Методы: репродуктивный, частично — поисковый, с элементами исследования.
Оборудование: интерактивная доска, текст рассказа, портрет писателя; слайды с иллюстрациями, заданиями, учебник литературного чтения для 7 класса.
Ход урока
1. Организация урока. Психологический настрой на активную работу.
2. Слово учителя.
- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Сегодня мы познакомимся с рассказом, который называется «Кот — ворюга», написал его К.Г.Паустовский. Мы узнаем, что добрые дела приносят радость не только людям, но и животным.
3. Биографическая справка.
Константин Георгиевич Паустовский родился в семье железнодорожного служащего в Москве.
Начал писать Паустовский рано. Любовь к России и ее людям нашла свое отражение в его произведениях. Он воевал в Великую Отечественную войну, был военным корреспондентом.
Паустовский много путешествовал, бывал в разных странах. Рассказ «Кот — ворюга» написал в Мещерских местах. Он написан от лица рассказчика, горожанина, приехавшего в лесную деревушку.
4. Подбор ассоциаций.
Ребята, напишите ассоциации на слово КОТ. Пушистый, мягкий, хитрый, ласковый, добрый.
- Какой вывод из всего сказанного мы можел сделать? (Кот описан как хулиган, боец)
- А теперь давайте дадим общую оценку. Какие чувства вызвало такое описание, и охарактеризуем кота по данному описанию. Сделаем выводы.
1 группа
2г руппа
3 группа
Кот — задира, забияка, постоянно участвует в драках, бродяжничает, блудит, что у него нет дома. У нас он вызывает чувство жалости.
Если бы мы не знали, что это о коте, по действиям мы бы сказали, что это делает хулиган — мальчишка, то есть налицо явное «очеловечивание». Нам кот понравился: он смел, решителен, самостоятелен. Иного выхода у него нет.
Кот — нагл, беспощаден, не останавливается ни перед чем. Мы осуждаем его, но в то же время мы ощущаем гордость за то, что он ищет выход из «голодного положения». Появилось сочувствие, жалость.
Мы в начале урока записывали ассоциации к слову КОТ, а что вы добавите к ним сейчас? (ворюга, беспризорник, бродяга, бандит, огненно — рыжий, с разорванным ухом, тощий, с белыми подпалинами на животе)
Вывод: Паустовский создает образ нахального кота, который готов на все, даже на самый отчаянный поступок. Кот бездомный, у него нет хозяев, он никому не принадлежит и никому не нужен. Поэтому он и ведет бродячий, воровской образ жизни. Другого пути у него быть не может. Он так себя ведет, чтобы выжить.
9. Работа с текстом.
Почему кота прозвали Ворюгой? (он обворовал ребят. Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб)
За что его решили обязательно наказать? (За то, что он утащил кукан с окунями, которых ребята поймали на Прорве. Это было уже не воровство, а грабеж средь бела дня)
Как кота удалось вытащить из укрытия? (Ленька, сын деревенского сапожника, взял шелковую леску, привязал к ней за хвост пойманную днем плотицу и закинул через лаз в подполье. Кот вцепился в рыбью голову мертвой хваткой. Кот отчаянно упирался, но Ленька был сильнее, и, кроме того, кот не хотел выпускать вкусную рыбу)
Какое «наказание» придумали коту? (Хорошо его накормить)
Почему он перестал воровать? (Кот почувствовал к себе доброе отношение детей. Он стал сторожем, хозяином. Ему не хватало внимания и заботы, а теперь он это получил, он почувствовал себя нужным, переменился в ласкового кота)
С каким чувством автор рассказывает о проделках кота? (С юмором)
Перечитайте отрывки, которые вызвали у вас смех. (Учащиеся зачитывают отрывки)
- Давайте ответим на вопрос, который был задан в начале урока: «Какой же кот?»
(Добрый, милый. Когда люди его накормили, приютили, он ответил добротой. Добро всегда добром возвращается.
У нас получилась с вами такая схема действий кота:
Воровал — поймали — накормили — изменился.
Вывод: Основная идея рассказа — добро всегда добром возвращается.
10. Творческая работа.
Нарисовать кота и сочинить стихотворение или записать синквейн.
Этот кот, совсем не тот.
О котором говорят
Он хотел бы вкусно есть
Спать, ластиться и гулять
Добрым быть, хозяевам служить
но судьба обидела его
Стал он красть и ненавидеть белый свет.
Прокормить себя хотел.
КОТ
рыжий, тощий
ворует, убегает, падает
смотрит дикими глазами
кот - беспризорник
11. Рефлексия: Работа на стикерах. Рассказ К.Г.Паустовского заставил меня задуматься о (о чем?) ….......
12. Домашнее задание.
Написать о смешных случаях с участием ваших домочадцев.