kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Дурное общество» и «темные личности» в повести В.Г.Короленко «Дети подземелья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по повести В.Г. Короленко "Дети подземелья". Материал данного урока способствует развитию навыков анализа художественного текста; воспритятию художественных полотен известных художников, посвященных литературным произведениям; воспитывает умение сопереживать и совершенствовать коммуникативную культуру.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Короленко В.Г.»

Открытый урок

«Дурное общество» и «темные личности» в повести В.Г.Короленко «Дети подземелья»


Цели урока:
– обучать частичному анализу художественного произведения через исследование текста, картин русских художников, творческие работы детей; совершенствовать навык выразительного чтения, умение устно и письменно выражать свои мысли;
– развивать интегративные качества мышления и художественного восприятия, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать эмоционально-нравственную сферу учащихся;
– воспитать способность сопереживать; совершенствовать коммуникативную культуру.

Тип урока: урок – исследования с элементами дискуссии.

Технология: элементы развивающего обучения, с использованием информационно-компьютерных технологий.

Тип урока: урок – исследования с элементами дискуссии.

Оборудование: компьютер, проектор.

Дидактические материалы к уроку: презентация.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Слово учителя.

Ребята, сегодня на уроке мы должны выяснить, что представляют собой “дурное общество” и “темные личности” в повести В.Г.Короленко “Дети подземелья”. Но сначала проверим хорошо ли вы знаете содержание повести.

Задание. Отметьте номера правильных предложений (Слайд 3).

  1. (+) Тюрьма была лучшим архитектурным украшением города.

  2. (–) Замок стал противен мальчику, так как имел зловещий вид.

  3. (+) Васю и его отца разделила смерть Васиной матери.

  4. (–) Вася и Валек впервые встретились в роще.

  5. (–) Валек отказался идти в гости к Васе потому, что боялся судью.

  6. (+) Маруся очень отличалась от Сони.

  7. (+) Валек первым объяснил Васе, что его отец хороший человек.

  8. (–) Когда Маруся была голодна, Валек попросил у Васи еды для нее

  9. (+) Мясо для Валека и Маруси было редкой едой.

  10. (+) Маруся заболела осенью.

  11. (–)Вася тайком взял куклу у Сони.

  12. (+)Отец понял Васю после того, как узнал от Тыбурция правду.

А сейчас познакомимся со штрихами биографии писателя. Начнем знакомство с работы над портретом В.Г.Короленко художника И.Е.Репина (Слайд 5).

Рассмотрите внимательно портрет и попробуйте предложить, каким был изображенный на нем человек, какую жизнь он прожил. (Художник изобразил задумчивые, проницательные, чуть печальные глаза писателя, морщины на лице, седая борода, усталые руки, лежащие на подлокотниках. Все это говорит о том, что жизнь его была не из легких, он, видимо, многое повидал на своем веку. Он кажется строгим и добрым.)

И в самом деле, жизненный путь писателя был нелегким, но прекрасным: всю жизнь он заступался за униженных и оскорбленных, порой ценой собственного благополучия защищал справедливость, за что неоднократно подвергался арестам и ссылкам. Знал он и нужду: бедность не позволила ему получить законченное высшее образование. Его учителями стала русская литература и сама жизнь. Характер труженика, борца, человек, готового поделиться последним с теми, кто в этом нуждается, восхищал его современников. В день 65-летнего юбилея писателя художник И.Е Репин, создавший его замечательный портрет, который мы только что рассматривали, прислал ему поздравительную телеграмму: “Благодарю вас за вашу прекрасную жизнь” Вот так высоко оценил писателя великий русский художник, и в этой оценке не только преклонение перед личностью писателя, но и восхищение его произведениями, в которых бьется большое доброе сердце человека, гражданина, всегда полное сострадания к несчастным.

Включается фонограмма песни из кинофильма “Генералы песчаных карьеров”.

– Как вы думаете, почему разговор о повести Короленко “Дети подземелья” предваряет такая песня?

(Дети вспоминают неординарную личность Тыбурция, выброшенного жизнью на улицу, Валека и Марусю, живущих среди “серых камней”, а также говорят об отверженных, о голодающих, об их вынужденном родстве. Именно об этом повесть Короленко и об этом поется в песне.)

– О чем именно заставила задуматься эта повесть? Что в ней для вас было горше и печальнее всего? Почему?

(Рассказ о болезни и смерти Маруси, одиночество Васи в родном доме, о его тоске по близкой душе, о потребности любить и быть любимым.)

Учитель: Тема обездоленных и несчастных волновала не только писателей, но и многих русских художников, поэтому часто произведения литературы и изобразительного искусства перекликаются между собой, дополняя друг друга.

III. Просмотр слайд-шоу “Темные личности” из “дурного общества” (Слайды 6–13). Слайды демонстрируются на фоне органной музыки А.Вивальди “Адажио”.

Это картины русских художников XIX века: В.Г.Перов “Спящие дети”, “Савояр”, Ф.С.Журавлев “Дети-нищие”, П.П.Чистяков “Нищие дети, Ф.А.Бронников “Старик-нищий” и другие. После просмотра слайд-шоу учащиеся отвечают на вопросы учителя:

1. В чем созвучие полотен русских художников в повести Короленко?
(Босые избитые ноги спящих детей, разбитые башмаки Савояра, узелки в руках нищих, печальные глаза деда Василия, лужи и холодный дождь на картине В.П.Якоби, несчастные лица маленьких нищих на полотнах Чистякова и Журавлева.)

2. Людей, подобных тем, которых мы видели на полотнах русских художников, в городе Княжье – Вено, где происходят события повести, называют “дурным обществом” и “темными личностями”. Что же представляет собой это “дурное общество”? Кто принадлежит к нему? Это “несчастные темные личности”, испуганные, жалкие”, в лохмотьях, едва прикрывающие худые тела, оставшиеся без крова и куска хлеба, бродяги и воры, нищие и бездонные – те, кому не нашлось места в пыльном маленьком городке, где тюрьма – “лучшее архитектурное украшение”. Какое отношение вызывают эти люди у горожан?
(Горожане презирают и боятся этих бродяг, относятся к ним “ с враждебной тревогой”, по ночам они выходят на улицу и стучат палками по заборам, давая знать отверженным, что обыватели настороже и не позволят им украсть что-либо, ни спрятаться вблизи человеческого жилья. Город знал, что по его улицам в ненастной тьме дождливой ночи бродят люди, которым голодно и холодно, которые дрожат и мокнут, понимая, что в сердцах этих людей должны рождаться жестокие чувства, город насторожился и навстречу этим чувствам посылал свои угрозы”.)

3. Где обитают эти “темные личности”? Почему?
(Пристанищем их стали заброшенный замок на острове и полуразвалившаяся часовня “среди истлевших крестов и провалившихся могил” так как “несчастные изгнанники не нашли в городе своей колеи” Только здесь, среди развалин, и могли они найти приют, потому что лишь “старый замок радушно принимал и покрывал и временно обнищавшего писца и сиротливых старушек, и безродных бродяг”.)

4. Найдите описания старого замка и часовни. Какое чувство они вызывают? Опишите, как вы их себе представляете.
(О замке ходят “предания и рассказы один другого страшнее”. Даше в ясные солнечные дни он вызывает у детей “припадки панического ужаса – так страшно глядели черные впадины давно выбитых окон, в пустых залах ходил таинственный шорох; камешки и штукатурка, отрываясь, падали вниз, будя гулкое эхо…”. “А в бурные осенние ночи, когда гиганты-тополи качались и гудели от налетевшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка и царил над всем городом”. “У часовни же “кое-где провалилась крыша, стены осыпались, и вместо гулкого, с высоким тоном, медного колокола совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни”.)

IV. Работа над иллюстрациями В.Глуздова “Старый замок” и В.Костицына “Величавое дряхлое здание” (Слайд 16).

1. Ребята, опираясь на описание старого замка и часовни, нарисуйте словесные иллюстрации и сравните их с иллюстрациями В.Глуздова и В.Костицына.
(Иллюстрация Глуздова выдержана в скупых серо-зеленых тонах. Кажется, что видим сумрачное осеннее небо, низко опустившееся над полуразрушенном замком. Сквозь туман проглядывает солнце, от которого исходит скорее ощущение болезненности, чем радости. Три огромные вороны вносят в рисунок грусть, безысходность, тревогу. Старый замок на иллюстрации Костицына будто выступает из темноты ночи. Мрачный, угрюмый, одинокий, он производит пугающее и таинственное впечатление одновременно. Именно такое сооружение и может быть местом обитания “темных личностей”.)

2. Какие чувства вызывали замок и часовня у Васи?
(Он всегда “со страхом смотрел… на то величавое дряхлое здание”, но когда мальчик увидел, как изгоняли оттуда “жалких оборванцев”, замок стал ему противен.) (Слайд 17.)

3. Ребята, представим себе, что стены мрачного замка и часовни смогли заговорить. Что они могли бы рассказать нам о событиях, которые происходили здесь, о тех, кто ютился там? С сочувствием или с неприязнью будет звучать этот рассказ?
(Стены могли бы рассказать о бедняках, ютившихся среди них, об их нужде, страданиях, болезнях; о том, как их изгоняли даже из этого жалкого убежища. Рассказ этот мог бы прозвучать как с сочувствием. На это в повести указывают слова: “Старый замок радушно принимал и покрывал всех…”, так и с неприязнью: “Все эти бедняки терзали внутренности дряхлого здания, обламывая потолки и полы…”.)

4. Кто же называет общество “дурным”, а людей, представляющих его “темными личностями”? С чьей точки зрения оно “дурное”?
(“Дурным” его называют горожане, так как оборванцы представляют угрозу их благополучию и спокойствию.)

5. Есть ли в нем на самом деле что-нибудь дурное и как это проявляется? (Да, есть. “… Эти бедняки, окончательно лишенные всяких средств к жизни со времени изгнания из замка, составили дружное сообщество и занимались… мелким воровством в городе и окрестностях” Они – воры. Брать чужое грех, преступление.)
– Но что толкает на него бедняков? (Нужда, голод, отверженность, невозможно заработать деньги честным трудом.)

V. Анализ V главы. Разговор Валека и Васи о булках.

1. Почему Вася, твердо знающий, что “воровать нехорошо”, не может осудить своих новых друзей, назвать их “дурными”?
(Сожаление к Валеку и Марусе у Васи усилилось и обострилось, но привязанность не исчезла. Убеждение, что “нехорошо воровать”, осталось. Но, когда воображение рисовало оживленное личико Маруси, облизывающей свои засаленные пальцы, Вася радовался ее радостью и радостью Валека.)

2. А теперь рассмотрим иллюстрацию В.Глуздова “Тыбурций с детьми” (слайд 18). Что в центре иллюстрации?
(Кусок жаркого, на который устремлен задумчивый взгляд Тыбурция.)

3. Каково его выражение?
(Оно печально, потому что Тыбурций тоже знает, что “воровать нехорошо”, но не может смотреть спокойно на голод своих детей потоу идет на преступление. Глядя на уплетающих жаркое детей, он с грустью думает об их судьбе: “Я нищий, и он нищий. Я …, и он будет красть” Перспектива безрадостная и неизбежная.)

4. Какими художник изобразил Валека и Марусю?
(Дети едят с жадностью, облизывая пальцы. Видно, что “мясное блюдо для них невиданной роскошью…).

5. На переднем плане иллюстрации Вася. Почему художник изобразил его отвернувшимся от “пиршества” и с опущенной головой?
(Васе стыдно за дурные наклонности своих друзей, за ворованную еду, но он не может не сочувствовать их беде, их жизни, потому что они нищие, у них нет дома, но Вася знал, что со всем этим соединяется презрение. Он чувствовал, как из глубины души в нем поднимается вся горечь презрения, но он инстинктивно защищал свою привязанность к этой горькой примеси.)

6. Почему, несмотря ни на что, он был не в состоянии изменить Валеку и Марусе?
(У Васи доброе, отзывчивое сердце. Он со страданием наблюдал за изгнанием из замка “темных личностей”; а сам, лишенный любви и ласки, он в состоянии оценить и понять одиночество бродяг. Отдав свое сердце маленьким нищим, разделив их беды и заботы, он повзрослел.)

VI. Итог урока.

– Ребята, поделитесь своими впечатлениями от прочитанной повести.

VII. Рефлексия (Слайд 19).

Каждому ученику предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку.

  1. Доволен ли ты тем, как прошел урок?

  2. Сумел ли ты получить новые знания?

  3. Ты был активен на уроке?

  4. Ты сумел показать свои знания?

VIII. Домашнее задание (Слайд 20). Три варианта письменных заданий (по выбору):

  1. Рассказ старых стен часовни.

  2. Рассказ старых стен замка.

  3. Рассказ старого замка.



Просмотр содержимого презентации
«Короленко В.Г.»

Открытый урок   «Дурное общество» и «темные личности» в повести В.Г.Короленко «Дети подземелья»      Учитель русского языка и литературы  Агнаева Светлана Георгиевна  СОМШ № 44

Открытый урок «Дурное общество» и «темные личности» в повести В.Г.Короленко «Дети подземелья» Учитель русского языка и литературы Агнаева Светлана Георгиевна СОМШ № 44

Владимир  Галактионович Короленко   1853 – 1921 … через все произведения Короленко – большие и малые… проходит вера в человека, вера в бессмертие, непобедимое и побеждающее благородство его натуры и разума . А. Платонов

Владимир Галактионович Короленко

1853 – 1921

через все произведения Короленко – большие и малые… проходит вера в человека, вера в бессмертие, непобедимое и побеждающее благородство его натуры и разума .

А. Платонов

Тюрьма была лучшим архитектурным украшением города.  Замок стал противен мальчику, так как имел зловещий вид.  Васю и его отца разделила смерть Васиной матери.  Вася и Валек впервые встретились в роще.  Валек отказался идти в гости к Васе потому, что боялся судью.  Маруся очень отличалась от Сони. Валек первым объяснил Васе, что его отец хороший человек.  Когда Маруся была голодна, Валек попросил у Васи еды для нее.  Мясо для Валека и Маруси было редкой едой.  Маруся заболела осенью.  Вася тайком взял куклу у Сони.  Отец понял Васю после того, как узнал от Тыбурция правду.
  • Тюрьма была лучшим архитектурным украшением города.
  • Замок стал противен мальчику, так как имел зловещий вид.
  • Васю и его отца разделила смерть Васиной матери.
  • Вася и Валек впервые встретились в роще.
  • Валек отказался идти в гости к Васе потому, что боялся судью.
  • Маруся очень отличалась от Сони.
  • Валек первым объяснил Васе, что его отец хороший человек.
  • Когда Маруся была голодна, Валек попросил у Васи еды для нее.
  • Мясо для Валека и Маруси было редкой едой.
  • Маруся заболела осенью.
  • Вася тайком взял куклу у Сони.
  • Отец понял Васю после того, как узнал от Тыбурция правду.

( + )

( - )

( + )

( - )

( - )

( + )

( + )

( - )

( + )

( + )

( - )

( + )

Цели и задачи:  -обучать частичному анализу художественного произведения через исследование текста, картин русских художников, творческие работы детей;  -проанализировать причинно- следственные связи мира чувств ребенка, характер его взаимоотношений со взрослым и окружающей действительностью на материале повести В.Г. Короленко «Дети подземелья»;  -развивать интегративные качества мышления и художественного восприятия, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать эмоционально–нравственную сферу учащихся;  -воспитывать способность сопереживать; совершенствовать коммуникативную культуру.

Цели и задачи:

-обучать частичному анализу художественного произведения через исследование текста, картин русских художников, творческие работы детей;

-проанализировать причинно- следственные связи мира чувств ребенка, характер его взаимоотношений со взрослым и окружающей действительностью на материале повести В.Г. Короленко «Дети подземелья»;

-развивать интегративные качества мышления и художественного восприятия, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать эмоционально–нравственную сферу учащихся;

-воспитывать способность сопереживать; совершенствовать коммуникативную культуру.

И.Р. Репин. Портрет писателя В.Г. Короленко. 1902

И.Р. Репин. Портрет писателя В.Г. Короленко. 1902

«Темные личности» из «дурного общества»

«Темные личности» из «дурного общества»

В. Перов. Спящие дети. 1870

В. Перов. Спящие дети. 1870

Ф.С. Журавлев. Дети-нищие. 1860-е

Ф.С. Журавлев. Дети-нищие. 1860-е

В.П. Якоби. Осень.

В.П. Якоби. Осень.

П.П. Чистяков. Нищие дети.

П.П. Чистяков. Нищие дети.

В. Г. Перов. Савояр.

В. Г. Перов. Савояр.

Н.В. Невреев. Дед Василий.

Н.В. Невреев. Дед Василий.

Ф.А. Бронников. Старик-нищий.

Ф.А. Бронников. Старик-нищий.

В чем созвучие полотен русских художников и повести Короленко?

В чем созвучие полотен русских художников и повести Короленко?

Работа в группах    I группа - опираясь на описание старого замка и часовни, нарисуйте словесные иллюстрации и сравните их с иллюстрациями В.Глуздова и В.Костицына.  II группа -  какие чувства вызывали замок и часовня у Васи? III группа - 1.Рассмотрите иллюстрацию В.Глуздова «Тыбурций с детьми». 2.Что в центре иллюстрации? 3. Какими художник изобразил Валека и Марусю? 4. Почему художник изобразил Васю отвернувшимся от «пиршества» и с опущенной головой?

Работа в группах

I группа - опираясь на описание старого замка и часовни, нарисуйте словесные иллюстрации и сравните их с иллюстрациями В.Глуздова и В.Костицына.

II группа - какие чувства вызывали замок и часовня у Васи?

III группа -

1.Рассмотрите иллюстрацию В.Глуздова «Тыбурций с детьми».

2.Что в центре иллюстрации?

3. Какими художник изобразил Валека и Марусю?

4. Почему художник изобразил Васю отвернувшимся от «пиршества» и с опущенной головой?

Опираясь на описание старого замка и часовни, нарисуйте словесные иллюстрации и сравните их с иллюстрациями В.Глуздова и В.Костицына. В.Костицын. «Величавое дряхлое здание». 1984 В. Глуздов. Старый замок. 1977

Опираясь на описание старого замка и часовни, нарисуйте словесные иллюстрации и сравните их с иллюстрациями В.Глуздова и В.Костицына.

В.Костицын. «Величавое дряхлое здание». 1984

В. Глуздов. Старый замок. 1977

Какие чувства вызывали замок и часовня у Васи?

Какие чувства вызывали замок и часовня у Васи?

1.Рассмотрите иллюстрацию В.Глуздова «Тыбурций с детьми». 2.Что в центре иллюстрации? 3. Какими художник изобразил Валека и Марусю? 4. Почему художник изобразил Васю отвернувшимся от «пиршества» и с опущенной головой?  В.Глуздов. Тыбурций с детьми

1.Рассмотрите иллюстрацию В.Глуздова «Тыбурций с детьми».

2.Что в центре иллюстрации?

3. Какими художник изобразил Валека и Марусю?

4. Почему художник изобразил Васю отвернувшимся от «пиршества» и с опущенной головой?

В.Глуздов. Тыбурций с детьми

Рефлексия  1. Доволен ли ты тем, как прошёл урок? 2.Сумел ли ты получить новые знания? 3.Ты был активен на уроке? 4.Ты сумел показать свои знания?

Рефлексия

1. Доволен ли ты тем, как прошёл урок?

2.Сумел ли ты получить новые знания?

3.Ты был активен на уроке?

4.Ты сумел показать свои знания?

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Рассказ старых стен часовни.
  • Рассказ старых стен замка.
  • Рассказ старого замка.
Спасибо, дети, за урок !

Спасибо, дети, за урок !


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
«Дурное общество» и «темные личности» в повести В.Г.Короленко «Дети подземелья»

Автор: Агнаева Светлана Георгиевна

Дата: 20.04.2016

Номер свидетельства: 320697


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства