Урок по рассказу В Набокова "Рождество" разработан с использованием элементов технологии критического мышления: "вызов", "мозговой штурм", "неоконченное предложение", "синквейн".Музыкальное сопровождение урока-"Весенний вальс" Шопена.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
-Добрый день, ребята. Рада Вас видеть. Сегодня мы будем работать над рассказом В.В. Набокова «Рождество». А сейчас, обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. (Вслух зачитывается эпиграф) Расколдована тишина
Самым первым лучом рассвета.
Значит, кончилось время сна –
Значит, жизнь продолжается снова….
Беседа.
- В чем смысл данных слов? (в том, что жизнь человека продолжается, с каждым лучом света, несмотря на те жизненные трудности, которые встречаются человеку на пути).
- Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить? (о смысле жизни).
- Да, действительно мы будем говорить о смысле жизни, и на примере рассказа В.В. Набокова «Рождество» мы постараемся увидеть, как человек, которого поглотило горе, с помощью маленького чуда смог вернуться к жизни.
-Я прошу Вас открыть тетради и записать тему урока
Чудесное в рассказе В.В. Набокова «Рождество».
2.Формирование новых знаний.
-Сложно анализировать рассказ, ничего не зная о личности писателя, поэтому сейчас мы предоставим слово нашему биографу Григорию, который познакомит нас с интересными фактами жизни и творчества писателя.
1.Выступление биографа( включая слова о публикации рассказа «Рождество» (Слайды 3-6).
2.Беседа о празднике Рождество.(слайд 7). «Мозговой штурм».Кластер.
- Как вы думаете, какие слова в названии темы урока являются ключевыми? (Чудесное, Рождество)
- Какова связь между этими словами? Давайте вспомним, что за праздник – Рождество? В какое время года встречают Рождество? (Ответы учеников : зима, праздник, подарки, радость, чудеса).
- Как Вы думает, можно ли сказать, что рассказе «Рождество» присутствует одно из чудес Рождества? /Да. Зимой рождение бабочки, возвращение Слепцова к жизни/.
3. Работа над содержанием произведения...
--А сейчас, анализируя текст, мы постараемся проследить, как человека, потерявшего единственного сына, а вместе с ним и смысл жизни, сама природа возвращает к жизни.
- Но прежде чем мы приступим к работе над содержанием текста , прочитаем дневниковые записи В. Набокова и при анализе рассказа сравним их с описаниями мыслей и настроений героя рассказа.
Слайд 9-10.(дневниковые записи писателя и работа над содержанием )
-Сколько частей имеет рассказ ?Ваш вариант заглавия.
(Дом. задание) 1ч- В нежилом уголу. Застывшая капля воска. 2ч. Морозное утро. Воспоминания Слепцова 3ч.-Суровая тоска отца. В холодном доме 4ч.- Накануне рождества. Решение умереть. Чудесное рождение -Почему автор дает герою фамилию Слепцов? -В какое время года происходят события рассказа? Найдите описание морозного утра. -А что чувствует герой рассказа? (Он видит красоту зимнего сада, но не ощущает её. Ни чистые краски зимы, ни весёлые звуки морозного дня не доходят до его сознания. В художественном мире рассказа главную роль играет мотив тишины. Снег. Покой. Тишина. Безжизненность. «Он удивлялся, что ещё жив, что может чувствовать, как блестит снег. Как ноют от мороза передние зубы…» ) -Почему у главного героя такое восприятие прекрасного морозного утра? (Да, трагичнее ситуации в жизни не бывает. Дети не должны уходить из жизни раньше родителей. Это противоестественно. Не по законам природы. Это страшно. Так не должно быть. И мы понимаем чувства героя. ) 4.Групповая работа.Слайд 12. 1группа. Портретное описание отца Рассказать о жизни отца, найти детали его портрета. «…показалось его освещенное ухо и седой еж…», к складке кожи прилипла застывшая капля воска». «…сидел, словно в приемной у доктора» Определите, какой это вид портретного описания? (Фрагментарный) - Подумайте, почему автор скупо говорит о прошлом героя, показывает скупые детали портрета (какие именно и почему) (Мы не знаем, как жил этот человек. Для автора не важно, чем занимался Слепцов, сколько ему лет. Да, это добрый, честный человек. Возможно, у него нет жены, если он приехал один. Самое главное: он очень любит сына, они были друзьями). 2 группа. Рассказать о сыне Слепцова, о его характере, увлечениях. Да, это был искренний, доброжелательный мальчик, влюбчивый и робкий. Он радовался жизни, любил природу. Он увлекался велосипедом и имел серьёзное увлечение – коллекционировал бабочек. Этим занимается целая наука – энтомология. Словарная работа для всего класса: энтомология. 3 группа. Провести нас по дому Слепцова. Обратить внимание на детали. (Здесь воспоминания о радостной, счастливой жизни, и мы сочувствуем герою в его большом горе. Не случайно автор говорит, что и мебель в саванах (не в чехлах) казалась незнакомой, вместо хрустальной люстры – незвенящий мешок. Обратить внимание на детали. Что такое саван? Какое решение принял Слепцов? Он посчитал, что ему больше незачем жить. Как называется добровольный уход человека из жизни? (Суицид) Как издавна относились к этому люди, религия? (Табу) Обратить внимание на детали.
5.Анализ эпизода «Чудесное рождение». -Вспомните о символических значениях бабочки в мифологии. Слайд 13.. Продолжите фразу: «Бабочка – это…»( Да, бабочка – это символ не только красоты, хрупкости, незащищённости, но и символ духовного совершенства) Слайд 14.Найдите соответствия .(Да, бабочка – это символ не только красоты, хрупкости, незащищённости, но и символ духовного совершенства, на пути к которому лежит ряд превращений: яркая прожорливая гусеница (символизирующая жизнь) превращается в неподвижную куколку (символизирующую смерть), которая потом становится лёгкой бабочкой (символизирующей воскресение и возрождение)
Слайд 15.
-Какое чудо произошло и как оно повлияло на Слепцова ?
6.Выводы.Обобщения.
-: В.В.Набоков передает чувства отца, который потерял сына. Вместе с сыном он потерял смысл жизни. Он не понимает, зачем остался жить и решает умереть. «Смерть»,- тихо сказал Слепцов, как бы кончая длинное предложение. Зажмурился…», открыл глаза и увидел чудо! Родилась бабочка! Бабочка как возрождение души героя. Он прозрел и, вероятно, будет жить дальше. В.В.Набоков утверждает, что жизнь продолжается, красота облегчает страдание, а время лечит душевные раны. --Как вы думаете, какое слово в теме урока является главным? --Чудо, характерное для святочных рассказов, произошло? --Оптимистичен ли финал рассказа? Учитель:Рассказ «Рождество» - автобиографичен. История, рассказанная нам автором, очень похожа на жизненную ситуация самого Набокова, когда он узнал о том, что потерял отца. Слепцов – плод творческой фантазии Набокова, а вот мальчик с его влюбленностью, увлечениями бабочками и велосипедом очень похож на самого Набокова. Слепцов видит красоту зимнего сада, но снег, покой и тишина сопутствует теме смерти. Пейзаж в рассказе имеет два смысла – передает идею красоты, одновременно и размышления о смерти.
Чудо, произошедшее накануне рождества, а именно созерцание рождающейся бабочки, как бы отвлекает душу, сосредоточенную на смертельной тоске, и дает ей новое рождение. Набоков даже фамилию своему герою выбрал Слепцов от слова слепой. «Слепцов открыл глаза и увидел…». Слепой – прозрел.
7.Рефлексия. (1 мин.)
- Завершая урок, хочу узнать, что вы взяли для себя из сегодняшнего урока? Как должны относить друг к другу родные люди? Что или кто помогает человеку справиться с жизненными проблемами? Можно ли сказать, что в нашей жизни ничего просто так не происходит? Тогда что же такое чудо?
8. Синквейн «ЧУДО». (2 мин.)
9.. Домашнее задание. (1 мин)Написать сочинение – рассуждение «Чудеса в нашей жизни».