Просмотр содержимого документа
«"Давайте, люди, никогда об этом не забудем"»
Тема урока: «Давайте, люди, никогда об этом не забудем»
Цели: познакомить учащихся со своеобразием воплощения темы Великой Отечественной войны в произведениях В. Суслова; формировать умение определять авторскую позицию, характеризовать качества персонажей рассказов;
воспитывать уважение к людям, пережившим войну.
Оборудование: портрет В.Н.Суслова, выставка книг писателя, иллюстрации читателей к рассказам о блокаде.
Ход урока:
Прослушивание песни « Священная война».
- Что происходит с вами, когда вы слышите строки песни, опалённой войной? (…увидел страшный бой, в котором гибнут солдаты…)
В первый день боёв с фашистами поэт В. Лебедев - Кумач написал стихотворение «Священная война», которое 24 июня 1941г. было напечатано в газетах « Известия» и « Красная звезда».
Композитор А.В. Александров, прочитав его, сочинил музыку. С этой грозной песней шли солдаты по фронтовым дорогам.
Прошли годы.… И сейчас ветераны и молодёжь с глубоким волнением обращаются к этой военной песне, помогавшей громить врага.
- Нужна ли нам память о войне?
Эта память – наша совесть.
Это надо не мертвым.
Это надо живым.
В. Суслов.
- Что нового узнали вы из книги В.Н.Суслова о войне?
Сообщение «литературоведов» о писателе.
Вольт Николаевич Суслов родился 24декабря 1926года в Ленинграде, в районе
Васильевского острова. В школьные годы много читал. Его восхищали произведения Стивенсона,
Ж. Верна, рассказы А. П. Чехова. К началу войны Суслов закончил семилетку.
До отправления на фронт он выстоял в поединке с блокадой. Отец был на фронте, а мать работала врачом в госпитале.
В январе 1944 года 18-летний Суслов оказался в учебном полку, а весной получил права водителя 3класса. Служил в санитарных войсках, в отдельной дезинфекционной роте. Ему доверили походную баню. В кузове его машины «ГАЗ-АА» был смонтирован котел с топкой, в который вода подавалась насосом. В кузове устанавливалась душевая установка на 12 мест и другой банный скарб.… А за его машиной колесили 2 машины-камеры. Приходил взвод, и всю одежду (шинели, шапки)загружали в камеру, а форсунки выполняли свое химическое дело (уничтожали насекомых). Солдаты встречали эти полуторки с радостью, как полевую кухню. Бойцов приходилось мыть почти на передовой. В.Н. Суслов исколесил на своей машине по фронтовым дорогам от Ленинграда до Восточной Пруссии. Он служил рядовым до апреля 1950 года. В армии он окончил 8-10 классы вечерней школы. На гражданке поступил в Ленинградский государственный университет на отделение журналистики филологического факультета.
Суслов был литературным сотрудником, заместителем редактора «Ленинских искр», редактором журнала «Искорка».
Первая его книга стихов - «Хитрый ёж» (1960г).
Веселая книга В. Суслова «Покладистый Ложкин» пользуется спросом и у современных читателей.
В сборнике «50 рассказов о блокаде» (1994г.) автор повествует о войне, об обороне Ленинграда.
Ушел из жизни писатель в 1998 году.
Беседа:
- Ребята, какое мнение у вас сложилось о писателе?
Автор честный, талантливый; говорит жестокую правду о войне, любит своих героев.
- Кому посвящает книгу «Пятьдесят рассказов о блокаде» автор?
(всем сегодняшним ребятам, которые хотят знать, как жил и боролся Ленинград в кольце блокады.)
- От чьего имени ведется повествование в этой книге?
( от имени школьника блокадного города и взрослого человека, пережившего блокаду).
- Что объединяет всех героев рассказов о блокаде?
(патриотизм, ответственность, самопожертвование…)
- Назовите рассказ с пронзительным названием, в котором автор повествует о трудностях военного времени?
Рассказ «Холодно».
- Каким вы представляете героя этого рассказа?
- Чем он занимается, чтобы победить холод?
- Кому он пишет письма?
- Какие детали, характерные для этого рассказа, говорят нам о трудном военном времени?
- Как автор относится к герою рассказа?
- Назовите средства выразительности в этом рассказе?
4. Конкурс рассказчиков.
а) Свободный пересказ «В небе над городом».
б) Художественный пересказ «Невские мосты и буксир «Гарибальди».
в) Выборочный пересказ «Поединок».
г) Краткий пересказ «Салют».
5. Викторина «Узнай героя».
-Он бросался на врагов в лобовые атаки и не стрелял, под огонь наших зениток немцев тянул к аэродрому…(летчик-истребитель Петр Покрышев в рассказе «Двоечник»).
-Про него на фронте даже частушку сочинили:
За рекой за Невой
Всполошился вражий стан –
Бьет фашистов смертным боем
Снайпер…(Вежливцев Иван - «Снайперы»).
-Одноклассники называли его Шлагбаум за то, что он длинный, тощий, нескладный, и всегда ходил в полосатых футболках…
(Костя Стальбаум - «Осколки»).
-Его знала вся школа. Второгодником был. Завтраки отбирал.
(Таракан в рассказе « Осколки»).
На Ладоге появилась самой первой. Всю зиму не уходила со своего поста. По несколько дней не смыкала глаз: то немцы бомбят, то обстреливают, то раненого в палатку привезут.
(Ольга Писаренко, военный фельдшер - «Палатка»).
-Он был объявлен врагом № 1. Несла боевой дозор подводная лодка под командованием капитана 3 ранга…
( Александра Маринеско - «Подводники»).
-Кто командовал Ленинградским фронтом?
(Леонид Александрович Говоров - «Снайперы»).
6.Рефлексия.
Закончи предложение: Сегодня на уроке я узнал…
7. Домашнее задание: написать отзыв на любой рассказ из книги