Добро и милосердие в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор
Добро и милосердие в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор
Разработка поможет проанализировать рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор», будет способствовать формированию исследовательских, логических, аналитических способностей учащихся, совершенствованию навыков работы с текстом и умения сравнивать, обобщать.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Добро и милосердие в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШАХТЁРСКАЯ СШ № 2»
Разработка урока литературы
для 6 класса
на тему: «Добро и милосердие в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор»
Подготовила Белых Н.А.
учитель русского языка и
литературы, специалист
высшей категории
г. Шахтёрск, 2022
Тема: Добро и милосердие в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор»
Цели урока:
проанализировать рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор», способствовать формированию исследовательских, логических, аналитических способностей учащихся; совершенствовать навыки работы с текстом и умения сравнивать, обобщать;
развивать навыки смыслового чтения: извлечение информации из прочитанного, ее интерпретация; анализ содержания и некоторых художественных особенностей текста; самостоятельно оценивать поступки героев; определять авторское отношения к героям и событиям рассказа; понимать авторский замысел; формировать систему духовно-нравственных ценностей учащихся, расширять их социальный опыт;
воспитывать в детях чувство доброты, сострадания, участия к другим людям, содействовать развитию умения общаться между собой.
Формируемые универсальные учебные действия
Личностные:
ценностно-смысловая ориентация, соотношение поступков и событий с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами; мотивация на процесс и результаты деятельности.
Метапредметные:
развитие умения работать в группе, слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулирование и аргументация собственного мнения; самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей, смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, установление причинно – следственных связей, аргументирование; целеполагание, планирование, контроль деятельности на учебном занятии.
Предметные:
Обучающийся
знает содержание произведения, пересказывает и комментирует отдельные его фрагменты;
характеризует главного героя произведения;
рассказывает, какие события легли в основу произведения,
пересказываетфрагменты рассказа; устанавливает причинно-следственные связи между событиями;
характеризует героев рассказа, объясняет мотивы их поведения и поступков, выражает собственное отношение к героям;
объясняет значение изобразительных средства языка в раскрытии характеров персонажей, выявляет способы авторского отношения к ним;
выражает собственное отношение к прочитанному.
Тип урока: формирование новых знаний, умений, навыков
Оборудование урока: мультимедийная презентация, плакат для проведения релаксационного упражнения, карточки для формулировки цели урока, сигнальные карточки, плакат «Лестница успеха», плакат для оценки урока.
Ход урока
Нет в мире прекраснее чувства,
чем ощущение, что ты сделал
людям хоть каплю добра.
Л.Толстой
І. Организационный этап
Приветствие
Релаксационное упражнение «Палитра эмоций»
Упражнение проводится с целью формирования у учащихся оптимистического отношения к уроку и ожидания положительных результатов.
Звучит медленная музыка. Учитель обращается к детям:
- Для того чтобы урок прошел удачно, из предложенного перечня впечатлений, чувств, эмоций вам необходимо выбрать три слова, которые помогут плодотворно работать и получить положительные отметки.
Прежде чем перейти, непосредственно, к теме нашего урока, я хочу предложить Вам послушать песенку. Вы послушайте и скажите, как она будет связана с темой.
Дорога добра
Спроси у жизни строгой, какой идти дорогой, Куда по свету белому отправиться с утра, Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра. Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
2. Мозговой штурм
- Как Вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (О доброте, добре, милосердии)
- Что такое добро?
- Какого человека мы называем добрым? (Кто не пройдет мимо чужого горя, поможет бескорыстно).
3. Слово учителя
Действительно, доброта – это бесценное человеческое качество, без неё невозможна сама жизнь. Но и этому надо учиться – делать людям добро.
4. Работа с эпиграфом, используя метод «Пресс»
Эпиграфом к нашему занятию мы возьмём слова известного писателя Л.Н.Толстого:
«Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра».
Используя слова: я считаю…, потому что…, итак…, не стоит забывать… дайте ответ на вопрос:
- Как вы понимаете слова Л.Н.Толстого?
5. Слово учителя
А ещё учат нас этому книги. Вот и сегодня мы будем говорить о такой книге, которая преподала нам урок доброты, милосердия. Это рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор».
ІІІ. Формулировка темы и цели урока
- Формулировка темы урока
- Формулировка цели урока с использование интерактивной технологии «Ожидание»
Учащиеся пишут на карточках (новогодние шары) свои ожидания от урока, используя слова- помощники
Я узнаю….
Я повторю….
Я научусь…
Мне пригодится…
озвучивают и прикрепляют их на ёлку ожиданий.
- Слово учителя
Как известно, каждый труд должен быть оценён. Мы с вами тоже будем учиться оценивать себя и прислушиваться к мнению других. Перед вами лист самооценки. Я прошу вас оценивать свою работу на каждом этапе урока и вносить результат в лист самооценки.
ІV. Актуализация опорных знаний
1. Проверка знания текста с использованием сигнальных карточек
- Я читаю описание членов семьи Мерцаловых, вы угадываете и поднимаете нужную карточку:
1) «Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг дёсен...» (Емельян Мерцалов)
2) «Высокая, худая женщина, с измождённым, усталым, точно почерневшим от горя лицом…» (Елизавета Ивановна)
3) «Теперь он занимает довольно крупный пост в одном из банков, слывя образцом честности и отзывчивости….» (Григорий Мерцалов)
4) «Старший мальчик… дернул брата за рукав и произнёс сурово: «Ну, …, идем, идем… Нечего тут…» (Володя)
5) «Дыхание было коротко и затруднительно, широко раскрытые блестящие глаза смотрели пристально..» (Машутка)
2. Работа с толковым словарём
- Какой эпитет внесен в название рассказа?
- Как вы понимаете значение слова чудесный?
- А теперь познакомимся со словарным определением этого слова
. Зачитайте.
Чудесный – 1) Являющийся чудом, совершенно небывалый, необычный. Чудесное спасение. 2) Чудный, очень хороший.
- Задумайтесь, почему из богатого синонимического ряда автор выбрал именно слово «чудесный»? ( Чудо, т.е. волшебство, исполнение сокровенных желаний, спасение, избавление от бед. Так происходит с семьей Мерцаловых)
4.Осознание недостаточности знаний
- Беседа с учащимися
Чудесного и необыкновенного достаточно много в этом рассказе, необычен для нас и сам жанр данного произведения.
- Давайте вспомним, в какое время года происходит действие рассказа? (Зимой, перед Рождеством или Новым годом).
- Найдите доказательства в тексте
( можно было увидеть сквозь окна «елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой польки», «праздничное оживление толпы», «смеющиеся лица нарядных дам»…)
- А кто может назвать жанр произведения?
Запись в тетрадях определения «святочный рассказ»
Рождественский (святочный) рассказ – литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы.
Признаки святочного рассказа
- Приуроченность к Рождеству (действие происходит в канун праздника).
- Главный герой часто ребёнок или человек, попавший в тяжелое, порой критическое положение, столкнувшийся с равнодушием и безразличием окружающих.
- Герой проходит через трудности, преодолеть которые помогает либо вмешательство высших сил, либо внезапная помощь милосердных людей.
- Мораль и назидательность (проповедь человечности, добра и любви).
- От чьего лица ведется рассказ о жизни семьи Мерцаловых? (От лица рассказчика)
-А сам рассказчик от кого узнал?
(от одного из членов семьи Мерцаловых, Григория Мерцалова)
-Как называется такая композиция рассказа, когда в одном произведении два рассказчика?
(Рассказ в рассказе. Сам рассказчик услышал историю судьбы героев и решил о ней написать рассказ)
V. Восприятие и освоение учащимися учебного материала
1. Работа в парах с эпизодами рассказа.
- Давайте вспомним, как выглядели праздничные улицы. Для этого мы обратимся к таблице, в которой есть описание праздничной улицы. Вы прочитайте внимательно и подчеркните прилагательные-определения, которые помогают описать и передать праздничное настроение.
В центре города красуются прекрасные магазины с великолепными и освещенными ярким светом витринами. На улицах стоят сияющие елки, гуляют празднично оживленные толпы. Отовсюду слышен веселый гул. В домах стоят елки с гроздьями ярких, сияющих пятен, слышны звуки веселой польки
Какие чувства испытывают люди, за которыми наблюдают мальчики?
Радость, веселье, праздничное ликование, счастье
Зачитайте прилагательные вместе с существительными.
Какие чувства испытывают люди, за которыми наблюдают мальчики
- Где жила семья Мерцаловых?
(На окраине города, в подземелье, в ветхом доме, в подвале каменном.)
Снова обратимся к таблице, в которой описание окраин города и комнаты Мерцаловых. Найдите в тексте прилагательные и впишите.
В центре города красуются прекрасные магазины с великолепными и освещенными ярким светом витринами. На улицах стоят сияющие елки, гуляют празднично оживленные толпы. Отовсюду слышен веселый гул. В домах стоят елки с гроздьями ярких, сияющих пятен, слышны звуки веселой польки
___________, ______________, _____________, ____________, _____________ переулки, косогоры наполняли окраины города. __________ дворс ________ домом стоял особняком. В подвале, где жила семья Мерцаловых, было темно, стены ___________, __________ от сырости, повсюду развешено __________белье. Стоял __________запах. Тишину нарушал крик грудного ребенка. На __________ постели лежала больная девочка. Сердце сжималось от _________, ____________ страдания.
Какие чувства испытывают люди, за которыми наблюдают мальчики?
Что чувствуют герои, живущие в таких условиях?
Посмотрите, что должно получиться у вас:
В центре города красуются прекрасные магазины с великолепными и освещенными ярким светом витринами. На улицах стоят сияющие елки, гуляют празднично оживленные толпы. Отовсюду слышен веселый гул. В домах стоят елки с гроздьями ярких, сияющих пятен, слышны звуки веселой польки
Малолюдные, кривые, узкие, мрачные, неосвещенные переулки, косогоры наполняли окраины города. Грязный двор с ветхим домом стоял особняком. В подвале, где жила семья Мерцаловых, было темно, стены закоптелые, плачущие от сырости, повсюду развешено грязное белье. Стоял ужасный запах. Тишину нарушал крик грудного ребенка. На грязной постели лежала больная девочка. Сердце сжималось от острого, недетского страдания.
Какие чувства испытывают люди, за которыми наблюдают мальчики?
Что чувствуют герои, живущие в таких условиях?
Радость, веселье, праздничное ликование, счастье
Горе, несчастье, страдание
-Что чувствуют герои, живущие в таких условиях?
- А теперь сравните две части таблицы. Посмотрите, какие противоположные описания. Как называется такой художественный прием в литературе? (Антитеза – противопоставление)
-Почему автор использует антитезу, описывая витрины магазина и жилище семьи Мерцаловых?
(На фоне жизни богатых людей нищета семьи Мерцаловых выглядит очень плачевно)
3.Работа в группах по методу «Шести шляп»
Прослушивание притчи
В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.
Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.
Первый говорит: «Возьми белую шляпу, так как белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.
Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.
Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события. Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет. Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось. Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным. Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал. Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше.
Обсудив изменения, произошедшие в их жизни, братья пришли к выводу, что это и есть наследство отца, и решили поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой стороны. Предлагаю вам представить себя на месте братьев и «примерить» одну из шляп, используя технологию «Шесть шляп мышления». Оказавшись под полями одной из шляп, мы будем менять роли, типы мышления, деятельности и реализовывать поставленные перед нами цели и задачи.
Инструкция по работе в группе
Активно и сосредоточенно работать, прислушиваясь к мнению своих товарищей.
Четко высказывать собственное мнение.
Быть доброжелательным.
Дальнейшая работа проходит в группах по методу «шести шляп». Получив изображение шляпы определённого цвета, задание, в течение 3 минут учащиеся обсуждают проблему. Затем организуется выступление групп с последующим предложением «примерить» на себя шляпу другого цвета.
Белая шляпа: Какой мы обладаем информацией? Охарактеризуйте систему образов рассказа.
- Слово учителя
Спасение семьи совершил человек, которого мы можем назвать святым. Его имя – Николай Иванович Пирогов.
-Кто из вас слышал о докторе Пирогове? Посмотрите на портрет этого удивительного человека.
Он очень известный врач, учёный, много сделавший в области медицины для лечения людей.
- Почему доктор не называет своего имени людям, которым он помог?
(Потому что он просто от чистого сердца им помог, не требуя ничего взамен).
А как бы вы назвали такой поступок? (Бескорыстный поступок)
- Бескорыстный человек – человек, не стремящийся к личной выгоде, наживе.
-Наверное, этот доктор еще не раз бескорыстно помогал людям, нуждающимся в помощи.
ФИЗМИНУТКА
Черная шляпа: В чем негативные стороны рассказа? С чем вы не согласны?
- Ребята, оказавшись в жилище Мерцаловых, мы видим материальный и духовный кризис героев рассказа, а для разрешения кризиса требуется чудо.
- Какой эпизод наиболее ярко передает состояние истерзанной души? Зачитайте.
(когда герой очутился в общественном саду)
- («Глубокая тишина и великое спокойствие вызвали нестерпимую жажду такого же спокойствия, такой же тишины. «Вот бы лечь и заснуть, и забыть о жене, о голодных детях, о бедной Машутке»)
-Какой художественный прием опять использует автор? (антитезу)
Красная шляпа:Какие чувства вызвал сюжет? Герои?
-Займи позицию
-Согласны ли вы со словами Гриши, что «все то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угаснет невозвратно»?
(Не согласны. Его добрые поступки будут жить в памяти тех, кому он помог)
- Какого человека мы называем добрым? (Кто не пройдет мимо чужого горя, поможет бескорыстно).
Жёлтая шляпа: Что положительного в рассказе? Найдите положительные моменты.
- Что последовало после того, как Мерцалов все рассказал незнакомцу? («Вдруг он быстрым, совсем юношеским движением вскочил с места, схватил за руку Мерцалова и сказал: «Едемте! Скорее едемте! Счастье ваше, что вы встретились с врачом. Я, конечно, ни за что ручаться не могу, … но поедемте!»)
- Что изменилось в доме бедной семьи с приходом доктора?
- Составление интеллект - карты
- С какими пожеланиями доктор покидает дом Мерцаловых? Зачитайте из текста. («Дай бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнесся к вам, чем этот, а главное - не падайте никогда духом».)
- Сбылось пожелание доброго доктора? (Да, Мерцалов находит работу, Машутка выздоравливает, мальчишки поступают в гимназию. Просто чудо совершил этот святой человек, а мы нашего чудесного доктора только раз и видели)
Зелёная шляпа: Каковы некоторые из возможных решений и действий? Как разворачивались события, если бы… Предложите свои варианты возможных решений.
- -Какие слова передают глубокую благодарность семьи «чудесному доктору»? Каким эпитетом характеризует Григорий Мерцалов доктора Пирогова?
( святой человек, ангел )
Синяя шляпа:Объясните смысл названия произведения. Какой жизненный урок мы вынесли из прочитанного рассказа? Чего мы достигли? Чему научились?
VI Закрепление изученного материала
1. Беседа с учащимися
- Ребята, мы с вами познакомились с рассказом А. И. Куприна «Чудесный доктор».
- Удалось ли нам доказать, что этот рассказ является «рождественским»? Обратите ещё раз внимание на признаки такого рассказа
- А кто из героев является добрым человеком? (Доктор Пирогов)
- Но почему же рассказ называется «Чудесный доктор», а не «Добрый доктор»?
VII Итог урока
Рефлексия. Приём «Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснили с урока в виде телеграммы.
- Проанализировал святочный рассказ. Поверил в чудо.
- Образ чудесного доктора, созданный Куприным, я не забуду. Доброта спасёт мир.
- Работал с текстом рассказа «Чудесный доктор». Было интересно.
2.Самооценка с использованием приёма «Лестница успеха»
Учащиеся оценивают свою работу на уроке, прикрепляя стикер на нужную ступеньку.
3. Оценка урока
Если урок понравился, поставьте лайк.
Если урок был полезным и интересным, можете
поделиться полученными знаниями.
Если у вас есть замечания к уроку, оставьте
их в комментариях.
4. Домашнее задание
1. Подготовьте диалог Мерцалова и доктора Пирогова к чтению по ролям.
2. Перескажите понравившийся эпизод от лица одного из героев рассказа.
3. Напишите мини-сочинение на тему: «Чудо в моей жизни»
4. Подготовьте свою иллюстрацию к рассказу Куприна
Самооценка
Фамилия, имя учащегося___________________________________________
Оцените себя по каждому из определённых направлений от 0 до 1 бала
Вы активно отвечали на вопросы, плодотворно работали над текстом ___________________
Правильно угадывали героев рассказа__________
Заполняли таблицу, работая с эпизодами рассказа ____________
Принимали активное участие в работе группы______________
Составляли интеллект-карту _______ Всего баллов __________