kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Что помогло цветку выжить: упрямство, воля к жизни или что-то другое?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

        ТЕМА: «Что помогло цветку выжить: упрямство, воля к жизни или что-то другое?» (ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ А.П.ПЛАТОНОВА «НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК»)

  ЦЕЛИ:

1.Отработка умения анализировать образ героя художественного произведения.

2. Формирование у учащихся деятельного отношения  к жизни, убеждения в том, что всё хорошее достигается большим трудом.

3. Осознание того, как важно быть внимательным к окружающему нас миру.

4.Выработка умения ориентироваться в тексте художественного произведения, обучение навыкам выразительного чтения.

5.Воспитание  любви к прекрасному

                       ОБОРУДОВАНИЕ  УРОКА.

Тексты сказки на каждый стол, бумага, карандаши, фломастеры, музыка, презентация, компоненты анализа образа, характеристика цветка  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Что помогло цветку выжить: упрямство, воля к жизни или что-то другое?»»

ТЕМА: «Что помогло цветку выжить: упрямство, воля к жизни или что-то другое?» (ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ А.П.ПЛАТОНОВА «НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК»)

ЦЕЛИ:

1..Отработка умения анализировать образ героя художественного произведения.

2. Формирование у учащихся деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что всё хорошее достигается большим трудом.

3. Осознание того, как важно быть внимательным к окружающему нас миру.

4.Выработка умения ориентироваться в тексте художественного произведения, обучение навыкам выразительного чтения.

5.Воспитание любви к прекрасному

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА.

Тексты сказки на каждый стол, бумага, карандаши, фломастеры, музыка, презентация, компоненты анализа образа, характеристика цветка

ХОД УРОКА.

Звучит музыка, на экране появляются слайды с изображением цветов. Со звонком музыка чуть приглушается.

- Добрый день, ребята! Я рада нашей встрече сегодня в этот прекрасный февральский день. Давайте подарим друг другу хорошее настроение и улыбнемся всем.

- А сейчас внимание на экран. Посмотрите, пожалуйста, представленные здесь слайды и подумайте, что их объединяет (показ слайдов)

- Так что же объединяет все эти слайды? (красивые цветы)

- Что нужно, чтобы они были такими прекрасными? (уход)

- Может ли быть такое, чтобы за цветами не ухаживали, а они выглядели просто великолепно?

-Что помогает им стать такими?

(достаточное количество тепла, влаги, плодородная почва…)

- Я не случайно задала такой вопрос, ведь тема нашего урока сегодня звучит так: «Что помогает цветку выжить: упрямство, воля к жизни или что-то другое?» (ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ А.П.ПЛАТОНОВА «НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК») (слайд)

- Еще раз внимательно прочитайте тему урока и определите цель нашего разговора

Нам сегодня предстоит узнать, кто он - Неизвестный цветок? Каков он? Как ему удалось выжить? какую роль он сыграл в жизни героев, чему у него можно научиться)

- Для того чтобы ответить на поставленные вопросы, я предлагаю работать по следующему плану:

- жанр имя героя условия жизни внешность отношение других персонажей отношение автора отношение читателей (вывешивается на доску или слайд)


1. Первичное восприятие.

- Я уверена, что каждый прочитал это произведение и сейчас готов назвать героев этой сказки - были

- Кого из героев можно назвать главным? (неизвестный цветок, Даша)

(дети называют, а я на доску вывешиваю таблички с именами героев)


Жанр

- Как Платонов определяет жанр произведения? (быль-сказка)

- Что в этом произведении сказочного? (сказочное начало, история о том, как рос цветок, преодолевая трудности, цветок воспринимается как живое существо, способное мыслить, разговаривать, испытывать боль, радость)

- Почему автору понадобилась включать элементы сказки? (чтобы читатель мог лучше прочувствовать мысли, чувства, цветка, его душу)

- А что такое быль?

- Что здесь можно назвать былью? (повествование о Даше и детях)

- Какую роль играет жанр этого произведения? (помогает глубже понять мир героя, его характер,

МО учителя

Анализ жанра произведения помогает понять, что цветок необычный – живой, способный чувствовать, говорить.

цветок необычный – живой – характеристика №1


Имя

- О чём говорит название «Неизвестный цветок»

( Это значит то, что о нём никому ничего не известно.

- От него нет никакой вести. Корень слова неизвестный -вест-.

Даша: «Никто и не знал, что он есть на земле»,


Характеристика №2 - никто не знал о его существовании


Характеристика героя через его действия, поступки

(место, где рос, условия жизни)

- Как выглядело место, где вырос цветок?

- Что такое пустырь?

- Найдите и зачитайте, каковы были условия жизни цветка? (работа по тексту)

Так значит, какие черты характера присущи цветку?


характеристика№3. трудолюбивый, сила воли, упрямый, целеустремленный, терпеливый, старательный, жизнелюбивый, труд души)

Несмотря на трудности, цветок еще радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев


Внешность

- Найдите строчки, рассказывающие о его внешности.

- Почему жилки листьев были разного цвета?

- Прочитайте, как выглядел цветок в середине лета?

- Какое художественное средство использует Платонов, рассказывая о цветке?

- Почему сравнивает со звездой, с живым мерцающим огнем? Значит, цветок красивый, необычный, дарит жизнь всему окружающему

Характеристика №4 - красивый, необычный, дарит жизнь всему окружающему


Отношение других персонажей

Даша

- Почему Даша оказалась около пустыря? (слайд)

- В каком она была настроении? Почему?

- Как Даша справилась с чувством грусти?

- Что такое благоухание? (аромат, приятный запах)

- О чем вспомнила Даша, почувствовав аромат неизвестного цветка? (о сказке, которую ей рассказывала мать)

- Давайте прочитаем по ролям разговор цветка с Дашей (Даша, цветок, автор) и подумаем, какими чувствами наполнены эти строчки? Почему?

- Что можно сказать о цветке на основании этого диалога? (одинокий, ни на кого не похожий)

Характеристика №5 - одинокий, ни на кого не похожий)


- Чем закончился их разговор? (она его поцеловала)

- Почему Даша поцеловала его в светящуюся головку? (она поняла его печаль, хотела, чтобы он почувствовал, что его любят. Девочка оценила трудолюбие цветка, она сумела услышать голос маленькой неизвестной жизни, увидеть то, чего никто не замечал

- Каково отношение Даши к цветку? (изображаем на схеме – деятельное сострадание)

Сочувствие, сопереживание, сострадание - это важные свойства человеческой души. Но проявлять эти свойства можно по-разному. В чем проявилось сострадание Даши?

9. Какое чувство вызвала у вас Даша, совершившая "открытие" маленькой незнакомой жизни, сделавшая шаг навстречу одинокой душе, сумевшая увидеть то, что никто до нее не замечал?


Дети из лагеря

- Почему они захотели удобрить землю? (чтобы и на пустыре земля была доброй) Ребята хотели быть справедливыми, они надеялись, что маленький цветок, неизвестный по имени, отдохнёт, а из семян вырастут «самые лучшие, сияющие светом цветы, которых нету нигде».)

- Каково их отношение к цветку и к природе в целом? (схема)

- Как бы вы поступили на их месте?

Цветок-сын

- Как земля отблагодарила ребят? (по тексту) На следующий год пустырь зарос травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки.)

- Каким был новый цветок?

- Почему цветок-сын был лучше, прекраснее отца? (родство, корни сделали его таким)

У каждого из нас тоже есть корни – это наша семья. Всегда нужно помнить о ней, ведь именно она дарит нам жизнь, отдавая все лучшее.

Отношение автора

- В ходе беседы мы узнали, каково отношение героев к неизвестному цветку, а как же к нему относится автор? (восхищается)

Отношение читателей


- Мне хочется узнать, как вы относитесь к незнакомому цветку, жизнь которого стала нам теперь знакомой?

А сделаем мы это в форме небольшой творческой работы.

Творческая работа.

В течение нескольких минут попробуйте символически изобразить внутренний мир героя таким, каким его увидели вы, а потом прокомментируйте свой рисунок.

(Выступления детей)

- Мы очень многое узнали о цветке, а теперь давайте вернемся к теме урока и попытаемся ответить на поставленный вопрос: Что помогло цветку выжить: упрямство, воля к жизни или что-то другое?»

(рассуждения)

- Скажите, о чем это произведение?

- Какова идея сказки?

А.Платонов в своей сказке утверждает, что надо много трудиться, чтобы не умереть, чтобы светить живым огнём другим и звать к себе безмолвным голосом радости жизни. Чтобы жить и светиться, надо много трудиться (слайд)

- Актуальна ли идея произведения Платонова в наши дни?

Я желаю, чтобы ваши сердца всегда были открыты для прекрасного, для людей, чтобы каждый из нас в этой жизни подарил другим радость, счастье, новую жизнь, как тот неизвестный цветок, придуманный А.Платоновым.

Рефлексия

- А теперь давайте создадим свой цветок, не похожий ни на какой другой. У вас на столе лежат лепестки разного цвета, выберите тот, который соответствует вашему настроению, а я сейчас помогу сделать необычный цветок.

- Молодцы, я довольна вами, благодарю вас за работу.

Оценки




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
«Что помогло цветку выжить: упрямство, воля к жизни или что-то другое?»

Автор: Гилева Людмила Викторовна

Дата: 10.01.2016

Номер свидетельства: 274748


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства