kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Д.Н. Мамин–Сибиряк «Сказка про Храброго Зайца, Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Д.Н. Мамин–Сибиряк «Сказка про Храброго Зайца, Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Д.Н. Мамин–Сибиряк «Сказка про Храброго Зайца, Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».»










Урок по литературному чтению

3-б класс




Д.Н. Мамин–Сибиряк

«СКАЗКА ПРО ХРАБРОГО НЕЗАЙЦА,

ДЛИННЫЕ УШИ , КОСЫЕ ГЛАЗА , КОРОТКИЙ ХВОСТ»












Учитель начальных классов:

Самолюк И.В.














Тема: Д.Н. Мамин–Сибиряк «Сказка про Храброго Незайца, Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: формирование читательской компетентности учащихся, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности, обогащать словарный запас, воспитывать доброту , милосердие.

Задачи урока:

Образовательные:

-совершенствовать навыки выразительного чтения, а так же чтения по ролям, обогащать словарный запас.

Развивающие:

- развивать умение прогнозировать содержание текста перед чтением, творческие способности, память, речевые умения, наблюдательность к слову.

Воспитательные:

- поддержать интерес учащихся к литературному чтению с целью совершенствования собственной речи.

Формирование УУД:

- личностные действия: уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, принимать активное участие на уроке, быть вежливым, воспитанным, корректным.

- регулятивные действия: уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя , ставить перед собой задачи, делать выводы, контролировать свои действия, быть внимательным;

- познавательные действия: уметь прогнозировать содержание произведения, умение высказывать свое отношение к героям, их поступкам;

коммуникативные действия: уметь работать в группе, в паре, принимая равное участие; уметь выслушать и помочь товарищу.


Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация по теме, картинки, карточки.












Ход урока

 1).Организация класса (слайд№1)

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

2) Актуализация знаний.

Что читают детям на ночь все мамы?

Что вы знаете об этом литературном жанре?

- Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. (слайд №2)

Какие бывают сказки?(слайд №2)

- Подумайте и скажите, чем отличаются эти сказки друг от друга?

(Народные сказки появились давным-давно. Их придумывал народ. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. А записывать и печатать их стали гораздо позже. В них есть элементы волшебства, волшебные предметы, силы)

- Верно, ребята.

(У авторских сказок немало общего с народными, но у них есть автор. Например, в авторских сказках так же, как и народных, действуют волшебные силы, есть волшебные предметы. Но литературная, авторская сказка, она всегда оригинальная, индивидуальная и необычная)

3.Работа по теме урока.

1. Сообщение темы и целей урока.

Какой автор написал « Алёнушкины сказки»?

Что мы узнали о нём на прошлом уроке?

Почему сказки так названы?

О ком рассказывают эти сказки?( нет человека)

Сегодня на уроке мы будем знакомиться со сказкой из сборника Мамина-Сибиряка « Алёнушкины сказки» , а главного героя вы узнаете отгадав загадку.

Много бед таят леса (слайд №)

Волк, медведь там и лиса.

Наш зверёк живёт в тревоге,

От беды уносит ноги…

Ну-ка быстро отгадай-ка,

Как зверёк зовётся? (зайка)

- Что вы знаете про незайца?

1. Зайцы вовсе не вегетарианцы. Они едят не только капусту, но и мясо! На Севере ловцы куропаток хорошо знают, что если не вынуть добычу из силка, то заяц ее быстро съест.

2.У незайца много врагов: лиса, и волк, и рысь, да еще хищные птицы совы и коршуны. Правда с взрослыми незайцами не всегда легко справиться – он и отбиться может.

3. «Барабанная дробь», которую зайцы и кролики выбивают лапами – это их средство связи. Точно так же слоны топают по земле ногами.

4. Хотя незайца часто называют косым, никакого косоглазия у него нет. Косоглазие незайцам приписали охотники, которые заметили, что заяц все время петляет и возвращается на свой след. На самом деле, причина такого поведения – асимметрия в развитии правых и левых лап зайцев.

5. Заяц – как и лев, животное территориальное. Он «не имеет права» нарушать чужую территорию, так что удирает он только в пределах своей «жилплощади».


6.Из всехнаших животных, только борзая собака может догнать незайца. Если зайцу грозит опасность, то он скачет со скоростью 65 км/ч. ­  

Самоопределение к деятельности. Целеполагание

- Кто догадался, о ком мы сегодня будем читать? /О зайце/

- Откройте учебник на с 183. Сформулируйте тему и цели урока.

/Будем читать Сказку про храброго незайца Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка/ (слайд №

О чем будет произведение, судя только по названию?

  - Что можно сказать о Зайце по названию сказки и иллюстрациям? Выскажите свои предположения.

2) Знакомство с новым материалом. Первичное чтение – для целостного   восприятия текста. (Чтение по частям с последующим разбором)

- Сейчас будем читать сказку про себя, слушать как выразительно её читает актер.

Прослушивание сказки «с остановками»



После слов «Сейчас он остановился, понюхал воздух и начал подкрадываться» делается остановка:

- Как вы думаете, что произойдёт дальше?



После слов «-Слушайте вы, трусы! Слушайте и смотрите на меня! Вот я сейчас покажу вам одну штуку. Я... я... я..», делается остановка: - Почему заяц так заговорил?



После слов «Дальше случилась совсем необыкновенная вещь», делается остановка:

- Ваши предположения, что же необыкновенного произойдёт дальше?



После слов: «Ему всё казалось, что Волк гонится по пятам и вот-вот схватит его своими зубами», делается остановка:

- А где же в это время был волк?



После слов: «Храбрый Заяц сразу приободрился. Вылез из своей ямки, встряхнулся, прищурил глаза и проговорил:», делается остановка:

- Что же скажет заяц своим сородичам?)

- Понравилась вам сказка? Чем понравилась?

ФИЗМИНУТКА

Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед – назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.

3) Словарная работа(слайд)

4) Повторное чтение текста

Работа по содержанию.

– Читать сказку будем небольшими частями и работать по содержанию.

1 часть

– Читаем до моего слова «стоп».

– Какое слово в этом отрывке повторилось несколько раз? Как думаете, почему?

– Почему Заяц объявил, что он никого не боится?

2 часть

Следующий эпизод читаем «жужжащим чтением».

Кто пришёл слушать незайца? (старые зайцы, зайчата, зайчихи)

3 часть

– Какое предложение по смысловому значению главное?

4 часть (кульминация)

Почему у хвастуна язык примёрз?

5 часть (развязка)

До каких пор бежал заяц?

Что делал волк?

Что произошло с другими незайцами?

6 часть (концовка)

– Почему Заяц приободрился??

5) Портрет главного героя ( слайд)

6)Работа в паре (составить план)

7)Работа в группах (УУД коммуникативные)

Каждой группе розданы пословицы. Выбрать самую точную, подходящую к теме урока. (УУД познавательные (Анализируют))

  1. У страха глаза велики, чего нет, то и видят.

  2. Язык говорит, а голова отвечает.

  3. Заяц уж сед: навидался он бед!

  4. Хвались, да не поперхнись!

  5. Хвастать не косить, спина не болит.

8). Итог урока

- Как вы думаете, зачем писатель придумал сказку про храброго незайца и рассказал её Алёнушке? (Эту сказку он придумал для больной дочери, чтобы она не грустила и верила в свои силы)

- В чём мудрость этой сказки?


9) Самооценивание (слайд )

- Оцените свою работу с помощью разноцветных карточек и строчек стихотворения:

Урок полезен, все понятно. (зелёная карточка)

Лишь кое - что чуть -чуть неясно. (синяя карточка)

Ещё придется потрудиться. (жёлтая карточка)

Да, трудно все - таки учиться! (красная карточка)



- Верьте в свой успех, больше читайте и у вас все получится.


10). Домашнее задание.

Прочитать сказку и сделать иллюстрацию

Карточка для работы в паре.

Цель работы: проверить, как усвоен текст произведения.


Задание: восстанови последовательность событий.


___Задал стрекача.

___ Надоело бояться

___ Ай, да косой!

___ Волк тут как тут!










Карточка для работы в группе.

Цель работы :учиться соотносить пословицы с текстом сказки.


Задание: выберите пословицу, подходящую к теме урока.



1.У страха глаза велики, чего нет, то и видят.

2.Язык говорит, а голова отвечает.

3.Заяц уж сед: навидался он бед!

4.Хвались, да не поперхнись!

5.Хвастать не косить, спина не болит.




Карточка для работы в группе.

Цель работы :учиться соотносить пословицы с текстом сказки.


Задание: выберите пословицу, подходящую к теме урока.



1.У страха глаза велики, чего нет, то и видят.

2.Язык говорит, а голова отвечает.

3.Заяц уж сед: навидался он бед!

4.Хвались, да не поперхнись!

5.Хвастать не косить, спина не болит.




Карточка для работы в группе.

Цель работы: учиться соотносить пословицы с текстом сказки.


Задание: выберите пословицу, подходящую к теме урока.



1.У страха глаза велики, чего нет, то и видят.

2.Язык говорит, а голова отвечает.

3.Заяц уж сед: навидался он бед!

4.Хвались, да не поперхнись!

5.Хвастать не косить, спина не болит.






Карточка для работы в паре.

Цель работы: проверить, как усвоен текст произведения.


Задание: восстанови последовательность событий.


___Задал стрекача.

___ Надоело бояться

___ Ай, да косой!

___ Волк тут как тут!




Карточка для работы в паре.

Цель работы: проверить, как усвоен текст произведения.


Задание: восстанови последовательность событий.


___Задал стрекача.

___ Надоело бояться

___ Ай, да косой!

___ Волк тут как тут!




Карточка для работы в паре.

Цель работы: проверить, как усвоен текст произведения.


Задание: восстанови последовательность событий.


___Задал стрекача.

___ Надоело бояться

___ Ай, да косой!

___ Волк тут как тут!




Карточка для работы в паре.

Цель работы: проверить, как усвоен текст произведения.


Задание: восстанови последовательность событий.


___Задал стрекача.

___ Надоело бояться

___ Ай, да косой!

___ Волк тут как тут!

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Хохлачева Мария Александровна

Дата: 11.12.2024

Номер свидетельства: 661489


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства