Древнерусские художественные образы в думе К.Ф.Рылеева «Святополк».
Урок литературы в 9 классе.
Цель урока - сопоставить летописную повесть «Смерть Святополка» и думу К.Ф.Рылеева «Святополк»: доказать, что это два разных текста с похожим сюжетом: осмыслить мораль думы в отношении к современной жизни.
Слово учителя:
Цель нашего урока доказать, что это два разных текста с похожим сюжетом, и ответить на вопрос, почему Рылеев в 19 веке обращается к этому сюжету, чем он его заинтересовал? Перед тем, как мы перейдём к основной части урока, проведём нашу традиционную разминку.
Разминка:
1.Работа с логико-структурными схемами (все на местах, двое у доски, двое озвучивают).
2.Лексическая работа (2 ученика - у доски):
1.безудержное буйство. 1.сеча.
2.изгой. 2.праведник.
3.стон и сильное волнение. 3.скитался.
4.подняв,протянув. 4.окаянный(рассказать притчу о Каине и Авеле)
5.взвывает с возмущением. 5.прах.
6.слуги. 6.сень
3.Термины(1 ученик– у доски):
Дума
Хронотоп
Жанр
Мораль
Реминисценция
Притча
Поучение
4.Тестирование по биографии К.Ф.Рылеева (все работают, поднимая сигнальные карточки):
А) Рылеева звали:
1.Константин Фёдорович.
2.Кондратий Фёдорович.
3.Кондратий Иванович.
Б) К.Ф.Рылеев учился:
1.В 1 Кадетском корпусе в Петербурге.
2.В Московском университете.
3.В Петербургском университете.
В) К.Ф.Рылеев заимствовал свободный образ мыслей, живя:
1.В Германии.
2.В Англии.
3.Во Франции.
Г)Излюбленный жанр К.Ф.Рылеева был :
1.Элегия.
2.Ода.
3.Дума.
Д) Рылеев был членом тайного общества:
1.Масонов.
2.Декабристов.
Е) К.Ф.Рылеев после подавления мятежа:
1.Был сослан на каторгу в Сибирь.
2.Казнён.
3.Помилован.
Основная часть урока:
1.Существенно ли изменение названия у Рылеева? Что здесь акцентируется – сама личность Святополка или итого жизни?
2.Что в сюжете рылеевской думы совпадает с текстом древнерусской повести, а что нет?
3.Как здесь и там охарактеризовано место скитаний Святополка? Каков объём пространственной характеристики у Рылеева по сравнению с летописной?
4.Как в думе изображается внутреннее, психологическое состояние изгнанника? Есть ли такой психологизм в древнерусской повести? Возможен ли он там?
5.Какое значение в рылеевском тексте имеет пейзаж? В чём его особенность?
6.В чём злодеяние Святополка? (Краткая предыстория смерти Святополка).
7.Примирила ли смерть Окаянного с ним людей? Вызывает ли Святополк сочувствие у читателя?
8.Какую грактовку этой смерти даёт «отец семейства» в последней строфе? Определите «жанр» этого монолога? Отличается ли это поучение от морали библейской притчи о Каине и Авеле?
9.В каком историческом контексте появилась рылеевская дума? Чем она была для самого автора? Связана ли здесь проблема братоубийства, богоотступничества с ситуацией политического заговора?