых», «Офицерша», «Елка для матери», «Живая душа», «За теплым хлебом», «Ночь проходит», «Белая дорога» и другие.

Преподаватель:

По убеждению писателя, важно с детства учить ребенка сострадательно, тепло относиться к беспомощной старости, разделить боль любого живого существа, будь это человек, птица или животное. Таким образом, мы будем говорить сегодня о милосердии и сострадании.

Как вы понимаете эти слова – «милосердие», «сострадание»? Обучающиеся своими словами пробуют объяснить эти слова).

Давайте обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова (находят слова, зачитывают их значение). Вы правильно объяснили значение слов.

Беседа с анализом отдельных эпизодов.

- Какое впечатление произвел на вас рассказ?

Обучающиеся:

- Мне стало страшно, что до сих пор война так мучает людей.

- Я подумал: а что бы я сделал на месте Гриши? Смог бы так?

Преподаватель:

- Какие чувства вы испытывали во время чтения? После прочтения рассказа?

Обучающиеся:

- Жалость к бабе Дуне.

- Удивление тем как повел себя Гриша.

- Жалость к тем, у кого нет близких, и они остаются один на один со своей бедой.

Преподаватель:

- Кого бы вы назвали главным героем рассказа? Почему?

Обучающиеся:

- Главный герой произведения – Гриша. Он изменяется в течение рассказа, взрослеет, становится мудрее. Бабушка – несомненно, достойный персонаж, но именно от внука она получает помощь.

Преподаватель:

- Обратимся к тексту. Как чувствовала себя баба Дуня в дни приезда внука?

Обучающиеся зачитывают:

- «…разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты и поглядывала в окошко, не бежит ли Гриша…и живым духом веяло в доме».

Преподаватель:

- Можно предположить, что до приезда внука бабушка испытывала одиночество? Обратите внимание на слова «одна» - «одинокая» - «одиночество». Почему автор повторяет эти однокоренные слова? Что значит «одиночество»?

Обучающиеся:

- одна – без других; Одинокая, одиночество – не имеющая семьи, близких.

Преподаватель:

- посмотрим как слово «одиночество» объясняет С.И. Ожегов.

Обучающиеся находят слово в словаре и зачитывают:

- Одиночество – состояние одинокого человека.

Преподаватель:

- Но ведь мы знаем, что у бабы Дуни есть семья. В городе живут родители Гриши. Почему же она нечасто гостила у них?

Обучающиеся:

- С некоторых пор баба Дуня стала во сне кричать, плакать. И когда она приезжала – взрослые ночь напролет не спали.

Преподаватель:

- Как они относились к болезни бабы Дуни? Давайте обратимся к тексту.

Обучающиеся зачитывают:

- «…все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, какую баба Дуня прожила. С войной и голодом…Водили ее к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего помогало».

Преподаватель:

- Следовательно, болезнь бабы Дуни нужно было лечить не лекарствами. Как сама баба Дуня относилась к происходящему? Найдите в рассказе слова, которые наиболее точно передают отношение героини к своим недугам.

Обучающиеся:

- «Совесть, чувствовала себя…виноватой», «горевала».

Преподаватель:

- Что же произошло с бабой Дуней во время войны? Что спустя десятки лет заставляет ее так мучатся?

Обучающиеся:

- Во время войны баба Дуня потеряла карточки. А дома трое маленьких детей: «Петяня, Шурик, Таечка… приду, они попросят…». Чтобы накормить детей, Баба Дуня идет за Дон за желудями. Набрала в два мешка. А на пароме стали отнимать, вроде как не положено.

Преподаватель:

- Карточка – бланк с отрезными талонами, дающий право на получение продуктов. Их не восстанавливали в случае утери. Потеря карточек во время войны смерти подобна. Надо ли говорить, какие мучения испытывает мать, не зная, чем накормить детей.

Как Гриша пришел к мысли, что именно он должен бабушке помочь? Какой была первая реакция Гриши на крики бабушки ночью?

Обучающиеся:

- Гриша старается разбудить ее, просит лечь на другой бок. Поначалу то , что он слышал ночью не очень занимало его, он думал о рыбалке. Потом он начинает представлять, что пережила бабушка. Гриша разговаривает с ней, понимает и поражается, что сны могли стать причиной настоящих слез.

Преподаватель:

- Можно утверждать, что прошлое бабушки постепенно становится собственной болью внука. Что происходит в душе мальчика после разговора с мамой? Что посоветовала ему мама?

Обучающиеся зачитывают:

- «стало думаться о бабушке… она казалась такой слабой и одинокой… И с какой, верно, тягостью ждет она ночи… Но как помочь?» Мама Грише посоветовала: - Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: «Молчать!» Она перестает, Мы пробовали».

Преподаватель:

- Воспользовался ли мальчик советом матери? Какое решение нашел Гриша?

Обучающиеся:

- Нет, нашел свой. Он понимает, что «это ведь психика». «Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и ста убеждать, мягко, ласково: - Вот ваши карточки, бабаня…»

Преподаватель:

- Обращаем внимание на слова повествователя «…воспоминание резануло по сердцу; «Сердце мальчика облилось жалостью и болью…»; «Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло…» Почему автор так часто использует слово «сердце»?

Обучающиеся:

- В душе героя происходят сильные перемены. Он стал чутким к чужому страданию, внимательным к душевной боли. В нем росло «большое сердце». В нем зародилось милосердие и сострадание.

Преподаватель:

- Почему Гриша не рассказывает бабушке о случившемся?

Обучающиеся:

- Он вовремя понял, что нельзя говорить. «…Нужно делать и молчать. И придет исцеление».

Преподаватель:

- «Ночь исцеления» - так называется рассказ. О чьем исцелении рассказывает писатель?

Обучающиеся:

- О бабушкином, она перестает кричать, ей все меньше снятся страшные сны.

Преподаватель:

- Произошло исцеление и внука, он повзрослел, сам нашел способ помочь баба Дуне. Его чуткость, внимательность, милосердие, забота сделали то, чего не смогли сделать врачи и взрослые. Гриша исцелился от собственного равнодушия. Писатель рисует как бы две жизни, которые проживает Гриша. Днем – веселое время школьных каникул: рыбалка, катание на лыжах. Ночью Гриша как будто переносится на несколько десятилетий назад, в военное время, и участвует в тяжелых снах бабушки. И эта ночная жизнь сейчас для него стала важнее.

Мне дорог этот рассказ. Я вспоминаю своего отца, который ушел на фронт, когда ему не было еще и восемнадцати лет (подделал документы). Вскоре его тяжело ранило в руку, и хирурги должны были ампутировать ему руку, иначе могла бы начаться гангрена. На счастье в госпиталь приехал пожилой военный врач, который пожалел молоденького солдата и приказал лечить его антибиотиками. Пенициллин тогда был очень редким лекарством, его применяли не всем. Просто не хватало. Отцу очень повезло. Руку спасли. Он рассказывал, что после войны ему часто снился сон, что отнимают руку, просыпался отец в холодном поту, потому что остаться без руки в восемнадцать лет просто ужасно, он говорил - лучше смерть!

Екимов заставляет нас оглянуться и увидеть тех, кто рядом с нами, кому нужна наша помощь, понимание, поддержка, чтобы и мы исцелились благодаря нашей доброте и участию. Человек, который научился помогать нуждающимся, становится лучше, чище, добрее, сердечнее. Об этом и стихотворение Андрея Дементьева.

Как важно вовремя успеть

Сказать кому-то слово доброе,

Чтоб от волненья сердце дрогнуло! –

Ведь все порушить может смерть.


Как важно вовремя успеть

Похлопотать или поздравить,

Плечо надежное подставить!

И знать, что будет так и впредь.


Но забываем мы подчас

Исполнить чью-то просьбу вовремя,

Не замечая, как обида кровная

Незримо отчуждает нас.


И запоздалая вина

Потом терзает души.

Всего-то надо – научиться слушать

Того, чья жизнь обнажена.


Список литературы
  1. Дементьев А.Д. Лирика. – М.: Эксмо, 2003.

  2. Екимов Б.П. Рассказы. – М.: Худож. Лит., 1991.

  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1988.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Крашенинникова Людмила Анатольевна

Дата: 23.02.2020

Номер свидетельства: 540769


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства