kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Дубина народной войны». Бегство французов из России. Последний период войны и её воздействие на героев.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель

  • показать единство русского народа в борьбе с врагом и способы его раскрытия в IV томе романа;
  • развивать навыки монологического высказывания и литературоведческого анализа;
  • воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Дубина народной войны». Бегство французов из России. Последний период войны и её воздействие на героев.»

10 класс

Урок № 82.


Тема. «Дубина народной войны». Бегство французов из России. Последний период войны и её воздействие на героев.

Цель:

  • показать единство русского народа в борьбе с врагом и способы его раскрытия в IV томе романа;

  • развивать навыки монологического высказывания и литературоведческого анализа;

  • воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Оргмомент.

IІ. Изучение нового материала.

  1. Сообщение темы, цели, плана урока.

  2. Вступительное слово учителя.

Проблемный вопрос:

- Почему о войне, которая еще продолжалась, написано в четвертом томе гораздо меньше, чем в III томе?

Партизанская война.

Возникновение партизанского движения было связано со справедливым характером войны 1812 года, в которой защищалась национальная независимость России. Партизанское движение включало в себя действия крестьянских партизанских отрядов и формирование партизанских отрядов регулярной русской армии. Зародившись стихийно в период отступления русской армии, оно усилилось в августе 1812 года в Смоленской губернии. «Не по распоряжению начальства жители при приближении французов удалялись в леса и болота, оставляя своё жилища на сожжение», - писал И.Д. Якушкин. Всего же в армейских партизанских отрядах уже в сентябре 1812 года было 36 казачьих полков, 7 кавалерийских полков, 5 пехотных полков, 22 орудия. За 5 недель после Бородинского сражен армия Наполеона потеряла 30 тысяч солдат.

На борьбу с захватчиками поднялся весь русский народ. Лев Николаевич Толстой считал, что роль отдельной личности в истории незначительна, что творят историю миллионные массы простых людей.

Идеология народной войны сформулирована Толстым в словах Андрея Болконского: «Французы разорили мой дом. Они враги мои, они преступники все по моим понятиям. Так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить».

Идея защиты от мародёров путём их казни воплощена в образе Тихона Щербатого.


3.Образ Тихона Щербатого.

3.1.Анализ I главы III части IV тома. Стр. 139-140.


3.2. Анализ главы V части III тома IV. Тихон Щербатый. Стр.152 – 154.

Толстой создаёт яркий образ неутомимого партизана, мужика Тихона Щербатого, приставшего к отряду Денисова. Тихон отличался богатырским здоровьем, огромной физической силой и выносливостью. В борьбе с французами он проявляет ловкость, отвагу и бесстрашие. Характерен рассказ Тихона о том, как на него набросились четыре француза «со шпажонками», а он на них пошёл с топором. Это перекликается с образом француза - фехтовальщика и русского, орудующего дубинкой. Тихон и есть художественная конкретизация «дубины народной войны».

Тихон - образ вполне ясный. Он как бы олицетворяет собою ту «дубину народной войны», которая поднялась и со страшной силой гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие. Он сам, добровольно попросился в отряд Василия Денисова. В отряде, постоянно нападавшем на вражеские обозы, оружия было много. Но Тихону оно было не нужно - он действует иначе, и его поединок с французами, когда надо было достать «языка» - в духе общих рассуждений Толстого о народной освободительной войне: «Пойдём, говорю, к полковнику. Как загалдит. А их тут четверо. Бросились на меня со шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами», - вскрикнул Тихон, размахнув и грозно хмурясь, выставляя грудь.


3.3.Сообщение о Тихоне Щербатом.

3.4. Слово учителя.

Партизанская война в понимании и поведении Тихона Щербатого, Долохова, Денисова - это возмездие за разорение и гибель, это дубина народной войны. «Благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и лёгкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется прощением и жалостью».


4. Роль Наполеона и Кутузова в деле партизанской войны.

4.1. Наполеон: глава XVIII часть III. Стр. 132 – бегство французов.

Глава XIX часть III. Стр. 133 – начало.


4.2. Кутузов: не драться, терпение и время - часть IV, глава V, стр. 211-212.


5.Петя Ростов, его любовь к жизни к жизни.

5.2.Беседа.

- Зачем Толстой отправляет Петю Ростова на войну?

- Чем поведение Пети напоминает поведение Наташи? (Повозки для раненых – француз-барабанщик).

Эпизод с французским барабанщиком Винсентом Боссом показывает не только характер Пети Ростова, но и то, что идеология партизанской войны не прямолинейна: чувство мести к врагу в русском человеке сменяется чувством жалости. «Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно», - говорит Кутузов солдатам после сражения под Красным.

- Зачем понадобилось автору смерть мальчика Пети, почти ребенка, только что начинающего жить?


5.3. Анализ эпизодов: «Петя перед боем» и «Смерть Пети Ростова» - часть III, главы Х (стр.166-167) и ХI (стр.172-173).

Петя, мальчик с удивительной ростовской непосредственностью, желанием во всех людях видеть доброе, противопоставлен жестоким сценам войны. Участие его в войне - это нечто противное его существу. Петя носитель жизни и любви, он даже в войне видит только то, как проявляются «чудесные» качества людей. Погибает он, так и не совершив героического поступка. «Опять опоздал!» - промелькнуло в его сознании. Сцена гибели Пети - новое проклятие войне, проклятие её бессмысленности и жестокости.


ІII. Подведение итогов урока.

IV. Домашнее задание.

1.Изучить материалы учебника, с.171-176, ч.2.

2.Рассказать по содержанию т.4:

- о встрече Пьера с Платоном Каратаевым;

- о том, как Толстой трактует войну 1812 г.;

- о личности Наполеона;

- о Пьере до и после плена;

- о Пьере и Наташе.

3.Инд.задания:

- опишите военные действия двух партизанских отрядов: Денисова и Долохова;

- как в образе Тихона Щербатого олицетворяется народное отношение к войне?

3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Бурлуцкая Елена Александровна

Дата: 20.01.2022

Номер свидетельства: 598387


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства