kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Детские годы С.А.Есенина. В есенинском Константинове. «Малая и большая Родина в лирике С. Есенина»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен на основе системнор-деятельностного подхода с использованием элементов технологии критического мышления, ИКТ, проблемного диалога

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Детские годы С.А.Есенина. В есенинском Константинове. «Малая и большая Родина в лирике С. Есенина»»

Тема: Детские годы С.А.Есенина. В есенинском Константинове.

«Малая и большая Родина в лирике С. Есенина»

Цель: Познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта С.А. Есенина и его стихотворениями о родине. Выявить, какую роль сыграло село Константиново в формировании мировоззрения будущего поэта. Показать своеобразие языка, единство человека и природы в лирике С.Есенина.


Задачи: Образовательные: формировать опыт аналитического чтения поэтических текстов, внимательное отношение к художественному слову, понимание учащимися роли художественных средств в идейно-образной структуре произведения, умение интерпретировать, анализировать текст.
Развивающие: развивать речевую культуру учащихся и умение работать вдумчиво с текстом, умение выделять главное, формулировать выводы. Развивать творческое воображение, память, внимание, мышление, интеллектуальные способности детей. Формировать умение вступать в диалог, прислушиваясь к мнению товарищей, работать индивидуально.
Воспитательные: воспитывать любовь к родине и родной природе через чтение произведений С.Есенина. Прививать интерес к чтению через создание ситуаций успеха. Формировать умение преодолевать трудности, культуру совместной деятельности.


Тип урока: «открытие» новых знаний


Технологии: системно-деятельностный подход, элементы технологии «критического мышлении», проблемного диалога, ИКТ, технология сотрудничества.


Форма урока: творческая мастерская


Формы работы учащихся: групповая, фронтальная, индивидуальная, парная.


Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация, тексты стихов С.Есенина, раздаточный материал.



Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

Организационный момент



Целеполагание













Социализация







Введение в тему
















































Проверка домашнего задания

Работа с эпиграфом
















Лексическая работа










Работа с портретом С.Есенина

























Индивидуальное сообщение учащегося (опережающее задание)


Физминутка и формирование групп



Исследовательская работа в группах






























Отчет групп













































































Лексическая работа






Беседа


























Подведение итогов



























Работа с эпиграфом







Рефлексия




Заключительное слово учителя







Информирование о домашнем задании

Добрый день! Какие вы все красивые, удивительные. Улыбнитесь друг другу. Здесь живет душа. (Учитель держит руки на груди.) Откройте свои души. Подарите миру свои ощущения души (жесты учащихся).


- Сегодня у нас необычный урок, а урок-мастерская

- Какие правила мастерской вы знаете?

(обязательно выполнять задания; все, что делаешь – правильно; добирать материал и т.д.)

Как вы думаете, что мы будем делать на таком уроке?

(заниматься творчеством)

Сегодня на уроке мне потребуется ваша помощь.

Мы будем вместе строить урок, как люди совместно строят дом. (слайд 1)

Мы поговорим о домашнем очаге, о доме, наполненном уютом, теплом, любовью.

- С чего начинается строительство?

(слайд – каркас дома)

- Что должно быть в доме?

- Итак, мы с вами создали такой дом. Что он символизирует?


- Запишите слово дом, отступив 5 строчек для записи темы урока.

- Обсудите в парах и запишите ассоциации к слову дом

Озвучиваем ассоциации и составляем кластер

Мама, забота, грусть, чистота, зима, семья, берёза, радость, дождь, кошка, хлеб, журавль, уют.


Создание текста-миниатюры

- Для чего нужен дом?

- Используя собранные слова, запишите, что такое дом.


Дом – это… (слайд 1 по щелчку)

- И в доме должно быть…

(на слайде слова о доме)


Обращение к новой информации

Дом – это начало начал, это исток всего, что есть в человеке. (слайд 2)

Слово учителя

Ты выходишь из этого дома и идёшь по улице.

Ты никуда не торопишься, просто идёшь.

Тебя никто не ждёт. Ты просто гуляешь.

Ты замечаешь снежные сугробы возле дороги. Снег серебрится в лучах фонарей.

Ты останавливаешься и любуешься снегом.

Потом поднимаешь глаза, видишь дома, освещённые окна. В окнах горит тёплый свет.

В каждом окне - маленький мир. Уютный дом.

Теперь представь, что где-то внутри тебя горит такой же маленький свет. Он даёт тебе уют и тёплый покой.

Что бы ни происходило с тобой, какие бы бури и волнения ты не переживал, он горит тёплым, спокойным светом.

Представь его в виде язычка пламени.

Ты можешь осторожно взять его в руки.

Вот он перед тобой, и ты бережно держишь его.

Полюбуйся его нежным, мягким светом


Тема родного дома очень звучит в русской литературе, в том числе и в лирике.

Сегодня мы с вами будем говорить об искренней, светлой лирике, о доме, Родине Сергея Александровича Есенина. А тема урока….(слайд 3)

Сергей Есенин. Это имя для всех, кто знает хотя бы несколько его стихотворений, связано с радостью, ощущением чего-то прекрасного, пробуждающего любовь к человеку, к Родине, к жизни.

СЛАЙД – портрет С.Есенина (слайд 4)

В этом имени слово “есень”,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен -
Поднебесье, тихие веси,
Сень берез и синь-рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты …
Только скажут – “…” (Сергей Есенин)
Всей России встают черты…
Н.Браун

- А что вы знаете о С.Есенине?

 Эпиграфом к нашему уроку станут слова самого Есенина (слайд 5)

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине.

Чувство Родины – основное в моем творчестве».

С. Есенин.

 - Вопрос: как вы понимаете эти слова?

- К этому вопросу мы ещё раз вернёмся к концу занятия, поэтому будьте внимательны в течение урока.

Сегодня мы будем знакомиться со стихотворениями Сергея Есенина о родном доме и, проникнув в ткань произведений, попытаемся понять, чем же был ДОМ для поэта.


А назовём мы наш урок «Низкий дом с голубыми ставнями…» (слайд 6)

Запись в тетради темы и эпиграфа.

- По этой строчке вы можете сказать, каким видел поэт родной дом? (Низкий)

- Почему дом низкий? (Вырос, и теперь дом кажется низким, маленьким.)

(С голубыми ставнями.)

- Вы знаете, что такое ставни? Каков корень этого слова? (слайд 7)

(Ставни – деревянные затворы к окнам)

А ещё дом украшали наличниками. Объясните, пожалуйста, значение слова.

(Наличник – накладное украшение на лицо предмета, строенья или утвари; накладная планка в виде рамы, вокруг дверей и окон)

Голубые ставни. Они напоминают голубые глаза русичей. А в народной поэзии и в лирике Сергея Есенина голубой цвет – цвет чистоты, неба, мечты.

- Мечты о чём? (мы говорим сегодня о доме)

(о высоком, тепле, любви, заботе)


Слайд 8

Перед вами портрет С.А. Есенина. “В поэте меня привлекали его голубые глаза и золотые кудри. Поражала его улыбка, необыкновенно мягкая и обаятельна”, - так писала поэтесса Мартьянова.

слайд 9 – заставка – зимний пейзаж с домами

Сегодня я предлагаю вам перенестись в далекое прошлое и очутиться на Рязанской земле. Представьте, что мы выходим на крутой высокий берег Оки. Мы так высоко стоим, что, кажется, можно достать рукой до облаков. Все здесь волнует, заставляет замереть от восторга: озера с молчаливой осокой и белыми лилиями, заливные луга с терпким запахом мяты. Рядом раскинулось село Константиново. Здесь начал свою жизнь русский поэт Сергей Есенин – в деревне, где из окон бревенчатой избы были видны заливные луга без конца и края, широкая Ока и опрокинутое над ней синее небо. Его окружали духовные стихи, народные песни и сказки. Вот истоки его таланта. Не удивительно, что он очень рано стал писать. В плавных ритмах песенного стиха звучат естественные, как бы из живой речи взятые слова.

Вы уже знакомились с ним через его произведения в начальной школе. Давайте вспомним некоторые из этих стихотворений.

«Страна березового ситца» – так называл поэт край, в котором он родился. За свою недолгую жизнь Есенин побывал во многих странах. Но где бы он ни был, его всегда тянуло в Россию, на Рязанскую землю.



СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ О КОНСТАНТИНОВЕ

СЛАЙДОВАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Физминутка «Ищем партнеров»

У каждого ученика на столе лежат с начала урока цветные фигурки.

В течение минуты ученикам нужно найти партнеров для групповой работы по цвету фигурки или по форме.


Работа в группах. Задания.


1 группа. Стихотворение С.Есенина БЕРЕЗА (см. распечатку) слайд 10

 Вопросы к стихотворению:

Главной героиней стихотворения «Береза» является русская березка. С каким одушевленным образом можно её сравнить?

(С женщиной, принакрытой ажурной шалью, которая стоит одиноко в тишине.)

С чем сравнивает Есенин снег? (С серебром.)

Какие ещё средства выразительности использует поэт?

Оцените работу группы



2 группа. Стихотворение С.Есенина С ДОБРЫМ УТРОМ!  (см. распечатку)(слайд 11)

Вопросы к стихотворению:

 Какое настроение передает автор в стихотворении «С добрым утром!»?

(Радостное, приподнятое.)

Какие слова позволяют сделать такой вывод? ( «Улыбнулись сонные березки…»,

«…шепчет шаловливо: «С добрым утром!»)

Как называется подобное средство выразительности? (олицетворение)

Какая тема объединяет оба стихотворения?

 Оцените работу группы


3 группа. Стихотворение С.Есенина «Я ПОКИНУЛ РОДИМЫЙ ДОМ…» (см. распечатку)

Вопросы к стихотворению:

- Каким настроением проникнуто стихотворение? (грусть, разлука)

- Какие образы природы видит поэт, покинувший дом? Что вас удивило в этих образах?

(неживая природа как живая)

- Как называется этот прием? (олицетворение)

- Подчеркните олицетворения.

- Обратите внимание: поэт использует обычные, привычные слова, но возникает образ сказочной Руси. Какие средства языка помогают в этом?

(метафоры, эпитеты)

- Какую цветовую гамму использует поэт в этом стихотворении?

(голубой, золотой, бело-розовый)

Оцените работу группы


Отчет 1 и 2 группы


Слово учителя

Учитель литературы Есенина вспоминал: «Он много читал. Особенно любил слушать мое классное чтение. Он впивался в меня глазами, глотал каждое слово. У него первого заблестят от слез глаза в печальных местах, он первым расхохочется при смешном». Сергей Есенин всем сердцем, нежно и трогательно любил жизнь, ему были дороги и одинокая собака, и дряхлая кошка, и каждая птица, и вся природа – от черной земли до солнца, луны, ветра, светящихся на небе таинственных и манящих звезд. Он знал, как живут, что «думают» и «чувствуют» чибисы и коноплянки, березы и осины. Поэтому и свою собственную участь Есенин не отделяет от судьбы родной природы.

Как я уже сказала, стихи Есенин начал писать рано, лет с 8 – 9. По его признанию, толчок к этому давала его бабка: она рассказывала сказки. Именно фольклор подтолкнул юного Есенина к раннему написанию стихов. И эти стихи о родном доме.

Родительский дом… (слайд 12)

Удивительно слово «дом». Произносишь его, и на душе становится тепло. Вспоминаются лица родных тебе людей. В родительском доме тебя всегда любят и ждут. И даже если ты свил своё гнездо, то для родителей ты – ребёнок.

К сожалению родителей, дети вырастаю и покидают родительский дом, но всё равно, пусть ненадолго, возвращаются, чтобы восполнить силы.


А сейчас я предоставляю слово 3 группе. (ЕСЕНИН «Я ПОКИНУЛ РОДИМЫЙ ДОМ…» )

Послушайте это стихотворение (лучше в исполнении автора) (слайд 13)

- Вам понравилось стихотворение?

- Каким настроением проникнуто стихотворение? (грусть, разлука)

- Какие образы природы видит поэт, покинувший дом? Что вас удивило в этих образах?

(неживая природа как живая)

- Как называется этот прием? (олицетворение)

- Какие олицетворения вы выделили?

Березняк теплит

Луна распласталась

Петь пурге

Стережет клен

Клен на меня похож


Слово учителя

Одушевленность природы – одна из главных черт поэтического мира Есенина. Для Есенина природа - это вечный источник красоты и гармонии мира. Когда ему становилось трудно, он уходил на реку, в лес. Природа вдохновляла его, стихи помогали жить. Обратите внимание: поэт использует обычные, привычные слова, но возникает образ сказочной Руси.

- Какие средства языка помогают в этом?

(метафоры, эпитеты)


- Образ какого дерева проходит через эти стихотворения?

- Что символизирует береза? (Россию)

- Но в стихотворениях более позднего периода появляется образ старого клена, т.е. чего-то уходящего. И тем не менее, картины природы, нарисованные С.Есениным, очень живописны, сказочны.


- Обратим внимание на цвета, используемые в этом стихотворении. Какова цветовая гамма этого стихотворения?

(голубой, золотой, бело-розовый)

- Это иконописные цвета. Вот почему мы увидели Русь сказочной, и вот почему она – Русь, а не Россия.

Обратите внимание на дату его создания: 1918 год.

- Сколько лет было Есенину? (23). Прошло 6 лет с тех пор, как поэт уехал из Константинова. За это время в Росси произошло несколько значимых событий, которые не могли не повлиять на Есенина. (слайд 14)

  • 1914 год – начало первой мировой войны. Есенин призван в армию, работает санитаром в военно-санитарном поезде.

  • 1917 год – отречение от власти русского царя, две революции: Февральская и Октябрьская.

  • 1918 год – международное вторжение, попытка захвата территории России войсками стран – участников Первой мировой войны.

- Как вы думаете, какой след могли оставить эти события в душе поэта?

Пройдут годы. В жизни Есенина произойдёт много разных событий. Но всегда поэт мысленно и наяву будет возвращаться в родимый дом, в «низкий дом с голубыми ставнями»

ФОТО ДОМА (слайд 15)

(фонограмма стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями…» с видеорядом)

(ТЕКСТ в распечатке на столах) – слайд 16

- Изменилось ли что-нибудь в воспоминаниях поэта о доме?


- Какое слово непонятно?

Выть – участок земли.

- Какие картины увидел поэт, думая о доме? Обсуди в парах и подчеркни.

Дом, поле, луга, серенькие небеса, седые журавли, березы, кривой ракитник.


Выводы: Образ дома кочует из одного стихотворения в другое. С чем связан этот образ для поэта?

- Дом в лирике Есенина – это Родина, родная природа, семейный очаг, согретый материнской любовью. Каждый в мире странник. Пройдет, зайдет и вновь заглянет в дом… Дом – весь мир, земная жизнь, вечная природа.

- Что же изменилось? Почти ничего, и в то же время изменилось многое. Поменялось мировосприятие поэта: годы наложили отпечаток на душу, поэтому основное настроение стихотворения – «нежность грустная». Только русские умеют так грустить, наверное, потому, что «в просторах полей/ Они сытных хлебов не видали». Надо много пережить, чтобы научиться ценить то немногое, что есть у тебя, чтобы видеть прелесть родного края даже «под сереньким ситцем этих северных бедных небес».

- Стихотворение начинается и заканчивается…(одинаковыми строчками). Что получается? (показываю, соединяя строки)

(круг, кольцо)

- Правильно, такая композиция называется кольцевой. Поэт как бы замыкает круг. Всё начинается и заканчивается домом, все дороги ведут к нему.

- А нет ли в слове «дом» «кольца»? (буква «о»)

- Какое ещё слово, связанное с домом, начинается с этой буквы, мы его сегодня не раз произносили. (очаг, согревающий дом)

- Семейный очаг, символизирующий особую атмосферу, то, что согревает душу.

- Кольцо – символ чего? Когда дарят кольцо? (символ любви, верности)

- Кольцо – это оберег. Поэт говорит о своей любви к родине, родным. Он не только наполняет свою душу любовью близких, но и сам щедро делится ею.

И эти же чувства вы испытываете в своём доме.

- Так что же значил дом для поэта? (тепло, уют, покой, любовь близких) – слайд 17 дом

Давайте и мы еще раз скажем, что же для нас значит «дом».


Дом – это…

Слово учителя

С.Есенин часто в своём творчестве обращается к самым близким людям – к матери и отцу, деду, сёстрам; поэт мысленно воссоздаёт картины родных мест – родительского дома, приокских лугов, «той сельщины, где жил мальчишкой».

Находясь за сотни километров от родительского дома, Есенин мысленно возвращается к старой избушке, которая когда-то казалась ему царскими хоромами. Именно здесь автор чувствовал то всепоглощающее счастье, которое давало ему силы не только жить, но и создавать удивительно образные стихи. За это он искренне благодарен своей малой родине, память о которой до сих пор волнует душу. Есенин признается, что не он один любил «калитку осеннего сада и опавшие листья рябин».


- Давайте обратимся к стихотворению в учебнике «Ты запой мне ту песню…» (13 сентября 1925) , стр. 73.


Ученики по очереди читают стихотворение «Ты запой мне ту песню…» по строфам.


Вопросы к классу:

- Какие образы предстают перед нами при чтении стихотворения?

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

- По ком грустит поэт вдали от родины, кому посвящено стихотворение?


- Какое средство выразительности использует поэт при создании образа берёзы в этом стихотворении? (Олицетворение). Берёза, конечно, - любимый образ поэта. Первое опубликованное стихотворение Есенина посвящено именно этому прекрасному образу.


Слайд 18

Вернёмся к эпиграфу: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство родины – основное в моём творчестве».

- А теперь еще раз скажите, как вы понимаете эти есенинские слова? Что для него значил дом, родина?

- А каково ваше отношение к поэзии С.Есенина?


- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что вам запомнилось больше всего?

- Довольны ли вы своей работой на мастерской?

Наш урок подходит к концу. Я надеюсь, что наше сотрудничество прибавило вам тепла. В природе есть солнце. Оно всем светит, всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза. Представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направьте к ней лучики. Лучик, который несёт любовь. Лучик с добром. И лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, нежность. Наша звёздочка стала большой, как солнце. Она несёт тепло всем вам. Я хочу с вами поделиться вот этими солнышками, чтобы вы сохранили тепло в ваших сердцах и согревали им свой дом, окружающих вас людей.


А сейчас запишем домашнее задание: слайд 19

1. Выучить наизусть одно из стихотворений С.Есенина в учебнике (по выбору)

2. Написать мини-сочинение в жанре письма к Есенину, которое начинается словами «Читая Ваше стихотворение «…»


ОЦЕНКИ!!!



Регулятивные УУД

1.Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

2.В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2.Пользоваться изучающим видом чтения.

3.Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4.Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5.Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно

6.Пользоваться словарями, справочниками.

7.Осуществлять анализ и синтез.

8.Устанавливать причинно-следственные связи.

9.Строить рассуждение.

10.Социализировать себя с литературным персонажем.


Коммуниктивные УУД

1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2.Формулироать собственное мнение и позицию, аргументировать ее.

3.Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4.Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5.Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6.Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7.Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым отстаивать свою точку зрения.

8.Выступать перед аудиторией сверстников с сообщением.


Личностные результаты.

1.Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2.Формирование восприятия текста, как произведения искусства.




2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бабенкова Любовь Алексеевна

Дата: 22.02.2018

Номер свидетельства: 459005


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства