kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Детство, опаленное войной. (По рассказу А.Платонова «Маленький солдат»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Знакомство с рассказом А. Платонова « Маленький солдат»;

Знакомство с героями рассказа А.Платонова «Маленький солдат»;

Знакомство  с ролью детей в годы Великой Отечественной войны;

Развитие умения работать с художественным текстом;

Закрепление навыков анализа рассказа.

Воспитание чувства патриотизма и гражданственности, любви к своей Родине.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Детство, опаленное войной. (По рассказу А.Платонова «Маленький солдат») »

Урок литературы в 5 классе учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ № 25 с углубленным изучением отдельных предметов имени В.А.Малышева» г. Сыктывкара

Куликовой Ирины Леонидовны




Тема: Детство, опаленное войной. (По рассказу А.Платонова «Маленький солдат»)


Цели урока:

  1. Знакомство с рассказом А. Платонова « Маленький солдат»;

  2. Познакомить с героями рассказа А.Платонова «Маленький солдат»;

  3. Познакомить с ролью детей в годы Великой Отечественной войны;

  4. Развивать умение работать с художественным текстом;

  5. Закрепить навыки анализа рассказа.

  6. Воспитывать чувства патриотизма и гражданственности, любви к своей Родине.

Оборудование: портрет А. Платонова, текст рассказа «Маленький солдат», (отрывки из х/ф А.Тарковского «Иваново детство», эпизод «Отрывка в Суворовском училище»)

Теория литературы: рассказ, композиция, метафора, сравнение.

Ход урока:

Учитель: Урок по рассказу А. Платонова хотелось бы начать стихотворением поэта Владимира Суслова «Сыны полков» (выразительное чтение наизусть учащимся)

-Сформулируйте тему этого стихотворения (Это стихотворение о том, что в тревожные годы войны за защиту родины вставали мальчишки и воевали наравне со взрослыми.)

-Почему этим стихотворением начат урок по рассказу «Маленький солдат»? (Сегодня на уроке, анализируя рассказ А.Платонова, мы будем говорить о войне, ее страшном влиянии на душу ребенка. Но в начале познакомимся с автором произведения-Андреем Платоновичем Платоновым, поговорим о жанровых особенностях произведения)

-Запишите тему.

Слово учителя: Перед вами портрет А.Платонова (Андрея Платоновича Климентова) Обратите внимание на глаза этого человека.

-Что вы можете о них сказать?

(Полные грусти и тепла, заботы и доверчивости, чувствуется особая сила притяжения во взгляде)

-Охарактеризуйте его лицо ( мягкое, доброе. «Видит насквозь» говорят о таких глазах)

И действительно, он видел в жизни много тяжкого и губительного для человека.

Писал Платонов не только для взрослых, но и для детей, для детей вышло более двадцати его книг . Самые известные: «Никита», «Еще мама», «Июльская гроза», «Цветок на земле» и др.

Во время Великой Отечественной войны Платонов был специальным корреспондентом фронтовой газеты «Красная звезда». Летом 1943 г. он был на Курской дуге, а весной 1944 во время наступательных боев нашей армии -на Украине.

Писатель Виктор Полторацкий, много раз встречавшийся с Платоновым на фронте, вспоминает: (Воспоминания В. Полторацкого об А. Платонове читает учащийся)

Учитель: войну А.Платонов знал не понаслышке, видел тяжелый ратный труд фронтовиков и ,конечно, лишения взрослого населения.

Итак, перейдем к рассказу «Маленький солдат»

-Объясните принадлежность произведения к жанру рассказа?

-Какое впечатление произвел на вас рассказ?

-Что особенного вы заметили в композиции рассказа?

(В рассказе можно выделить три части, три основных эпизода)

I часть — сцена прощания, свидетели которой случайно оказались рассказчики. Знакомство с героями.

II часть- рассказ о судьбе Сережки Лабкова, услышанный из уст Майора Бахичева.

III часть — побег Сережки.

-От чьего лица ведется повествование? (От лица рассказчика, волей судьбы оказавшегося недалеко от линии фронта.

-Где происходит действие? (На чудом сохранившемся вокзале, переполненном военными и ранеными)

-По каким прогнозам можно догадаться, что недалеко от вокзала шли бои? (Много раненых, грохот зениток, гул самолетов). Это страшные звуки войны.

Слово учителя: Среди этого многолюдья рассказчик заметил двух майоров, держащих за руки ребенка.

-Что сближает майоров? (Общей добротою морщинистых загорелых лиц).

- В чем выражается их доброта?

-Посмотрим, каким вы представили себе мальчишку... (рисунки учащихся, устные выступления)

-А теперь обратимся к тексту и найдем описание ребенка в рассказе.

-Что поражает вас во внешности мальчика?

(1)На вид было лет 10, а выглядел как бывалый боец; был одет в серую шинель (видимо, перешитую), в пилотку, сапоги, пошитые по мерке на детскую ногу;

2)маленькое лицо, худое, обветренное, но не истощенное, а приспособленное к жизни;

3) светлые глаза ясно обнажали грусть)

-О чем говорят характеристики: «бывалый боец», «лицо, привычное к жизни», «грусть в глазах» (Много испытал, давно на войне, рано повзрослел)

-Какие необычные сравнения, метафоры использует автор при описании Сережи?

(Светлые глаза ребенка ясно обнажали его грусть, словно они были живою поверхностью его сердца).

-Кто может жить, бояться умереть от одиночества? (Человек, живое существо). (О глазах и о сердце сказано как о человеке, о живом существе)

-Какое чувство возникает при чтении этих строк? (Сострадание, жалость)

-А что поражает вас в поведении мальчика? (Смотрел умоляюще, прильнул лицом к руке одного из майоров, от руки другого старался освободиться)

-Предположите, почему мальчик так боится разлуки? (Наверно, он уже испытал боль расставания с близкими и боялся новой разлуки, смотрит на майора Савельева с мольбой и надеждой не оставлять его с чужим человеком).

Учитель: Платонов смог передать «незабываемую грусть», силу чувств героя, силу верности, привязанности и страх перед разлукой.

-Можно ли найти объяснение поведению мальчика в его судьбе?

Да, II часть рассказа — это судьба Сережи Лабкова.

-Почему автор доверяет рассказчику поведать о судьбе, подвигах семьи?

-О чем поведал рассказчику майор Бахичев?

«Дела отца уже начал понимать по-настоящему...»

-Какие факты об этом говорят? (Читать эпизоды)

(Помог полковнику - отцу сохранить склад с боеприпасами, оставленный на захваченной немцами земле, передавливая взрывной провод, неоднократно пробивался в тыл к противникам, запоминал расположение немецких войск, давал отцу верные засечки)

-А кому под силу такая опасная работа? (Только взрослому, опытному разведчику. Он выполнял работу, которую делали опытные разведчики, она была очень опасна).

-Можно ли помощь Сережи Лабкова назвать подвигом?

Слово учителя: Во время Великой Отечественной войны тревогами и заботами взрослых было проникнуто много ребят, ваших ровесников, об этом говорят фотографии тех лет, книги, документы. На стенде — фотографии тех, кто воевал и защищал нашу Родину с отцами наравне.

Об этих фактах говорят художественны фильмы: (отрывки из х/ф А.Тарковского «Иваново детство», эпизод «Отрывка в Суворовском училище»)

-Чем судьба Ивана похожа на судьбу Сережи? ( Мама тоже не хотела отправлять его в тыл, но Сережа уже не мог уйти из армии, лучше «убежит, скроется в плен к немцам и узнает все о них». Характер его втянулся в войну).

-Какой смысл заключается в этих словах (Привык к войне, к трудным условиям)

Слово учителя: Наверно, можно привыкнуть к трудным условиям, но к смерти близких привыкнуть почти невозможно.

-Найдите в тексте эпизод, где говорится о страшной трагедии.

Учитель:война сделала огромное количество детей сиротами, обрекла их на одиночество.

-А теперь вернемся к началу рассказа: почему Сережа не хотел расставаться с майором Савельевым? (Он заменил ему родителей)

Учитель: какие бы бесстрашные подвиги не совершал Сережа, как бы он ни удивлял взрослых своими отчаянными поступками, все-таки он остался ребенком.

III часть — краткий пересказ концовки

-Явилась ли концовка неожиданной для вас? Почему?(примеры из текста)

(Что-то должно было случиться, Сережа остался верен себе — побег от хорошего, порядочного майора — не случайность? Да, с ним Сереже было бы в бытовом плане неплохо: накормлен, обут.)

-Почему убежал? ( Сердце ребенка не хочет примириться с новой потерей, оно устало привыкать и терять)

-Какова судьба Сережи?

-Прочитайте концовку рассказа: «Наутро С.Л....»

-Чем страшна война для ребенка?

Учитель: А. Платонов считает, что война страшна не только тем, что погибают люди, разрушаются их дома, она страшна тем, что горе разъедает душу человека, особенно ребенка, деформирует ее.

-Все это несет с собой война.

Домашняя работа: «Чем страшна война для ребенка? Что хотят современные дети?» Письменно ответьте на вопросы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Детство, опаленное войной. (По рассказу А.Платонова «Маленький солдат»)

Автор: Куликова Ирина Леонидовна

Дата: 02.11.2014

Номер свидетельства: 125251


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства