kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Читательская конференция по повести А.Приставкина "Ночевала тучка золотая"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Читательская конференция по повести А.И.Приставкина

«Ночевала тучка золотая…» (1981г. – 1988г.)

Посвящаю эту повесть всем ее друзьям,

кто принял как свое личное

это беспризорное дитя литературы

и не дал ее автору впасть в отчаяние.

А.И.Приставкин

Повести «Судный день», «Ночевала тучка золотая», «Мимо острова Буяна» - эти произведения показывают трудную военную юность подростков, работающих на танковом заводе, судьбу детдомовцев из Подмосковья, увезенных на Кавказ.

Вопросы для обсуждения (были даны заранее):

  1. Жизнь детдомовцев в военные годы.
  2. Эвакуация детей на Кавказ.
  3. Работа ребят на консервном заводе.
  4. Регина Петровна в повести.
  5. Гибель Сашки.
  6. Колька и Алхузур в повести.

 

Цель урока - конференции: разобраться в сложности исторических событий, доказать необходимость человеческого братства, убедить, что даже в жестоких условиях человек способен на благородство.

Задача учителя - раскрыть перед учащимися трагедию военного, голодного и бездомного детства.

План урока – конференции:

  1. Биографическая справка.
  2. История создания повести.
  3. Основные проблемы произведения:
  • проявление характера человека в сложных ситуациях военного времени;
  • раскрытие сути пословицы "Кому война, а кому мать родна";
  • причины возникновения национальных конфликтов;
  1. Смысл названия повести.

Ход урока.

  1. Биографическая справка.

Подлинность и достоверность событий повести подтверждается биографией ее автора, совпадающей с судьбой Кузьменышей.

Родился А. И. Приставкин 17.10.1931 года, жил в Люберцах Московской области. Воспитывался в детдоме. В интервью газете "Труд" отмечал: "Чтобы не умереть с голоду - воровали. Мы прятали друг друга и защищали. А кто нас защитил бы еще? Я защищал татарина Мусу. Муса защищал меня. Еще у меня был близкий друг чеченец. И армянин Кристик. Я дружил с ногайцем, дружил с девочкой - немкой по фамилии Гросс. В Томилинском детдоме моим лучшим другом был еврей Мотя. И я не придумал объединение моих героев. Вот так же и мы в детстве объединялись и выручали друг друга, чтобы выжить". Все попытки Приставкина забыть голодное детдомовское детство были безуспешны - боль оказалась непроходящей.

Начинал писать А. Приставкин с 1954 года. Литературное творчество настолько его увлекло, что он закончил в 1959 году Литературный институт и много работал над первыми повестями "Маленькие рассказы" - о военном детстве.

Тема молодежи нашла свое отражение в произведениях "Мои современники", "Страна Лэпия", "Три жизни", "Костры в тайге", "Голубка". Последняя повесть была экранизирована, одну из героинь играла актриса  драматического театра Е. Раппопорт. В момент написания повести она не могла быть опубликована, как и "Дети Арбата" А. Рыбакова, "Белые одежды" В. Дудинцева, "Зубр" Д. Гранина, "Исчезновение" Ю. Трифонова.

Понять причины этому поможет прочтение следующих публикаций:

  1. Ф. Кузнецов, Ю. Поляков. Минувшее: полная правда! - "Литературная газета", - 1987, 30.IX.

2. Материалы Всесоюзной творческой конференции: "Великий Октябрь: социалистический интернационализм, советская литература". "Литературная газета", - 1987, - 7.Х.

3. А. Латынина. Одна неправда нам в убыток. - "Литературная газета", - 1987, 15.IV.

4. Н. Кардин. Нас было двое: брат и я. - "Литературное обозрение", - 1987. - N 9.

5. П. Голик. В поисках большой прозы. - "Правда", - 1963 г., 20.Х. А. Клитко. О прозе, по преимуществу лирической. - "Наш современник", 1965, N 3.

6. Е. Полякова. Сто тысяч Смирновых. - "Новый мир", - 1967, N 12.

7. А. Горловский. Роман и его содержание. - "Дружба народов", 1968, N 3.

3. Приступая к анализу повести, отметим, что в "Тучке" изображается мир взрослых и мир детей. Какие-то жизненные вопросы они решают совместно, в решении других - у них полярные точки зрения. Посмотрим, каким представлен в повести мир детства.

 

 

Что особенного поразило в жизни детдомовцев, какие моменты об этом говорят? (Отношение директора: выдан 1 паек вместо 5 пайков. Эвакуация. Инфекционные болезни. Болезнь Кольки, где проявляются кровное родство,  братство детей).

Жизнь заставляет хитрить, ловить, воровать, Встреча с Ильей-проводником, который выгоду ищет для себя. Кощунственное отношение Ильи к детям: попойка детей, не поставил на правильный путь, а извлек выгоду.

Работа на консервном заводе.

- Кавказ. Консервный завод. Переселение стремление избавиться от лишних ртов, а не только накормить.

- Жизнь намного лучше.

- Питание. Воровство.

Отношение рабочих к детям.

Сочувственно: тетка Зина подкармливала консервами, но воровали.

На какую землю приехали Кузьменыши? (Плодородная. Земля пропитана кровью, враждой между чеченцами и русскими).

В чем выражалась вражда? (Дагестанцы совершали поджоги (сожгли Веру, ребята ее очень любили), набеги , убийство. Обстановка усложнилась.).

Регина Петровна в повести.

Доброта, привлекательная внешность (Шахерезада из сказок). Заботливое отношение к детям. Единственное светлое пятно в повести.

Чем еще привлекала?

Кормила, ходили в гости, сроднились, считала за своих. Они узнали, что такое день рождения, подарки, материнская ласка, не раскрыла их воровство, хотя знала об этом.

Регина Петровна устроила впервые им праздник.

Демьян и Регина Петровна.

В какой момент нужна была Регина Петровна? (Когда Колька лишился брата).

Мог ли Колька простить Регину Петровну? (В тяжелый момент бросила их).

Почему Колька не простил Регине Петровне ее отъезд?

Как Колька постигает смерть брата?

Мальчик от ужасов пережитого превращается в старика: "Ему вдруг стало холодно и больно, не хватало дыхания. Все оцепенело в нём, до самых кончиков рук и ног. Он даже не смог стоять, а опустился на траву. Страшная отрешенность владела им. Он будто не был самим собой, но все при этом помнил и видел. Заорал, завыл, закричал... Наверное, он сильно кричал - он кричал на всю деревню, на всю долину; окажись рядом хоть одно живое существо, оно бежало бы в страхе... Но голос его иссяк, он запнулся и упал в пыль... Сел, отряхивая пыль с головы, вытирая лицо рукавом. Все, что он делал дальше, было вроде бы продуманным, логичным, хотя поступал он так, мало что осознавая. Колька направился по дороге к колонии, ни от кого не прячась и не оберегаясь.

Все худшее, что могло бы с ним случиться, он знал, уже случилось".

Почему он Сашку положил в ящик?

Колька не хоронит брата. Он отправляет его, как и мечталось, в путешествие, положив в ящик под вагоном. Взрослая мысль о захоронении не приходит к мальчику. Воспаленный мозг подсказывает будущее живому Сашке, о мертвом Колька не может думать, разговаривая с телом брата Ощущение слитности не проходит, и на вопрос Ильи: "Ты Колька или Сашка?" - отвечает: "Я - обои".

Приставкин о сцене прощания Кузьменышей пишет сухо, даже скучно. Но пробирает оторопь, как представишь себе последний приют мальчика и человека, который обнаружит маленькое, истерзанное тело. Так не стало 11-летнего человечка. Кажется, только одного из многих миллионов, которых забрала война. Но ведь это часть другого Кузьменыша.

Зачем убивают друг друга люди, если все братья.

Вспоминает стихи (их читал Саша).

Безмерное горе для Кольки.

 Колька и Алхузур.

1. При каких обстоятельствах встретились Колька и Алхузур? (Алхузур спасает Кольку от смерти.)

2. Почему называет именем брата? (Почему побратались?)

3. Какую мысль преследовал автор, показав их братство? (Между 2 огней, защищает от чеченов, они спасают друг друга от смерти).

4. Воспитательное значение повести.

Кто вспомнил о Сашке? (только Колька).

Чтение стихотворения «Ночевала тучка золотая…»

«Спасибо товарищу Сталину

За наше счастливое детство».

Кощунственно звучат слова.

Кто вспомнит о Сашке? – Один Колька.

Укор взрослому миру за страдания детей.

Взрослые воюют, а почему дети дружат? Не поймут, почему это происходит. Можно же не убивать.

Политика по отношению к нациям.

Повесть – укор взрослым за страдания детей.

Страдают не только русские дети, но и детей чеченцев тоже везут куда-то.

Своевременная ли проблема, поднятая в повести?

Повесть написана в 1981г., напечатана в 1987г.

Что особенно поразило?

Смысл названия повести «Ночевала тучка золотая…»

5. Обобщение учителем.

6.  Домашнее задание (на выбор):

-нарисовать титульный лист или иллюстрацию к повести.

- составить список книг на тему: "Дети войны"

- любителям поэзии выучить стихотворение на эту тему

- письменно (на выбор):

- о чём не сказали на уроке

- "размышляя над повестью"

- Не плачь, Колька!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Читательская конференция по повести А.Приставкина "Ночевала тучка золотая" »

Читательская конференция по повести А.И.Приставкина

«Ночевала тучка золотая…» (1981г. – 1988г.)

Посвящаю эту повесть всем ее друзьям,

кто принял как свое личное

это беспризорное дитя литературы

и не дал ее автору впасть в отчаяние.

А.И.Приставкин

Повести «Судный день», «Ночевала тучка золотая», «Мимо острова Буяна» - эти произведения показывают трудную военную юность подростков, работающих на танковом заводе, судьбу детдомовцев из Подмосковья, увезенных на Кавказ.

Вопросы для обсуждения (были даны заранее):

  1. Жизнь детдомовцев в военные годы.

  2. Эвакуация детей на Кавказ.

  3. Работа ребят на консервном заводе.

  4. Регина Петровна в повести.

  5. Гибель Сашки.

  6. Колька и Алхузур в повести.



Цель урока - конференции: разобраться в сложности исторических событий, доказать необходимость человеческого братства, убедить, что даже в жестоких условиях человек способен на благородство.

Задача учителя - раскрыть перед учащимися трагедию военного, голодного и бездомного детства.

План урока – конференции:

  1. Биографическая справка.

  2. История создания повести.

  3. Основные проблемы произведения:

  • проявление характера человека в сложных ситуациях военного времени;

  • раскрытие сути пословицы "Кому война, а кому мать родна";

  • причины возникновения национальных конфликтов;

  1. Смысл названия повести.

Ход урока.

  1. Биографическая справка.

Подлинность и достоверность событий повести подтверждается биографией ее автора, совпадающей с судьбой Кузьменышей.

Родился А. И. Приставкин 17.10.1931 года, жил в Люберцах Московской области. Воспитывался в детдоме. В интервью газете "Труд" отмечал: "Чтобы не умереть с голоду - воровали. Мы прятали друг друга и защищали. А кто нас защитил бы еще? Я защищал татарина Мусу. Муса защищал меня. Еще у меня был близкий друг чеченец. И армянин Кристик. Я дружил с ногайцем, дружил с девочкой - немкой по фамилии Гросс. В Томилинском детдоме моим лучшим другом был еврей Мотя. И я не придумал объединение моих героев. Вот так же и мы в детстве объединялись и выручали друг друга, чтобы выжить". Все попытки Приставкина забыть голодное детдомовское детство были безуспешны - боль оказалась непроходящей.

Начинал писать А. Приставкин с 1954 года. Литературное творчество настолько его увлекло, что он закончил в 1959 году Литературный институт и много работал над первыми повестями "Маленькие рассказы" - о военном детстве.

Тема молодежи нашла свое отражение в произведениях "Мои современники", "Страна Лэпия", "Три жизни", "Костры в тайге", "Голубка". Последняя повесть была экранизирована, одну из героинь играла актриса драматического театра Е. Раппопорт. В момент написания повести она не могла быть опубликована, как и "Дети Арбата" А. Рыбакова, "Белые одежды" В. Дудинцева, "Зубр" Д. Гранина, "Исчезновение" Ю. Трифонова.

Понять причины этому поможет прочтение следующих публикаций:

  1. Ф. Кузнецов, Ю. Поляков. Минувшее: полная правда! - "Литературная газета", - 1987, 30.IX.

2. Материалы Всесоюзной творческой конференции: "Великий Октябрь: социалистический интернационализм, советская литература". "Литературная газета", - 1987, - 7.Х.

3. А. Латынина. Одна неправда нам в убыток. - "Литературная газета", - 1987, 15.IV.

4. Н. Кардин. Нас было двое: брат и я. - "Литературное обозрение", - 1987. - N 9.

5. П. Голик. В поисках большой прозы. - "Правда", - 1963 г., 20.Х. А. Клитко. О прозе, по преимуществу лирической. - "Наш современник", 1965, N 3.

6. Е. Полякова. Сто тысяч Смирновых. - "Новый мир", - 1967, N 12.

7. А. Горловский. Роман и его содержание. - "Дружба народов", 1968, N 3.

3. Приступая к анализу повести, отметим, что в "Тучке" изображается мир взрослых и мир детей. Какие-то жизненные вопросы они решают совместно, в решении других - у них полярные точки зрения. Посмотрим, каким представлен в повести мир детства.





Что особенного поразило в жизни детдомовцев, какие моменты об этом говорят? (Отношение директора: выдан 1 паек вместо 5 пайков. Эвакуация. Инфекционные болезни. Болезнь Кольки, где проявляются кровное родство, братство детей).

Жизнь заставляет хитрить, ловить, воровать, Встреча с Ильей-проводником, который выгоду ищет для себя. Кощунственное отношение Ильи к детям: попойка детей, не поставил на правильный путь, а извлек выгоду.

Работа на консервном заводе.

- Кавказ. Консервный завод. Переселение стремление избавиться от лишних ртов, а не только накормить.

- Жизнь намного лучше.

- Питание. Воровство.

Отношение рабочих к детям.

Сочувственно: тетка Зина подкармливала консервами, но воровали.

На какую землю приехали Кузьменыши? (Плодородная. Земля пропитана кровью, враждой между чеченцами и русскими).

В чем выражалась вражда? (Дагестанцы совершали поджоги (сожгли Веру, ребята ее очень любили), набеги , убийство. Обстановка усложнилась.).

Регина Петровна в повести.

Доброта, привлекательная внешность (Шахерезада из сказок). Заботливое отношение к детям. Единственное светлое пятно в повести.

Чем еще привлекала?

Кормила, ходили в гости, сроднились, считала за своих. Они узнали, что такое день рождения, подарки, материнская ласка, не раскрыла их воровство, хотя знала об этом.

Регина Петровна устроила впервые им праздник.

Демьян и Регина Петровна.

В какой момент нужна была Регина Петровна? (Когда Колька лишился брата).

Мог ли Колька простить Регину Петровну? (В тяжелый момент бросила их).

Почему Колька не простил Регине Петровне ее отъезд?

Как Колька постигает смерть брата?

Мальчик от ужасов пережитого превращается в старика: "Ему вдруг стало холодно и больно, не хватало дыхания. Все оцепенело в нём, до самых кончиков рук и ног. Он даже не смог стоять, а опустился на траву. Страшная отрешенность владела им. Он будто не был самим собой, но все при этом помнил и видел. Заорал, завыл, закричал... Наверное, он сильно кричал - он кричал на всю деревню, на всю долину; окажись рядом хоть одно живое существо, оно бежало бы в страхе... Но голос его иссяк, он запнулся и упал в пыль... Сел, отряхивая пыль с головы, вытирая лицо рукавом. Все, что он делал дальше, было вроде бы продуманным, логичным, хотя поступал он так, мало что осознавая. Колька направился по дороге к колонии, ни от кого не прячась и не оберегаясь.

Все худшее, что могло бы с ним случиться, он знал, уже случилось".

Почему он Сашку положил в ящик?

Колька не хоронит брата. Он отправляет его, как и мечталось, в путешествие, положив в ящик под вагоном. Взрослая мысль о захоронении не приходит к мальчику. Воспаленный мозг подсказывает будущее живому Сашке, о мертвом Колька не может думать, разговаривая с телом брата Ощущение слитности не проходит, и на вопрос Ильи: "Ты Колька или Сашка?" - отвечает: "Я - обои".

Приставкин о сцене прощания Кузьменышей пишет сухо, даже скучно. Но пробирает оторопь, как представишь себе последний приют мальчика и человека, который обнаружит маленькое, истерзанное тело. Так не стало 11-летнего человечка. Кажется, только одного из многих миллионов, которых забрала война. Но ведь это часть другого Кузьменыша.

Зачем убивают друг друга люди, если все братья.

Вспоминает стихи (их читал Саша).

Безмерное горе для Кольки.

Колька и Алхузур.

1. При каких обстоятельствах встретились Колька и Алхузур? (Алхузур спасает Кольку от смерти.)

2. Почему называет именем брата? (Почему побратались?)

3. Какую мысль преследовал автор, показав их братство? (Между 2 огней, защищает от чеченов, они спасают друг друга от смерти).

4. Воспитательное значение повести.

Кто вспомнил о Сашке? (только Колька).

Чтение стихотворения «Ночевала тучка золотая…»

«Спасибо товарищу Сталину

За наше счастливое детство».

Кощунственно звучат слова.

Кто вспомнит о Сашке? – Один Колька.

Укор взрослому миру за страдания детей.

Взрослые воюют, а почему дети дружат? Не поймут, почему это происходит. Можно же не убивать.

Политика по отношению к нациям.

Повесть – укор взрослым за страдания детей.

Страдают не только русские дети, но и детей чеченцев тоже везут куда-то.

Своевременная ли проблема, поднятая в повести?

Повесть написана в 1981г., напечатана в 1987г.

Что особенно поразило?

Смысл названия повести «Ночевала тучка золотая…»

5. Обобщение учителем.

6. Домашнее задание (на выбор):

-нарисовать титульный лист или иллюстрацию к повести.

- составить список книг на тему: "Дети войны"

- любителям поэзии выучить стихотворение на эту тему

- письменно (на выбор):

- о чём не сказали на уроке

- "размышляя над повестью"

- Не плачь, Колька!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Читательская конференция по повести А.Приставкина "Ночевала тучка золотая"

Автор: Юркевич Валентина Анатольевна

Дата: 24.07.2014

Номер свидетельства: 110567


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства