kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Дайте Родину мою". Правда и мифы о русском гении. Жизнь и судьба С.А.Есенина.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка библиотечного урока, посвященного тайнам загадочной смерти С.А.Есенина. Целевая аудитория-8-9 классы. Урок направлен на расширение информационного поля, связанного с творчеством известных русских писателей, на углубление знаний о трагических судьбах русских поэтов, значимости их творчества для многих поколений людей, приобщения обучающихся к познанию русской поэзии как неотъемлемого источника истории России, истории ее народа. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Дайте Родину мою". Правда и мифы о русском гении. Жизнь и судьба С.А.Есенина.»

Муниципальное образовательное учреждение

«Воскресенская школа»




Конспект библиотечного урока


Правда и мифы о русском гении

(Жизнь и судьба С.А.Есенина)




«Дайте Родину мою»









Составила: учитель 1 кв. категории

Цветкова Алла Алексеевна







с.Воскресенское

2015 год


Цель урока: расширение информации о жизни известного русского поэта, знакомство с интересными и спорными фактами его биографии (трагическая смерть), развитие познавательного интереса обучающихся к отечественной литературе, осознание глубокой любви талантливого человека к своей Родине

Задачи:

-познакомить обучающихся 8-9 классов с наиболее интересными страницами биографии С.А.Есенина;

-рассмотреть всевозможные версии гибели писателя в формате изучения архивных материалов и воспоминаний свидетелей той эпохи;

-обратиться к интимной лирике и попытаться понять роль женщины в жизни и судьбе поэта;

-пробудить у обучающихся чувство сопричастности человека к своей Родине, к своему народу

Методические приёмы: лекция с элементами беседы, дискуссия в формате поставленной проблемы


Цели для ученика

Обучающие:

1) познакомить с эпохой, в которой жил и творил писатель, развить интерес к личности писателя и его творчеству;

2) проследить изменения, произошедшие в характере лирического героя   под влиянием обстоятельств.

Развивающие:

1) развивать умение обобщать, делать выводы;

2)  обогатить культуру речи, отрабатывая навыки выразительного чтения;  

3) развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас.

Воспитывающие:

1) уметь слушать собеседника, принимать во внимание различные точки зрения;

2) работать в группе, в парах: уважать мнение выступающего, развивать чувство взаимопомощи, поддержки.

Цели для учителя

Образовательные: 

1) познакомить с жизнью и творчеством С.А. Есенина, дать представление о его личности посредством исторических данных об эпохе.
Развивающие:

1) формировать умение анализировать текст поэтического произведения;

2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок лирического героя;

3) формировать представление о лирическом герое произведения на основе сопоставления с другими героями;

4)  обогатить культуру речи школьников, используя образцы чтения ведущих актеров (работа с фонохрестоматией).

Воспитательные:

1) воспитание нравственных качеств личности на примере положительных качеств характеров лирических героев;

2) умение работать в группе, в парах: планировать работу, уважать мнение выступающего.

Тип урока
 Урок изучения нового материала

Форма урока
Традиционная  (урок-дискуссия)


Этап  урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия

1. Мотивация

 1 минута

Приветствие учителя.

Сообщение темы урока.

Запись в тетрадь.


1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- смыслообразование (Я должен посмотреть...)

3)Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Психологический настрой учителя и учащихся.

2. Целепола-гание

2 минуты


Постановка задач на урок. 

Определение личных задач и целей учащихся на урок.

Активное участие в уроке, освоение новых знаний.

Беседа.

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Коммуниктивные:

- умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

2) Познавательные:

умение анализировать полученную информацию, сопоставлять факты, делать выводы

Осознание поставленных задач, необходимости их решения.

3. Актуализа-ция знаний

 3 минуты

Беседа по пройденному материалу (Литературный процесс 20-х гг).

Ответы на вопросы учителя.

)

Беседа.

1) Познавательные:

общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2)Коммуникативные: анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

 контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Подготовка к изучению нового материала.

4. Изучение нового материала

20 минут

Распределение заданий

Создание проблемной ситуации

Корректировка выполнения задания

Презентация.


Групповая работа, работа в тетрадях.

Прием познавательной активности через творческое задание.

1) Познавательные:

умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2)Коммуникативные- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Получение, систематизация новых знаний.

5. Закрепле-ние нового материала

10 минут

Прослушивание фонохрестоматии

Анализ поэтических произведений, работа в группах с критическими статьями учебника.

Прослушивание фонохрестоматии 


Беседа, использование ИКТ, работа в группах.

1) Регулятивные:

- - планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3)Коммуникативные:Речевое взаимодействие со сверстниками, с учителем.

Планировать учебное сотрудничество,

поиск и выделение необходимой информации,

 смысловое чтение.

Построение логической цепи рассуждения.

Систематизация и закрепление изученного материала.

6. Рефлексия

4 минуты

Организует рефлексию.

Викторина)

Беседа.

1) Познавательные:

умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности.

2) Регулятивные:

волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Умение оценивать себя.





Слово учителя к обучающимся:

120 лет назад 3 октября родился Сергей Есенин-самый переводимый в мире русский поэт. Он оставил много загадок. Его главной любовью была Россия. Сегодня хотелось бы вместе с вами разобраться в причинах гибели поэта, понять, как складывалось противостояние, неприятие всего того, что свершалось в стране; вместе с вами перевернем интимные страницы жизни необычного писателя, заглянем в тайники человеческой души через воспоминания свидетелей того времени: родных, друзей, товарищей по перу.

«Согласно официальной версии, жизнь Есенина трагически оборвалась в 30 лет. Но она не оборвалась-ее оборвали»,-так считает петербуржский поэт Николай Браун, сын поэта Николая Леопольдовича Брауна, который вместе с другими писателями выносил тело Есенина из гостиницы «Англетер» 28 декабря 1925 года. «Отец отказался подписывать протокол, где говорилось, что Есенин совершил самоубийство. Не поверил в самоубийство и писатель Борис Лавренев, который тоже был в «Англетере» и на следующий день опубликовал в «Красной газете» стать под названием «Казненный дегенератами». Отец говорил, что у поэта были две глубокие раны: пробоина над переносицей, как от рукоятки пистолета, и еще одна под бровью. На шее не было характерной для висельника борозды».

-Скажите, что это было за время в истории нашей страны? Почему часть русской интеллигенции, в том числе и писатели, покидали Родину?

Для похорон внешность Есенина настолько «отреставрировали», что при прощании в Московском доме печати, по свидетельству писательницы Галины Серебряковой, в гробу лежала «нарумяненная кукла».Поэт был убит по тем же мотивам, по которым был казнен ряд его друзей и современников из писательской среды: Ганин, Клюев, Васильев, Наседкин. А раньше, в 1921 году,- Николай Гумилев. Власть воинствующих безбожников-интернационалистов ставила целью сделать непокорных «бывших» русских (такой термин появился в советской печати) послушным стадом. А если человек не поддавался-его убивали. В Ленинграде линию партии воплощал в жизнь Григорий Зиновьев (глава Коминтерна), в Москве – Лев Троцкий. К моменту гибели на Есенина было заведено 13 уголовных дел. Поэт был единственным, кто мог в ресторане рядом с Красной площадью кричать: «Бей коммунистов, спасай Россию!» Это было тогда, когда Есенин узнал о жестоком подавлении Тамбовского мятежа. Восстали крестьяне во главе с атаманом Антоновым, а песня восставших- «Антоновская»- стала стала любимой песней поэта.

Друзьям писал Есенин: «Тошно мне, законному сыну Российской империи, быть пасынком в собственной стране». От расправы спасло то, что он отбыл в путешествие по Европе и Америке с Айседорой Дункан.

Покончить с «есенинщиной»

Сразу после смерти поэта советские газеты писали: «С Есенинщиной, которая дурно пахнет, надо заканчивать, свихнувшийся талантливый неудачник». «Дурно пахло» для большевиков, например то, что свой первый сборник стихов в 1915 году Есенин посвятил императрице Александре Федоровне, с которой был лично знаком. Поэт не нарушил присяги, данной русскому царю. Во время Февральской революции поэт служил в армии. Тогда многие поэты присягали Временному правительству, а Есенин-нет.

Поэт всегда выступал против хулы на Бога, которую поощряли большевики. В ответ на кощунственные стихи Демьяна Бедного Есенин написал:

Когда я в «Правде прочитал

Неправду о Христе блудливого Демьяна-

Мне стало стыдно,

Будто я попал в блевотину, извергнутую спьяну.

В Есенине никогда не умирал сельский мальчишка, который пел в церкви на клиросе, дружил с батюшкой Иоанном Смирновым, первым разглядевшим в нем талант поэта. Этот батюшка крестил Есенина именем Сергей в честь преподобного Сергия Радонежского. Этот же батюшка и отпел поэта.

