kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дидактические материалы к уроку по творчеству Платонова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект первого урока по творчеству А. Платонова

Задания:

1.          Прочитайте конспект урока учителя Г.П. Лазаренко.

2.          Сформулируйте тему, цели урока.

3.          Напишите рецензию.

Вл. И. Даль помогает нам.

Скрытый, утаенный, спрятанный

Сокровенный (от сокрыть, скрывать, утаить, спрятать), схороненный от кого- то.

Сокровище 1. сокрытье, сокровенное место

                    2. редкое, дорогое, превосходное.

«Не копите сокровищ в скрынях, копите же в сердце своем» (Библия).

А. Платонов «Сокровенный человек»

                       срастание некое

                      Задача урока (1-й ур. трилогии)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические материалы к уроку по творчеству Платонова. »
















Разработка урока литературы

в 11 классе по теме

«Творчество А.Платонова»





















Учитель СОПШДО №17 Блашкина Н.Н.












Дидактические материалы к теме «Урок литературы»


Конспект первого урока по творчеству А. Платонова

Задания:

  1. Прочитайте конспект урока учителя Г.П. Лазаренко.

  2. Сформулируйте тему, цели урока.

  3. Напишите рецензию.

Вл. И. Даль помогает нам...

Скрытый, утаенный, спрятанный

Сокровенный (от сокрыть, скрывать, утаить, спрятать), схороненный от кого- то...

Сокровище 1. сокрытье, сокровенное место

2. редкое, дорогое, превосходное.

«Не копите сокровищ в скрынях, копите же в сердце своем» (Библия).

А. Платонов «Сокровенный человек»

срастание некое

Задача урока (1-й ур. трилогии)

Слово о писателе.

1. Каким вы его себе представляете - авт. «Сокровенного человека»?

А есть ли ему место в истории?

На доске записано: «Я нечаянно стал, хожу один и думаю».

«Я здесь не существую...

Я только думаю здесь» («котлы»).

«Традиция оттертости, трагедия «отставленного», ненужного... - великая мука» (Платонов).


Из печати 20-30-х годов: «Человек не ко времени», «неисторический человек», «Сентиментальный жилец прошлого». «...больной дух, раздираемый внутренней дисгармонией».


Человек, сказавшийся без места в истории?!


«Сокровенный человек» - 1926

«Чевенгур» - 1929 г.

«Котлован» - 1930 г. не были опубликованы

«Ювенильное море» - 1934 г.


Конец 80-90 гг. журналы боролись право печатать («второе рождение»)

(полит, невыдерж., страшные, косноязычные, усомнившийся, двусмыслен.).

«А'.без меня народ неполный...»

(а история литературы тем более).






Родился...


1899 г., Воронеж, губерния Ямская слобода, 10 детей в семье ж/д рабочего, крайняя нужда семьи и всех (Отмучился, родимый, Слава тебе, Господи! - «происх. мастера») сиротство и побирушки, голод... «Это было раненое сердце!» (Д. о Н-ве).

«В людях был: рассыльный, лит.раб., ж/д рабочий. Рабочий - осн. амплуа.

1919 г. «Вы - гренадеры Всемирной революции».

Дитя революции. Революцию видел явл. космическим, планетарным (книга, обложка).

Романтическое видение революции

Электрификации, мелиорации, многокрылые мельницы, паровозы, стальные пути. «Неужели до сих пор Христос, Шейли, Байрон, Толстой интереснее мелиорации, электрификации?»

- в духе времени


«Мы наш, мы новый мир...»

Жил без оглядки, сгорал:

«Сентимент. жилец» прошлого противопоставлен деятелю.

осушал, озеленял, электрифиц. возил составы, воевал на враж.фронте.

Создавал поэмы о звездах и благоустр. рай на земле для всех бедных.


30-е годы

41г. – война

45г.- спецкор. «Кр.зв.»

51г. – ушел в бессмертие.


Открытие героя ... и (его) мотивов странствия о чем рассказ?

Одним предл.

Поэтика:

1. Платон, герои «уходят из Ямской слободы по Задонскому тракту, как предки в др. земли (Сибирь, Ср.Азия), а в 1917 - в «ВЕЛИКОЕ СТРАНСТВИЕ и ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СОКРОВЕННОЙ ДУШИ В МИРЕ», В «Вечный град (у Некрасова 7 мужиков идут)».

Для Слободского сироты Филата («Ямская слобода») поденщина, вечного «подсобного» раб., человека-заплатки революции.

Выход из плена ямск.слободы -

2. Они говорят! и как!

«почувствовал в нем сироту земного шара»

«от напора вздымавшегося озера чувств»

«движение по земле доставляло ему телесную прелесть» (стр. 2)

«В каждом человеке есть обольщение собств. жизнью и поэтому каждый день для него - сотворение мира».

«тут Пухов захохотал всем своим резким, молч. голосом...»

(продолжите эти странные высказывания...)







Задание.

ЧУДАЧЕСТВО, ЭПАТАЖ, ОН ТОМИЛ! - На кого похож?

ЯЗЫК ФИЛОСОФА И ПОЭТА ИЗОБРЕТАТЕЛЯ. - Платонов «перевоплотился», как Лесков в своих «очарованных странников».

Через язык, через своеобразие поэтики (сюжеты, действ, ослаблено).


ГЕРОЙ!

Не понять «Котлован»,

«Чевенгур» без азбуки

Плат, письма!


Время вокруг него стояло... (стр.З)

Вопрос: 3) Кто? Какой он - Фома Пухов? (своб.микрофон)

а) строки из высказ.

Будущая жизнь и новая идея как отдаленный гул.

Чтобы понять его, идет бродяжничать, он заражен непокоем, передвиж. в пространстве (странничество - это примета Руси)

Нет четких ориетиров. Он влюблен в паров, котел, скорость, электричество, звезды

У него зол. руки

Любит работу, «потную работу»

(ради нее забудет близких, семью)


Ничего не боится - хоть расстреливай

Боится СОВЕСТЬ потерять

(отстать от своих)


«Народ там есть... А меня там нет...

А без меня народ неполный» («ФРО»)

(этич. норма)


Мое отступление

Современный индивид - выделиться любой ценой: норковой шубкой (пусть старики-пенсионеры с голоду дохнут), мерседесом (пусть ходят бедные пешком), коттеджи в 3 этажа.

Отдельное, изолированное существование ему не по нутру.

Платонов «сокрывает», «укрывает» от стандартизации.


б) Движение, композиция образа

Путь от «внешнего» человека к сокровенному

Смерть жены

Равнодушный, элементарный, жесткий, холодный, примитивный и вдруг!








«Все соверш. по закону природы»

«Я - ПРИРОДНЫЙ ДУРАК»

(очаров превр.не хочет быть не буржуем, не комм.).


Путь в революции «Узлы» рев. Одиссеи

Снегоочей ст.монтре

«шапл». – Раб Азов-чер.

Похаринск (Зворычный)

Баку - (у Шарикова)



в) СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РАССКАЗА «Сокровенный человек»

Прозрение о Так знаменито и фигурно расписаться,

Шарикове чтобы читатель его фамилию сказал.
(стр.98) Товарищ Шариков - это интеллиг. человек

(о скрытой гордости бюрократ).


«Ветер», дующий «Маленькое тело на сорока осях везут»

мимо паруса революции Мастеровой воевал, а чиновник «победил» («Сит. в «Городе Градове»).

ВРЕМЕН НЕ ЧУВСТВУЕТЕ «Он увидел во сне гору или возвышенность»

И на той горе стоял человек.

А Макар лежал под горой как сонный

Дурак и глядел на научного работника.

Но человек тот стоял и молчал,

Не видя горюющего Макара и думал

Целостном масштабе, но не о частном Макаре

(«Усомн.Макар»)





Мужики от земли один горизонт остается

Кого Вы обманываете. (Чевенгур).





«Народ, преврат. - У нас всему конец

в нищих» (Пухов) - Чему же конец-то?

- Да всей всемирной истории –

На что она нам нужна?

(«Чевенгур»).



ПЛАНОВИКИ ВСЕОБЩЕГО СЧАСТЬЯ

Ревзаповедник – ВДОХНОВЛЯЮЩИЙ мираж

Ради чего жертвы, смерти, разрушения?



Предупр. Евг.Замят. «Мы» - в факт.др

Плат. – в реалист



Выводы:

НАРОД НЕ БЕЗМОЛСТВУЕТ

«Не тот тает, но то рождается…»

НАРОД ДОРОГО ЗАПЛАТИЛ ЗА ЭТОТ ПОХОД ЗА ЗОЛ РУНОМ




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Дидактические материалы к уроку по творчеству Платонова.

Автор: Блашкина Нина Николаевна

Дата: 30.09.2015

Номер свидетельства: 235074


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства