"Чудный мир уральских сказов" по сказу П.П.Бажова "Каменный цветок"
"Чудный мир уральских сказов" по сказу П.П.Бажова "Каменный цветок"
ЦЕЛИ этого урока: познакомить учащихся с творчеством русского писателя П.П.Бажова, развивать способность к сравнению, сопоставлению, влиять на формирование читательских интересов. Урок начинается со стихотворения, прослушав котороке, учащиеся говорят, что разговор на уроке пойдёт об Урале, уральских мастерах. Называют самый ценный камень -малахит. Именно о нём и пойдёт речь в сказе "Каменный цветок"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Чудный мир уральских сказов" по сказу П.П.Бажова "Каменный цветок"»
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ
Чудный мир уральских сказов ( слайд 1)
ЦЕЛИ: 1. Познакомить учащихся с творчеством русского писателя П.П.Бажова.
2. Формировать коммуникативные и интеллектуальные способности.
3. Развивать способность к сравнению, сопоставлению, влиять на формирование их читательских интересов.
4.Развивать память, логическое мышление, расширять кругозор учащихся, формировать глубокий и устойчивый интерес к предмету.
5. Воспитывать культуру общения, умение выслушивать собеседника и отвечать на поставленный вопрос, формировать потребность в коллективной и индивидуальной работе.
ХОД УРОКА:
Организация класса
Прежде чем приступить к уроку, ребята, я хочу узнать ваше настроение. Перед вами на парте лежат разноцветные листочки. Поднимите тот цвет, который соответствует, как вам кажется, вашему настроению сейчас (дети поднимают листочки, по ним учитель определяет, насколько они готовы к уроку).
2. Вступительное слово учителя: (слайд 2)
Известно людям с давних пор – Так нужно ль сомневаться?- Что в глубине Уральских гор Сокровища таятся. Но самоцветных всех камней, Как радуга горящих, Сказанья древние ценней О людях настоящих, О старых русских мастерах, Об их тяжелой доле, Волшебных золотых руках, Закованных неволей.
Какова главная мысль стихотворения? А где жили эти мастера?
(Слайд 3) Могучая цепь гор прорезает с севера на юг необозримые просторы нашей страны. Это Урал, в недрах которого хранятся несметные природные богатства: золото и драгоценные камни, медь и каменный уголь, мрамор и малахит. Урал – колыбель российской тяжелой промышленности и металлургии: ещё при Петре I возникли здесь первые заводы и рудники. ЗДЕСЬ ДОБЫВАЛИ И ДОБЫВАЮТ РАЗЛИЧНЫЕ ДРАГОЦЕННЫЕ И ПОЛУДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ- самоцветы.(Слайд 4)
3.А сейчас отгадайте, о каком минерале загадка?
В стихах картину постараюсь воссоздать. Занятно мне, удастся ли кому Удачно самоцвет тот распознать. В нём навсегда застыл зелёный пламень. Красив своим рисунком минерал. Скажите, как зовётся этот камень, Во всех краях прославивший Урал?
Совершенно верно, это малахит. Вы что-нибудь знаете об этом камне? (Слайды 4-11 по ним читать)
Уральские мастера обладали секретом обработки малахита. Эта технология называется мозаичной. Срезались тоненькие пласты и подбирался рисунок. Это трудное и кропотливое дело. Никто из иностранных мастеров не мог разгадать эту технологию. Поэтому изделия, выполненные уральскими мастерами и, например, итальянскими очень различаются. У уральских мастеров узор на малахитовых изделиях не прерывается, а у мастеров других школ он как будто оборван (слайд 11)
Зачем мы так подробно говорим о малахите? Как связан этот минерал с темой нашего урока? ( Этот камень упоминается в сказе « Каменный цветок»
А сейчас разгадаем кроссворд и поймем, о ком пойдет наш разговор дальше ( слайд 16-21)
Место в руднике, где вырубают руду, каменный уголь.
Ценный камень уральских гор.
Уральские горы богаты рудой, из которой делают … Что?
Ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя.
Что мечтал сделать из камня Данила-мастер?
Среди жителей Урала было много знаменитых людей, но самое известное имя – ПавелПетровичБажов. (слайд 22)
4. Рассказ о Бажове.
Родился 27 января 1879 года в Сысерти в семье рабочего сварочного цеха Петра Бажова. Детство писателя прошло в Сысерти и Полевском (слайд 23) – старых заводских поселках. Семья Бажовых вела привычный для рабочих того времени полукрестьянский образ жизни, когда на время покоса закрывались фабрики, и шла заготовка сена, работа на огороде, заготовка грибов и ягод. Отец будущего писателя Пётр Васильевич, рабочий сварочного цеха, считался специалистом своего дела, был человеком гордым и талантливым, но отличался строптивым нравом и был непочтителен с начальством. Из-за этого семья часто переезжала с места на место, побывав на всех заводах Сысертского округа. Мать Августа Стефановна (слайд 24) кроме ведения домашнего хозяйства рукодельничала «на заказчика», была искусной кружевницей. (слайд 25)
Учитель:
А знаете ли вы, что фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище на улице мальчишечье было – Колдунков. И позже, когда Бажов стал печатать свои произведения, он подписывался одним из своих псевдонимов – Колдунков.(слайд 26)
Учитель трёхлетней земской школы заметил способного и смекалистого мальчика и посоветовал родителям учить сына дальше. Так десятилетний Бажов в 1889 г. оказался в духовном училище г. Екатеринбурга. (слайд 27) «Здесь плата за право обучения была значительно ниже против гимназий, не требовалось форменной одежды, и была система «общежитий», в которых содержание было гораздо дешевле, чем на частных квартирах», – писал в своих воспоминаниях Бажов. Закончив его в 14 лет, поступил в Пермскую духовную семинарию, где обучался ещё 6 лет (слайд 28). В 1897 г., после смерти отца, Павлу пришлось думать о заработке, отказавшись от обучения в духовной академии. С 1899 по 1917 года Бажов был учителем русского языка сначала в деревне Шайдуриха около Невьянска, затем в Екатеринбурге и в Камышлове. Много ездил по Уралу, собирал для себя «узелки на память» - народное устное творчество.В Екатеринбурге Бажов поселился в 1914 году, построив свой дом на окраине города. Сейчас это улица Чапаева. (слайд29)
МУЗПАУЗА
Учитель: Об Урале до войны знали меньше, чем сегодня. Он казался экзотическим краем, где возможна собственная мифология. Такая мифология действительно существовала. Тихими вечерами полевский сторож Василий Алексеевич Хмелинин рассказывал ребятишкам о сказочном змее Полозе и его дочерях Змеевках, о Хозяйке Медной горы, о бабке Синюшке. Он знал множество загадочных и таинственных историй ...( слайд 35)
В этой мифологии есть Малахитница, которая одним помогает, а других и наказать может.
Есть она и у Бажова, только он Малахитницу называет Медной горы Хозяйка(слайд 31) Она хранительница секретов высшего мастерства, воплощение красоты самой уральской природы.
В малахитовую шкатулкуХозяйка Медной горы положила свои драгоценности – украшения из самоцветных камней (слайд 32-33)
Перед нами сейчас другая «Малахитовая шкатулка», и она ничуть не хуже: в ней собраны чудесные, яркие, увлекательные сказы Павла Петровича Бажова. (слайд 34)
СТИХОТВОРЕНИЕ.
На дворе пурга в окно стучится.
В комнате уютно и темно,
Мне сегодня что-то вдруг
не спится.
Ночь уж на дворе стоит давно.
Начинает мама тихо сказы
О Хозяйке, что живет в горе.
Вижу я Данилушку — и сразу
Ящерки мелькнули на заре.
Вижу я, как девочка Татьяна
На шкатулку новую глядит,
Как горы Хозяйка Северьяна
Заковала в древний малахит...
И от этих сказов стало снова
На душе так чисто и светло...
В дальний домик дедушки Бажова
На Урал меня перенесло!
Учитель: Известный в то время литератор Федор Гладков, современник Бажова, признавался: "Его Малахитовую шкатулку" я читал и перечитывал. Это была действительно волшебная шкатулка, сделанная искусным умельцем, полная ослепительных драгоценностей, созданных сомобытным художником".
- Давайте сейчас приоткроем эту шкатулку и полюбуемся ее драгоценностями, полистаем страницы сказа « Каменный цветок» и познакомимся с его героями.
У каждого из вас карточки, где написаны утверждения. Напротив каждого утверждения вы должны поставить +, если утверждение верно, и – если оно неправильное.
Тест
Как звали писателя, написавшего «Каменный цветок»
А) Иван Сергеевич Крылов
Б) Андрей Платонович Платонов
В) Павел Петрович Бажов
2. Как звали героя сказа?
А) Никитушка
Б) Данилушка
В) Иванушка
3. Сколько лет было герою в самом начале сказа?
А) 10
Б) 15
В) 12
4. Прозвище героя
А) Недовыросший
Б) Недокормыш
В) Недоросший
5. Имя невесты Данилы?
А) Катя
Б) Даша
В) Настя
6. С каким камнем работал Данила?
А) алмаз
Б) изумруд
В) малахит
7. Кто первым рассказал Даниле о каменном цветке?
А) Прокопьич
Б) бабка Вихориха
В) невеста Катя
8. На какой праздник, по легенде, можно было увидеть каменный цветок?
А) Иванов день
Б)Змеиный праздник
В)Новый год
9. Чем закончился сказ?
А) Данила и Катя поженились
Б) Данила стал заниматься другим делом, а работу с камнями бросил.
В) Данила ушел из дома и больше его никто не видел.
Групповая работа: ( в конвертах на столах лежат задания по 1-6 главам)
УЧИТЕЛЬ:
- Большинство жителей уральских поселков занято камнем: кто добывает его, кто обрабатывает, кто каменную красу творит.
Однако настоящих мастеров не так много. И это не удивительно: разве могут быть целые армии настоящих художников?
Вот поэтому-то и был на виду мастер Прокопьич: "По этим делам первый. Лучше его никто не мог"
- Почему Прокопьичу приказали учить мальчиков?
(хотело заводское начальство, чтобы не ушло его мастерство вместе с ним, чтобы передал он его молодым мастерам).
Только не держались у него ученики.
- Почему? Дело было только в том, что Прокопьич не умел их учить, или еще в чем-то? (учил Прокопьич "шибко худо": "Все у него с рывка да с тычка. Но,вероятно, дело было не только в том, что Прокопьич не умел научить. Не хотели ребятишки учиться этому ремеслу, некоторые нарочно портили работу, чтобы "Прокопыч их прогнал".
Видел сразу старый мастер, у кого "глаз... неспособный, рука не несет, да и не старался особо учить этих парнишек).
- Только Данила Недокрымыш пришелся ему по душе.
- Почему? Чем выделялся Данила среди других ребятишек? Что подчеркивает Бажов в его характере?
(уже в детстве проявилась художническая натура Данилушки. Там, где другие мал ьчишки проявили рвение и сноровку, он был "тихоходом". Его влекла красота: "Букашка по листочку ползла. Сама сизенькая, а из-под крылышек у нее желтенько выглядывает, а листок широкинький ... по краям зубчики, вроде оборочки выгнуты. Тут потемнее показывает, а середка зеленая-презеленая, ровно ее сейчас выкрасили.
- Бажов подчеркивает в своем герое поэтичность, умение видеть красоту.)
- Почему из всего, чему учили Данилку, по душе ему пришлась только игра на рожке?
(музыка несла в себе красоту, дарила радость творчества и гармонию с природой, поэтому и играл пастушок с самозабвением: "И песни все незнакомые. Не то лес шумит, не то ручей журчит, пташки на всякие голоса перекликаются, а хорошо выходит".
Отдаваясь игре, Данилушка забывает обо всем на свете, " ровно и коров нет". Так и приключилась с ним беда: потерялись несколько коров, а пастухам-наказание за это.)
- Почему приказчик после этого случая решил отдать Данилку на ученье Прокопьичу?
(необыкновенное терпение, волю и мужество проявил Данилка в сцене наказания:
"Данилушка дрожит весь, слезы каплют, а молчит. Закусил губенку-то и укрепился. Так и сомлел, а словечко от него не слыхали". Вот и решил приказчик, что снесет этот парнишка все шишки и тумаки от Прокопьича, пока будет у него в ученье.)
- Но шишек и побоев ни разу не получил Данилушка от учителя, потому что понравился старому мастеру новый ученик. Чем?
(Прокопьич сразу увидел, что у него зоркий и точный взгляд художника: ведь мальчик, только подойдя к рабочему месту камнереза, заметил ошибку, допущенную старым мастером. А искренность и красота Данилки еще больше расположила старика к нему).
- Почему Прокопьич стал отцом для сироты? Как это выражается в его отношении к
мальчику?
(он решил прежде всего откормить его, поправить его здоровье. ("С его ли здоровьишком нашему мастерству учиться. Пыль, отрава - живо зачахнет. Отдохнуть бы ему
сперва, подправиться, потом учить стану. Толк, видать будет". Одел его, обул, "а к делу своему не допускал до времени". Однако Данилушка к "мастерству ... присматривался").
- Почему все ученье получалось теперь у Прокопьича без побоев, легко?
(Прокопьич видел интерес ученика к его ремеслу, и ему было приятно его учить).
- Как Прокопьич пытался уберечь своего названного сына от тяжелого труда? Почему
ему это не удалось?
(Прокопьич старался выговорить для Данилушки большие сроки для работы, чтобы тот не перетруждался, иногда сам пытался что-то сделать за него, но уберечь своего талантливого ученика от тяжелой работы не смог, так как молодость и энергия Данилушки выдали его сноровку и умение. Вот тогда и посыпались Данилушке заказы, а среди них и замысловатая чаша по барскому чертежу, над которой долго бился молодой мастер и которая пришлась ему не по душе: "Одно ему не по нраву: трудности много, а красоты ровно и нет").
Итог урока
Ученые говорят, что Урал вовсе не изучен до конца, и вполне может преподнести еще не один сюрприз, и предрекают новое рождение старым копям. А туристы, которые в последнее время особенно полюбили суровый и прекрасный северный край, с изумлением рассказывают про странную зеленую ящерку, появляющуюся словно ниоткуда, которую еще можно увидеть иной раз близ Ильмени или Гумешков. Правда это или вымысел – но Уральские горы все не скудеют самоцветами, а значит, Хозяйка все еще там и охраняет свои владения.
ПАЗЛЫ. Собрать из пазлов иллюстрацию к сказу П.П. Бажова «Каменный цветок»
Домашнее задание
Написать сочинение «Мой любимый герой сказов П.П. Бажова»