kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Духовное развитие Ивана Северьяныча Флягина в повести "Очарованный странник" Н. С. Лескова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке посталена основная цель: работать над идейным содержанием повести; анализировать текст в соответствии с его идейным содержанием, идти от идеи и замысла писателя к художественной концепции и средствам её создания; выявить суть души русского человека в понимании Н. Лескова, показать роль образа Флягина в раскрытии идеи произведения. Тип урока- урок освоения нового материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Духовное развитие Ивана Северьяныча Флягина в повести "Очарованный странник" Н. С. Лескова. »

Тема урока:

Духовное развитие Ивана Северьяныча Флягина в повести "Очарованный странник" Н. С. Лескова.

Класс: 10

УМК под редакцией А.Г. Кутузова.

Тип урока – урок освоения нового материала.

Цели урока:

Обучающие: работать над идейным содержанием повести; анализировать текст в соответствии с его идейным содержанием, идти от идеи и замысла писателя к художественной концепции и средствам её создания; выявить суть души русского человека в понимании Н. Лескова, показать роль образа Флягина в раскрытии идеи произведения;

Развивающие: формировать умение вчитываться, вдумываться в текст, находить ключевые слова, значимые детали, делать выводы;

Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство нравственной ответственности и глубокого уважения к ценностям русской жизни; воспитывать любовь к самобытной прозе Н. С. Лескова.

Виды деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.


Оборудование урока:

1. Видео-презентация «Духовное развитие Ивана Флягина в повести “Очарованный странник” Н.С. Лескова».

  1. Иллюстрации учащихся к повести.

  2. Фонозапись музыки П.И. Чайковского “Сентиментальный вальс”.

  3. Толковые словари С.И. Ожегова, В.И. Даля.

  4. Репродукции картин В.М. Васнецова “Богатыри”, “Алёнушка” и И.Я. Билибина “Витязь на распутье”.

  5. Фрагменты кинофильма “Очарованный странник”(режиссер И. Поплавская).

Ход урока:

I. Организационный момент.

Здравствуйте! Я рада вновь видеть Вас. Думаю, что сегодняшний урок благодаря встрече с повестью «Очарованный странник» Н.С. Лескова вновь принесет Вам новые открытия в постижении русского национального характера.

II. Актуализация знаний.

Слово учителя о героях-праведниках.

Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о героях-праведниках произведений Николая Семеновича Лескова, воплотивших лучшие черты русского национального характера. Сам Лесков смело заявил:

“Я смело, даже, может быть, дерзко, думаю, что знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу”.

Отнюдь, Лесков не идеализировал своих героев. Подумаем над сложным, противоречивым характером главного героя сказовой повести "Очарованный странник" Ивана Северьяныча Флягина.

III. Сообщение темы урока.

Итак, тема нашего урока “Духовное развитие Ивана Флягина в повести “Очарованный странник” Н.С. Лескова”.

- Какими нравственными принципами руководствовался в жизни герой? Мы на прошлом уроке говорили, что Лесков создал "галерею праведников", а можно ли Ивана Флягина назвать праведником Земли Русской?

IV. Деятельность учащихся по освоению новых знаний.

1. Работа со словарями.

Значение слова "праведник" можно найти в любом толковом и энциклопедическом словаре. Кто такой праведник?

  1. Человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов (словарь под редакцией С.И. Ожегова).

  2. Святой, живший и творивший свой подвиг человеколюбия вне монастыря;
    человек, исповедующий и соблюдающий Заповеди Божии (словарь под редакцией В.И. Даля).

– А какие Заповеди Божии вы знаете?

Итоговое определение: "Праведник - это человек, живущий Заповедями Божиими".

Лесков в образах праведников воплотил своё понимание русского национального характера. Мы всегда говорили, что каждый человек от природы глубоко нравственен.

– А что такое нравственность?

(Нравственность - это внутренние условные качества, которыми руководствуется человек в своей жизни.)

2. Беседа с классом. Повторение и систематизация изученного

Праведники Земли Русской.

Русская земля всегда была богата людьми праведной жизни. О них мы узнаем не только на уроках литературы, но и при изучении истории России.

– Кого вы можете вспомнить и назвать? (Илья Муромец, Сергий Радонежский, Владимир Мономах и др.)

Можно сделать вывод, что праведник – нравственная основа любого государства.

3. Особенности композиции и жанра.

– А какими нравственными принципами руководствовался наш герой? Кто же он, грешник или праведник?

– От чьего лица ведется повествование? (от лица Ивана Флягина)

– Как вы думаете, с какой целью используется этот прием?(Чтобы мы поверили в происходящее).

Хочется отметить, что сюжетные роли Ивана Флягина напоминают нам героев разных жанров, Каких? (то сказочного героя, то персонажа бытия, то былинного героя, то героя авантюрного романа).

Докажите:

а) Флягин - герой жития.(Учащиеся зачитывают строки из текста).

– Что ещё мы узнаем о герое, о его родителях в этой главе?

б) Сходство Ивана Флягина с героем авантюрного романа.

в) Сходство Ивана Флягина с былинным героем.

4. Сюжет. Работа над образом главного героя.

– Где происходит встреча с героем?

– В каком обличье мы с вами его встречаем?

Демонстрация картины Васнецова "Богатыри", картины Билибина "Витязь на распутье".

– Из каких трех путей должен выбирать русский богатырь?

– Какой путь обычно выбирает богатырь?(Самый сложный, опасный).

Известный знаток русской словесности Н. А. Бердяев считал странничество важным элементом русского национального самосознания. Калики перехожие, старцы без пострига, бродячие проповедники, святители русской земли - все они пускались в странствия по Руси, чтобы подобно "русскому Христу" исходить её, благословляя. Поиски Царства Божия – это вечное странничество в поисках смысла жизни.

– Сразу ли находит герой своё предначертание, выбирает свою дорогу в жизни?

( Как и богатырю, Ивану суждено погибнуть. Всю жизнь погибает, но не может погибнуть. Он будто заколдованный начинает своё "хождение по мукам", "претерпевание", следует от одного испытания к другому. Это страстотерпец, и перед нами своеобразное переосмысление жития грешника. Словно колдовская сила влечет его по жизни, заставляя страдать, словно кто - то его под руку толкает).

5. Работа в группа (выступление учащихся с домашним заданием).

Первый этап.(1 группа)

  • В какой момент начинаются испытания для героя?

  • Каким же он здесь предстает? Добрым или злым?

(Человек сиюминутного настроения, поступающий не в соответствии с мгновенной эмоциональной реакцией. В поступках юного форейтора открывается нравственная непробужденность героя, неумение различать добро и зло. Поэтому "добрый или злой" - однозначно определить в начале невозможно).

– То, что сильный – это несомненно. И подобно дураку – герою волшебных сказок-Флягин в награду за спасение жизни хозяев просит себе одну гармонь,

- Что заставляет героя бежать из имения? (Чувство собственного достоинства. По приказанию хозяйки за то, что он отрубил хвост кошке, он должен в "англицком саду" стоять на коленях да камешки "бить". Этот изнурительный труд и неблагодарность за то, что он спас их жизни, когда помчались и понеслись лошади, он, рискуя своей жизнью, останавливает карету на краю пропасти).

И обратите внимание, что жестокая порка воспринята крепостным как должное ("это бы мне ничего"), а другое наказание переполнило чашу терпения – он бежит.

Второй этап.(2 группа)

– Что происходит с ним дальше? Как проявляется его характер при новых обстоятельствах? (Без паспорта он вынужден "служить нянькой").

– Почему берет барин его нянькой?

("Ты, говорит, - верно, если голубят жалел, так ты можешь мое дитя выходить, потом добавляет: "Русский человек со всем справится".

Иван Северьяныч привязывается к своей "воспитомке" ("я-то дитя любил"), выхаживает ее с отцовской нежностью, лечит от "англицкой болезни", выпаивает козьим молоком. Девочка становится его первой привязанностью: "странно я стал к ней привыкать, я-то дитя любил". Эта первая в жизни привязанность определяет следующий поступок, с которым связан следующий резкий поворот в его необыкновенной судьбе).

– Как поступает Флягин с девочкой, когда появляется сбежавшая мать? Как это характеризует героя?

(Он отдает девочку матери из чувства сострадания, невзирая на угрозы хозяина. Здесь он проявляет милосердие и чувство сострадания. Страдания матери оказываются понятными ему).

Третий этап.(3 группа)

И опять же образ героя противоречив. Исчезает это чувство на пензенской ярмарке, где он появляется случайно.

– Какие новые свойства личности Ивана Северьяныча раскрываются в этом эпизоде? (У героя был талант любить и понимать коней. "Этакой легкости сразу не видывал и не знал, как его конька ценить").

С обостренным чувством красоты Лесков наделяет своего героя свойствами художника и поэта.

– Давайте прочитаем описание "Кобылица была тоже дивная".... Какими средствами достигается эмоциональность этого описания? (Точность, красочность эпитетов). Это искушение красотой приводит героя к новому повороту судьбы. Запорол до смерти татарина Савакирия нагайкой за право обладать понравившимся конем. Флягин бежит в татарские степи не потому, что ему опостылел родной мир: его грозится арестовать русский чиновник за убийство. Начинается новый этап в жизни героя.

Просмотр фрагмента кинофильма “Очарованный странник”

Четвертый этап.(4 группа)

12 лет пробыл в плену герой среди татар, в условиях чуждого быта и чуждой природы. И здесь с особой силой ощущает себя русским человеком.

– Какие чувства овладевают героем среди татар, в условиях чуждого быта и чужой природы? (Чувство тоски по Родине. Он впервые ощущает себя русским человеком, проходит тягостное испытание пленом. До этого испытание привязанностью к ребенку, испытание красотой, тягостное испытание пленом).

– Чем же занимался Флягин у татар? (Лечил татар, коней, помогал им, женили на татарке, затем на другой... Но не смирился с жизнью в чужом краю. Иван тосковал: очень домой в Россию хотелось).

– Завершаются ли испытания героя после побега? (Нет, Впереди его ждут испытания не менее трудные, чем те, которые он уже пережил. Одно из таких испытаний - возвращение на Родину, где его никто не ждет).

– Появление пленника ознаменовано в графском имении новой поркой - "для всеобщего примера", и барским приказом пустить грешника на оброк. Так странник вновь отправляется в путь.

Пятый этап.(5 группа)

– Как складывается судьба героя, получившего "законную бумагу" и почувствовавшего себя свободным человеком?

(На первый взгляд все благополучно. Он поступает на службу к князю, занимается любимым делом. Становится конэсором - знатоком лошадей! Князь уважает талантливого конэсора. Но Иван Северьянович по-прежнему тоскует, и тоска его выражается в продолжительных и безобразных запоях. Он одинок в огромном мире, хотя сам видит в этом силу предопределения. Единственная привязанность – лошади, в уходе за которыми проявляется удивительный талант).

– Какое событие повлияло на героя, перевернуло его жизнь?

(Встреча с цыганкой Грушей)

– Как можно назвать это испытание? – Испытание любовью.

– Чем поразила Грушенька Ивана Северьяныча?

(Красота и талант цыганки потрясают душу героя.)

Испытание, определенное судьбою, отягчается тем, что и князь "удивлен" прекрасной цыганкой.

– Не возникает ли у вас ассоциации с хорошо знакомым литературным героем при анализе этой части рассказа? Герой благородного происхождения, юная женщина - иноплеменница, насильно приведенная в дом. Ее первоначальное отчуждение оборачивается пылкой страстью, и чем сильнее эта страсть, тем неизбежнее охлаждение влюбленного в нее князя. ("Бэла" М.Ю. Лермонтова)

Любовь Ивана Северьяныча ставит ею перед самым мучительным жизненным испытанием. Каким? Почему же он решается на этот поступок?

(Зная преданность Ивана Северьяныча по отношению к себе, Грушенька просит, чтобы он исполнил ее просьбу: помог бы ей уйти из жизни, взяв на себя тем самым страшный смертный грех. Он, узнав, что Грушенька не сможет смириться со своей участью, участью брошенной женщины, толкает ее в омут).

– В данном случае героиня похожа на Васнецовскую "Аленушку", в глазах которой отразилось вечное русское страдание.(Рассматривание картины “Алёнушка”)

Однако смерть цыганки так или иначе остается самоубийством, и Ивана Северьяныча мучает одна мысль: "Грушенькина душа теперь погибшая, и моя обязанность за нее страдать и ее из ада выручить".

– Вспомните историю о "попике запивашке", который молился за грешников – самоубийц. Для героя важно убеждение в заступничестве за таких несчастных грешников, как Грушенька.

А ведь Флягин любил Грушеньку. Так какая же сила управляла героем, столкнувшая Грушеньку в воду?(Сила любви ).

– Какая сила толкает Фляги на мучительный поступок? (Сила самопожертвования).

– Грешник он или праведник?

(В страшном противоречии, в неизбывном страдании слились в безумной тоске греховность и праведность героя, в убийстве любимой женщины – высшее милосердие, высшее проявление человечности, в его поступке боль за другого человека, решимость погубить свою душу, но спасти душу жестоко страдающего любимого человека).

Да, Лесков верит в преображение падшей человеческой природы в полном соответствии с евангельской концепцией, когда и последнему грешнику открыта дорога к спасению.

Есть у нашего героя талант чувствовать и понимать красоту, но живет в нем и талант любить, любить до самозабвения, до самоотречения и до самопожертвования. Любовь свою к Груше он не забывает никогда.

Шестой этап.(6 группа)

После смерти Грушсньки герой под чужим именем идет служить в солдаты (Петра Сердюкова). С этого момента он отказывается от каких бы то ни было эгоистических побуждений. Выслуживается до офицера с Георгием.

Седьмой этап.(7 группа)

Последний этап жизни странника, как это предсказывалось, привел его в монастырь.

– Что привело его в монастырь?

("Деться было некуда". Флягин – невольный странник, ибо нигде для этого незаурядного человека не находится места. Он "очарован", "заколдован", ибо постоянно чувствует необходимость кому-то помочь. Вместе с тем смысл названия определяется и своеобразием артистической натуры, способностью испытывать очарование жизни, красоты, любви).

Эпитет "очарованный" наполняется смыслом: он очарован богатством и неожиданностями земной жизни, красотой природы, женской красотой, конями, яркими событиями... но и очарован идеалами жизни для себя обыкновенного и греховного...

V. Рефлексия.

– Скажите, к какому жизненному итогу приходит наш герой? ("Мне за народ помереть хочется...")

– Идеал этот - служение Родине, своему народу.

– Кто он, Иван Флягин, в обличье монашеском, с внешностью Ильи Муромца?

(Итак, путешественник, похожий "на дедушку Илью Муромца", становится в глазах Лескова одним из тех праведников, без которых "несть градустояния").

- Идеализирует ли автор своего героя?

( Лесков не идеализирует своего героя. От всего греховного герой постепенно "очищается", обретает в своем отношении к жизни народную мудрость. Он готов за родину и народ отдать свою жизнь).

VI. Итог урока. Формулирование выводов.

– Какова же композиция повести, совпала ли она с композицией образа Ивана Северьяныча?

(Посвящена движению героя от обыкновенности, греховности рядового конэсера к очарованности и праведности, преодолению греховности и накоплению праведности).

– На какой же основной евангельский принцип опирался главный герой? ("Возлюби ближнего как самого себя")

– Какие черты русского народа воплотил Лесков в своих праведниках? (Терпение, талантливость, милосердие, совестливость, самопожертвование, деятельная любовь - это то, что не подвластно времени.)

– О чем заставило задуматься произведение Лескова?

(Иван Северьяныч на склоне лет являет собой живое воплощение именно тех качеств, которые Н.В. Гоголь считал самыми основными свойствами русского характера: душевной твердости, чуткости, отваги, рвущейся "на дела добра").

– Таких людей просто необходимо знать и в известных случаях жизни подражать им. Предназначение же богатыря Ивана Флягина- совершение патриотического и христианского подвига.


Звучит “Сентиментальный вальс” П.И. Чайковского и на его фоне звучит стихотворение Ф. Тютчева "Чему бы жизнь нас не учила". (читает ученик)


VII. Дифференцированное домашнее задание

  1. Смысл названия произведения "Очарованный странник" И. С. Лескова.

  2. Грешники и праведники земли русской в повести "Очарованный странник" Лескова.

  3. Я хочу рассказать вам о книге "Очарованный странник" Лескова.


VIII. Выставление оценок.





Учебно-методическая литература:

  1. Старыгина Н.Н. Н. Лесков в школе. – Старыгина Н.Н. Н. Лесков в школе. – М., 2000г.

  2. Ангелова Н.В. Тайна русского характера: произведения Н.С. Лескова 1880-1890-х годов: Монография. - Мичуринск: МичГАУ, 2007.

  3. Силинская Л.Н. Поурочное планирование по литературе (к учебнику под редакцией А.Г. Кутузова) – М.: Экзамен, 2008г.

  4. Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе. Вторая половина XIX века. – М.: ВАКО, 2006г.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011г.

  6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.] – М.: Просвещение, 2011г.

  7. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по- разному? : пособие для учителя / А.В. Хуторской. – ВЛАДОС – ПРЕСС, 2005г.


Интернет источники

http://school-collection.edu.ru/

http://ntf.ru/

http://festival.1september.ru/

http://pedsovet.org/

https://www.google.ru/

https://yandex.ru/



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Федорова Ольга Владимировна

Дата: 25.01.2015

Номер свидетельства: 161250


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства