kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Давайте, люди, никогда об этом не забудем"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения по книге писателя-фронтовика В.Н. Суслова "50 рассказов о блокаде".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Давайте, люди, никогда об этом не забудем"»

Тема урока: «Давайте, люди, никогда об этом не забудем»

Цели: познакомить учащихся со своеобразием воплощения темы Великой Отечественной войны в произведениях В. Суслова; формировать умение определять авторскую позицию, характеризовать качества персонажей рассказов;

воспитывать уважение к людям, пережившим войну.

Оборудование: портрет В.Н.Суслова, выставка книг писателя, иллюстрации читателей к рассказам о блокаде.

Ход урока:

  1. Прослушивание песни « Священная война».

- Что происходит с вами, когда вы слышите строки песни, опалённой войной? (…увидел страшный бой, в котором гибнут солдаты…)

В первый день боёв с фашистами поэт В. Лебедев - Кумач написал стихотворение «Священная война», которое 24 июня 1941г. было напечатано в газетах « Известия» и « Красная звезда».

Композитор А.В. Александров, прочитав его, сочинил музыку. С этой грозной песней шли солдаты по фронтовым дорогам.

Прошли годы.… И сейчас ветераны и молодёжь с глубоким волнением обращаются к этой военной песне, помогавшей громить врага.

- Нужна ли нам память о войне?

Эта память – наша совесть.

Это надо не мертвым.

Это надо живым.

В. Суслов.

- Что нового узнали вы из книги В.Н.Суслова о войне?

  1. Сообщение «литературоведов» о писателе.

Вольт Николаевич Суслов родился 24декабря 1926года в Ленинграде, в районе

Васильевского острова. В школьные годы много читал. Его восхищали произведения Стивенсона,

Ж. Верна, рассказы А. П. Чехова. К началу войны Суслов закончил семилетку.

До отправления на фронт он выстоял в поединке с блокадой. Отец был на фронте, а мать работала врачом в госпитале.

В январе 1944 года 18-летний Суслов оказался в учебном полку, а весной получил права водителя 3класса. Служил в санитарных войсках, в отдельной дезинфекционной роте. Ему доверили походную баню. В кузове его машины «ГАЗ-АА» был смонтирован котел с топкой, в который вода подавалась насосом. В кузове устанавливалась душевая установка на 12 мест и другой банный скарб.… А за его машиной колесили 2 машины-камеры. Приходил взвод, и всю одежду (шинели, шапки)загружали в камеру, а форсунки выполняли свое химическое дело (уничтожали насекомых). Солдаты встречали эти полуторки с радостью, как полевую кухню. Бойцов приходилось мыть почти на передовой. В.Н. Суслов исколесил на своей машине по фронтовым дорогам от Ленинграда до Восточной Пруссии. Он служил рядовым до апреля 1950 года. В армии он окончил 8-10 классы вечерней школы. На гражданке поступил в Ленинградский государственный университет на отделение журналистики филологического факультета.

Суслов был литературным сотрудником, заместителем редактора «Ленинских искр», редактором журнала «Искорка».

Первая его книга стихов - «Хитрый ёж» (1960г).

Веселая книга В. Суслова «Покладистый Ложкин» пользуется спросом и у современных читателей.

В сборнике «50 рассказов о блокаде» (1994г.) автор повествует о войне, об обороне Ленинграда.

Ушел из жизни писатель в 1998 году.

  1. Беседа:

- Ребята, какое мнение у вас сложилось о писателе?

Автор честный, талантливый; говорит жестокую правду о войне, любит своих героев.

- Кому посвящает книгу «Пятьдесят рассказов о блокаде» автор?

(всем сегодняшним ребятам, которые хотят знать, как жил и боролся Ленинград в кольце блокады.)

- От чьего имени ведется повествование в этой книге?

( от имени школьника блокадного города и взрослого человека, пережившего блокаду).

- Что объединяет всех героев рассказов о блокаде?

(патриотизм, ответственность, самопожертвование…)

- Назовите рассказ с пронзительным названием, в котором автор повествует о трудностях военного времени?

Рассказ «Холодно».

- Каким вы представляете героя этого рассказа?

- Чем он занимается, чтобы победить холод?

- Кому он пишет письма?

- Какие детали, характерные для этого рассказа, говорят нам о трудном военном времени?

- Как автор относится к герою рассказа?

- Назовите средства выразительности в этом рассказе?

4. Конкурс рассказчиков.

а) Свободный пересказ «В небе над городом».

б) Художественный пересказ «Невские мосты и буксир «Гарибальди».

в) Выборочный пересказ «Поединок».

г) Краткий пересказ «Салют».

5. Викторина «Узнай героя».

-Он бросался на врагов в лобовые атаки и не стрелял, под огонь наших зениток немцев тянул к аэродрому…(летчик-истребитель Петр Покрышев в рассказе «Двоечник»).

-Про него на фронте даже частушку сочинили:

За рекой за Невой

Всполошился вражий стан –

Бьет фашистов смертным боем

Снайпер…(Вежливцев Иван - «Снайперы»).

-Одноклассники называли его Шлагбаум за то, что он длинный, тощий, нескладный, и всегда ходил в полосатых футболках…

(Костя Стальбаум - «Осколки»).

-Его знала вся школа. Второгодником был. Завтраки отбирал.

(Таракан в рассказе « Осколки»).

На Ладоге появилась самой первой. Всю зиму не уходила со своего поста. По несколько дней не смыкала глаз: то немцы бомбят, то обстреливают, то раненого в палатку привезут.

(Ольга Писаренко, военный фельдшер - «Палатка»).

-Он был объявлен врагом № 1. Несла боевой дозор подводная лодка под командованием капитана 3 ранга…

( Александра Маринеско - «Подводники»).

-Кто командовал Ленинградским фронтом?

(Леонид Александрович Говоров - «Снайперы»).

6.Рефлексия.

Закончи предложение: Сегодня на уроке я узнал…

7. Домашнее задание: написать отзыв на любой рассказ из книги

В.Н. Суслова«50 рассказов о блокаде».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Давайте, люди, никогда об этом не забудем"

Автор: СВЕТЛАНА ЕВГЕНЬЕВНА КУЛИКОВА

Дата: 22.12.2019

Номер свидетельства: 533112

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Литературно-музыкальная композиция "Люди мира, на минуту встаньте!" "
    ["seo_title"] => string(69) "litieraturno-muzykal-naia-kompozitsiia-liudi-mira-na-minutu-vstan-tie"
    ["file_id"] => string(6) "152915"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420917803"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Давайте, люди, никогда об этом не забудем! "
    ["seo_title"] => string(44) "davaitie-liudi-nikoghda-ob-etom-nie-zabudiem"
    ["file_id"] => string(6) "210809"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431502942"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы "
    ["seo_title"] => string(59) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-posviashchiennoie-dniu-pobiedy"
    ["file_id"] => string(6) "238575"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444586432"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Открытый урок Определение "
    ["seo_title"] => string(29) "otkrytyi-urok-opriedielieniie"
    ["file_id"] => string(6) "203179"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429437180"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Конспект урока Определение 9 класс"
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekturokaopriedielieniie9klass"
    ["file_id"] => string(6) "297773"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456236133"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства