Просмотр содержимого документа
«Детство, опаленное войной. (По рассказу А.Платонова «Маленький солдат») »
Урок литературы в 5 классе учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ № 25 с углубленным изучением отдельных предметов имени В.А.Малышева» г. Сыктывкара
Куликовой Ирины Леонидовны
Тема: Детство, опаленное войной. (По рассказу А.Платонова «Маленький солдат»)
Цели урока:
Знакомство с рассказом А. Платонова « Маленький солдат»;
Познакомить с героями рассказа А.Платонова «Маленький солдат»;
Познакомить с ролью детей в годы Великой Отечественной войны;
Развивать умение работать с художественным текстом;
Закрепить навыки анализа рассказа.
Воспитывать чувства патриотизма и гражданственности, любви к своей Родине.
Оборудование: портрет А. Платонова, текст рассказа «Маленький солдат», (отрывки из х/ф А.Тарковского «Иваново детство», эпизод «Отрывка в Суворовском училище»)
Теория литературы: рассказ, композиция, метафора, сравнение.
Ход урока:
Учитель: Урок по рассказу А. Платонова хотелось бы начать стихотворением поэта Владимира Суслова «Сыны полков» (выразительное чтение наизусть учащимся)
-Сформулируйте тему этого стихотворения (Это стихотворение о том, что в тревожные годы войны за защиту родины вставали мальчишки и воевали наравне со взрослыми.)
-Почему этим стихотворением начат урок по рассказу «Маленький солдат»? (Сегодня на уроке, анализируя рассказ А.Платонова, мы будем говорить о войне, ее страшном влиянии на душу ребенка. Но в начале познакомимся с автором произведения-Андреем Платоновичем Платоновым, поговорим о жанровых особенностях произведения)
-Запишите тему.
Слово учителя: Перед вами портрет А.Платонова (Андрея Платоновича Климентова) Обратите внимание на глаза этого человека.
-Что вы можете о них сказать?
(Полные грусти и тепла, заботы и доверчивости, чувствуется особая сила притяжения во взгляде)
-Охарактеризуйте его лицо ( мягкое, доброе. «Видит насквозь» говорят о таких глазах)
И действительно, он видел в жизни много тяжкого и губительного для человека.
Писал Платонов не только для взрослых, но и для детей, для детей вышло более двадцати его книг . Самые известные: «Никита», «Еще мама», «Июльская гроза», «Цветок на земле» и др.
Во время Великой Отечественной войны Платонов был специальным корреспондентом фронтовой газеты «Красная звезда». Летом 1943 г. он был на Курской дуге, а весной 1944 во время наступательных боев нашей армии -на Украине.
Писатель Виктор Полторацкий, много раз встречавшийся с Платоновым на фронте, вспоминает: (Воспоминания В. Полторацкого об А. Платонове читает учащийся)
Учитель: войну А.Платонов знал не понаслышке, видел тяжелый ратный труд фронтовиков и ,конечно, лишения взрослого населения.
Итак, перейдем к рассказу «Маленький солдат»
-Объясните принадлежность произведения к жанру рассказа?
-Какое впечатление произвел на вас рассказ?
-Что особенного вы заметили в композиции рассказа?
(В рассказе можно выделить три части, три основных эпизода)
I часть — сцена прощания, свидетели которой случайно оказались рассказчики. Знакомство с героями.
II часть- рассказ о судьбе Сережки Лабкова, услышанный из уст Майора Бахичева.
III часть — побег Сережки.
-От чьего лица ведется повествование? (От лица рассказчика, волей судьбы оказавшегося недалеко от линии фронта.
-Где происходит действие? (На чудом сохранившемся вокзале, переполненном военными и ранеными)
-По каким прогнозам можно догадаться, что недалеко от вокзала шли бои? (Много раненых, грохот зениток, гул самолетов). Это страшные звуки войны.
Слово учителя: Среди этого многолюдья рассказчик заметил двух майоров, держащих за руки ребенка.
-Посмотрим, каким вы представили себе мальчишку... (рисунки учащихся, устные выступления)
-А теперь обратимся к тексту и найдем описание ребенка в рассказе.
-Что поражает вас во внешности мальчика?
(1)На вид было лет 10, а выглядел как бывалый боец; был одет в серую шинель (видимо, перешитую), в пилотку, сапоги, пошитые по мерке на детскую ногу;
2)маленькое лицо, худое, обветренное, но не истощенное, а приспособленное к жизни;
3) светлые глаза ясно обнажали грусть)
-О чем говорят характеристики: «бывалый боец», «лицо, привычное к жизни», «грусть в глазах» (Много испытал, давно на войне, рано повзрослел)
-Какие необычные сравнения, метафоры использует автор при описании Сережи?
(Светлые глаза ребенка ясно обнажали его грусть, словно они были живою поверхностью его сердца).
-Кто может жить, бояться умереть от одиночества? (Человек, живое существо). (О глазах и о сердце сказано как о человеке, о живом существе)
-Какое чувство возникает при чтении этих строк? (Сострадание, жалость)
-А что поражает вас в поведении мальчика? (Смотрел умоляюще, прильнул лицом к руке одного из майоров, от руки другого старался освободиться)
-Предположите, почему мальчик так боится разлуки? (Наверно, он уже испытал боль расставания с близкими и боялся новой разлуки, смотрит на майора Савельева с мольбой и надеждой не оставлять его с чужим человеком).
Учитель: Платонов смог передать «незабываемую грусть», силу чувств героя, силу верности, привязанности и страх перед разлукой.
-Можно ли найти объяснение поведению мальчика в его судьбе?
Да, II часть рассказа — это судьба Сережи Лабкова.
-Почему автор доверяет рассказчику поведать о судьбе, подвигах семьи?
-О чем поведал рассказчику майор Бахичев?
«Дела отца уже начал понимать по-настоящему...»
-Какие факты об этом говорят? (Читать эпизоды)
(Помог полковнику - отцу сохранить склад с боеприпасами, оставленный на захваченной немцами земле, передавливая взрывной провод, неоднократно пробивался в тыл к противникам, запоминал расположение немецких войск, давал отцу верные засечки)
-А кому под силу такая опасная работа? (Только взрослому, опытному разведчику. Он выполнял работу, которую делали опытные разведчики, она была очень опасна).
-Можно ли помощь Сережи Лабкова назвать подвигом?
Слово учителя: Во время Великой Отечественной войны тревогами и заботами взрослых было проникнуто много ребят, ваших ровесников, об этом говорят фотографии тех лет, книги, документы. На стенде — фотографии тех, кто воевал и защищал нашу Родину с отцами наравне.
Об этих фактах говорят художественны фильмы: (отрывки из х/ф А.Тарковского «Иваново детство», эпизод «Отрывка в Суворовском училище»)
-Чем судьба Ивана похожа на судьбу Сережи? ( Мама тоже не хотела отправлять его в тыл, но Сережа уже не мог уйти из армии, лучше «убежит, скроется в плен к немцам и узнает все о них». Характер его втянулся в войну).
-Какой смысл заключается в этих словах (Привык к войне, к трудным условиям)
Слово учителя: Наверно, можно привыкнуть к трудным условиям, но к смерти близких привыкнуть почти невозможно.
-Найдите в тексте эпизод, где говорится о страшной трагедии.
Учитель:война сделала огромное количество детей сиротами, обрекла их на одиночество.
-А теперь вернемся к началу рассказа: почему Сережа не хотел расставаться с майором Савельевым? (Он заменил ему родителей)
Учитель: какие бы бесстрашные подвиги не совершал Сережа, как бы он ни удивлял взрослых своими отчаянными поступками, все-таки он остался ребенком.
III часть — краткий пересказ концовки
-Явилась ли концовка неожиданной для вас? Почему?(примеры из текста)
(Что-то должно было случиться, Сережа остался верен себе — побег от хорошего, порядочного майора — не случайность? Да, с ним Сереже было бы в бытовом плане неплохо: накормлен, обут.)
-Почему убежал? ( Сердце ребенка не хочет примириться с новой потерей, оно устало привыкать и терять)
-Какова судьба Сережи?
-Прочитайте концовку рассказа: «Наутро С.Л....»
-Чем страшна война для ребенка?
Учитель: А. Платонов считает, что война страшна не только тем, что погибают люди, разрушаются их дома, она страшна тем, что горе разъедает душу человека, особенно ребенка, деформирует ее.
-Все это несет с собой война.
Домашняя работа: «Чем страшна война для ребенка? Что хотят современные дети?» Письменно ответьте на вопросы.