kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Душевная чистота главных героев феерии А.С.Грина «Алые паруса».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи деятельности учителя: способствовать формированию представления об А. С. Грине как талантливом русском писателе, авторе феерии «Алые паруса»; вовлечь в решение поставленных в повести проблем; рассмотреть в противопоставлении мир реальности и романтической мечты; развивать интерес к творчеству А. Грина.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: 

· познавательная сфера: иметь представление о жанре феерии; выявлять своеобразие писательского мастерства, художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка в тексте; владеть навыками анализа произведения в единстве содержания и формы;

· ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное от-ношение к феерии А. С. Грина «Алые паруса», ее героям; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; анализировать формы выражения авторской позиции; владеть навыками устного рецензирования выразительного чтения одноклассников;

· коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения;

· эстетическая сфера: проявлять эмоциональную чуткость, эстетический вкус; определять роль изобразительно-выразительных средств языка в произведении.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

· познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике;

· регулятивные: овладевать способностью понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

· коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Душевная чистота главных героев феерии А.С.Грина «Алые паруса».»

Урок 53. ДУШЕВНАЯ ЧИСТОТА ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ ФЕЕРИИ А. С. ГринА «Алые паруса».

Задачи деятельности учителя: способствовать формированию представления об А. С. Грине как талантливом русском писателе, авторе феерии «Алые паруса»; вовлечь в решение поставленных в повести проблем; рассмотреть в противопоставлении мир реальности и романтической мечты; развивать интерес к творчеству А. Грина.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: 

познавательная сфера: иметь представление о жанре феерии; выявлять своеобразие писательского мастерства, художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка в тексте; владеть навыками анализа произведения в единстве содержания и формы;

ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное от-ношение к феерии А. С. Грина «Алые паруса», ее героям; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; анализировать формы выражения авторской позиции; владеть навыками устного рецензирования выразительного чтения одноклассников;

коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения;

эстетическая сфера: проявлять эмоциональную чуткость, эстетический вкус; определять роль изобразительно-выразительных средств языка в произведении.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике;

регулятивные: овладевать способностью понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Методы и формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Основные понятия и термины: феерия.

Сценарий урока

Лучше жить неуловимыми, пленительными с нами, чем дрянью и мусором каждого дня.

А. Грин

...Чудесное не есть случайное, а вполне закономерное явление в реальной человеческой жизни.

А. Грин

I. Постановка целей и задач урока. Проверка домашнего задания.

– Александр Грин... Удивительный и яркий писатель, известнейшее имя в русской литературе, создатель прекрасной, неповторимой страны Гринландии с ее городами, островами, бухтами, неординарная, притягательная личность, чей жизненный путь не был усыпан розами. Однако в юности мы обязательно должны попасть в страну Гринландию и познакомиться с ее создателем, автором «Алых парусов», талантливым писателем, фантазером, мечтателем, романтиком. (Учитель обращает внимание учащихся на выставку книг «Александр Грин – последний сказочник XX века».)

– Какое ваше первое впечатление от книги «Алые паруса»?

– Какие эпизоды запомнились больше всего, почему?

– Каким вы увидели мир Грина?

II. Изучение нового материала.

1. Запись в тетради даты и темы урока.

Учащиеся записывают дату, тему урока, ведут краткие записи.

2. Ознакомление с жанром феерии.

– Почему А. Грин дал повести подзаголовок «феерия»?

3. Словарная работа.

– Познакомимся с жанром феерии.

Феерия – представление с фантастическими костюмами и декорациями, с широким использованием сценических эффектов. Волшебное, сказочное действие.

– А. Грин дал своему произведению подзаголовок «феерия» не случайно. Ведь феерия – жанр драматического произведения, в котором борются волшебные силы. И, как бывает в сказках, добро побеждает зло. Конечно же, сказочное присутствует в книге Грина. Разве не сказка пришла в жизнь маленькой Ассоль? А разве ей не приходилось бороться за осуществление чуда в жестокой реальности? Об этом столкновении жестокой реальности и романтической мечты мы и поговорим сегодня на уроке, но прежде познакомимся с биографией писателя Александра Степановича Гриневского (Грина).

4. Индивидуальное задание «Устный рассказ о писателе Александре Грине».

Учитель дополняет рассказ ученика. (См. Ресурсный материал.)

– Выскажите ваше впечатление от образа Грина, изображенного художниками В. А. Кашиным (1995), В. Н. Гускиным (1980).

5. Сообщение учителя «История создания повести “Алые паруса”».

– Первоначальные наброски относятся к лету 1916 года. Но рукопись не была завершена. Во время Гражданской войны А. Грин начал писать новую повесть под названием «Красные паруса». И закончил ее в Петрограде в начале декабря 1920 года. 8 мая 1922 года в газете «Вечерний телеграф» была напечатана глава «Грэй», а отдельным изданием книга вышла в 1923 году.

Однажды А. С. Грин в витрине игрушечного магазина увидел маленький «бот с правильно сидящим красивым крылообразным парусом». Этот бот был воспринят как «зерно чуда», из которого и возник замысел «Алых парусов». Спустя 10 лет Грин снова возвращается к истории создания «Алых парусов»: «У меня есть “Алые паруса” – повесть о капитане и девочке. Я разузнал, как это происходило совершенно случайно: я остановился у витрины с игрушками и увидел лодочку с острым парусом из белого шелка. Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал – что, тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того – алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия». Сам замысел произведения – красные, или алые, паруса цвета «вина, роз, зари, рубина, здоровых губ, крови и маленьких мандаринов, кожица которых так обольстительно пахнет острым летучим маслом», вызываемое ими чувство «возвещения радости» полностью сформулировано уже в первом сохранившемся варианте. В одном из последних вариантов повести красные паруса заменяются алыми, найден более верный цвет, и в таком сочетании «Алые паруса» приобретают особую образность и само выражение становится словом-символом.

III. Практическая деятельность.

1. Работа над таблицей «Мир реальности и мечты в повести».

Мир реальности

Мир мечты

Жизнь семьи Лонгрена:

 история гибели жены: «так уж нет почти ни одной семьи, где я не взяла бы в долг...», «Меннерс соглашался дать денег, но требовал за это любви»;

 прослужил 10 лет, покинул службу;

 отец стал делать игрушки: «этим способом Лонгрен добывал столько, чтобы жить в рамках умеренной экономии»;

 Лонгрен не пришел на помощь Меннерсу («черную игрушку я сделал...»).

Жизнь Каперны:

 однообразная жизнь (работа – трактир);

 люди живут приземленными заботами: наработаться, выспаться, накормить семью;

 после истории с Меннерсом люди отвернулись от отца и дочери;

 «надо уметь любить, а этого они не умеют» (Лонгрен);

 «но у вас не рассказывают сказок, у вас не поют песен» (Эгль);

 дети отвергли Ассоль, не играют с Ассоль, дразнят ее, насмехаются над ней

Жить ради дочери:

 «сложное искусство ращения девочки»;

 общение с отцом, его неповторимые рассказы о предметах морского обихода, о лодках, о морских скитаниях, о суевериях моряков.

Жизнь мечтательной Ассоль:

 неожиданная встреча с Эглем: «я, милая, поэт в душе, хоть никогда не сочинял сам»;

 подаренная Эглем сказка;

 жизнь Ассоль в ожидании чуда: «Ты как думаешь: придет волшебниковый корабль за мной или нет?»

Вывод: романтическое и реалистическое у Грина тесно сближаются и переплетаются.

2. Выразительное чтение по ролям фрагмента «Разговор с волшебником» (с. 31–36, со слов «Перед ней был не кто иной...» до слов: «Да будет мир пушистой твоей голове!»).

3. Устное рецензирование выразительного чтения.

– Кому из чтецов лучше всех удалось продемонстрировать выразительное чтение?

– Дайте оценку выразительного чтения каждого чтеца.

– Какие интонации в этом эпизоде берут верх над другими?

– Какое место в данном фрагменте вы прочитали бы по-другому, почему?

– Назовите речевые ошибки, допущенные при выразительном чтении.

4. Работа со словарем (в группах «Реалисты» и Мечтатели»).

– Задание для группы «Реалистов»: «Как при помощи слова, выражения, предложения автор рисует реальный мир?».

– Задание для группы «Мечтателей»: «Как при помощи слова, выражения, предложения автор рисует романтический мир героев?».

Вопрос обеим группам: «Как вы понимаете слова первого и второго эпиграфов к уроку? Какая мысль для вас дороже?».

IV. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Несмотря на все жизненные тяготы в литературу А. С. Грин вошел как писатель-романтик. Он верил в лучшее, в возможность обретения человеком счастья, поэтому на фоне романтического творчества почти незаметны ранние реалистические рассказы. Реалистическое и романтическое у Грина тесно сближаются. Писатель верит в человека, в возможность преодоления бездуховности в людях. Он хочет в каждом жителе Каперны открыть источник доброты. Грин мечтает освободить людей от таких пороков, как злоба, зависть, грубость, жестокость.

Каким бы жестоким ни был реальный мир, ни Ассоль, ни Лонгрен, ни Грэй не ожесточились, не очерствели душой. Каждый их этих героев по-своему красив душой. Молодые герои Ассоль и Грэй верят в свою мечту. Уметь мечтать – это замечательное человеческое качество, а суметь мечту превратить в действительность – это величайший человеческий талант. «...Чудесное не есть случайное, а вполне закономерное явление в реальной человеческой жизни» (А. Грин).

– Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Высказывания учащихся.)

– Какие примеры «чудесного» в жизни можете привести? Расскажите об этом. (Высказывания учащихся.)

– Какое содержание вы вкладываете в словосочетание «мир Грина»? (Высказывания учащихся.)

Домашнее задание.

1. Изучить биографию А. Грина, выписать в тетрадь интересные факты из биографии писателя.

2. Составить сравнительную характеристику главных героев.

3. Подготовить устный анализ понравившегося эпизода.

Ресурсный материал

Отзывы современников

«Он не замечал окружающего и жил на облачных, веселых берегах» (К. Паустовский).

«Грин был отшельником, нелюдимым, редко появлялся на общих сборищах. Этим он будто стремился отгородиться от непрошеного вмешательства в его внутренний мир» (Вс. Рождественский).

«Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Все становится светлым, ярким...» (Д. Гранин).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Душевная чистота главных героев феерии А.С.Грина «Алые паруса».

Автор: Деревянко Светлана Сергеевна

Дата: 21.06.2022

Номер свидетельства: 610310


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства