"Дайте Родину мою". Правда и мифы о русском гении. Жизнь и судьба С.А.Есенина.
"Дайте Родину мою". Правда и мифы о русском гении. Жизнь и судьба С.А.Есенина.
Разработка библиотечного урока, посвященного тайнам загадочной смерти С.А.Есенина. Целевая аудитория-8-9 классы. Урок направлен на расширение информационного поля, связанного с творчеством известных русских писателей, на углубление знаний о трагических судьбах русских поэтов, значимости их творчества для многих поколений людей, приобщения обучающихся к познанию русской поэзии как неотъемлемого источника истории России, истории ее народа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Дайте Родину мою". Правда и мифы о русском гении. Жизнь и судьба С.А.Есенина.»
Муниципальное образовательное учреждение
«Воскресенская школа»
Конспект библиотечного урока
Правда и мифы о русском гении
(Жизнь и судьба С.А.Есенина)
«Дайте Родину мою»
Составила: учитель 1 кв. категории
Цветкова Алла Алексеевна
с.Воскресенское
2015 год
Цель урока: расширение информации о жизниизвестного русского поэта, знакомство с интересными и спорными фактами его биографии (трагическая смерть), развитие познавательного интереса обучающихся к отечественной литературе, осознание глубокой любви талантливого человека к своей Родине
Задачи:
-познакомить обучающихся 8-9 классов с наиболее интересными страницами биографии С.А.Есенина;
-рассмотреть всевозможные версии гибели писателя в формате изучения архивных материалов и воспоминаний свидетелей той эпохи;
-обратиться к интимной лирике и попытаться понять роль женщины в жизни и судьбе поэта;
-пробудить у обучающихся чувство сопричастности человека к своей Родине, к своему народу
Методические приёмы: лекция с элементами беседы, дискуссия в формате поставленной проблемы
Цели для ученика
Обучающие:
1) познакомить с эпохой, в которой жил и творил писатель, развить интерес к личности писателя и его творчеству;
2) проследить изменения, произошедшие в характере лирического героя под влиянием обстоятельств.
Развивающие:
1) развивать умение обобщать, делать выводы;
2) обогатить культуру речи, отрабатывая навыки выразительного чтения;
умение анализировать полученную информацию, сопоставлять факты, делать выводы
Осознание поставленных задач, необходимости их решения.
3. Актуализа-ция знаний
3 минуты
Беседа по пройденному материалу (Литературный процесс 20-х гг).
Ответы на вопросы учителя.
)
Беседа.
1) Познавательные:
общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
2)Коммуникативные: анализ, сравнение, синтез.
3) Регулятивные:
контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).
Подготовка к изучению нового материала.
4. Изучение нового материала
20 минут
Распределение заданий
Создание проблемной ситуации
Корректировка выполнения задания
Презентация.
Групповая работа, работа в тетрадях.
Прием познавательной активности через творческое задание.
1) Познавательные:
умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
2)Коммуникативные- анализ, сравнение, синтез.
3) Регулятивные: контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).
Получение, систематизация новых знаний.
5. Закрепле-ние нового материала
10 минут
Прослушивание фонохрестоматии
Анализ поэтических произведений, работа в группах с критическими статьями учебника.
Прослушивание фонохрестоматии
Беседа, использование ИКТ, работа в группах.
1) Регулятивные:
- - планирование,
- прогнозирование.
2) Познавательные:
- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
3)Коммуникативные:Речевое взаимодействие со сверстниками, с учителем.
Планировать учебное сотрудничество,
поиск и выделение необходимой информации,
смысловое чтение.
Построение логической цепи рассуждения.
Систематизация и закрепление изученного материала.
6. Рефлексия
4 минуты
Организует рефлексию.
Викторина)
Беседа.
1) Познавательные:
умение структурировать знания, оценка процессов и результатов деятельности.
2) Регулятивные:
волевая саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
Умениеоценивать себя.
Слово учителя к обучающимся:
120 лет назад 3 октября родился Сергей Есенин-самый переводимый в мире русский поэт. Он оставил много загадок. Его главной любовью была Россия. Сегодня хотелось бы вместе с вами разобраться в причинах гибели поэта, понять, как складывалось противостояние, неприятие всего того, что свершалось в стране; вместе с вами перевернем интимные страницы жизни необычного писателя, заглянем в тайники человеческой души через воспоминания свидетелей того времени: родных, друзей, товарищей по перу.
«Согласно официальной версии, жизнь Есенина трагически оборвалась в 30 лет. Но она не оборвалась-ее оборвали»,-так считает петербуржский поэт Николай Браун, сын поэта Николая Леопольдовича Брауна, который вместе с другими писателями выносил тело Есенина из гостиницы «Англетер» 28 декабря 1925 года. «Отец отказался подписывать протокол, где говорилось, что Есенин совершил самоубийство. Не поверил в самоубийство и писатель Борис Лавренев, который тоже был в «Англетере» и на следующий день опубликовал в «Красной газете» стать под названием «Казненный дегенератами». Отец говорил, что у поэта были две глубокие раны: пробоина над переносицей, как от рукоятки пистолета, и еще одна под бровью. На шее не было характерной для висельника борозды».
-Скажите, что это было за время в истории нашей страны? Почему часть русской интеллигенции, в том числе и писатели, покидали Родину?
Для похорон внешность Есенина настолько «отреставрировали», что при прощании в Московском доме печати, по свидетельству писательницы Галины Серебряковой, в гробу лежала «нарумяненная кукла».Поэт был убит по тем же мотивам, по которым был казнен ряд его друзей и современников из писательской среды: Ганин, Клюев, Васильев, Наседкин. А раньше, в 1921 году,- Николай Гумилев. Власть воинствующих безбожников-интернационалистов ставила целью сделать непокорных «бывших» русских (такой термин появился в советской печати) послушным стадом. А если человек не поддавался-его убивали. В Ленинграде линию партии воплощал в жизнь Григорий Зиновьев (глава Коминтерна), в Москве – Лев Троцкий. К моменту гибели на Есенина было заведено 13 уголовных дел. Поэт был единственным, кто мог в ресторане рядом с Красной площадью кричать: «Бей коммунистов, спасай Россию!» Это было тогда, когда Есенин узнал о жестоком подавлении Тамбовского мятежа. Восстали крестьяне во главе с атаманом Антоновым, а песня восставших- «Антоновская»- стала стала любимой песней поэта.
Друзьям писал Есенин: «Тошно мне, законному сыну Российской империи, быть пасынком в собственной стране». От расправы спасло то, что он отбыл в путешествие по Европе и Америке с Айседорой Дункан.
Покончить с «есенинщиной»
Сразу после смерти поэта советские газеты писали: «С Есенинщиной, которая дурно пахнет, надо заканчивать, свихнувшийся талантливый неудачник». «Дурно пахло» для большевиков, например то, что свой первый сборник стихов в 1915 году Есенин посвятил императрице Александре Федоровне, с которой был лично знаком. Поэт не нарушил присяги, данной русскому царю. Во время Февральской революции поэт служил в армии. Тогда многие поэты присягали Временному правительству, а Есенин-нет.
Поэт всегда выступал против хулы на Бога, которую поощряли большевики. В ответ на кощунственные стихи Демьяна Бедного Есенин написал:
Когда я в «Правде прочитал
Неправду о Христе блудливого Демьяна-
Мне стало стыдно,
Будто я попал в блевотину, извергнутую спьяну.
В Есенине никогда не умирал сельский мальчишка, который пел в церкви на клиросе, дружил с батюшкой Иоанном Смирновым, первым разглядевшим в нем талант поэта. Этот батюшка крестил Есенина именем Сергей в честь преподобного Сергия Радонежского. Этот же батюшка и отпел поэта.
Есенин отходил от Бога и вновь возвращался. Просил:
Чтоб за все грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать,
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать...
Есенина отпевали в трех местах: в Москве, родном селе Константиново и соседнем селе Федякине. Не было сомнений, что он убит.Иначе никто бы не стал его отпевать. Большевики создали миф о поэте о якобы его проблемах с психикой и беспробудном пьянстве. Однако сам Есенин повторял: «Я ведь пьяным никогда не пишу». Когда же пил Есенин, если за последние 5 лет жизни он написал около 100 стихотворений и 5 поэм, а за последний год жизни им было подготовлено к изданию и выпущено 4 сборника стихотворений? И в Ленинград он ехал работать над изданием полного собрания своих сочинений, а вовсе не умирать.
В Москве в декабрьские морозы проститься с поэтом пришли тысячи людей. Очередь была невероятной, с пяти вечера всю ночь и до утра не заканчивался людской поток. «Казнь Есенина не закончилась и после его смерти. Из могилы на Ваганьковском кладбище исчез гроб поэта, - вспоминает поэт Николай Браун.- Это обнаружила в 1955 году сестра Есенина Шура, когда могилу вскрыли, чтобы рядом с останками поэта похоронит его маму Татьяну Федоровну. В конце 80-х нашелся пожилой свидетель, шофер ОГПУ Снегирев, который 1 января 1926 года принимал участие в изъятии гроба из могилы. Куда увезли гроб, он не знал.»
-Как вы думаете, почему изъяли гроб поэта из могилы и кому это было нужно? Зачем?
У Есенина была возможность не возвращаться из-за границы, но он вернулся. Понимал, что едет на заклание. В своей любви к России он был искренним:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»-
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте Родину мою!»
Дело о гибели великого русского поэта по сей день недоступно, на нем по-прежнему стоит гриф «секретно».
Любил жизнь
Его любили, из-за него сводили счеты с жизнью. А он всю жизнь искал и не мог найти ту, с которой наконец успокоится. В сущности всю жизнь он был одинок.Мать уехала в Рязань на заработки, когда Сереже было два года.
(Айседора Дункан)
Рос в доме деда под бабушкины сказки и частушки.
-Какие странички из биографии Есенина, связанные с его родным селом Константиновым, его детскими годами, вы помните?
Он был недолюбленный ребенок. И всю жизнь Есенин словно искал эту любовь. Его первой женщиной была Анна Изряднова. Есенину 17, приехал покорять Москву. Устроился в типографию Сытина корректором-ни его стихи, ни его внешность на столицу впечатления не произвели. Там же работала Изряднова. И что-то смогла она в нем разглядеть. То, чем потом будет восторгаться вся Россия. Это к ней заезжал Есенин накануне той поездки в Петроград в декабре 1925 года навстречу смерти-приехал, чтобы сжечь огромный сверток. А она была кроткая, терпеливая, ждущая…А он сбежал вскоре после рождения сына.
Его старшего сына Юрия расстреляют в 1937-м по обвинению в покушении на Сталина.А Изряднова намного пережила своего гражданского мужа, оставив весьма скупые воспоминания.
Вторая - красавица Зинаида Райх. Он писал: «Я двух баб в жизни бил-Зинку и Изадору». Познакомились в редакции газеты «Делот народа». Он уговорил ее поехать с ним в поездку к Белому морю. Доехали только до Вологды, где и обвенчались в маленькой церквушке (Райх стала единственной, с которой Есенин пошел под венец). Поездка на этом завершилась- молодые вернулись в Петроград. Вскоре она уехала в Орел рожать(дочь она назвала Татьяной в честь матери Есенина), а он- в Москву, где тут же почувствовал себя холостяком. Напившись, страшно ревновал ее, в том числе и к прошлому. Бил, потом вымаливал прощение…Райх ушла к режиссеру Мейерхольду, стала ведущей ктрисой в его театре. Мейерхольд усыновил сына и дочь Есенина
(Зинаида Райх)(Софья Толстая)
а она бегала к Есенину на свидания (Мейерхольд о них знал). А на похоронах кинулась к гробу, плакала: «Сказка моя, куда же ты уходишь?» Друг Есенина Анатолий Мериенгоф в своем «романе без вранья» писал, что Райх была единственной женщиной, которую Есенин любил. А остальные жены его были «для биографии». В отношении Софьи Толстой, внучки Льва Николаевича Толстого, последней его жены, это похоже на правду. От нее Есенин сбежал, не успев жениться: «Не могу жить с ней,
потому что кругом одна борода» (ее квартира была увешана портретами Толстого). Да и сама она…Не красавица, строгого воспитания. Но любившая его, не позволившая в его адрес ни одного дурного слова.
Была еще Надежда Вольпин, родившая ему сына (сейчас Александр живет в США). Была актриса Августа Миклашевская. К ней он ушел от Дункан, с ней у Есенина был бурный роман, правда платонический. Они вместе гуляли по Тверскому бульвару, он приходил к ней в гости. Это о ней он написал одно из лучших своих стихотворений «Заметался пожар голубой»:
Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным
Была Галина Бениславская, которая в декабре 1926 года покончит с собой на его могиле на Ваганьковском кладбище. В качестве предсмертной записки напишет на папиросной коробке : «Самоубилась здесь, потому что в этой могиле для меня все самое дорогое». Существует версия, что Бениславская была прикреплена к поэту как агент НКВД. Как бы там ни было, Галина влюбилась безоглядно. И когда на одной из вечеринок Есенин познакомился с Дункан и в комнату к Бениславской не пишел, та попала в клинику с нервным срывом. (Галина Бениславская)
Айседора Дункан-отдельная глава. Звезда, авангардная балерина-«босоножка», американка. Это же о ней строки:
Он был изящен, к тому же поэт,
Хоть с небольшой, но ухватистой силою.
И какую-то женщину сорока с лишним лет
Называл скверной девочкой и своею милою…
Мариенгоф в своем «Романе без вранья» пишет : «Есенин был ее повелителем, ее господином. Она, как собака, целовала руку, которую он заносил для удара, и глаза, в которых чаще, чем любовь, горела ненависть к ней». Есенин и в быту, и в любви, был, мягко говоря, непростой. Часто был невменяемым и даже неуправляемым.Но трех женщин «утянул» за собой-застрелившаяся Бениславская, Айседора Дункан, которую удушил ее собственный шарф; Зинаиду Райх нашли зверски убитой в квартире…И все же его прощали, обожали…Почему? Потому что был страдальцем, потому что умер в 30 лет, потому что был и «божья дудка», и «черный человек». Сколько там было намешано…
Но коль черти в душе гнездились,
Значит, ангелы жили в ней…
Есенин любил жизнь, относился к ней сазартом. Писали о нем всякое. Ему завидовали, его запрещали.Но, запрещенный, он все равно звучал - его стихи переписывали, и никакая цензура не могла закрыть этого великого поэта. В его поэзии простота, близкая и понятная каждому. А такой дар дается только гениям.
Рефлексия
-Скажите, а вам нравятся стихи Сергея Есенина?
-О чем, на ваш взгляд, поэт писал чаще?
-Чем близка вам лирика поэта?
На какие стихи Есенина написаны песни?
(Звучат песни на стихи С.Есенина)
А сейчас я предлагаю вам вспомнить стихи Сергея Есенина. Итак, продолжи строчки:
Продолжи стихи
(Группам поочередно предлагаются строки стихов)
1. Белая береза под моим окном
(Принакрылась снегом, точно серебром)
2. Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
(В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить)
3. Когда-то у той вон калитки
Мне было 16 лет.
(И девушка в белой накидке Сказала мне ласково: «Нет»)
4. Вы помните, вы все, конечно помните.
(Как я стоял, приблизившись к стене)
5. Ты жива еще, моя старушка.
(Жив и я, привет тебе, привет)
6. Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот, да веселый свист.
(Прокатилась дурная слава, Что похабник я и скандалист)
7. Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
(Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою»)
8. Село значит, наше – Радово,
Дворов, почитай, два ста.
(Тому, кто его оглядывал, Приятственны наши места)
9. Не криви улыбку, руки теребя.
(Я люблю другую, только не тебя)
10. Ты меня не любишь, не жалеешь.
(Разве я немного не красив)
Литература:
Анатолий Мариенгоф «Роман без вранья», М. 1926год.
Сергей Городецкий «Воспоминания о Есенине», М. 1935год
Газета «Аргументы и факты», №23, 2015г., статья М. Поздняковой «Кому мешал Есенин?»
Приложение:
1.Презентация «Сергей Александрович Есенин-биография»