«Доброта, любовь к людям и благодарность человеку за его дела – черты русского национального характера»
«Доброта, любовь к людям и благодарность человеку за его дела – черты русского национального характера»
Цель: приобщение к духовно – нравственным ценностям, духовному опыту русского народа. Задачи: формировать положительные качества личности, осознанное уважительное и доброе отношение к людям; воспитывать активную жизненную позицию, чувство патриотизма, гордости за свои народ, его прошлое; развивать умение анализировать текст, обобщать, делать выводы, выражать собственное отношение к героям произведения, оценивать их поступки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Доброта, любовь к людям и благодарность человеку за его дела – черты русского национального характера»»
МБОУ Щенниковская основная школа
Урок
внеклассного чтения
в 8 классе
Тема: «Доброта, любовь к людям и благодарность человеку за его дела – черты русского национального характера»
(По рассказу М. Горького
«Ма-аленькая!»)
Разработала:
учитель
русского языка и
литературы
Торощина Н. А.
с. Щенники
2017 год
Цель: приобщение к духовно – нравственным ценностям, духовному опыту русского народа.
Задачи:
формировать положительные качества личности, осознанное уважительное и доброе отношение к людям;
воспитывать активную жизненную позицию, чувство патриотизма , гордости за свои народ, его прошлое;
развивать умение анализировать текст, обобщать, делать выводы, выражать собственное отношение к героям произведения, оценивать их поступки.
Эпиграфы к уроку:
«Безумство храбрых – вот мудрость жизни».
М. Горький
«За всё добро расплатимся добром,
за всю любовь расплатимся любовью».
Н. Рубцов
Ход урока.
Оргмомент.
- Поговорим?
- О чём?
- О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень. О чём-то знаешь ты, а что-то мне известно.
- Поговорим?
- Поговорим. Нам будет интересно.
- Мои уважаемые собеседники, как вы думаете, какой вопрос могут задать друг другу при встрече люди. (Как дела? Как живёшь?)
- Сейчас мы прослушаем разговор двух невидимых, незнакомых нам лиц.
Сценка. (3 ученика)
- Как живёшь? – спросили у него.
- Живу ничего, - ответил он.
- Что ты делаешь? – спросили у него.
- Я, так, ничего.
- Посмотри на себя в зеркало. Что за вид?
- А что за вид, ничего.
- Загляни себе в душу, тебе давно пора знать, что у тебя внутри.
Он заглянул, а там… ничего.
- Какое слово вам показалось неприятным, оскорбительным?
- Есть ли душа у этого слова, о каких людях так обычно говорят?
- Плохо быть человеком, о котором говорят, что он ничего из себя не представляет.
Сообщение темы.
- Сегодня мы с вами поведем разговор о других людях, чья жизнь наполнена смыслом. О настоящих людях, которые предпочитают битву, высокие устремления спокойному и обывательскому житью, именно таких людей прославляет в своих произведениях М. Горький. Именно таких людей олицетворяет его Сокол. Гордый, смелый Сокол – натура цельная, преданная идее. «Песня о Соколе» прославляет «безумство храбрых». «Безумству храбрых поем мы песню. Безумство храбрых-вот мудрость жизни». Рассказ М. Горького «Ма-аленькая!» о « безумстве храбрых» в реальной жизни.
Героев рассказа «Ма-аленькая!»; чья жизнь стала подвигом самопожертвования во имя людей, во имя человеческой любви, можно сравнить с горьковским Соколом.
-Настоящие люди уходят в бессмертие. Бессмертие человека в памяти, которую он о себе оставляет.
Героиня рассказа М. Горького «Ма-аленькая!» оставила о себе добрую память и с подвигла людей за добро расплатиться добром.
Работа над идейным содержанием рассказа.
- О чем рассказ? Какова его идея?
- Интересно ли было читать? Что вас удивило в рассказе - форма или содержание — что вызвало непонимание?
(Тема: произведение о человеческой доброте и благодарности; читать было трудно, так как язык «нелитературный», одни разговоры, герои странные: два на одно лицо, один вообще отсутствует).
- Заметьте, ребята, в тексте нет ничего случайного, все работает на создание художественных образов, раскрытие идеи произведения, выражение авторской позиции. Относительной особенностью этого текста является разговорная речь как особый выразительный прием.
- Подтвердите это примерами.
- Какие особенности разговорной речи как стиля вам известны?
- Проследите, с какой целью и как М. Горький включает в своё произведение разговорную речь, каким «сигналам разговорности», типичным для разговорной речи отдает предпочтение писатель.
Групповая работа по карточкам, включающим разные по содержанию и сложности задания.
Карточка 1.
Ученый-филолог О.Б. Сиротинина выделяет следующие лексические и грамматические сигналы разговорности в художественном тексте: 1) передача неправильного произношения; 2) частицы; 3) соотношение частей речи (на 100 слов в диалоге приходится 20-25 существительных; прилагательных в 5 раз меньше)…
Дополните это перечисление другими известными вам сигналами разговорности. Проиллюстрируйте ответ примерами из текста Рассказа «Ма-аленькая!»
Карточка 2.
Учёный-филолог О.Б. Сиротинина выделяет в художественном диалоге М. Горького следующие синтаксические сигналы разговорности: 1)порядок слов (прямое дополнение перед сказуемым); 2) неполнота реплик; 3) вопросительно-восклицательные конструкции; 4) знаки препинания для передачи интонации (многоточие в середине фразы); 5) передача интонирования слов их растяжкой; 6) скопление союза «И»; 7) перебои речи.
Приведите из рассказа «Ма-аленькая!» по 2-3 примера каждого из перечисленных сигналов разговорности.
- Обратим внимание на прием интонирования. Посмотрите на название произведения. Для выражения явного чувства стариков к «стоялке» писатель использует эмфатическое ударение (намеренное повторение гласных звуков, что усиливает положительное значение слова).
- Какую окраску при этом приобретает слово «ма-аленькая»? Кого оно характеризует? (И героиню, маленькую ростом, но способную на подвижничество, и стариков, совершающих доброе дело в память о девушке).
- Какой смысл заложен в таком заглавии? Соотнесите его с самым началом рассказа? Как значение, выраженное в названии, уточняется началом повествования? (Маленькая, слабая телом героиня, но сильная своими другими качествами. Раскрытию душевных качеств девушки подчинено всё содержание произведения).
- Кто же такая «отсутствующая» героиня? Что вы узнали о ней из реплик других персонажей? Расскажите о девушке из России. Какие качества являются определяющими в ее характере? За то она была сослана в Тобольскую губернию?
- Как повела себя «девчурочка» по отношению к крестьянам, которые ей, интеллигентке, чужды и по социальному положению, и по образованию, и по восприятию жизни? Почему без злобы и недоверия относились к ней люди?
(Девушка с самого приезда бескорыстно открылась деревенским людям, попыталась помочь им).
-Приведите примеры из текста.
-Поэтому люди ответили ей взаимностью, которую десятилетия спустя определит как заповедь Н. Рубцов. (Читается эпиграф к уроку).
- Писатель делает акцент на ее уважении и даже любви к крестьянам, на ее попытках сделать так, чтобы они почувствовали себя людьми и зажили по - человечески.
- Г. И. Беленький отмечает : « Рассказ «Ма-аленькая» повествует о безумстве храбрых в реальной жизни». Как понимаете смысл высказывания? Что такое «безумство храбрых», в реальной жизни?
Вывод: Любовь к людям, готовность помочь каждому, стремление хотя бы чуть-чуть изменить жизнь к лучшему руководили героиней в ее отношении к крестьянам. Любовь к ближним, сострадание - вот что делало девушку «раделицей про все»; вот что связывало ее с народом.
- Прочитайте высказывания Горького о смысле жизни:
«Это, брат… хорошо, не найти покоя, потому что те люди, которые находят в жизни покой, - при жизни становятся покойниками, скучнейший народ». (Из письма сыну Максиму, 1911)
« Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую…» (Из рассказа «Часы», 1896).
- Как вы понимаете смысл этих высказываний? Какую жизненную позицию избрала героиня рассказа?
Чтение стихотворения.
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег,-
Тогда весь мир ты примешь как владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
(Киплинг «Заповедь»)
- Каково отношение к героине крестьян? (Жители деревни, как это свойственно русским людям, жалели девушку уже за то, что она ссыльная, отверженная, да к тому же еще и «телум-то ма-аленькая», слабая. Разумеется, не могли они не заметить и то, что «грамотейка была, умница»).
- Что особо ценили в «девчурочке золотой» крестьяне? (Её отношение к ним, любовь и сострадание).
- Приведите примеры из текста.
- «Люди по своей натуре таковы, что не меньше привязываются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто сделал добро им» (Н. Макиавелли). Поэтому не только ценили жители деревни девушку, но и отвечали за её доброту тем же.
- Как и в чём эта взаимность проявилась?
Чтение по ролям (сцена похорон).
- За что же нужно было отмаливать «андельскую душу»? (За то, что умерла без покаяния).
«- Умирала-то без памяти…бредила только… Поехали было за попом, может, мол, придёт в себя… А она, милушка, не подождала, скончалась».
- Страшный это грех для христиан – умереть без соборования. Считается, что душа умершего без покаяния обречена на вечное скитание. Поход к святым местам (а крестьяне – странники направляются к Соловецкому монастырю и Киево-Печерской лавре) – это, по христианским понятиям, «доброе дело» в память умершей. Молитвы странников должны снять грех с «андельской души». Героиня заставила полюбить себя своей душевностью, человечностью. Человеческая любовь – единственное, что способно объединить людей. В этом и заключается идея произведения.
- В тексте есть парадоксальная фраза: «По лицу старухи текли слезы, и мне было так хорошо, точно это обо мне плакали». Почему рассказчику хорошо при виде старухиных слёз.
- Хорошо, что есть такие люди. Как вы думаете, многие ли люди способны на такие поступки?
Итог урока.
- Быть по-настоящему добрым трудно. Способны ли мы любить чужих людей, способны ли мы на милосердие, на хорошие поступки?
Путь к доброте долгий. Попытайтесь изобразить свой путь к доброте:
Добрые сердца – это сады.
Добрые слова – корни.
Добрые мысли – цветы.
Добрые дела – плоды.
Заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами, добрыми делами.
Помните: как добро возвращается добром, так и зло возвращается злом.
Не зли других и сам не злись,
Мы в этом тленном мире гости.
А если что не так, смирись,
Будь в обращении попроще.
Холодной думай головой.
Ведь в мире всё закономерно,
Зло, отражённое тобой,
К тебе вернётся непременно.
- К сожалению, в последнее время положительные чувства угасают в людях, хотя есть примеры трогательного отношения, но они встречаются чаще всего в книгах.
- Почему доброе отношение к людям перестало быть значимым? Почему люди разучились быть милосердными? Ведь человек рождается со способностью откликаться на чужую боль.
Ответ прост: если чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется. Проявляя милосердие только в отдельных случаях, забывая о необходимости быть отзывчивым, мы убиваем в себе это чувство. Милосердным человек должен быть всегда. Так считает автор статьи «О милосердии» Даниил Гранин.
Домашнее задание.
- Познакомьтесь со статьей Д. Гранина «О милосердии». Дайте письменный ответ на вопрос: «Почему люди разучились быть милосердными, разучились творить добро?».
- Выпишите понравившиеся мысли великих людей. Объясните, как вы их понимаете. (см. Приложение)
Заключительные слова учителя.
В жизни по-разному можно прожить. А можно и так: до рассвета встать
В горе можно и радости. И, помышляя о чуде,
Вовремя есть, вовремя пить, Рукой раскаленной солнце достать
Вовремя делать гадости. И подарить его людям.
Приложение.
Мудрые мысли великих людей.
Плати за зло чистосердечьем, а за добро плати добром.
Конфуций
Отнимите у нашего сердца любовь в добру – вы отнимете всю прелесть жизни.
Ж.-Ж. Руссо
Кто сердцем добр, тот и в бедной одежде благороден.
Фрейтаг
Старайся всякому делать добро, а не себе одному.
Г. Назианин
Когда будешь делать кому-нибудь добро, заметь, во время свершения доброго дела получишь такое же удовольствие, какое получит и тот человек.
Аль-Маали
Тот, кто сеет зло – пожинает раскаяние.
Саади
Не жди добра, кто злое сотворил, обманщик будет в свой черед обманут.
Дж. Чосер
Тот, кто делает другим, сам вкушает от этого радость.
М. Наварская
Очень мало людей, которые были бы в состоянии делать добро; почти все умеют делать зло.
Б. Грасиан
В том, чтобы делать добро, единственно верное средство быть счастливым.