kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Два полководца в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок – продолжение большой темы «Отечественная война 1812 года на страницах романа «Война и мир» Л.Н.Толстого».

На уроке развивались такие общеучебные навыки, как работа с первоисточниками (смысловое чтение), умение вычленять главное из большого объема материала, умение делать выводы и самостоятельно записывать в тетрадь.

В течение урока осуществлялась межпредметная связь с историей. Содержание урока способствоало развитию интереса к учению.

Была использована технология критического мышления и системно-деятельностный подход. Домашнее задание было предварительным (прочитать 3 и 4 том романа, найти описание Кутузова и Наполеона, выявить их действия перед, во время и после Бородинского сражения) и проверялось на протяжении всего урока. Задания были групповые и индивидуальные.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Два полководца в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».»

Тема: Два полководца в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона. (слайд 1)

Цель: Сопоставить двух полководцев, выявить отношение Л.Толстого к вопросу о роли личности в истории.

Развивать внимание к слову, навыки сопоставительного анализа, речь учащихся.

Воспитывать осознанное отношение к изучаемому, гордость за русских воинов, патриотизм.

Ход урока:


Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

Л.Толстой

1.Вступительное слово учителя.

Мы продолжаем разговор о войне 1812 года. Но сегодня нас будет интересовать отношение к этой войне двух великих полководцев – Кутузова и Наполеона. Цель занятия – сравнить этих полководцев и выявить взгляд Л.Толстого на роль личности в истории.

Запишите тему урока и эпиграф (слайд 2). Кладу карточки для индивидуальной работы.


2.Работа с эпиграфом.

- Как вы понимаете это высказывание Л.Толстого?

- К кому из полководцев можно отнести эту характеристику?


3.Аналитическая беседа и составление таблицы «Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона».

В своем романе-эпопее Л.Толстой неоднократно показывает свои философские размышления по поводу войны и исторических событий в целом.

- Какова философия истории в восприятии Толстого? Почему автор считает, что фатализм

в истории неизбежен? (т.3.,ч.1, гл.1,с.3; т.3,ч.3,гл.1, с.200)

-Какова, по мнению писателя, роль личности в истории? (эпилог,ч.2, гл.4-7, особо 5)

Отрицая казенную историю царей и великих личностей, Толстой считал, но творцом истории является народ; но, отрицая роль личности, он ошибочно отрицал и роль человеческого разума, считая, что событиями и мирами движет что-то свыше.

- По Толстому, формула героического заключается в следующем (слайд 3):

Живой нравственные качества личности

чел. хар-р самооценка личности

- В чем, по-вашему, ценность человеческой личности?

- Почему Кутузов и Наполеон стали двумя нравственными полюсами романа? Какой прием использует автор для создания этих персонажей?

Как я уже говорила, нам предстоит сравнить этих полководцев (слайд 4 – таблица) по следующим критериям:

Цели в войне 1812 года.

Отношение к солдатам.

Поведение до, во время и после Бородинского сражения.

- В чем сила Кутузова? Почему именно его поставили главнокомандующим, когда началась отечественная война? (т.3,ч.2,гл.25, хр.с.350)

- Докажите, что у Кутузова всегда была высокая цель, совпадающая с целью народа, а Наполеон преследовал свои корыстные цели.

- В чем цель Наполеона и его армии? (слайд 5) Что представляют собой солдаты для «великого императора»? Почему Толстой сравнивает их с пешками, которые должны подчиняться руке игрока? Вспомните переправу через Неман (т.3,ч.1,гл.2,с.6) – 40 чел. улан потонуло в реке. Была ли необходима эта жертва?

- Как относится к воинам Кутузов? Почему он не устает повторять: «Время и терпение»? (т3,ч.2,гл.16, хр.с.348-349) –

Зачитайте речь Кутузова под Красным (т.4,ч.4,гл.6) слайд 6 – заполнено 2 графы

- Как ведут себя полководцы во время Бородинского сражения? (Наполеон – т.3,ч.2,гл.27,29,33.34,с.163; Кутузов – т.3,ч.2,гл.35,с.185)

- Почему Наполеон уверен, что он руководит сражением и всей военной кампанией?

- Почему Толстой утверждал, что Бородинское сражение – это победа, хотя русские после него отошли с поля боя и сдали Москву? Согласны ли вы с писателем?

- Проанализируйте эпизод «Заседание штаба Кутузова в Филях» (т.3,ч.3,гл.4,с.207). Как проявляется истинный патриотизм Кутузова в его противостоянии планам Бенигсена?

- Почему он берет ответственность на себя и приказывает оставить Москву? Почему утверждает, что потеря Москвы не есть потеря России?

- Докажите, что Л.Толстой видит в Кутузове необычайный пример исторической прозорливости, основанной на народном чувстве, «которое он носил в себе во всей чистоте и силе его». Приведите примеры.

- Можно ли утверждать, что Кутузов повлиял на исход войны 1812 года?

- Сделайте вывод о роли личности в истории. Сопоставьте ваши взгляды со взглядами Л.Толстого.

- Каким образом Кутузов узнает об уходе Наполеона из Москвы? Что это известие означало для Кутузова? Как он реагирует на него? (спасена Россия)

- Почему после того, как французы покинули Москву, Кутузов прилагает максимум усилий, чтобы сдержать воинский пыл своих генералов? (т.4,ч.4,гл.5)

- Почему Кутузов считает, что в связи с бегством французов сражения не нужны? А каково его предложение?

- В чем видит Толстой мудрость Кутузова?

-Как проявляется русский национальный характер во время преследования наполеоновской армии?

- Как расценивает Толстой бегство Наполеона, бросившего свою армию на произвол судьбы? (т.4,ч.2, гл.18, с.87; гл.19,с.89)

- Почему отрицание войны в романе идет рядом с осуждением величия Наполеона?

- Оцените характеристику Наполеона, данную Л.Толстым: «Для нас, с данной нам Христом мерой хорошего и дурного, нет неизмеримого. И нет величия там, где нет простоты, добра и правды». (слайд 7)

- С каких позиций подходит к этой оценке писатель?

- Разделяет ли Л.Толстой мысль Пушкина о том, что «гений и злодейство – две вещи несовместные»?

- Почему же тогда многих самых разных людей Наполеон оставался кумиром?


4.Итог урока. Рефлексия.

Закончите заполнение таблицы. (слайд 8)

Ответьте письменно на один из вопросов: (слайд 9)

1.Кто из героев вам ближе и почему?

2.Какими представлены Кутузов и Наполеон? Запишите самые характерные черты каждого из них.


5.Домашнее задание (слайд 10).

Подготовить материал к теме «Партизанская война» на страницах романа (т.4,ч.3, гл.1-10).

Сопоставить понятие «единство» у французов и русских (на материале романа Л. Толстого «Война и мир»)

Характеристика Тихона Щербатого, старостихи Василисы (т.4, ч.3,гл.5,13,14).

Пересказ «Петя Ростов в партизанском отряде».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Два полководца в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

Автор: Бабенкова Любовь Алексеевна

Дата: 01.04.2016

Номер свидетельства: 313429


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства