Конспект урока
Тема: Даниэль Дефо. Страницы из романа «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».
Цель: формирование представления о личности писателя и его произведении.
Задачи:
познакомиться с биографическими сведениями о Д. Дефо;
формировать осознанный читательский навык;
совершенствовать умение создавать устное высказывание - характеристику героя произведения в типе текста рассуждение с элементами повествования.
1. Подготовка к восприятию текста
- Сегодня мы обратимся к необычному произведению. Прочитаем, кто был его автор (Даниэль Дефо /1660-1731 гг./).
- Даниэль Дефо – это известный английский писатель, умерший более 300 лет назад /24.04.1731 г./ Кем только он ни был в юности: и торговцем, и путешественником, и политическим деятелем; стал, наконец, писателем. Даниэль Дефо создал целую библиотеку своих произведений, самым замечательным из которых считается его роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».
-Познакомьтесь с биографическими сведениями о Даниэле Дефо и приготовьтесь отвечать на вопросы по тексту статьи (презентация –приложение).
Вопросы на осознание содержания статьи:
-В какое время и в какой стране родился и жил Даниэль Дефо?
-Кем он стал после окончания школы?
-Какую правду об обществе открывал писатель в сатирических произведениях?
-Как поплатился за это?
-Что удавалось делать во время пребывания в тюрьме?
-В чем заключалась его дипломатическая миссия в последующий период жизни?
-Что заставило его навсегда оставить политическую деятельность?
-Когда был написан роман «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»?
-Какая история положена в основу романа?
-Какие еще произведения Д. Дефо приобрели известность?
-Как увековечена память о Д. Дефо?
-Итак, непростую, деятельную, наполненную заботой о своем народе жизнь прожил талантливый писатель Д. Дефо. Но для нас он прежде всего известен как автор знаменитого романа «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».
-Прочитайте полное название произведения («Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устья реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим»)
-Почему это произведение относится к жанру романа? (Роман – очень большое по объему произведение).
-Вам стало известно, что прототипом главного героя романа послужил образ шотландского матроса Селькирка, который в 1711 году был найден в тяжелом состоянии на одном из островов громадного Тихого океана. Он пробыл там один 4 года, за это время превратился в дикаря, почти разучился говорить. Совсем по-другому сложилась судьба литературного героя Д. Дефо.
-Что помогло Робинзону Крузо выжить, преодолев многие препятствия, мы узнаем, просмотрев часть фильма, а затем прочитав фрагменты романа.
2. Первичный синтез. Анализ фрагментов произведения.
- Обратимся к тексту, прочитаем, почувствуем, увидим, как это произошло.
- Подготовимся к работе над произведением. Объясните значение слов:
Календарь – таблица с перечислением всех дней в году.
Пустынник - отшельник; человек, живущий одиноко, отказавшийся от общения с людьми.
Унывать - горевать, падать духом.
Отчаяние - состояние крайней безнадежности; потеря надежды на лучшее, веры в изменение нелегких жизненных обстоятельств.
Крепкий двойной частокол – оградка, часто поставленные колья.
(Просмотр фрагмента фильма - той части, которая описывает события, явившиеся причиной появления Робинзона на острове.
- Что же случилось дальше? Обратимся к фрагментам произведения, посвященным пребыванию Робинзона на необитаемом острове.
- Спастись – недостаточно! Надо было жить в неимоверных условиях и выжить. Прочитайте глаголы и выберите после чтения те, которые помогут вам ответить на вопрос:
- Что помогло Робинзону Крузо выжить на острове, на котором, кроме него, никого не было?
выбросило поселился скитался
попал перевез нападало отчаяние
(не) испугался нарубил испытывал тоску
преодолел вытесал захотел доказать
работал вбил
- На сколько групп разделены глаголы? Что они говорят о характере Робинзона?
1 ряд - первая группа глаголов помогает почувствовать случившееся с героем, представить ужасное положение, в котором Робинзон Крузо оказался.
-Составим словосочетания с каждым глаголом:
-выбросило - чем? – куда? – волной на берег;
-попал – во что? – куда? - в безвыходное положение – на необитаемый остров;
- испугался – чего? - что погибнет, что никогда не выберется отсюда.
- Но можно сказать, что и не испугался!
- преодолел – что? – препятствия, преграды.
- Какие пришлось преодолеть препятствия, узнаем.
- 2 ряд – вторая группа глаголов помогает понять, как действовал герой: не сидел без дела, использовал любую возможность, чтобы построить себе жилье, защитить себя от возможной опасности.
- 3 ряд: - третья группа слов говорит о чувствах, переживаемых Робинзоном, о состоянии его души.
- Докажем.
- Скитался – бродил в поисках чего? Пищи, удобного места для обустройства жилья.
- 2 и 3 словосочетания передают чувство безнадежности - он совсем не видел выхода. Но последнее словосочетание показывает поворот в мыслях и чувствах, настроении.
- А почему это произошло, узнаем, прочитав отрывки из текста. Если вы были внимательны к словам, то увидите главный ответ.
- Почему так много глаголов в рассказе о Робинзоне? (глаголы обозначает действия, поэтому их обилие не случайно; они подчеркивают, что Робинзон Крузо – деятельный человек, человек дела).
- Какой глагол обобщает сказанное: помогло выжить что? (он работал).
- Читаем рассказ о Робинзоне далее и увидим, как Робинзон сам себя спас – выжил.
- Как же менялись чувства и настроение Робинзона? (Думал, как бы покинуть остров; вглядывался в морскую даль – пустые надежды! – стал думать, как наладить жизнь на острове).
- Что прежде всего сделал Робинзон? А затем? (жилье, мебель, оборудовал кладовую).
- Какими словами передано настроение Робинзона, вызываемое работой? («Для меня было истинным удовольствием…»)
- Как называется 2 фрагмент из романа Д. Дефо («Дневник Робинзона»).
- Что представляет собой «дневник»? (Это жанр письменной литературы, имеющий форму посланий, писем).
- То, что написано в дневнике, предназначено только для себя. Это очень откровенные слова о делах, мыслях, чувствах самого автора. И записи, сделанные Робинзоном, многое скажут читателям, нам с вами, о характере путешественника. Прочитаем дневник, и вы скажете, что вам понравилось в нем.
Самостоятельное чтение. Обмен мнениями.
Домашнее задание: нарисовать портрет Робинзона Крузо.
2 урок
- Продолжим работу над отрывками романа Даниэля Дефо «Робинзон Крузо».
- Что вы узнали об авторе? (по материалам предыдущего урока).
- Дефо – замечательный человек. Он много читал – у него дома была прекрасная библиотека – это был великий мечтатель. Дефо любил писать о путешествиях. Давайте обратим внимание на это слово. Подберите однокоренные слова к нему (путешествие – путешественник).
-От каких слов образовалось? («путь», «шествие»).
-Каково его значение? (поездка или передвижение пешком по дальним странам).
- Дефо был хорошим сыном своей родины, заботился о ее процветании и богатстве. Сам был энергичным человеком, занимался торговлей. Роман писал о человеке, который нравился самому автору.
- Сегодня мы и поведем разговор о герое романа Даниэля Дефо.
- Какие слова, называющие Робинзона Крузо, мы поставили бы рядом? Кто он?
Герой романа,
путешественник,
отважный, смелый человек,
мореплаватель,
мореход, потерпевший крушение.
3. Вторичный синтез.
- Составим сочинение-характеристику о Робинзоне Крузо так, чтобы слушателям было ясно: герой романа Даниэля Дефо вам нравится. Внимание к плану.
План характеристики героя
1. Кто он?
2. Как выглядит?
3. Какова история его жизни?
4. Какие поступки совершает?
5. Как они его характеризуют?
6. Нравится ли автору, читателям?
- Какой тип текста составляем? (текст-рассуждение с элементами описания).
- Какова главная мысль нашего рассуждения? (Робинзон Крузо – герой романа английского писателя Д. Дефо – достиг уважения за многие качества своего характера и поступки).
Беседа по вопросам.
- Кто такой Робинзон? (используем слова, записанные на доске).
-Предлагайте начало сочинения (можно предложить готовое, предварительно обсудив детские варианты).
-Итак, кто он?
- Робинзон Крузо – герой романа английского писателя Д. Дефо. В бурю судно, на котором он плыл, получило серьезные повреждения, все моряки, кроме Робинзона, погибли, а его самого волной выбросило на берег. Это был берег небольшого острова, где не было ни одной живой души – ни человека, ни зверя. Робинзон в произведении рассказывает сам о себе, поэтому нет описания его внешности. Какой он? Я его представляю таким…
-Обратимся к портретам героя, нарисованным вами дома (устное словесное рисование или описание готовой иллюстрации).
Например. Робинзон молод, силен и закален. Это не первое его путешествие. Перевозя груз с корабля, он внимательно смотрит вдаль: что его ждет?
Высокий, красивый, мускулистый, он привык к тяжелой работе, поэтому верит в свои силы. Но таким он стал не сразу.
- Что же это за человек? Каковы его поступки? Что они говорят об этом человеке?
- Прежде чем продолжить разговор, подумаем, какое предложение будет «мостиком» к этой части? (например: «Робинзон – необыкновенный человек»)
- Почему? (Оказался в очень трудную для себя минуту один. Казалось, выхода нет. Ведь у него нет самого необходимого для жизни. Это выдержит не каждый. Трудно выйти из такого положения.)
-Ему помогает случай. Расскажите, какой.
-Итак, он не теряет времени даром, использует все, что было на корабле.
Мореход сумел обустроить себе жилище. Настойчивость, сила воли и трудолюбие победили чувство одиночества и отчаяния.
- В русском языке есть образные выражения. Прочитаем: «ясный ум», «блестящий ум», «делать с умом», «человек с головой».
- Объясните эти выражения.
Голова - /перен./ ум, рассудок.
Человек с головой – умный, рассудительный, во многом разбирающийся, во многом опытный.
Ум – способность человека мыслить, сознательно поступать.
Блестящий ум – этим выражением называют особые способности человека.
Делать с умом – рассудительно, с пониманием.
- Можно ли, говоря о Робинзоне, употребить эти выражения? (доказательства: устройство жилья, изготовление мебели, «чудо»-урожай).
-Передайте содержание получившегося рассказа (4- 5 частей).
Пример. Попав на остров, Робинзон испугался и не сразу освоился. После кораблекрушения он нуждался в помощи. Не было одежды, еду раздобыть было крайне сложно, поэтому он голодал. Ему не хватало смелости на то, чтобы войти в глушь леса. И еще много трудностей было на острове.
Но пришло время, когда ему надоело бояться, и он начал с ними безостановочно бороться. Во-первых, он перетаскал все вещи с носа корабля. Это были ружья, мушкеты, порох, картечь и другое для жизни на необитаемом острове. Во-вторых, сделал дом, развел коз, научился заниматься земледелием, стал верующим.
Из родительского дома он убежал самоуверенным в своих поступках. После всех испытаний он стал совершенно другим, изменившим свой нрав.
Он выжил и остался человеком благодаря труду и самообладанию.
Таким образом, Робинзон предстает перед нами выносливым, сильным, практичным человеком.
- Каково отношение автора к своему герою? (Рассказ ведется от 1 лица – от имени Робинзона. Это повествование проникнуто уважительным отношением автора, которое мы чувствуем. И для автора, и для нас, читателей, его жизнь на острове - образец отношения к труду). Пример Робинзона учит побеждать затруднительные обстоятельства, учит разумному отношению к природе.
- Итак, передайте целиком составленное сочинение – характеристику героя.
- А теперь посмотрим окончание фильма, и вы скажете, что же интересного вы ещё узнали о Робинзоне?
Просмотр фильма. Обсуждение.
Домашнее задание:
-Сочинение - характеристика героя романа Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».
Итог.
-Какие ценности в жизни человека провозглашает Д. Дефо?
Упорство, настойчивость, смелость помогают выдержать все испытания с честью. Разум, гуманность, милосердие делают человека человеком в любых обстоятельствах. Даже тогда, когда Робинзон жил один на острове (до появления Пятницы) и ему некому было помочь, не с кем поговорить, поделиться горем или радостью, он не озлобился, остался добрым человеком и даже к врагам своим проявил милосердие. Это и есть непреходящие ценности в жизни любого из нас.
-Кто достоин называться настоящим человеком? Можно ли это определение отнести к личности самого автора? Каким вы его себе представляете?
-Каких людей в современной жизни называют «робинзонами»?