Просмотр содержимого документа
«Доброи зло в сказках Андерсена и Перро»
Разработка внеклассного мероприятия по теме:
«Добро и зло в сказках Г.Х. Андерсена и Ш. Перро»
Выполнил: педагог дополнительного образования
ЦДТ№5 Огнев Константин Александрович
Ульяновск,2018
Пояснительная записка.
Данное мероприятие рассчитано на детей 3-5 классов.
В данной работе использованы такие формы работы с учащимися , как: игра, составление кроссвордов, викторина
Также использованы наглядные методы: иллюстрации.
Цель мероприятия:
.Воспитывать доброжелательность, умение правильно оценивать действия персонажей;
.умение различать: где добро, а где зло;
.дать понять учащимся, что каждому дана свобода выбора: творить добро и зло, учить думать, сопереживать;
.обобщить, закрепить и расширить знания детей о добрых и злых героях;
. воспитывать в детях такие качества личности, как: взаимопомощь, дружелюбие, уважение к соперникам.
Задачи:
. воспитывать желание поступать правильно, критически относиться к своим действиям, поступкам, учиться давать оценку поведению других и своему поведению;
«Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, - вот что я называю наслаждаться жизнью». Марк Аврелий.
«Великие люди способны на великую доброту». Мигель де Сервантес.
«Доброта- качество, излишек которого которого не вредит».
Джон Голсуорси.
Я не случайно начал свое вступление с афоризмов великих людей о доброте.
Я считаю, что в каждом человеке есть доброе, светлое начало. И главное- уметь его найти, выявить и развить в дальнейшем.
История происхождения слова «доброта» следующая:
термин «arete» на русский язык с греческого переводится как добродетель.
Греки подразумевали под этим термином «благородство», «невежество»,»заслугу».
Впервые этот термин в v веке упомянул Аристотель.
Он говорит: «Чтобы стать добродетельным человеком, помимо знания, что есть добро и зло, требуется также время для воспитания характера».
По Сократу добродетель- это знание.
«А знание- благо, невежество,зло».
Источником добродетели Сократ считал разум и высшую добродетель.
В реальности люди всегда живут между добром и злом , и могут поступать по-доброму или по-плохому. Как говорит нам различная религиозная философия: в человеке идет бой добра и зла, инь и ян, доброе и злое, белое и черное, Бог и дьявол воюют за душу человека.
Добро- вечно, а зло умирает, когда не имеет взаимности.
Слово добро в русском языке не имеет взаимности. Оно означает достаток, когда много имущества, согласие, когда хотят сказать слово «хорошо»..
Нас больше всего интересует слово «добро» и слово «зло» со стороны духовного применения. Зло всегда означает плохое: беду, несчастья, неприятности,дьявольское, греховное, вспыльчивое поведение. Зло всегда нацелено на умышленное причинение ущерба.
Добро и зло являются оценочными понятиями, в том числе, морального облика людей и их поступков. В этой связи добрее всего оказывается тот человек который даже не желает плохо, чем который не делает зла.
Слова добро и зло определяют границу ценностей между хорошим и плохим. Она может меняться в зависимости от культурных, этнических, личных особенностей.
Приведу пример одной притчи о добре и зле:
«Как-то мудрец собрал своих учеников, он показал простой лист бумаги и поставил на нем маленькую черную точку.
- Что вы видите?,- спросил мудрец.
- черную точку, - хором ответили ученики.
_ А разве вы не видите этот белый лист бумаги? - спросил мудрец.
-Люди склонны видеть в других самое плохое, даже если этого плохого мало. Только самые мудрые обращают внимание на белый лист,- сказал мудрец.
Смысл этой притчи в том, что большинство людей видят в других черное, плохое. Люди , по своей сути , корыстны.
Но видя плохое, человек может потерять радость жизни. И для этого есть хорошее лекарство: стараться искать в людях только хорошее, а не видеть
плохое, изменять свои плохие оценки людей и событий на оптимистичные.
Глава.2
Добро и зло в сказках
Противоборство добра и зла- одна из важных проблем мировой литературы.
И она особо отчетливо прослеживается в сказках.
Во многих сказках злые персонажи, как правило, имеют отталкивающую
внешность, скверный характер и вредные привычки. Ну а добрые персонажи, наоборот, имели приятную внешность, ласковый характер и хорошие манеры.
Я хочу представить фрагмент небольшого занятия по сказкам «Добро и зло в сказках Г.Х.Андерсена и Ш.Перро».
1.Игра «Узнай героя и назови сказку».
Ребятам предъявлены слайды с изображением героев сказок Андерсена и Перро. Они должны определить, добрый это герой или нет.
2. Игра «Цветные квадратики».
Цель: разложить, используя характеристики, красные и синие квадраты. Выяснить, каких квадратов больше «добрых» ( красные) или «злых»( синие).
Ведущий ( педагог) перечисляет характеристики. Дети выкладывают цветные квадраты на столах.
.трусость,
.сострадание,
.жестокость,
.любовь,
.забота,
.зависть,
.дружба,
.отзывчивость
Дети считают квадратики.
Оказывается, что добрых квадратов больше(6 красных и четыре синих).
Ведущий:
- А давайте ребята вспомним известную сказку Г.Х.Андерсена «Снежная королева» и назовем , сколько героев этой сказки относятся к самым добрым.
3. Игра «Добрый- злой герой».
Ребята называют: 9. Это принц и принцесса, финка и лапландка, ворон, разбойница, Кай, Герда, северный олень
-Правильно.
-А давайте назовем самых злых героев этой сказки.
- Их три. Это тролль, снежная королева, разбойница.