Есенин отходил от Бога и вновь возвращался. Просил:

Чтоб за все грехи мои тяжкие,

За неверие в благодать,

Положили меня в русской рубашке

Под иконами умирать...

Есенина отпевали в трех местах: в Москве, родном селе Константиново и соседнем селе Федякине. Не было сомнений, что он убит.Иначе никто бы не стал его отпевать. Большевики создали миф о поэте о якобы его проблемах с психикой и беспробудном пьянстве. Однако сам Есенин повторял: «Я ведь пьяным никогда не пишу». Когда же пил Есенин, если за последние 5 лет жизни он написал около 100 стихотворений и 5 поэм, а за последний год жизни им было подготовлено к изданию и выпущено 4 сборника стихотворений? И в Ленинград он ехал работать над изданием полного собрания своих сочинений, а вовсе не умирать.

В Москве в декабрьские морозы проститься с поэтом пришли тысячи людей. Очередь была невероятной, с пяти вечера всю ночь и до утра не заканчивался людской поток. «Казнь Есенина не закончилась и после его смерти. Из могилы на Ваганьковском кладбище исчез гроб поэта, - вспоминает поэт Николай Браун.- Это обнаружила в 1955 году сестра Есенина Шура, когда могилу вскрыли, чтобы рядом с останками поэта похоронит его маму Татьяну Федоровну. В конце 80-х нашелся пожилой свидетель, шофер ОГПУ Снегирев, который 1 января 1926 года принимал участие в изъятии гроба из могилы. Куда увезли гроб, он не знал.»

-Как вы думаете, почему изъяли гроб поэта из могилы и кому это было нужно? Зачем?

У Есенина была возможность не возвращаться из-за границы, но он вернулся. Понимал, что едет на заклание. В своей любви к России он был искренним:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»-

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою!»

Дело о гибели великого русского поэта по сей день недоступно, на нем по-прежнему стоит гриф «секретно».

Любил жизнь

Его любили, из-за него сводили счеты с жизнью. А он всю жизнь искал и не мог найти ту, с которой наконец успокоится. В сущности всю жизнь он был одинок.Мать уехала в Рязань на заработки, когда Сереже было два года.

(Айседора Дункан)

Рос в доме деда под бабушкины сказки и частушки.

-Какие странички из биографии Есенина, связанные с его родным селом Константиновым, его детскими годами, вы помните?

Он был недолюбленный ребенок. И всю жизнь Есенин словно искал эту любовь. Его первой женщиной была Анна Изряднова. Есенину 17, приехал покорять Москву. Устроился в типографию Сытина корректором-ни его стихи, ни его внешность на столицу впечатления не произвели. Там же работала Изряднова. И что-то смогла она в нем разглядеть. То, чем потом будет восторгаться вся Россия. Это к ней заезжал Есенин накануне той поездки в Петроград в декабре 1925 года навстречу смерти-приехал, чтобы сжечь огромный сверток. А она была кроткая, терпеливая, ждущая…А он сбежал вскоре после рождения сына.

Его старшего сына Юрия расстреляют в 1937-м по обвинению в покушении на Сталина.А Изряднова намного пережила своего гражданского мужа, оставив весьма скупые воспоминания.

Вторая - красавица Зинаида Райх. Он писал: «Я двух баб в жизни бил-Зинку и Изадору». Познакомились в редакции газеты «Делот народа». Он уговорил ее поехать с ним в поездку к Белому морю. Доехали только до Вологды, где и обвенчались в маленькой церквушке (Райх стала единственной, с которой Есенин пошел под венец). Поездка на этом завершилась- молодые вернулись в Петроград. Вскоре она уехала в Орел рожать(дочь она назвала Татьяной в честь матери Есенина), а он- в Москву, где тут же почувствовал себя холостяком. Напившись, страшно ревновал ее, в том числе и к прошлому. Бил, потом вымаливал прощение…Райх ушла к режиссеру Мейерхольду, стала ведущей ктрисой в его театре. Мейерхольд усыновил сына и дочь Есенина


(Зинаида Райх) (Софья Толстая)

а она бегала к Есенину на свидания (Мейерхольд о них знал). А на похоронах кинулась к гробу, плакала: «Сказка моя, куда же ты уходишь?» Друг Есенина Анатолий Мериенгоф в своем «романе без вранья» писал, что Райх была единственной женщиной, которую Есенин любил. А остальные жены его были «для биографии». В отношении Софьи Толстой, внучки Льва Николаевича Толстого, последней его жены, это похоже на правду. От нее Есенин сбежал, не успев жениться: «Не могу жить с ней,

потому что кругом одна борода» (ее квартира была увешана портретами Толстого). Да и сама она…Не красавица, строгого воспитания. Но любившая его, не позволившая в его адрес ни одного дурного слова.

Была еще Надежда Вольпин, родившая ему сына (сейчас Александр живет в США). Была актриса Августа Миклашевская. К ней он ушел от Дункан, с ней у Есенина был бурный роман, правда платонический. Они вместе гуляли по Тверскому бульвару, он приходил к ней в гости. Это о ней он написал одно из лучших своих стихотворений «Заметался пожар голубой»:

Поступь нежная, легкий стан,

Если б знала ты сердцем упорным,

Как умеет любить хулиган,

Как умеет он быть покорным


Была Галина Бениславская, которая в декабре 1926 года покончит с собой на его могиле на Ваганьковском кладбище. В качестве предсмертной записки напишет на папиросной коробке : «Самоубилась здесь, потому что в этой могиле для меня все самое дорогое». Существует версия, что Бениславская была прикреплена к поэту как агент НКВД. Как бы там ни было, Галина влюбилась безоглядно. И когда на одной из вечеринок Есенин познакомился с Дункан и в комнату к Бениславской не пишел, та попала в клинику с нервным срывом. (Галина Бениславская)

Айседора Дункан-отдельная глава. Звезда, авангардная балерина-«босоножка», американка. Это же о ней строки:

Он был изящен, к тому же поэт,

Хоть с небольшой, но ухватистой силою.

И какую-то женщину сорока с лишним лет

Называл скверной девочкой и своею милою


Мариенгоф в своем «Романе без вранья» пишет : «Есенин был ее повелителем, ее господином. Она, как собака, целовала руку, которую он заносил для удара, и глаза, в которых чаще, чем любовь, горела ненависть к ней». Есенин и в быту, и в любви, был, мягко говоря, непростой. Часто был невменяемым и даже неуправляемым.Но трех женщин «утянул» за собой-застрелившаяся Бениславская, Айседора Дункан, которую удушил ее собственный шарф; Зинаиду Райх нашли зверски убитой в квартире…И все же его прощали, обожали…Почему? Потому что был страдальцем, потому что умер в 30 лет, потому что был и «божья дудка», и «черный человек». Сколько там было намешано…


Но коль черти в душе гнездились,

Значит, ангелы жили в ней…


Есенин любил жизнь, относился к ней сазартом. Писали о нем всякое. Ему завидовали, его запрещали.Но, запрещенный, он все равно звучал - его стихи переписывали, и никакая цензура не могла закрыть этого великого поэта. В его поэзии простота, близкая и понятная каждому. А такой дар дается только гениям.

Рефлексия

-Скажите, а вам нравятся стихи Сергея Есенина?

-О чем, на ваш взгляд, поэт писал чаще?

-Чем близка вам лирика поэта?

На какие стихи Есенина написаны песни?

(Звучат песни на стихи С.Есенина)

А сейчас я предлагаю вам вспомнить стихи Сергея Есенина. Итак, продолжи строчки:


Продолжи стихи

(Группам поочередно предлагаются строки стихов)

1. Белая береза под моим окном

(Принакрылась снегом, точно серебром)


2. Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

(В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить)


3. Когда-то у той вон калитки

Мне было 16 лет.

(И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: «Нет»)


4. Вы помните, вы все, конечно помните.

(Как я стоял, приблизившись к стене)


5. Ты жива еще,  моя старушка.

(Жив и я, привет тебе, привет)


6. Мне осталась одна забава:

Пальцы в рот, да веселый свист.

(Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист)


7. Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

(Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою»)


8. Село значит, наше – Радово,

Дворов, почитай, два ста.

(Тому, кто его оглядывал,
Приятственны наши места)


9. Не криви улыбку, руки теребя.

(Я люблю другую, только не тебя)


10. Ты меня не любишь, не жалеешь.

(Разве я немного не красив)


Литература:

Анатолий Мариенгоф «Роман без вранья», М. 1926год.

Сергей Городецкий «Воспоминания о Есенине», М. 1935год

Газета «Аргументы и факты», №23, 2015г., статья М. Поздняковой «Кому мешал Есенин?»




Приложение:

1.Презентация «Сергей Александрович Есенин-биография»


2.Песни на стихи Сергея Есенина


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Дайте Родину мою". Правда и мифы о русском гении. Жизнь и судьба С.А.Есенина.

Автор: Цветкова Алла Алексеевна

Дата: 21.03.2016

Номер свидетельства: 308471


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства