kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Два русских характера в рассказе И.С.Тургенева "Певцы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: Традиционные формы занятий замедляют дух творческих поисков учителя и учеников. Данный урок настраивает учащихся на творческий подход к анализу текста.
Ключевые слова: Тургенев, «Записки охотника», цикл произведений, сопоставление образов, песня, поединок.
Цель урока: проверить понимание самостоятельно прочитанного рассказа, выявить различные, но дополняющие друг друга стороны натуры русского человека, развитие умения создавать сравнительную характеристику, вести диалог на уроке; определять отношение писателя к простому русскому мужику; воспитать интерес к проблемам нации, к истории нашей культуры; развивать навыки  выразительного чтения текста, работы с иллюстрациями, лексическая работа.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок – сопоставление образов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Два русских характера в рассказе И.С.Тургенева "Певцы" »

Два русских характера из народа в рассказе И.С.Тургенева «Певцы».

Аннотация: Традиционные формы занятий замедляют дух творческих поисков учителя и учеников. Данный урок настраивает учащихся на творческий подход к анализу текста.

Ключевые слова: Тургенев, «Записки охотника», цикл произведений, сопоставление образов, песня, поединок.

Цель урока: проверить понимание самостоятельно прочитанного рассказа, выявить различные, но дополняющие друг друга стороны натуры русского человека, развитие умения создавать сравнительную характеристику, вести диалог на уроке; определить отношение писателя к простому русскому мужику; воспитание интереса к проблемам нации, к истории нашей культуры; развивать навыки выразительного чтения текста, работы с иллюстрациями, лексическая работа.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок – сопоставление образов.

Символы урока: тетрадь писателя-охотника для записи наблюдений.

Эпиграф: Эпиграф урока:

Тот не русский, кто не переживал странного волнения и упрека

при звуках заунывной народной песни.

Н.В. Гоголь.


Оборудование урока: репродукции картин русских художников (Крамской, Кустодиев и др.), пластинка с песней “Не одна во поле дороженька пролегала…»

Ход урока

1этап – формирование внутренней готовности учащихся к уроку, мотивации изучения нового материала. Вступительное слово учителя:

“В наше время, время мученического очищения России, её исторического оправдания и духовного возрождения чудится мне, что у всех нас есть потребность обратиться к России в её историческом целом, окинуть взором, сколько хватит его, нашего взора, пути, и судьбы, и задания нашей Родины, основы и первоосновы её культуры, из коих всё вышло и к коим всё сводится, увидеть их в силе и славе, увидеть всё это не только в исторической ткани нашей страны, но и в нас самих, в наших душах, в их сознательном и бессознательном укладе; с тем, чтобы каждый из нас осязал в самом себе и чудесные дары нашей России, составляющие самую русскость нашей русскости, и те пробелы, те слабости, те недостроенности и неустроенности русской души, те несовершенства и незавершённости нашего национального характера, без одоления которых нам не построить России - ни нам, ни нашим детям, ни внукам”.[1]

2 этап – введение в атмосферу эпохи; тема рассказа «Певцы».

Я не случайно начала наш сегодняшний урок со слов замечательного русского религиозного философа И.А. Ильина. Произнесённые в 20-е годы, они словно обращены к нам, которые призваны строить сегодня новую Россию.

(Зачитывается тема урока, эпиграф)

“Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слёзы”. Таковы ощущения и эмоции рассказчика в “Певцах” И. С. Тургенева. А ваши впечатления? Как вы думаете, о чём этот рассказ? Что в нем особенного?

(Обмен мнениями)

Сегодня нам и предстоит разобраться, что увидел в русском характере И. С. Тургенев, что писателю особенно дорого в нем и о чем он скорбит.

3 этап – осмысление идеи, темы и проблем рассказа «Певцы», анализ отдельных сцен, характеристика персонажей.

Учитель: Откроем рассказ... его начало

“Небольшое село Колотовка... (до конца абзаца) Что вам слышится в этих строках?

(Ученики отмечают, что особую смысловую нагрузку несут строки: “на скате голого холма, сверху донизу рассеченного оврагом, который, зияя как бездна, вьется разрытый и размытый… ”. Эта пейзажная зарисовка создает ощущение какой-то безотчетной тревоги и по дальнейшем прочтении рассказа начинаешь понимать, что такой пейзаж далеко не случаен, поскольку напрямую связан с судьбами героев рассказа, такими же разрытыми и размытыми, как и этот овраг.)

Учитель: Что же довершает и без того невеселую картину?

- Описание кабака.

Учитель: А что такое кабак?

Лексическая работа:

-Это место, где удовлетворяются низменные и грубые потребности простого люда. -Тургенев подчёркивает “отдельность” местоположения кабака, который стоит на краю “страшного оврага”.

Учитель: Всмотримся в них повнимательнее. Кто они? Кого видит Яков в трактире, выйдя на середину зала?

I группа. Целовальник Николай Иванович - человек “расторопный и сметливый”, хорошо знающий жизнь и во многом разбирающийся:”в лошадях и скотине, в лесе, кирпичах и посуде, в красном товаре и в кожевенном…” Чем-то он напоминает крестьянина Хоря из рассказа “Хорь и Калиныч”. Так же обстоятелен, немногословен и себе на уме.

II группа. Приказчик Моргач. “Это человек опытный, сам себе на уме”, “тертый калач, который знает людей и умеет ими пользоваться”. Поэтому автор и акцентирует наше внимание на его глазах: “…я никогда не видел более проницательных и умных глаз…” И все же есть в этом человеке какая-то тайна (в жизни его остались “темные пятна”). Не все гладко в его жизни, когда-то бежал он от своей барыни. Именно потому, что это человек расчетливый, ему после неудавшегося побега и возвращения все же удается встать на ноги и даже зажить припеваючи.

III группа. Дикий Барин... Что-то богатырское чувствуется в нем. Это характер во многом загадочный. Какая-то необъяснимая сила исходит от него. Рассказчик замечает: “…какие-то громадные силы угрюмо покоились в нем, как бы зная, что раз поднявшись, что сорвавшись раз на волю, они должны разрушить и себя и всё, до чего ни коснутся…” Есть в Диком Барине и какая-то противоречивость: “смесь какой-то врожденной, природной свирепости и такого же врожденного благородства”.

IV группа. Обалдуй - выбившийся из жизни крепостной гуляка, от которого отказались даже собственные господа. Поэтому и прозвище его далеко не случайно: от глагола обалдеть прост. - одуреть, потерять всякое соображение, ошалеть. Не прочь покутить за чужой счет. “Отроду не сказал не только умного, даже путного слова: все “лотошил” да врал, что ни попало - прямо Обалдуй”.

(Идет работа с репродукциями, ребята пытаются увидеть в них тургеневских персонажей)

Учитель. Как складывалась жизнь этих людей? Счастливы ли они? Что общего в их судьбах?

(Обмен мнениями)

Учитель: Это, действительно, скопление изломанных, выпавших из всех былых взаимосвязей бесприютных и в прошлом, и в будущем людей. А что за стенами кабака?

(Ответы учащихся)

-грязная Колотовка с её оврагом;

-скудный выгон, пруд, покрытый гусиным пухом;

-собаки лают;

(Составление ассоциативного ряда)

Учитель: За стенами кабака - грязная Колотовка с её оврагом, рвущим надвое холм, улицу. Нестерпимая духота жаркого июльского дня. Бессмысленно злобный лай собак... Какая страшная и неприглядная картина... Поистине не радующий глаз пейзаж, лишающий всякой надежды.

Обобщение учителя: Кабак - некий последний приют людей с искалеченными судьбами. “Притынный кабак вообще-то сам по себе “жизни край”, “место”, куда стекается человеческая “щебень” изо всех сословий, тоже разрытых и размытых ударами судеб”. [2] Вот здесь-то, у бездны на краю, и будет проходить своеобразное “духовное ристалище”, поэтическое соревнование, дуэль двух талантливых людей.

Учитель: Ждут ли этого поединка люди? Давайте понаблюдаем за ними.(озвучивание диалога по ролям от слов “Зачем я тебя зову - плут ты этакой, Моргач!” и далее: “Ну что ж! -возопил вдруг Обалдуй…” до “Жеребий кинуть..”)

Лексическая работа: Что такое поединок?

Учитель: Что это? Обычное житейское любопытство, желание торжества над побежденным? Почему так ждут поединка эти люди?

- Ждут они скорее песни, а не самого состязания.

- Почему?

-Песня, особенно задушевная, как-то по-особенному переживается человеком.

-Она помогает забыться, отрешиться от сиюминутного.

-Песня способна расширить узость пространства, раздвинуть границы кабака.

-Помогает на какие-то мгновения стать чуточку счастлив ее, способна подарить настоящую радость. Вспомните, что после заключительного замирающего голоса рядчика именно Яков, как сумасшедший, закричал: “Молодец! Молодец!”

-Песня - это особый мир, это красота, по которой, может быть, истосковалась душа этих не очень счастливых людей. Может быть, это своеобразный протест против этой жизни.

-По песне, по красоте истосковалась душа мужицкая.

-Может быть, этот поединок - тоска о несбывшемся, жажда раздвинуть стены, изгнать тесноту? Это своеобразный протест против оврага.

Учитель: Но почему именно песня?

-Песня - это история души народа, её поэзия. Страшна и тяжка жизнь русского крепостного, но в человеке, все же не изжита тяга к хорошему, светлому в жизни.

- Мне кажется, сегодня из песни уходит душа

Лексическая работа: Песня как жанр. В чем ее особенности?

Учитель: “Еще доселе загадка - этот необъяснимый разгул, который слышится в наших песнях, несётся куда-то мимо жизни и самой песни, как бы сгораемый желанием лучшей Отчизны”, - писал Н. В. Гоголь. И где рождалась такая песня? Где звучала? Чаще всего в кабаке или ином местечке, где собираются связанные в горе непрочной верёвочкой люди.

Сравним соперников. Рядчик и Яков Турок.

(Идёт сравнительный анализ по группам, которые отслеживали одну из линий сравнения )

Линии сравнения

-Поведение до начала состязания.

-Пение... Есть ли в нём душа?

-Реакция слушателей.

Рядчик

а) “Он бойко поглядывал кругом, подсунув под себя руки, беспечно болтал и постукивал ногами (неспособность к осознанию высоты предстоящего духовного и душевного испытания), лишь перед самим поединком он немного волнуется(“приходя в волнение”).

б) Пение рядчика (чтение текста подготовленным учеником).

“Рядчик выступил вперед …” и закончить

“Он пел”. Далее: “Ободренный знаками всеобщего удовольствия…” и закончить словами: “…последний задирающий возглас”.

в) Какова реакция слушателей?

(“Слушали с большим вниманием”, “не возбуждая слишком сильного сочувствия в своих слушателях”). Яков Турок

а) В состоянии лихорадки перед началом пения ( “мигал глазами, неровно дышал, руки его дрожали…”, лицо было “бледно, как у мертвого…”). Пение для него нечто священное, способное озарить жизнь, задеть самые тонкие душевные струны.

б) Пение Якова (чтение текста).

“Русская, правдивая...” и закончить словами: “…словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль”.

в) Какова реакция слушателей? ( “ Всем нам становилось сладко и жутко”, “закипали на сердце и поднимались к глазам слезы”, “всеобщее томленье”, “стояли как оцепенелые”).

(После сравнительного анализа слушаем в грамзаписи песню “Не одна во поле дороженька пролегала” и делимся впечатлениями)

Учитель: Почему же рядчик проиграл?

(Обмен мнениями)

- Рядчик пел веселую плясовую песню. Но песня, хотя и исполненная мастерски, не затронула сердца и души.

-Его пение не раздвинуло стен кабака, не смогло заставить пережить слушателей душевного потрясения. Его просят: “Вытягивай еще! Накаливай еще, собака ты этакая, пес!” Они ожидали чуда, а его не случилось.

- Его песня красива, но остаётся лишь игрой.

-Здесь не было самозабвения, всё рассчитано на эффект. Эта песня не затронула души.

Учитель: А как пел Яков?

(Обмен мнениями)

- В его пении была “неподдельная, глубокая страсть, и молодость, и сила, и грустная скорбь”.

- “От его голоса веяло чем-то родным, задевающим за живое. Не случайно на глаза слушателей наворачиваются слезы.

- В этой песне поет и плачет душа.

- Эта песня несет в себе безотчётное чувство простора.

- Какой-то особый свет проникает в душу.

- В этой песне душа протестует против всего мелкого и пошлого.

Учитель: Да, Якова хотел, хотя и ненадолго, “унести” этих искалеченных судьбой людей из пошлой действительности, из этого душного кабака. Он хочет осилить зло этой жизни, ее измельчание, одолеть тоску. А о чём пел Яков в любовной, “прощальной”, по определению А. Григорьева, песне?

(Обмен мнениями)

Обобщение учителя: Пел Яков о какой-то редкостной высоте нравственных требований, о непрощённой вине, о горькой сердечной муке.

Сударушка, которую обиженно и нежно отвергает душа, остаётся тем не менее единственной и неповторимой.

Учитель: Вечером рассказчик вновь заглядывает в кабак. Что же открывается ему?

-В кабаке все пьяны. Зрелище неприятное, отталкивающее.

- Эти строки рождают горькие мысли и чувства.

- Рассказчик замечает, что Дикого Барина среди подгулявших нет. Не на него ли надеется писатель? Может быть, он настоящее, здоровое начало русской нации?

Учитель. Да, на смену духовному и чистому приходит низменное и обезображенное.

Зачитаем финал. Достоевский назвал его поистине гениальным, почему?

-Может быть, не всё так безотрадно в России? Ведь в финале – дети, а дети - будущее.

-Здесь как-то тихо, слышен только один зов.

Учитель: Да, здесь полная гармония с природой и нет той напряжённости, противоречивости и катастрофичности, которыми полна взрослая жизнь.

Что же мы увидели в русском человеке сегодня на уроке?

(Ответы учеников)

- Ум, проницательность;

- талант, потребность творить;

- способность глубоко чувствовать;

- удаль;

- душевный размах;

- потребность в высоком;

- скрытую силу.

Учитель: Самое удивительное, что всё это помогла увидеть и прочувствовать песня. Мне хочется привести слова К.С. Аксакова: “Как широк напев её! Кажется дух и образ великого, могучего пространства… лежит в ней. Нет ей конца, бесконечная песня… В самом деле, нельзя сказать, что русская песня оканчивается; она не оканчивается, но уносится... слух едва ловит последние звуки русской песни, - нет, она не кончилась, она унеслась, удалилась только и где-то поётся, вечно поётся”.

Что же ещё вы увидели в русском человеке?

(Ответы учеников)

- Бесшабашность;

- растрачивание жизни;

- беспечность;

- упоение в разгуле;

- прошло полтора столетия, и ничего не изменилось.

4 этап, заключительный – архивирование учебной информации урока, подведение итогов, оценивание учащихся, рефлексия, домашнее задание.

Учитель: Итак, что же вслед за Тургеневым мы увидели в русском человеке сегодня на уроке? ( Талант, ум, проницательность, потребность творить, способность глубоко чувствовать, удаль, душевный размах, потребность в высоком, скрытую силу).

Мы говорили сегодня о важном: о русском народе. Народ-это средоточие всех надежд и возможностей российской истории. Так что же нужно нам, сегодняшним, для спасения России, о чём так мечтал писатель?

(Ответы учеников)

- Надеяться только на самих себя, на свои собственные силы;

- преодоление того, что недостойно человека, очищение души;

- вера в великое будущее России;

- вера в Бога.

Учитель: Да, быть может, покаяние и вера дадут нам не только уверенность в своей правоте, но и веру в Россию, веру в призвание нашего народа. Они научат нас, по словам Языкова:

Надёжно уважать свои родные силы,

Спасенья чаять только в них.

Рефлексия.

Цикл рассказов «Записки охотника» явился ответом на вопрос, который задал в своей статье В.Г.Белинский, обращаясь к читателям: «А разве мужик – не человек?» Критик предвидел ответный возмущенный вопрос: «Но что может быть интересного в грубом, необразованном человеке?»-«Как что?- негодовал критик-гуманист. – Его душа, ум, сердце, страсти, склонности – словом, все то же, что и в образованном человеке».

Домашнее задание ( по выбору учащихся): написать письмо автору произведения, описать дальнейшую судьбу одного из героев, передать от лица одного из героев увиденное в трактире.

Фраза-напутствие: люби ближнего своего, как самого себя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильин И.А. Собр. соч. в10 т.,кн.2.- М.,1996. т.6 с.7.

2. Тургенев И.А.Собрание сочинений в 5 т., т.1. - М., 1994.

3. Чалмаев В.А. Иван Тургенев. - М.,1986 с.149.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Два русских характера в рассказе И.С.Тургенева "Певцы"

Автор: Корбан Жанна Николаевна

Дата: 20.08.2015

Номер свидетельства: 226097


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства