Урок литературы "Духовная автобиография Бориса Пастернака" предполагает обобщение изученного материала по творчеству Бориса Пастернака в 11 классе. На уроке применяются технологии: Развитие критического мышления через чтение и письмо, в частности приемы этой технологии: "Толстые и тонкие вопросы", синквейн; ИКТ, игровая, учебный диалог.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Духовная автобиография Бориса Пастернака »
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
(«Духовная автобиография Бориса Пастернака»)
разработала и провела
ИЛЬИНА МАРИЯ АРХИПОВНА,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №1 г.КЕДРОВОГО ТОМСКОЙ области
2013г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Урок «Духовная автобиография Бориса Пастернака» предполагает обобщение изученного материала по творчеству Б.Пастернака в 11 классе.
На уроке применяются технологии: РКМЧП, в частности, используются приемы «толстых» и «тонких» вопросов, синквейна и мандмэппинга; ИКТ, игровая, учебный диалог.
Урок предполагает от одиннадцатиклассников:
знание жизненного и творческого пути писателя, отношение к Б.Пастернаку в СССР и за рубежом;
способность находить преемственность литературных традиций в творчестве В.Шекспира и Б.Пастернака;
внимание к художественным деталям романа «Доктор Живаго» и экранизации этого произведения в отечественном и зарубежном
кинематографе,
знание менталитета русского народа;
умение выделять идейный уровень романа, художественные средства языка в лирике;
творческую работу учащихся;
применение метапредметных знаний учащихся в ситуации данного урока.
Творческие работы учащихся « У времени в плену» по роману Б.Пастернака занимают большую часть урока, это: синквейны, , слайдовая презентация, кроссворды, игра «Умники и умницы». Создание мандмэппинга по литературной полемике вокруг романа «Доктор Живаго» позволит разобраться в разночтении романа его современниками.
Презентация «Толстые» и «тонкие» вопросы по роману Б.Пастернака «Доктор Живаго» создана в феврале 2013г. для повторения и обобщения изученного материала по творчеству Б.Пастернака в 11 классе. Обложка презентации посвящена данному роману: фотография автора, название романа, слова Б.Пастернака, отражающие сущность его творчества: «Образ мира, в слове явленный, и творчество, и чудотворство…» Слайдовая презентация способствует интенсификации учебного процесса, которая происходит через усиление мотивации и повышение интереса к литературе, через улучшение эмоционального состояния учащихся, через установление метапредметных связей литературы с русским языком, биологией, историей, химией, изобразительным искусством, кинематографом. Старшеклассники постигают противоречивость и многообразие мира в художественном произведении через активное усвоение различных учебных предметов, нового социального опыта. С 1 по 20 каждый слайд появляется с использованием эффектов анимации, для воспроизведения с 4 по 18 слайд, на которых расположены вопросы и ответы, необходимо 2-хкратное нажатие левой кнопкой мыши. В фоновом рисунке презентации используются уникальные информационные материалы: портреты писателя, исторические фотографии городов царской России, картины известных художников, созвучные по настроению с восприятием Родины Борисом Пастернаком. Параллельно проводится словарная работа: дается лексическое значение терминов по Толковому словарю С.Ожегова, прививается умение работать с информационными источниками. Слайдовую презентацию «Толстые» и «тонкие» вопросы по роману Б.Пастернака «Доктор Живаго» можно использовать вариативно: либо в качестве контроля знаний (критерии оценивания викторины на слайде), либо во внеурочной деятельности, например, в ходе литературной гостиной по творчеству Бориса Пастернака.
Производительность обучения значительно повышается, т.к. одновременно задействованы на уроке зрительный и слуховой каналы восприятия. Данный урок – концентрация всего изученного в 11 классе по теме «Творчество Бориса Пастернака».
05.02.2013г. \М.А.Ильина\
Тема: «Духовная автобиография Бориса Пастернака» (Обобщающий урок по роману Б.Пастернака «Доктор Живаго»)
Дата: 05 февраля 2013г.
Составила и провела учитель первой категории
МБОУ СОШ№1 г. Кедрового Томской области Ильина Мария Архиповна
Цель урока: обобщить полученные знания по роману Б.Пастернака «Доктор Живаго»; показать, что в романе широко представлены события в России начала XX века, а сам роман является «духовной автобиографией Б.Пастернака»
Задачи урока:
Воспитательная:
формировать у учащихся гуманистическое мировоззрение, активную гражданскую позицию: ответственность перед прошлым за настоящее и будущее, заинтересованное отношение к событиям истории;
Развивающие:
учить пониманию авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса;
развивать творческое мышление учащихся;
применять метапредметные знания, действовать продуктивно в изучаемой теме;
Образовательные:
ознакомить с литературной полемикой вокруг романа;
показать, что мысли и чувства доктора Живаго – это мысли и чувства самого Пастернака, роман является автобиографией.
Оборудование:
Портреты Б.Пастернака разных лет.
Выставка книг поэта и писателя.
Музыкальное сопровождение.
Мультимедиа. «Толстые» и «тонкие» вопросы по роману Б.Пастернака «Доктор Живаго», эпизоды из фильма «Доктор Живаго»
Эпиграф: «Образ мира, в слове явленный, и творчество, и чудотворство…» \Б.Пастернак\
ХОД УРОКА
I ОРГМОМЕНТ
II ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
(Звучит романс на слова Б.Пастернака «Свеча горела на столе»)
Несколько уроков назад мы зажгли свечу над страницами романа Б.Пастернака «Доктор Живаго». Сам автор, характеризуя замысел своего произведения, подчеркивал: «… эта вещь будет выражением моих взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь человека в истории и на многое другое…». В центре романа философское осмысления мира, разговор о времени, о жизни и смерти, о природе искусства, о чуде человеческого существования, о вере в жизнь, в будущее.
Задача нашего урока заключена в следующем: обобщить полученные знания по роману Б.Пастернака «Доктор Живаго», сопоставить оценку романа литературной критикой, отразить ваше личное видение произведения через ваши творческие работы « У времени в плену» \домашнее задание с предыдущего урока на выбор: слайдовые презентации, синквейны, кроссворды, ролевые игры и др.\
Живаго – это личность, как бы созданная для того, чтобы воспринимать эпоху, нисколько не вмешиваясь в неё. В романе главная действующая сила – революция. Сам же главный герой никак не вмешивается в ход событий.
Во многом эта позиция – позиция самого Пастернака. Д.С. Лихачев писал: «Перед нами не роман, а род автобиографии самого Пастернака, автобиографии, в которой удивительным образом нет внешних фактов, совпадающих с реальной жизнью автора. Это духовная автобиография, лирическая исповедь Пастернака». Автор и герой – в определённой степени один и тот же человек. Живаго – выразитель сокровенного Пастернака. В этом смысле перед нами поэтическая проза. Живаго – яркий представитель интеллигенции в романе. Его трагическая судьба – судьба многих ярких её представителей Итак, роман о трагической судьбе русской интеллигенции во время революции, о том, что такое жизнь. У романа своеобразная художественная форма – поэтическая проза. Теперь становится понятным, почему Пастернаку дали Нобелевскую премию.
III ДИАЛОГ С УЧАЩИМИСЯ
Итак, главным героем романа является Юрий Андреевич Живаго.
- Почему Пастернак даёт своему герою имя Юрий? (1. Юрий – созвучно юродивому, т.е. в отличие от обычных людей. Обладающим даром провидения, видящим истину в жизни. 2. В Святцах отсутствует имя Юрий, поэтому при крещении давали имя Георгий, ассоциируется с Георгием Победоносцем, т.е. мужественным, а мужество Юрия Живаго заключается в том, что он остался самим собой, одерживает духовную победу. 3. В переводе с латинского – «землепашец», «созидатель».)
- А теперь обратимся к фамилии. Почему фамилия Живаго? (1. От слова «жизнь». 2. В Евангелие от Матфея рассказывается о том, что когда Иисус Христос пришёл в окрестности Кесари, то спросил своих учеников: «Что говорят люди, кто я таков?, то один из учеников Симон Пётр ответил: «Ты Христос, Сын Бога Живаго», т.е. вечно живой (Христа распяли, но не убили, потому что Бога убить нельзя).
Фамилия и имя символичны, но роман назван «Доктор Живаго».
-Почему именно доктор главный герой романа? Когда человек идёт к доктору? (Когда болен, чтобы излечить какое – то физическое и душевное заболевание).
- Почему доктор, а не врач? (Доктор – какое – то домашнее слово, доброе, а врач – официальное)
- Каково же назначение профессии врача? (Спасать жизнь людей. )
Название романа символично. Вот вы сейчас говорили: «Живаго – жизнь, назначение врача – спасать жизнь».
- Какую жизнь показывает Б. Пастернак в романе? ( Жизнь в эпоху войн и революций, поколение, живущее в эпоху социальных катаклизмов.) Революции и войны разрушают установленный порядок, естественный ход жизни, ломают судьбы людей – это позиция Пастернака отражена уже в названии романа.
- Что значит доктор в эпоху войн? (Доктор – это профессия нейтральная, его не имеют право убивать, брать в плен (ч.l1, гл. 4).
-Эта мысль, что профессия доктора нейтральна, отражена в поведении героя.
Он, действительно, нейтрален, как бы созерцает эту жизнь, потому что считает, что история сама себя излечит.
Он постоянно находится между: войной и миром, белыми и красными (мы не знаем, кто он – белый или красный), между бытом и бытием, между Тоней и Ларой, между жизнью и смертью. Он постоянно в дороге.
Мотив-символ дороги как глубокая рана, постоянно пересекает пространство романа. В этом метаобразе сконцентрировано авторское ощущение неумолимой поступи времени, пренебрегающего человеком.
- Что символизирует образ дороги? Почем же Юрий Живаго постоянно в дороге? (Образ дороги тоже символичен. Дорога связана с поиском истины. Истина связана с познанием жизни, путь к истине труден. Недаром Живаго в конце романа выглядит стариком. )
- Где он пытается найти истину? (В труде: хороший врач, работает, чтобы спасать жизнь других (ч. 9, гл. 1);на войне: не думает о себе, сам себя приносит в жертву (ч. 6, гл. 9);в творчестве: пытается всё время писать о жизни поколения, пытается предсказать будущее, потому что в настоящем плохо, хаос (ч. 9, гл. 7-8); в любви: жену любит как мать своих детей, страсти не было, традиция, любовь – долг, уважение. Любит как хранительницу очага, женился, как положено. Лару любит как поэт, для души, она вдохновляла его, питала жизненными силами.)
- Как в романе показано зарождение творческих способностей? (Эпизод со свечой ч. 3, гл. 10,11).
- Что такое свеча? Символ чего? (Символ свечи как начала жизни, начала творчества, вдохновения. «Как образ духовного света во тьме невежества, свеча является важным символом христианских традиций, являясь эмблемой Христа, Церкви, Благодати, Веры и Свидетельства. В более частном смысле свеча краткостью своего существования символизирует одинокую трепетную человеческую душу». Вдохновение, огонь – начало творческой жизни; огонь в сердце – воплощение чувства любви, то есть образ свечи – это начало творчества и любви. )
- Послушайте эпизод из романа о бабочке. (Чтение учеником отрывка из ч. 11, гл. 8)
- Итак, здесь главный образ – бабочка. Что делает бабочка в этом отрывке? (Мимикрирует. Мимикрия – один из видов защитной окраски у животных и растений с окружающей средой, приспособляемость – ч. 13. гл. 16).)
- Какой путь предлагает Пастернак доктору Живаго? (Мимикрировать)
- В чём? ( в творчестве: Пастернак писал стихи, которые многие не понимали; с окружающим миром : кто не приспособился – умирает, кто приспособился, живёт. Живаго подстраивается ко многим событиям, нигде не сопротивляется жизни, воспринимает всё как есть (рубит дрова, копает землю, терпит нужду). Умирает естественной смертью, потому что жил в гармонии с Природой. Ехал в трамвае, который идёт по рельсам, - замкнутый круг жизни, вышел и умер, но остаётся живым в творчестве. Недаром роман заканчивается главой «Стихотворения Юрия Живаго»)
- Давайте посмотрим, почему стихотворения располагаются в таком порядке? Почему же глава открывается стихотворением «Гамлет»?
(чтение стихотворения учеником)
- Главная мысль этого стихотворения? О чём оно? (Жизнь – игра, бесполезно бороться, согласен играть роль. Здесь отражается трагическая судьба русской интеллигенции, которой, подобно Гамлету, приходилось выбирать: быть или не быть.)
- Заканчивается глава стихотворением «Гефсиманский сад». Послушайте его и ответьте на вопрос: почему заканчивается этим стихотворением? (чтение стихотворения учеником )Что произошло в Гефсиманском саду? (Иуда предал Христа, в этом стихотворении рассказывается о предательстве).
- Чем заканчивается стихотворение? ( Смертью, воскрешением и преображением)
IV ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЛЕМИКА
о романе Б.Пастернака «Доктор Живаго» \сообщение Петровой Татьяны, составление мандмэппинга ( ментальной карты ) приложение №1\
Итак, сбылось, замысел осуществился, умер телесно, но воскрес в слове Живаго! Сегодня мы попытались раскрыть внутренний мир героя через символику, исследовали духовные и душевные стороны главного героя, попытались разобраться в позиции Пастернака по отношению к миру окружающему. Давайте послушаем, как по-разному оценила роман «Доктор Живаго» литературная критика. По ходу сообщения вам предстоит создать мандмэппинг ( ментальную карту )
V ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ
по роману Б.Пастернака «Доктор Живаго» \слайдовая презентация Курило А., синквейны Устиновой И. – приложение №2, кроссворды Асубаевой А., Третьяковой И., Ахмедовой А. – приложение №3\
Какой след оставил роман «Доктор Живаго» в вашем сердце, каково ваше личное видение произведения и отношение к Б.Пастернаку, «вечности заложника у времени в плену», покажут ваши творческие работы « У времени в плену» \домашнее задание с предыдущего урока на выбор: слайдовые презентации, синквейны, кроссворды, ролевые игры и др.\
VI ИГРА «УМНИКИ И УМНИЦЫ»
по роману Б.Пастернака «Доктор Живаго» / разработал Костарев Роман – приложение №4 /
VII ПРОСМОТР СЛАЙДОВОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ
«Толстые» и «тонкие» вопросы по роману Б.Пастернака «Доктор Живаго»
В качестве теста я предлагаю вам посмотреть слайдовую презентацию «Толстые» и «тонкие» вопросы по роману Б.Пастернака «Доктор Живаго». Всего 15 вопросов. Критерии оценивания следующие: «5» - более 90%, 14-15баллов; «4» - более 70%, 11-13 баллов; «3» - более 50%, 14-15 баллов; «2» - менее 50%, менее 14 баллов
VIII ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА
IX ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Написать сочинение по одной из предложенных тем:
1. Судьбы русской интеллигенции в годы революции (по роману Б.Пастернака «Доктор Живаго»).
2. Судьба личности и истории Росси ХХ века в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго».
3. Размышления над романом Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго».
4. Женские образы в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго».
5. Восприятие, истолкование стихотворения Б.Пастернака «Во всем мне хочется дойти…»
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Б.Л.Пастернак Доктор Живаго Москва 2002
В.В.Агеносов Русская литература ХХ века 11 класс Поурочные разработки Методические рекомендации для учителя Москва 2000
В.В.Агеносов Вечности заложник у времени в плену. Борис Пастернак и его роман «Доктор Живаго» Москва 1995
Н.В.Егорова, И.В.Золотарева Поурочные разработки по русской литературе ХХ в. 11 класс Москва 2004
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Петрова Татьяна 11 кл.
Литературная критика о романе Б.Пастернака «Доктор Живаго»
Мандмэппинг ( ментальная карта )
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Устинова Ирина 11класс
СИНКВЕЙНЫ
по роману Б.Пастернака «Доктор Живано»
Живаго
Духовно независимый, неповторимый
Согласен голодать и мерзнуть вместе с народом
С каждым случилось две революции
Сын Божьего, Христа
Павел Антипов-Стрельников
Чистый честный человек
Задался целью уничтожить несправедливость
Подменил жизнь идеей
Воплощение трагедии человека
Лариса
Царственная, дух захватывающая притягательность
Воплощает в себе русское национальное начало
Рябина в сахаре
Лара – это сама жизнь
Николай Николаевич Веденяпин
«Духовное оборудование» романа
Ведет работу по разгадке смерти
Любовь к ближнему, идея свободной личности и идея жизни как жертвы
Объективная история способствует развитию личности
Приложение №3
КРОССВОРД
Асубаева Юлия 11 класс
8
10
11
12
5
6
1
3
4
2
9
Д
О
К
Т
О
Р
7Ж
И
В
А
Г
О
Вопросы к кроссворду
1
Как зовут брата Лары Гишар? (Родион)
2
О ком слова Юрия Живаго: «Она оказалась самым недосягаемым и сложным из
всего того, что он мог себе представить - женщиной»? (Тоня)
3
Присутствием чего, по мнению Юрия Живаго, ценно любое произведение? (искусство)
4
О ком Живаго говорит: «Мы в книге рока на одной строке»? (Антипов)
5
Юрий Живаго ревновал Лару только к одному человеку. Кто он? (Комаровский)
6
Юрий Живаго читает на библиотечном требовании адрес Лары: «напротив дома с … «? (фигурами)
7
Описание чей смерти дается ниже: «Переполненный трамвай, который тащится очень
медленно, его обгоняют даже пешеходы. В вагоне душно, ему становится плохо,
он с трудом выбирается из трамвая и замертво падает на тротуар» (Живаго)
8
Посредством кого познакомились Паша Антипов и Лара Гишар? (Ольга Дёмина)
9
В какую любовную геометрическую фигуру была вмешана Лара? (квадрат)
10
Как назывался отряд партизан, у которых главный герой
романа оказался в плену? (Лесные братья)
11
Кому адресованы слова Стрельникова: «Я чувствую, что
мы ещё раз встретимся, и тогда разговор будет другой, берегитесь»? (Юрий Живаго)
12
Некоторое время Гишар с детьми живет в грязных
номерах, расположенных в трущобах. Назовите это место. (Черногория)
Чей это портрет: « К могиле прошел человек в черном, со сборками на узких, облегающих рукавах. Это был…»? \Николай Николаевич Веденяпин\
Чей это портрет: « Над телом хмуро без выражения стоял плотный и высокомерный адвокат, породистое животное в вымокшей от пота рубашке. Он изнывал от жары и обмахивался мягкой шляпой»? \адвокат Комаровский \
Чей это портрет: « Она двигалась бесшумно и плавно, и все в ней – незаметная быстрота движений, голос, серые глаза и белокурый цвет волос были под стать друг другу»? \Лариса Гишар\
II уровень
В чем своеобразие композиции романа «Доктор Живаго»? \временные и пространственные рамки, система образов: выразители философской концепции автора и их антагонисты; роль «случайностей»\
Что отличает «Доктора Живаго» от традиционного жанра романа-эпопеи? \не упоминается ни одно историческое лицо\
В чем роман «Доктор Живаго» расходился с канонами социалистического реализма? \авторские оценки революции и недеятельный герой\
III уровень
К какой проблематике выводит нас роман? \интеллигенция и революция\
Какие стихотворения связаны с конкретными эпизодами романа? / «Зимняя ночь», «Разлука» и др.\
Какие стихотворения связаны с общей философской проблематикой романа? / «Гамлет», «Гефсиманский сад» и др.\
IV уровень
Почему принципиально важна в романе сцена, когда доктор Живаго обнаруживает и у убитого красноармейца, и у раненого юнкера один и тот же 90-й псалом? \Люди одной нации, одной веры убивают друг друга, происходит расчеловечивание народа, в силе звериные законы\