kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Да святится имя твоё, Русь!" (Тема Родины в лирике С.А.Есенина)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 9 классе. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. Тип урока- урок-погружение. Цель урока: подвести учащихся к пониманию индивидуальности в раскрытии темы Родины в ранней и поздней лирике С.А. Есенина через анализ поэтического текста. Раскрыть индивидуальность образа Родины.

Задачи:

образовательные:

  1. Расширить знания учащихся о личности С. А. Есенина и его творчестве, о зарождении и формировании его творческого таланта;
  2. Выявить особенности художественного мира С.А.Есенина, поэтического мастерства, воссоздать характер лирического героя.
  3. Совершенствовать навыки анализа лирического произведения. формировать умение привлекать знания из различных видов искусства для решения поставленной задачи

развивающие:

  1. Развитие интереса к личности и творчеству С. Есенина;
  2. Развитие навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта;
  3. Развитие образного мышления, творческих способностей и познавательной активности 
  4. Совершенствование навыков самостоятельной работы в ходе исследовательско- поисковой деятельности;
  5. Развитие умения анализировать, сопоставлять стихотворные тексты, логически мыслить, применять ранее полученные знания в новой, незнакомой ситуации проблемного характера.
  6. Развитие  речи посредством  высказывания на литературную тему

воспитательные:

  1. Воспитание  патриотических чувств  к родине,  чуткого восприятия поэтического слова, духовно-нравственной культуры 
  2. Пробудить  эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии, музыки

Методы работы: проблемный, частично-поисковый, аналитическая беседа, метод самостоятельного познавательного действия, метод встречных усилий

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная

      Виды читательской деятельности на уроке: диалог, монолог,

     определение тропов, выразительное чтение

      Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Да святится имя твоё, Русь!" (Тема Родины в лирике С.А.Есенина) »

Урок литературы в 9 классе по творчеству А.С.Есенина

«Да святится имя твоё, Русь!»

Тип Урок-погружение (урок комплексного применения знаний)

Цель урока:

  • Подвести к пониманию индивидуальности поэта в раскрытии темы Родины в ранней и поздней лирике С.А. Есенина через анализ поэтического текста

  • Раскрыть индивидуальность образа Родины

Задачи:

образовательные:

  1. Расширить знания учащихся о личности С. А. Есенина и его творчестве, о зарождении и формировании его творческого таланта;

  2. Выявить особенности художественного мира С.А.Есенина, поэтического мастерства, воссоздать характер лирического героя.

  3. Совершенствовать навыки анализа лирического произведения. формировать умение привлекать знания из различных видов искусства для решения поставленной задачи

развивающие:

  1. Развитие интереса к личности и творчеству С. Есенина;

  2. Развитие навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта;

  3. Развитие образного мышления, творческих способностей и познавательной активности

  4. Совершенствование навыков самостоятельной работы в ходе исследовательско- поисковой деятельности;

  5. Развитие умения анализировать, сопоставлять стихотворные тексты, логически мыслить, применять ранее полученные знания в новой, незнакомой ситуации проблемного характера.

  6. Развитие речи посредством высказывания на литературную тему

воспитательные:

  1. Воспитание патриотических чувств к родине, чуткого восприятия поэтического слова, духовно-нравственной культуры

  2. Пробудить эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии, музыки

Методы работы: проблемный, частично-поисковый, аналитическая беседа, метод самостоятельного познавательного действия, метод встречных усилий

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, коллективная

Виды читательской деятельности на уроке: диалог, монолог,

определение тропов, выразительное чтение

Виды речевой деятельности: чтение, говорение, слушание, письмо

Оборудование:

  1. Мультимедиа для учителя, презентация

  2. Ноутбук для учащихся, носители электронной памяти

  3. Видеофильм «Константиново. Рязанская область.»

  4. Аудиозапись (или фильм) «Гой, ты, Русь моя родная…»

  5. Фильм с сюжетом просторов России.

  6. Аудиозаписи: романс «Клен ты мой опавший..», песня «Над окошком месяц...».

Предварительная организация урока:

Класс разделен на 2 группы, определены администраторы (от каждой группы ученик, хорошо владеющий компьютером. Их задача обработать информацию по таблице «Образ Родины в лирике С.А. Есенина» (приложение№1)от своей группы в электронном виде по заданному слайду презентации, карточки-информаторы для каждой группы,

Предварительное домашнее задание:

Ознакомьтесь с поэтическим наследием Сергея Есенина, при чтении стихотворений обратите внимание на черты стиля мастера, мотивы. «Вот уж вечер...», «Гой ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...».

Одному ученику из каждой группы дается задание – подготовить выразительное чтение наизусть определенного стихотворения, которое будет анализироваться этой группой на уроке «Гой ты, Русь моя родная...»,«Спит ковыль. Равнина дорогая..» (стихи обязательно должны звучать на уроке)

Эпиграф урока: « Знаешь, почему я поэт? У меня Родина есть. Нет поэта без Родины…». С. Есенин.






Ход урока

  1. Оргмомент.

Создание лирического эмоционального фона.

Просмотр фильма с сюжетом просторов России.

Прослушивание фрагмента из песни. (Звучит романс «Клен ты мой опавший..» )

-Можно ли определить ее автора?

Лирическое вступление читает учитель:

Сергей Есенин. Это имя-

В лесах родной моей России

В березах нежных и осинах,

В лугах из зелени весенней,

В стихах твоих- Сергей Есенин!

2.Слово учителя.

Нет человека, который бы не знал Есенина, его произведений, на редкость пронзительно искренних, в них тоскует, радуется. Мечется русская душа. Сергей Есенин- его любят и интеллектуалы и самые простые люди. С его творчеством мы встречались раньше. Какие стихотворения вам известны?

  1. Целеполагание, тема урока.

«Знаешь, почему я поэт? У меня Родина есть. Нет поэта без Родины…» говорил Есенин.

Опираясь на эпиграф, постарайтесь сформулировать тему и цели урока (изучение творчества поэта, рассмотрение темы родины, чтение и анализ стихотворений Есенина о Родине)

Учитель уточняет тему и цель урока. Запись темы и эпиграфа в тетрадь.

  1. Введение в тему. Слово учителя.

В 2015 году Россия будет отмечать 120 лет со дня рождения русского поэта 20 века. Посмотрите на даты: 1895-1925. 30 прожитых поэтом на этой земле лет. Много это или мало? В Закавказье, где не раз бывал Есенин, в старину говорили: 30 лет человек учится, 30- путешествует, 30- должен рассказать и написать о том, что видел и слышал, узнал, понял. Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба- подтверждение другого изречения - «Жизнь ценится не за длину».

Просмотр документального фильма «Константиново Рязанской губернии»

Беседа «Страницы жизни и творчества поэта»:

- Какие факты биографии поэта вас поразили, тронули?

– Что известно о первом сборнике стихов поэта?

Основной проблемный вопрос урока: проследить, как создаётся образ Родины Есениным в стихотворениях раннего периода «Гой ты русь моя родная» и позднего периода "Спит ковыль. Равнина дорогая...", выявить основные мотивы, особенность поэтического строя есенинской лирики.

Учитель .Родина. Россия была для Есенина началом всех начал. Даже имя её он произносил с восхищением: «Россия… Какое хорошее слово: и «роса», и «сила», и «синее что-то…». Красота и приволье полей, березовых рощ, «малиновая грусть» осенних закатов, долгие пески за околицей- все эти впечатления станут его стихами и поэмами. Это песнь задушевная о великом и вечном – о России.

  1. Слушание Аудиозаписи «Гой ты, Русь, моя родная..»

Погружение в текст.

Первичное восприятие:

Какое впечатление произвело на вас это стихотворении? Какое настроение оставило стихотворение?

Какие картины возникли в вашем воображении?

Что затрудняет понимание текста? (устаревшие слова)

Словарно-лексическая работа. Карточка- информатор№1


Церковная лексика:

Риза- одеяние монаха, священнослужителя

Богомолец- верующий человек

Спас- христианский праздник

Образа- иконы

Устаревшие слова

Околица- забор

Лех- полевые полосы

Корогод- хоровод

Проволь-усеченная форма приволье( у Есенина-березь. Цветь,выть)

Стежка- тропинка

Рать - войско

Учитель: Природу России поэт всегда воспринимал чутким сердцем русского человека, очеловечивал ее: «Спит черемуха в белой накидке...», «Словно белою косынкой подвязалася сосна», «Отговорила роща золотая березовым, веселым языком...».

Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает его, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Выражение чувств через явления природы — одна из самых характерных особенностей есенинской лирики. Есенин считал себя певцом русской деревни, продолжателем традиций крестьянской поэзии. Он с болью воспринимал перемены, происходящие в русской деревне, ему жаль было Русь уходящую.


Есенину выпало жить и творить в пору великих социальных перемен, которые пережила наша страна. Сергей Есенин отнесся к революции сочувственно, с «крестьянским уклоном». Недоверчиво относился ко всему новому («Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы»)

Поэзия за короткие недели испытала решительные перемены. Его творчество вобрало «грозовое дыхание смуты». Родине «кроткой» почти не осталось места, все захватывала буйственная Русь.

Проследим эти изменения в создании образа Родины и отношения лирического героя к ней, прочитав стихотворение позднего периода «Спит ковыль. Равнина дорогая..»1925г., написанного за полгода до смерти.

  1. Чтение стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая..» (Чтение учителем)

Учащиеся слушают «С широко закрытыми глазами». Приём восприятия, при котором ребята слушают стихотворение, закрыв глаза, и рисуют в воображении картины. Затем рассказывают, какие образы возникли во время чтения и находят в стихотворении строки, вызвавшие их. Происходит постижение произведения от эмоций к слову.

Погружение в текст.

Первичное восприятие:

-Какое впечатление произвело на вас это стихотворении?

-Какое настроение оставило стихотворение?

-Какие картины возникли в вашем воображении?

- Кто представляет главный образ стихотворения? (Лирический герой).


Лирический герой - Образ человека, стоящий в центре стихотворения, близкий к личности самого автора.


Основной проблемный вопрос урока: проследить, как создаётся образ Родины Есениным в стихотворениях раннего периода «Гой ты русь моя родная» и позднего периода "Спит ковыль. Равнина дорогая...", выявить основные мотивы, особенность поэтического строя есенинской лирики.


7. Работа в творческих группах (сопровождается фоновой музыкой)

У каждой группы – карточки со стихотворениями и заданиями к ним. Кроме этого на ваших партах – листы с фломастерами. Задача группы – представить презентацию вашего стихотворения, то есть выразительное чтение наизусть, анализ в любой форме – кластер, ассоциативный рисунок, схема (вам помогут вопросы). Заполнить таблицу «Образ Родины в лирике С.А. Есенина». По окончании заполнения информация передается администратору.

(работают)

1 группа:

Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная..»

Вопросы и задания.

Определите тему произведения.

Какой предстает Родина в воображении С. Есенина?

Какие слова, выражения создают образ Родины?

Как создаются картины природы

В каком облике предстает Русь перед нами?

Как меняется пространство в этом стихотворении?

Какие чувства переживает лирический герой

Найдите примеры цветового изображения. Какие цвета преобладают в стихотворении Есенина?

К какому выводу приходит поэт?

2 группа:

Анализ стихотворения "Спит ковыль. Равнина дорогая…"

Какое чувство лирического героя так широко представлено в стихотворении? Назовите образы, которые вызывают эту любовь?

Найдите изобразительно-выразительные средства, рисующие эти образы

Какие образы вызывают печаль, грусть у лирического героя?

Что это? Новый свет, за чужая юность

(В помощь учащимся раздаются карточки-информаторы, заранее приготовленные двумя учениками).

8.Презентация стихотворений.

Группы выступают обязательное присутствие в презентациях - чтение наизусть, анализ (форма по выбору), вывод-кластер После каждого выступления – совместное обсуждение. Слушатели заполняют таблицу.


9.Актуализация полученных знаний.(Аналитическая беседа, таблица, синквейн.)

Сравним образ Родины в ранней и поздней лирике С.А. Есенина

Работа над таблицей- обобщением «Образ Родины в лирике С.А. Есенина», которую обработали администраторы.

- В чем сходство и различие поэтического изображения образа Родины раннего периода от позднего лирики С.А. Есенина?

-Каким темам посвящены стихи, анализируемые на сегодняшнем уроке

- Что можно сказать о лирическом герое С.А. Есенина?

- Близки образы лирического героя и поэта? (В образе лирического героя раскрывается личность автора.)

- Какие образы рисует поэт? Какие использует изобразительно-выразительные средства? Как работает цвет в стихотворениях С.Есенина?

- Каковы мотивы, поэтическая идея стихотворения?

- Чем индивидуален есенинский образ Родины?

- Обратимся к проблемному вопросу урока: проследить, как создаётся образ Родины Есениным в стихотворениях раннего периода «Гой ты русь моя родная» и позднего периода "Спит ковыль. Равнина дорогая...", выявить индивидуальность есенинского образа Родины.

-Сделайте вывод, запишите его в тетрадь.

(К  вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. «Рязанская земля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», стала страной его детства. Мир народно-поэтических образов окружал его с первых дней жизни:
И костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер – вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле:
В сердце Есенина с юных лет запали грустные и раздольные песни России, ее светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский разинский дух и кандальный сибирский звон, церковный благовест и умиротворенная сельская тишина, веселый девичий смех в лугах и горе седых матерей, потерявших сыновей на войне.
От проникновенных стихов о стране «березового ситца», шири ее степных раздолий, сини озер, шуме зеленых дубрав до тревожных раздумий о судьбах России в «суровые грозные годы», каждый есенинский образ, каждая есенинская строка согреты чувством безграничной любви к Родине.
Боли и невзгоды крестьянской Руси, ее радости и надежды –  все это отлилось у Есенина в задушевные и светлые, скорбные и гневные, грустные и радостные строфы. О чем бы ни писал поэт, даже в самые тяжелые минуты одиночества, светлый образ Родины согревал его душу. Что происходит, что свершается на родной Руси сегодня, что ожидает ее завтра – мысли эти неотступно тревожат его.
«Моя  лирика, - не без гордости говорил Есенин, - жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве».)

10. Итог урока.

- А что для вас Родина? Обмен мнениями.

«Россия»! – произнес он однажды протяжно и грустно. – Россия! – какое хорошее слово «роса», и «сила», и «синее что-то».

Составьте синквейн «С.А. Есенин»

Звучит песня «Над окошком месяц...», отрывок из рассказа В. Астафьева «Есенина поют…» (из книги «Затеси» или из журнала «Литература в школе» (1989. № 2. - С. 40.))


Учитель. «...Плачет тальянка, плачет...

Только не там, не за рекою, а в сердце. И видит все в исходном свете.

Дальний плач тальянки, голос одинокий...

Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина-то? Самого певучего поэта! Неужто и мертвого все его отторгают локтями? Неужто и в самом деле его страшно пускать к народу? Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а вместе с нею и сердце разорвут, как сейчас впору выскрести его ногтями из тела, из мяса, чтоб больно и боязно было, чтоб отмучиться той мукой, которой не перенес, не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа и мучаясь за всех людей, за всякую живую тварь недоступной нам всевышней мукой, которую мы часто слышим в себе и потому льнем, тянемся к слову рязанского парня, чтоб еще и еще раз отозвалась, разбередила нашу душу его боль, его всесветная тоска.

Я часто чувствую его таким себе близким и родным, что и разговариваю с ним во сне, называю братом, младшим братом, грустным братом, и все утешаю, утешаю его...

А где утешишь? Нету его, сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожит нас вечной грустью...

На траве мокро, с листьев капает, фыркает конь в мокром лугу, умолк за деревней трактор. И лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озер, с умолкшей церковью посередине оплаканная русским певцом Россия.


Смолкни, военная труба!

Уймись, велеречивый оратор!

Не кривляйтесь, новомодные ревуны!

Выключите магнитофоны и транзисторы, ребята!

Шапки долой, Россия!

Есенина поют!»

11.Выставление оценок. (Дети сами анализируют работу друг друга на уроке и выставляют оценки).

12.Рефлексия.

Поставь баллы от 3 до 5.

Оцени свою работу на уроке____

Какая форма работы на уроке тебе понравилась?

Коллективная.

Групповая.

Индивидуальная.

Что тебе понравилось?

Выразительное чтение___

Слушание музыки___

Просмотр видеозаписей___

Анализ стихотворений___

Беседа с учителем ___


13.Домашнее задание дифференцируется:

Общее задание:

1) Письменный анализ стихотворения по выбору.

2)подготовит чтение наизусть стихотворений о любви ( на выбор).

Индивидуальное задание:

1 ученик – сопоставить стихотворения Тютчева “Чародейкою Зимою” со стихотворением Есенина “Пороша”.

2 ученик – сопоставить стихотворение Фета “Печальная береза” и Есенина “Береза”.

3-й ученик: подготовить сообщение о любовной лирике С. Есенина

Спасибо за урок! Всего доброго!













Таблица- обобщение «Образ Родины в лирике С.А. Есенина»


Название стихотворения

«Гой, ты, Русь моя родная…»

ранний период

"Спит ковыль. Равнина дорогая…»

поздний период

.

тема идея



образ лирического героя, его чувства



образы-символы (значение)



приемы,цвета (значение)



Образ Родины




Карточка – информатор группа №1

Эпитет – яркое определение ( низеньких околиц).

Метафора – скрытое сравнение: перенесение свойств одного предмета на

другой (Русь живи в раю).

Олицетворение - вид метафоры: перенесение свойств

одушевлённых предметов на неодушевлённые

( синь сосет).

Сравнение - уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения — выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания свойства.(хаты- в ризах образа)

Инверсия – обратный порядок слов ( Русь родная).

Аллитерация - повтор в поэтической речи одного и того же

согласного звука или близкого ему по звучанию.

Окказионализмы- слова, не соответствующие общепринятому употреблению, характеризующиеся индивидуальным вкусом,
обусловленные специфическим контекстом употребления. (синь)



Карточка – информатор группа №2

Эпитет – яркое определение (равнина дорогая).

Метафора – скрытое сравнение: перенесение свойств одного предмета на

другой (юность брызжет).

Олицетворение - вид метафоры: перенесение свойств

одушевлённых предметов на неодушевлённые

(спит ковыль).

Инверсия – обратный порядок слов (шепчут травы, напев соловьиный).

Оксюморон - это соединение логически несовместимых понятий,

резко противоречащих по смыслу и взаимно

исключающих друг друга (ужасно красивый).

Аллитерация - повтор в поэтической речи одного и того же

согласного звука или близкого ему по звучанию.



Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты – в ризах образа...

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.



Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.





Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом12

На лугах веселый пляс.



Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех13,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.



Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!» –

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

1914

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой тяжести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.



Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси –

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.



Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.



И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.



По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.



Но и все же, новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть!

1925




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Да святится имя твоё, Русь!" (Тема Родины в лирике С.А.Есенина)

Автор: Чуйкова Елена Николаевна

Дата: 21.10.2014

Номер свидетельства: 121200


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства