Cinema-технологии как система не только социального, но и нравственного воспитания, осмысления не только социальных, но и нравственных проблем.
Cinema-технологии как система не только социального, но и нравственного воспитания, осмысления не только социальных, но и нравственных проблем.
Презентация урока литературы «Разговор о жестокости в 7 классе». (Разговор с героями книги В.Железникова «Чучело»: cinema-технологии как система не только социального, но и нравственного воспитания, осмысления не только социальных, но и нравственных проблем). Осмысление собственных проблем через переживание чужих, помощь в определение «своей ниши» в коллективе, в утверждении в нем, воспитание ученического коллектива.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Cinema-технологии как система не только социального, но и нравственного воспитания, осмысления не только социальных, но и нравственных проблем. »
Презентация урока литературы «Разговор о жестокости в 7 классе». (Разговор с героями книги В.Железникова «Чучело»: cinema-технологии как система не только социального, но и нравственного воспитания, осмысления не только социальных, но и нравственных проблем).
Цели: осмысление собственных проблем через переживание чужих, помощь в определение «своей ниши» в коллективе, в утверждении в нем, воспитание ученического коллектива.
I. Художественный фильм «Чучело», поставленный по книге В. Железникова «Чучело» - современный и уникальный для подростков 6-7 классов. Ведь в этом возрасте обостряется желание утвердиться в коллективе и часто – найти и очистить коллектив от ребят, в чем-то непохожих на других. Иногда – это дети с физическими недостатками (так было в моем классе), иногда – дети из «бедных» семей, неуспевающие, иногда, напротив, выдающиеся умом, способностями. И начинается: некорректные высказывания, записки, преследования, драки, бойкоты. Такую ситуацию, конечно, можно погасить авторитарным путем, но она не исчезнет, а уйдет вглубь, примет уродливые и жестокие формы. Я думаю, было необходимо ситуацию прочувствовать изнутри. Так появилась идея не только прочтения книги, но и просмотра художественного фильма « Чучело», провести театрально – психологический урок литературы « Разговор о жестокости» (Разговор с героями х/ф «Чучело»). Мы с ребятами стали классом, представленным в фильме. Роли были подобраны так, чтобы дети на себе испытали судьбу героя, часто противоположного им по характеру.
«Бывшая изгоем» стала Железной Кнопкой, «гонительница» - Леной Бессольцевой, «благополучные» - Валькой и Рыжим. (Важно, чтобы полученная роль не ранила ребенка, но в моем случае дети сами выбрали себе роли.) Атмосфера киноклуба или кинотеатра смягчает, дает игровое настроение. Я стала Маргаритой Ивановной.
II. Эпиграф урока:
Немногих, проникавших в суть вещей
И раскрывавших всем души скрижали,
Сжигали на кострах и распинали,
Как всем известно, с самых ранних дней.
Гете.
1). Мы прочитали книгу В.Железникова «Чучело», а кто-то посмотрел х/ф.
- Понравился ли вам фильм? (Не понравился?) Чем? Почему?
- Познакомимся с героями: Лена Бессольцева рассказывает о своем доме, о встрече с классом. Другие герои рассказывают о себе.
2). Разговор о жестокости.
- Что означают слова «предательство», «предатель»?
- Почему люди идут на предательство?
- Предатель ли Д. Сомов?
- Почему так больно реагируют ребята на «предательство» Ленки?
- Кто предлагает первым сжечь ее на костре?
Лена Бессольцева: рассказывает о сожжении, ребята говорят о своем участии в нем. (Звучит песня Менаны Менабде «Костер».)
Маргарита Ивановна: Сожжение на костре пришло из древности, но особенно ярко запылали костры в эпоху инквизиции, церковники жгли тех, кто мыслил по – другому. Чтение эпиграфа из Гете. Учитель зачитывает отрывок из книги Шарля де Костера «Легенда о Тиле» (сцена сожжения отца Тиля.). Каждое поколение рождало мучеников науки: сожженный на костре Джордано Бруно, представший перед судом Галилео Галилей.
- Откуда происходит жестокость? В мире много жестокости, но если бы каждый из героев не совершил подлого поступка, зла на земле было бы меньше.
- Какова вина каждого из героев, участников этой жестокости? Ребята рассказывают о жестокости в поведении каждого из героев.
- Итак, жестокость как категория определена, ее характер выяснен, но разговор был бы неполным, если бы не было «прощального слова» героям.
- А мы вовсе не плохие. Что доброго вы увидели в поступках вашего героя?
III. Ситуация конфликта пережита изнутри. Было и «страшно», и «интересно», как отзовется она в дальнейшем.
Приложение 1
Воспитательная система как событийная общность.
Событийная общность – взаимодействие детей и взрослых, возникающее как событие. Реализация принципа событийности в воспитывающей среде предполагает наличие в жизни детей ярких, эмоционально насыщенных, незабываемых дел. Эти дела становятся своеобразными вехами воспитательного процесса. В определении Л.И.Новиковой событийность – это способ постижения и завершения бытия, утверждение и выявление его ценности, значимости для человека [3].
Одной из главных задач деятельности педагогов становится сопровождение и конструирование событий детской жизни, а не манипулирование ребенком.
Форма воспитательной системы «событийной общности» предполагает взаимодействие детей и взрослых как «бытие». В такой воспитательной системе детство не подготовка к жизни, а сама жизнь».
События – это не только те дела, которые включены в план воспитательной работы школы. События рождаются спонтанно, они вызваны к необходимости самой жизнью. Это свершение, которое развивает эмоциональное отношение к происходящему.
Воспитательная система, как показали наши исследования, не всегда создает среду, адекватную задачам взросления подростков. Экспериментальная деятельность, проведенная в нашей школе, выявила (и продолжает выявлять) то, что модусом воспитательной системы как фактора взросления подростков составляют следующие педагогические условия: 1) выраженность принятых целей в смысло-образном аттракторе воспитательной системы; 2) событийность деятельности общения и отношений; 3) представленность образа взрослости; 4) наличие ниш с трофикой самостоятельности, инициативности, ответственности; 5) рефлексивность управления.
Наша школа является экспериментальной площадкой ППФ УдГУ (научный руководитель – доцент кафедры педагогики и педагогической психологии УдГУ Фиофанова О. А.) по программе «Воспитательная система школы как фактор социального взросления подростков», где разрабатываются и внедряются инновационные технологии воспитания. Показалось интересным использовать эти технологии и во время урока.
Инновационные технологии воспитания.
Технологии
Технология инициирования субъектной позиции (формирование способности осознанного выбора)
Технология самопознания (осознание себя через отношение я - другой)
CINEMA – технологии (социальное воспитание, осмысление социальных проблем)
Технологии законотворчества (организация демократического пространства)
Этапы
Фабула.
Дискуссия.
Позиционирование.
1.Проблематизация
2.Амплификация.
3.Самоанализ.
1.Этюд
2.Экспликация.
3.Рефлексия.
1.Создание демократического поля.
2.Реализация демократического права.
3.Принятие ответственности.
Формы реализации
*Дискусионные качели.
*Выбор.
*Достоинство.
* Детектор лжи.
* Портрет имени.
* Подарки.
* Советы.
* Cinema – клуб.
* Школьный кинозал.
* Кино - академия.
* Коллективное целеполагание.
* Доверенное лицо.
* Кодекс класса.
* Мастерская законотворчества.
Вместо заключения.
Образ жизни - это способ бытия в среде, а значит, одновременно и способ деятельности, общения и отношения, равно как способ познания, преобразования, присвоения и приспособления к среде, а если касаться результатов, то и способ формирования и развития личности ребенка (2). Условие событийности предполагает организацию полипозиционного пространства взаимодействия субъектов воспитательной системы. При этом образуется общность как система позиционных связей и отношений людей, вышедших из статусного взаимодействия, где место и способы действия не заданы, а впервые должны быть выстроены самим человеком.
Литература.
Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии.- М., 1994.
Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании.- М; Н. Новгород, 2002.
Фиофанова О. А. Воспитательная система школы как фактор социального взросления подростков.- Ижевск».Удмуртский университет», 2004.