Что с нами происходит? ( урок- раздумье над страницами повести Валентина Распутина «Пожар»)
Что с нами происходит? ( урок- раздумье над страницами повести Валентина Распутина «Пожар»)
Что с нами происходит?
( урок- раздумье над страницами повести Валентина Распутина «Пожар»)
Цели:- содействовать развитию самостоятельного мышления, умению анализировать и оценивать художественное произведение,
- совершенствовать навыки самостоятельной работы с текстом, приобщать учащихся к исследовательской работе с текстом, высказывать собственное мнение о проблеме, развивать устную и письменную речь,
- способствовать нравственному воспитанию учеников, заставить их задуматься над вопросом, а так ли мы живём, как следует жить Человеку, обратившись к повести В.Распутина «Пожар».
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор с презентацией, тексты повести.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Что с нами происходит? ( урок- раздумье над страницами повести Валентина Распутина «Пожар»)»
Конспект урока литературы в 10 классе.
Тема: Что с нами происходит?
( урок- раздумье над страницами повести Валентина Распутина «Пожар»)
Автор - Сухичева Е.Л., учитель русского языка и литературы МБОУ «МСОШ»
Цели:- содействовать развитию самостоятельного мышления, умению анализировать и оценивать художественное произведение,
- совершенствовать навыки самостоятельной работы с текстом, приобщать учащихся к исследовательской работе с текстом , высказывать собственное мнение о проблеме, развивать устную и письменную речь,
- способствовать нравственному воспитанию учеников, заставить их задуматься над вопросом, а так ли мы живём, как следует жить Человеку, обратившись к повести В.Распутина «Пожар».
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор с презентацией, тексты повести.
Ход урока
Организационный момент
- Добрый день! Русская земля богата не только нефтью, газом, но прежде всего людьми, среди которых наш земляк, писатель Валентин Распутин. В марте 2015 года его не стало, но писатель жив, пока нужны его книги…Об одной из них - повести «Пожар» мы сегодня и поговорим.
Актуализация новой темы.
- Почему этот урок я назвала раздумья на страницами?( заставляет задуматься, найти ответы на вопросы)
- Какие вопросы вы можете задать сами себе после прочтения произведения? ( Почему мы такие? Что с нами происходит- Алёна, жена главного героя)
- Пусть они и будут теми важными вопросами, на которые мы постараемся найти ответы у Валентина Распутина.
- Посмотрите видеофрагмент «Пожар» и составьте ассоциации к слову «пожар»
( горе, беда, огонь, сплочение, тревога, правда, для писателя - способ задуматься о наболевшем)
- Случаен ли выбор в качестве заглавия произведения именно этого слова?
Нет. Не случаен. 1. Основные события повести разворачиваются во время борьбы с пожаром на складах леспромхоза. «Перед глазами всё смешалось – пожар изнутри и пожар настоящий, те и другие наплывали и пылали одновременно» 2. Пожар, бушующий в исстрадавшей душе главного героя. 3. И самый страшный «пожар» в современном обществе – бездуховность людей.
Анализ текста.
- Опишите, где происходит действие повести с помощью кластера.
Сосновка
Сосновка: неуютный и неопрятный посёлок, разбитая техника, временное пристанище, вырубка леса, грязь, тишина как на кладбище, варвары. Вывод: даже сосновцы не считают её домом.
- Докажите примерами из текста, что люди, живущие здесь, такие же как и земля.
- Чем от них отличается главный герой повести - Иван Петрович?
- Почему Иван Петрович каждый день вот уже двадцать лет после того, как переселился в Сосновку, вспоминает родную Егоровку?
- Чем она близка ему? (гл.6,15)
Егоров прожил в Егоровке до переезда в Сосновку всю жизнь ( он лишь однажды из неё отлучился: на войну) и видел, что «она работницей была не последней, на матушку Россию работала», она дорога ему как память о юности.
- Егоровка помогла выжить в голодные годы, а выжили все и выстояли потому, что держались все миром, горе и радость встречали не в одиночку.
- Егоровцы жили по своим неписаным нравственным законам, и не было ни воров, ни пьяниц. Олицетворением нравственного духа егоровцев являются такие люди, как дядя Миша Хампо, для которого существует один «устав» - «чужого не трожь». И наконец, в Егоровке Иван Петрович был хлеборобом, привык ценить тяжёлый труд земледельца и находить в нём радость. Эта благородная привычка осталась в нём на всю жизнь.
4. Аналитическое чтение сцены пожара.
- Что же высветил пожар? Кто как вёл себя во время пожара?
Давайте вглядимся в лица тех, кто прибежал на пожар.
= Подумайте: - о чём свидетельствуют их поступки, дайте им оценку. (гл.8,15,18)
(На пожаре немного тех, кто рискуя собой, отстаивает народное добро до конца, - это «горячий пожилой человек» Водников Борис Тимофеевич, «отчаянная душа» Афоня Бронников, «человек надёжный» Семён Кольцов, Тепляков, дядя Миша Хампо и Иван Петрович с женой Алёной. Все они на огонь идут, как в атаку: «Как ни занят, как ни употреблён был в деле Иван Петрович, он успел подумать, что так вот, вынося, выкрикивая себя из себя, может человек, только бросаясь в атаку, бросаясь убивать или вынужденный разрушать, как они теперь, и что не придёт же человеку в голову ором орать по-звериному, когда он, к примеру, сеет хлеб или косит траву для скота», «всё так же запахиваясь телогрейкой и выглядывая из-под неё, как из-под щита», «приступом направился к раскалённой стене».
Истинным труженикам и спасателям народного добра противопоставлены те, кто пришёл на пожар «погреть руки» на чужом горе. Так, с первого взгляда, архаровцы работают с азартом, вдохновенно, но работают там, где можно поживиться. Когда прозвучала команда ломать дверь, «архаровцы действовали быстро и ловко, будто они всю жизнь только этим и занимались, что ломали запоры, эта работёнка была по ним… водка сделала своё дело – люди перестали думать о собственной жизни: «Одного парня, с которым сбивали крышу, а после вытаскивали масло, Иван Петрович вытащил из пепла, когда он уже ничего не соображал. Выхватил и опустил на дорогу, где тот и устроился с ночевой на мешке. Другого… кто-то выпихнул изнутри, как мешок, и, пока вился он среди мешков и устраивался на ноги, заметил Иван Петрович на нём новые, неразношенные валенки»…
Пока Иван Петрович и Афоня пытались спасти муку, крупу, масло, архаровцы первым делом набросились на водку. Кто-то пробежал в новых валенках, взятых на складе, кто-то натягивал на себя новую одежду; Клавка Стригунова ворует драгоценности, «полные карманы набила маленькими коробочками». «Что ж это делается-то, Иван?! Что делается?! Все тащат!» — в испуге восклицает жена Егорова, Алена, не понимающая, как вместе с пожаром могут дотла сгорать и такие человеческие качества, как порядочность, совесть, честность. И если б только архаровцы волокли всё, что на глаза попадётся, но ведь и свои, сосновские тоже: «Старуха, за которой ничего похожего никогда не водилось, подбирала выброшенные со двора бутылки – и уж, конечно, не пустые», однорукий Савелий таскал мешки с мукой прямиком в собственную баню.
- Как сам автор помогает нам ответить на вопрос, почему люди в трудную минуту ведут себя не по-человечески? (“Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом”)
5. Подведение итогов.
- - Чем заканчивается повесть?
В повести звучит один из вечных русских вопросов: “Что делать?” Но на него нет ответа. Герой, решивший уйти из Сосновки, не находит успокоения. Финал повести невозможно читать без волнения. “Идёт по весенней земле маленький заблудившийся человек, отчаявшийся найти свой дом…”
“Молчит, не то встречая, не то провожая его, земля.
Молчит земля.
Что ты есть, молчаливая наша земля, доколе молчишь ты?
И разве молчишь ты?”
Этими вопросами заканчивается повесть, похожая на болевой вопрос, который задаёт жизнь. Кроме нас, на него никто не ответит. Время идёт, земля ждёт. О своём доме мы должны позаботиться сами и не дать ему запылать.
— Как вы поняли смысл финала повести?
После пожара Егоров идёт в лес, чтобы, оставшись наедине с природой, разобраться в себе. Валентин Распутин не пишет о том, уедет ли герой к сыну в Хабаровский край или останется в Сосновке. Это типично для его творчества. Лично мне кажется, что останется. Егоров чувствовал, как "легко, освобождённо и ровно шагалось ему… будто вынесло его наконец на верную дорогу”. Случай с пожаром показал, что сама земля уже в агонии, она переполнена страданиями. И если не будет у неё защитника, то погибнет она, а вместе с ней и всё человечество. "Никакая земля не бывает безродной”. "Что ты есть, молчаливая наша земля, доколе молчишь ты? И разве молчишь ты?” — этими словами заканчивается повесть, похожая на болевой вопрос, который задаёт сама жизнь. Кроме нас на него никто не ответит. Время идёт, земля ждёт.
- Вернемся к вопросам, поставленным в начале нашего урока?
- Так что же случилось в мире? Почему люди теряют свою душу?
(люди теряют свой дом, свою землю, следовательно, теряют человеческую жизнь, а с ней и душу)
6. Рефлексия.
Мне кажется, что сам писатель дает нам в повести рецепт от бездушия, попробуем его найти.
Каким должен быть настоящий человек? ( заполнение дерева )
7. Домашнее задание.
Я уверена, что повесть не оставила вас равнодушными, и не все мысли и чувства вы смогли высказать на уроке. Продолжите это дома.