kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Доброта всегда одержит верх над красотой" (по рассказу А. Платонова "Юшка")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 7 классе по рассказу А.Платонова "Юшка". Тип урока: урок-размышление. Цели урока:помочь учащимся выявить нравственную основу героев рассказа "Юшка"; развивать навык анализа произведения; воспитывать нравственные качества:милосердие,сострадание,любовь к ближнему. На уроке учащиеся размышляют над такими понятиями, как: добро,зло,жестокость, терпение,искренность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Доброта всегда одержит верх над красотой" (по рассказу А. Платонова "Юшка")»

"Доброта всегда одержит верх над красотой" (по рассказу А.Платонова "Юшка")

Цели урока:

помочь учащимся выявить нравственную основу платоновских героев, постичь художественный мир писателя;

развивать навык анализа произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся;

воспитывать высокие нравственные качества: милосердие, сострадание, любовь к ближнему

Оформление доски:

портрет А. Платонова (1899-1951),

иллюстрации к рассказу «Юшка»

Словарь литературоведческих терминов:

тема,

идея,

композиция,

деталь,

антитеза

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы. (С.И. Ожегов)

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Дорогие ребята, на уроке мы будем говорить с вами о проблемах духовности и нравственности, которые не подлежат пересмотру: о любви к ближнему, об умении сострадать человеку, об ответственности за свои поступки. Сегодня мы войдем в художественный мир А. Платонова, анализируя его рассказ “Юшка”.

Тема нашего урока: «Доброта всегда одержит верх над красотой»

Вы уже знакомы с жизнью и творчеством А. Платонова. Автор многих рассказов, он в большинстве произведений предстает перед нами как писатель, которого волнуют проблемы нравственной чистоты и морального уродства. Именно об этом и идет речь в его рассказе “Юшка”, где художник слова прикасается к самой острой проблеме жизни – взаимоотношению человека с человеком.

- Какова, на ваш взгляд, тема рассказа? (Взаимоотношения между людьми).

- А идея? (Побеждай зло добром)

Да, именно эти слова из Библии и являются одним из эпиграфов к нашему уроку. Вот на примере жизни героев Платонова и попытаемся доказать, что добро побеждает зло.

Давайте подберем слова, чтобы нам было легче решить поставленную цель урока.

На доске и в тетради:

добро

зло

жестокость

любовь

терпение

искренность

трудолюбие

На основании слов, подобранных к теме, скажите, каков, на ваш взгляд, основной прием построения рассказа? (Антитеза) Приведите примеры из текста.

Мы видим, что этот прием просматривается и в поведении героев, и в их описании, и в лексике.

В “Юшке” Платонов воспевает добро, подчеркивая, что оно всегда побеждает зло.

Как этой мысли подчинена композиция рассказа? Вспомните начальную и финальную сцены. Перекликаются ли они? (Перекликаются. В начале произведения автор говорит о Юшке, о его доброте и трудолюбии, а в заключительной сцене – о доброте девушки-врача, которая бесплатно лечила людей от туберкулеза. Ее все знали, как дочь доброго Юшки).

Такой прием, ребята, называется обрамление. Он помогает Платонову полнее раскрыть сущность нравственной связи между людьми: добро Юшки продолжила девушка, которой он помог получить образование.

Обратимся к главному герою рассказа “Юшка”.

- Найдите описание Юшки.

- Платонов – мастер детали. Какая деталь помогает острее и глубже представить нам внешний облик персонажа? (Глаза, в которых всегда стояла влага).

Да, глаза – зеркало души. Душа Юшки плачет. Разумом мы мыслим, а именно душой сострадаем, любим, ненавидим.

- Какие эпизоды, связанные с Юшкой, произвели на вас особенно сильное впечатление? (Отношение детей к Юшке; отношение взрослых; минуты, проведенные Юшкой на природе; похороны Юшки).

- Давайте поработаем над эпизодом “Отношение детей к Юшке”:

Прочитайте эпизод по ролям.

Прокомментируйте чтение своих товарищей. (Ребята читали хорошо. На мой взгляд, им удалось передать состояние героев. Они правильно обозначили партитуру чтения: тон, темп, паузы, логическое ударение, повышение и понижение голоса. Они передали чувства героев).

А теперь, ребята, давайте в тетради и на доске запишем своеобразный “психологический этюд” поведения, а главное – чувств, состояния героев.

Дети

…переставали играть, бежали, кричали

…поднимали ветки и бросали…

…снова окликали, бросали, трогали и толкали

…опять толкали и кидали комья земли

…сильнее толкали…кричали вокруг Юшки

…делали слишком больно

радовались

Юшка

…ничего не отвечал и не обижался

…шел тихо и не закрывал лицо

…шел и молчал

…не трогал и не отвечал

…говорил

радовался

Антитеза в поведении героев

Дети и Юшка ведут себя в этом “психологическом поединке” по-разному, а вывод одинаковый – радовались.

- Почему? (Дети радовались, что с ним можно делать все, что хочешь. Юшка верил, что дети любят его, но не знают, что делать для любви, поэтому и терзают его).

- Каким предстает перед вами Юшка? (см. словарь темы) А дети? (Юшка – добрый, терпеливый. Дети – злые, жестокие, грубые).

- Каковы стилистические особенности этого эпизода? (Многократное употребление глаголов показывает действие и состояние детей и Юшки).

Внимание! А теперь вопрос личностного характера: вообразите себя незримым свидетелем того, как “…дети кидали в Юшку комья, толкали старика и кричали вокруг него”. Как бы поступили вы?

- А как относились взрослые к Юшке? (Плохо. Они очень жестокие люди).

- Почему же Юшка не обижался на взрослых? (Текст) (Он был уверен, что народ его любит, только любит без понятия. Сердце в людях бывает слепое).

- А были ли, на ваш взгляд, счастливые мгновения в жизни Юшки? (Да, это минуты, проведенные на природе).

- Перескажите, соблюдая стиль автора, эпизод, повествующий о минутах, проведенных Юшкой на природе.

- Что нового мы узнаем о Юшке? (Очень любит природу. Среди природы ему лучше, чем среди людей. Бабочек и букашек он считает родными существами, без которых чувствует себя сиротой).

- Какие художественные средства использует автор, чтобы открыть нам тайны душевного состояния героя? (Олицетворения – рождающиеся, умирающие, бормочущие; эпитеты – светлая теплота, сладкий воздух).

- А как часто бывал Юшка наедине с природой? (Раз в год, когда ходил к девочке-сироте и относил ей деньги на учебу).

- Как это характеризует Юшку? (Как доброго, жалостливого, бескорыстного, чуткого к чужому несчастью человека).

- Так кому же помешал Юшка, никогда никому не приносивший зла, никогда никого не обидевший? (Веселому прохожему)

Вспомните эпизод “Встреча веселого прохожего и тихого, безропотного Юшки”.

- Чем закончилась встреча прохожего и Юшки?

- Каким предстает прохожий? (Жестоким и черствым человеком. Даже зверем!)

- А Юшка? (Жил тихо и умер тихо, незаметно).

Вот так закончилась жизнь тихого, робкого, доброго, любившего всех Юшки. Закончилась тогда, когда он осерчал первый раз в жизни, именно осерчал, а не разгневался, потому что разгневаться Юшка не мог в силу своего характера. Он очень добрый человек. А осерчать надо было – нельзя все время терпеть. В Библии сказано: “Господи! Открой глаза людям, чтобы они видели”. И открыл господь глаза их.

- Когда же это произошло? (К сожалению, после смерти Юшки).

- Зачитайте сцену похорон. (Музыка).

- Почему людям без Юшки стало грустно? (Текст рассказа).

- Почему после смерти он стал Ефимом Дмитриевичем?

- Было ли, на ваш взгляд, что-то общее в облике и характере Юшки и молодой девушки-врача? (Да. Глаза, грустные, словно готовые вот-вот наполниться слезами, но в то же время, добрые к людям).

- И вновь вопрос личностного характера:

Изменилось ли ваше отношение к людям после прочтения рассказа? (Конечно. Нужно всегда помнить о других и не причинять никому зла. Нужно быть добрым)

Ребята, а теперь обратите внимание на слова Ю. Никулина: “Добрый человек не тот, кто делает добро, а тот, кто не может совершить зла”.

Заключительное слово учителя:

Обобщая сказанное, хочу подчеркнуть, что сегодняшний урок – это лишь одна из веточек на стволе великого древа жизни, поэтому каждый из нас должен думать о том, как надо жить, чтобы не ранить, не обидеть человека. В нашем обществе еще много грустного, горького, жестокого. Хочешь изменить эту жизнь? Начни с себя! Ведь улица, ведущая к миру, дружбе и счастью, проходит через нашу собственную душу.

Друзья мои! Давайте с нынешнего дня

Начнем с себя!

Научимся людей любить,

По нравственным законам жить.

А чтобы поняли тебя –

Начни с себя!

- Так каким же нравственным принципом должны мы руководствоваться в жизни?

Домашнее задание:

Сочинение: “По нравственным законам жить…” (Как я понимаю смысл этих слов).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Доброта всегда одержит верх над красотой" (по рассказу А. Платонова "Юшка")

Автор: Мокроусова Екатерина Ивановна

Дата: 06.02.2016

Номер свидетельства: 289042


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства