kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

: «ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ В БЕДЕ» , «…И НЕКОМУ БЫЛО КРИКНУТЬ О ПОМОЩИ…» по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и  задачи:

  1. Познакомить  учащихся с некоторыми чертами  личности  писателя, с главными  темами  его  творчества.
  2. Познакомить учащихся  с историей   создания  рассказа.
  3. Помочь  раскрыть  духовные ценности, которые делают  человека  добрее и  богаче, воспитание любви  и уважения, сострадания  и  сопереживания  к человеку.
  4. Проследить за  чувствами  и  поступками  главного героя.
  5. Роль пейзажа в раскрытии внутреннего мира мальчиков.
  6. Развивать  умение  анализировать  текст.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«: «ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ В БЕДЕ» , «…И НЕКОМУ БЫЛО КРИКНУТЬ О ПОМОЩИ…» по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»»

План – конспект урока по литературе в 7 классе

(по учебнику Коровиной В.Я.)

Тема: «ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ В БЕДЕ» , «…И НЕКОМУ БЫЛО КРИКНУТЬ О ПОМОЩИ…» по рассказу Ю.Казакова «Тихое утро»



Цели и задачи:

  1. Познакомить учащихся с некоторыми чертами личности писателя, с главными темами его творчества.

  2. Познакомить учащихся с историей создания рассказа.

  3. Помочь раскрыть духовные ценности, которые делают человека добрее и богаче, воспитание любви и уважения , сострадания и сопереживания к человеку.

  4. Проследить за чувствами и поступками главного героя.

  5. Роль пейзажа в раскрытии внутреннего мира мальчиков.

  6. Развивать умение анализировать текст.



Оборудование: интерактивная доска, компьютер.

Оформление доски: портрет Ю. Казакова, рисунки детей.

Методы и приемы:

а) методы устного изложения знаний и активизация познавательной деятельности: рассказ, беседа, метод иллюстрации и презентации;

б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником, тетрадями;

в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению материала; индивидуальная работа, в парах, в группах;

г) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; устный опрос (индивидуальный, фронтальный); выставление поурочного балла, проверка домашнего задания.

ХОД УРОКА

  1. Презентация урока

  2. Двое учащихся повествуют об основных эпизодах биографии писателя

  3. Слово учителя.

Автор многих рассказов Юрий Казаков предстает перед нами как поэт родной природы, как писатель, которого волнуют проблемы смысла жизни и счастья, нравственной чистоты и морального уродства.

Как правило , в основе его рассказов лежит действительный случай. То же можно сказать и о рассказе «Тихое утро» (1954г.), о котором мы поведем речь на сегодняшнем уроке. Мы попытаемся доказать. Что смелость, решительность, взаимовыручка, проявленные Яшкой по отношению к Володе можно назвать мерилом нравственности человека.

Откройте произведение и настройтесь на его анализ, цель которого - уяснение гуманистической проблематики рассказа и извлечение из него нравственных уроков.



ПЛАН

  1. Раннее утро.

  2. Подъем Яшки и Володи.

  3. По дороге к реке.

  4. Рыбалка.

  5. Володя тонет.

  6. Спасение Володи.



4.Проверка домашнего задания . Словарная работа по группам.

Дать толкование словам: гуманизм, добро, зло, совесть.





Словарная работа. 5 мин.



Словарь С.И. Ожегова:

ГУМАНИЗМ – гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.

ГУМАННЫЙ – человечный, отзывчивый, культурный.

ЧЕЛОВЕЧНЫЙ – достойный человека, отзывчивый.

Словарь Владимира Даля:

ГУМАННЫЙ – человеческий, человечный, людской, человеколюбивый, милостивый, милосердный.

ГУМАННОСТЬ – человечность, людскость, благодушие, человеколюбие, милосердие, любовь к ближнему.

СОВЕСТЬ - это внутренний судья.

ДОБРО - бескорыстное отношение к человеку, поступки, совершаемые во благо других, даже если приходиться жертвовать собой.

ЗЛО – поступки, совершаемые нами во вред другим для достижения собственных целей.



5. Слово учителя. Можно ли однозначно оценивать человека, добрый он или злой? (Нельзя, потому что в душе человека постоянно происходит борьба добра и зла, человеку свойственны и нравственные «взлеты» и нравственные «падения». Проследим за поступками , мыслями, чувствами главного героя, исследуя его «точки» нравственных «взлетов» и «падений».



Проанализируем рассказ по плану, используя сравнительную характеристику Яшки и Володи.



6. Чтение по ролям эпизода, когда мальчики собирались на рыбалку.



Сравнительная характеристика героев

  1. Как просыпаются герои? ( Один «жаворонок» , волевой, переборол себя; ловкий энергичный; «весело затрусил к риге»; Володя – неловкий, жалкий, несобранный, медлительный «заморыш», сам себя стыдился).



  1. Как отреагировал Яшка на такое пробуждение Володи? ( Яшка – язвительный, грубый, импульсивный. Володя так мечтал о рыбалке.)

  2. Как ведет себя Володя в ответ на Яшкину язвительность, какие черты характера здесь проявляются? Володя скромный, сдержанный, вежливый. Яшка – возмущен, что Володя в ботинках советует галстук повязать и т. д.)

  3. Чем отличается поведение Яшки от поведения Володи? (Яшка – хвастун, отходчивый. Володя – честный.)



  1. Что можно добавить к характеристикам мальчиков? О чем они разговаривали в пути. ( Об услышанных звуках, об осьминогах, о птицах. Яшка – знаток природы. Любит рассказывать небылицы. Самоуверенный, склонен не признавать своих ошибок. Перекладывая вину на другого, Яшка был словоохотливым рассказчиком. Володя – любознательный, более образованный, но неуверенный в себе, он был благодарным слушателем, поэтому в душе у него счастье и мир).





  1. Что знали герои о рыбалке? (Яшка был заядлым и умелым рыбаком. (Володя на рыбаке первый раз. Он только видел, как ловят рыбу в Москве-реке.)



ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 2 мин.

7. Рассмотрим эпизод, когда Володя тонет. (Выразительное чтение)

8. Беседа по прочитанному.

* Почему Яшка замер, взглянув на воду? Каковы его первые действия? (Он попятился…вверх…прочь от воды…схватил осьминог…) (Яшка, подчиняясь инстинкту самосохранения сначала бежит с места происшествия, страх победил, но потом он вернулся, так как не было никого, И НЕКОМУ БЫЛО КРИКНУТЬ О ПОМОЩИ…)

* Какое правило должен знать каждый спасающий? (Никогда не подплывать к утопающему спереди, не давать ему схватиться за вас руками.)

* А Яшка правильно сделал? НЕТ!!!! Поэтому Володя чуть его не утопил.

* Что сделал Яшка, отбиваясь от Володи? ( Ударил в живот, оторвал и сбросил с себя и бросился к берегу) Прочитать стр. 198.

* Какое чувство заставило Яшку вернуться? (Стыд за то, что ударил в воде Володю. Взаимопомощь, взаимовыручка)

* А если бы он не вернулся* (Жить с грузом непоправимой вины невозможно! Надежда на спасение Володи сильнее страха за свою жизнь.)

* Как объяснить, почему для Яшки не было никого дороже и милее бледного, испуганного и страдающего лица Володи? ( Он испытал чувство страха за жизнь Володи, это чувство потрясло его. Яшка еще всерьез не встречался с жизнью, с ее суровостью и непредсказуемостью.)



РЕФЛЕКСИЯ

  1. Интересно было на уроке или скучно?

  2. Какие моменты урока вам запомнились или особенно понравились?

  3. Какие чувства сменялись в вашей душе? (Страх, радость, ужас, волнение, облегчение)

  4. Еще раз перечислите основные проблемы. Которые автор поднял в рассказе? (Проблемы совести, человечности, любви к ближнему и т. д.)

9. Итоги урока.

Можно смело сказать, что, несмотря на все различия мальчиков, оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу. Взаимовыручка, которую проявляет Яшка, меняет наше отношение к герою. Это, действительно, мерило нравственности человека. На Яшку никто не возлагал ответственность, он сам ее почувствовал в своем сердце.

Из чувства страха, сострадания рождается любовь к человеку, любовь к ближнему.

Рассказ учит взаимопомощи, доброте, справедливости.



10. Развернутый ответ на вопрос. Можно ли Яшу назвать героем, а поведение его героическим? Домашнее задание.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Матвеева Ольга Васильевна

Дата: 05.05.2016

Номер свидетельства: 324457


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства