kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Добро всегда добром возвращается (по рассказу К.Паустовского «Кот — ворюга»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • познакомить учащихся с произведением К.Г.Паустовского «Кот — ворюга»;

  • освоить главную идею произведения, дать оценку поступкам кота;

  • прививать умения и навыки выразительного чтения, умение работать по тексту;

  • развивать логическое мышление, память, наблюдательность, творческое воображение;

  • воспитывать чуткое, доброе отношение к животным.

Тип урока: комбинированный.

Методы: репродуктивный, частично — поисковый, с элементами исследования.

Оборудование: интерактивная доска, текст рассказа, портрет писателя; слайды с иллюстрациями, заданиями, учебник литературного чтения для 7 класса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Добро всегда добром возвращается (по рассказу К.Паустовского «Кот — ворюга») »


Тема: Добро всегда добром возвращается. (по рассказу К.Паустовского «Кот — ворюга»)

Урок литературного чтения в 7 классе с казахским языком обучения.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с произведением К.Г.Паустовского «Кот — ворюга»;

  • освоить главную идею произведения, дать оценку поступкам кота;

  • прививать умения и навыки выразительного чтения, умение работать по тексту;

  • развивать логическое мышление, память, наблюдательность, творческое воображение;

  • воспитывать чуткое, доброе отношение к животным.

Тип урока: комбинированный.

Методы: репродуктивный, частично — поисковый, с элементами исследования.

Оборудование: интерактивная доска, текст рассказа, портрет писателя; слайды с иллюстрациями, заданиями, учебник литературного чтения для 7 класса.


Ход урока

1. Организация урока. Психологический настрой на активную работу.

2. Слово учителя.

- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Сегодня мы познакомимся с рассказом, который называется «Кот — ворюга», написал его К.Г.Паустовский. Мы узнаем, что добрые дела приносят радость не только людям, но и животным.

3. Биографическая справка.

Константин Георгиевич Паустовский родился в семье железнодорожного служащего в Москве.

Начал писать Паустовский рано. Любовь к России и ее людям нашла свое отражение в его произведениях. Он воевал в Великую Отечественную войну, был военным корреспондентом.

Паустовский много путешествовал, бывал в разных странах. Рассказ «Кот — ворюга» написал в Мещерских местах. Он написан от лица рассказчика, горожанина, приехавшего в лесную деревушку.

4. Подбор ассоциаций.

Ребята, напишите ассоциации на слово КОТ. Пушистый, мягкий, хитрый, ласковый, добрый.

5. Чтение рассказа.

6. Словарная работа.

прийти в отчаяние - ашыну

разорвано ухо — kұлағы тілік

отрублен хвост — кұйрығы шабылған

чулан - шолан

жестяной - каңылтыр

тесовый — жұка тақтайдан жасалған

исцарапанный - тырналған

тощий - арық

негодование — зығырданы қайнау

кукан — коқан, балықты желбезегінен өткізіп байлайтын жіп

7. Работа над произведением (проверка восприятия)

- Понравился вам рассказ?

- Какие чувства вызывает кот?

- Менялись ли чувства по ходу чтения? (Жалко кота)

- А почему жалко? Автор ведь называет его «ворюгой»? (Он был бездомным, его некому было кормить)

- От какого слова образовалось слово «ворюга»? (Вор — воришка — ворюга. Ворюга — так говорят презрительно о том, кто совершает кражи)

8. Исследовательская работа.

Ребята, давайте проведем исследование и разберемся, а таков ли кот на самом деле?

Задания:

1 группа. Опишите внешний вид кота.

«Рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно — рыжий, с белыми подпалинками на животе.»

2 группа. Опишите действия, поступки кота.

«Обворовывал, ловко прятался, воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб, разрыл жестяную банку с червями, протащил в зубах кукан с окунями, уронил колбасу, решился на отчаянный поступок, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.

3 группа. Дайте авторскую оценку коту.

«Кот, потерявший всякую совесть, кот — бродяга, бандит, ворюга, грабеж средь бела дня, бандитские проделки, босяцкие выходки, кот — беспризорник»

- Какой вывод из всего сказанного мы можел сделать? (Кот описан как хулиган, боец)

- А теперь давайте дадим общую оценку. Какие чувства вызвало такое описание, и охарактеризуем кота по данному описанию. Сделаем выводы.

1 группа

2г руппа

3 группа

Кот — задира, забияка, постоянно участвует в драках, бродяжничает, блудит, что у него нет дома. У нас он вызывает чувство жалости.

Если бы мы не знали, что это о коте, по действиям мы бы сказали, что это делает хулиган — мальчишка, то есть налицо явное «очеловечивание». Нам кот понравился: он смел, решителен, самостоятелен. Иного выхода у него нет.

Кот — нагл, беспощаден, не останавливается ни перед чем. Мы осуждаем его, но в то же время мы ощущаем гордость за то, что он ищет выход из «голодного положения». Появилось сочувствие, жалость.

Мы в начале урока записывали ассоциации к слову КОТ, а что вы добавите к ним сейчас? (ворюга, беспризорник, бродяга, бандит, огненно — рыжий, с разорванным ухом, тощий, с белыми подпалинами на животе)

Вывод: Паустовский создает образ нахального кота, который готов на все, даже на самый отчаянный поступок. Кот бездомный, у него нет хозяев, он никому не принадлежит и никому не нужен. Поэтому он и ведет бродячий, воровской образ жизни. Другого пути у него быть не может. Он так себя ведет, чтобы выжить.

9. Работа с текстом.

  1. Почему кота прозвали Ворюгой? (он обворовал ребят. Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб)

  2. За что его решили обязательно наказать? (За то, что он утащил кукан с окунями, которых ребята поймали на Прорве. Это было уже не воровство, а грабеж средь бела дня)

  3. Как кота удалось вытащить из укрытия? (Ленька, сын деревенского сапожника, взял шелковую леску, привязал к ней за хвост пойманную днем плотицу и закинул через лаз в подполье. Кот вцепился в рыбью голову мертвой хваткой. Кот отчаянно упирался, но Ленька был сильнее, и, кроме того, кот не хотел выпускать вкусную рыбу)

  4. Какое «наказание» придумали коту? (Хорошо его накормить)

  5. Почему он перестал воровать? (Кот почувствовал к себе доброе отношение детей. Он стал сторожем, хозяином. Ему не хватало внимания и заботы, а теперь он это получил, он почувствовал себя нужным, переменился в ласкового кота)

  6. С каким чувством автор рассказывает о проделках кота? (С юмором)

  7. Перечитайте отрывки, которые вызвали у вас смех. (Учащиеся зачитывают отрывки)

- Давайте ответим на вопрос, который был задан в начале урока: «Какой же кот?»

(Добрый, милый. Когда люди его накормили, приютили, он ответил добротой. Добро всегда добром возвращается.

У нас получилась с вами такая схема действий кота:

Воровал — поймали — накормили — изменился.

Вывод: Основная идея рассказа — добро всегда добром возвращается.

10. Творческая работа.

Нарисовать кота и сочинить стихотворение или записать синквейн.

Этот кот, совсем не тот.

О котором говорят

Он хотел бы вкусно есть

Спать, ластиться и гулять

Добрым быть, хозяевам служить

но судьба обидела его

Стал он красть и ненавидеть белый свет.

Прокормить себя хотел.

КОТ

рыжий, тощий

ворует, убегает, падает

смотрит дикими глазами

кот - беспризорник


11. Рефлексия: Работа на стикерах. Рассказ К.Г.Паустовского заставил меня задуматься о (о чем?) ….......

12. Домашнее задание.

Написать о смешных случаях с участием ваших домочадцев.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Добро всегда добром возвращается (по рассказу К.Паустовского «Кот — ворюга»)

Автор: Попенко Наталья Петровна

Дата: 26.08.2014

Номер свидетельства: 113032


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства