Основная часть Оформление кабинета. В кабинете на доске висит портрет А.С.Пушкина, детские иллюстрации «Повестей Белкина». Рядом с доской стоит столик, на котором узорная скатерть, подсвечник со свечой. На стенде - расположена художественная литература об А.С.Пушкине. (Звучит мелодия Джеймса Ласта «Одинокий пастух»)
Слово учителя Сегодня мы собрались на необычное занятие. У нас читательская конференция по «Повестям Белкина» А.С. Пушкина. Мы узнаем об истории создания этих произведений, поговорим о героях повестей, рассмотрим иллюстрации, которые приготовили ребята. Мы приоткроем дверцу в мир пушкинских историй, переживаний, чувств. Александр Сергеевич Пушкин - солнце русской литературы. Центр русской культуры. О нем написаны сотни книг. Пушкин - ворота в духовный мир русского дворянства, вера русских людей. Как мы понимаем повести, что ценного мы вынесли после чтения этих произведений? Целый мир человеческих отношений воплотился в пушкинских творениях.
Есть имена, как солнце! Имена - как музыка! Как яблоня в расцвете! Я говорю о Пушкине: поэте, Действительном в любые времена.
Так писал известный русский поэт Игорь Северянин в начале XX века.
Сообщение ученика: история создания «Повестей Белкина»
Слово учителя Нет ничего проще и в тоже время сложнее «Повестей Белкина». Перед нами мир русской жизни, добродушный, сердечный. А какой главный вопрос звучит во всех повестях? (Вопрос совести и христианской морали. Без этих ценностей трудно понять повести, написанные почти 180 лет назад).
Сообщение ученика: А.С.Пушкин о своем произведении
Слово учителя «Человек, по мнению Пушкина», есть тайна.
Мы прикоснемся к повестям с помощью загадок. Я зачитываю описание портрета героя повести, вы, ребята, называете имя персонажа и рассказываете о событиях, описанных в произведении. Итак, внимательно слушаем: «Отроду не встречал счастливца столь внимательного! Вообразите себе молодость, ум, красоту, веселость самую бешеную, храбрость самую беспечную, громкое имя, деньги, которым он не знал счета и которые никогда у него не переводились». Кто это? (Этот молодой человек – граф, представитель богатой и знатной фамилии, один из героев повести «Выстрел». Действие повести происходит в гусарском полку вовремя Отечественной войны 1812г. Гусары – это особое подразделение в русской армии. В основном молодые люди из богатых дворянских семей.)
До сих пор не утихают споры о первой повести «Выстрел». Предлагаю еще один портрет. -А это кто? «Ему было около 35 лет, и мы за то почитали его стариком; его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу». (Автор называет этого человека Сильвио. О нем рассказывают другие персонажи – граф и рассказчик. Он сильно влиял на молодежь и вызывал удивление. Сильвио завидовал графу, ведь первенство в полку переходило к нему. И в споре был виноват Сильвио. Он искал ссоры с графом.)
Слово библиотекаря Нам понятно, что Сильвио возненавидел графа, он завидовал. А что происходило через несколько лет? (Сильвио признавался, что в моде было буйство. И он очень хотел быть первым в любом деле. Он наслаждался славой. Сильвио завидовал не богатству графа. Он возненавидел красавца-графа, не хочет с ним дружить, ищет ссоры, потому что успехи графа задевали Сильвио. Это зависть к тому кто лучше тебя. Даже на дуэли Сильвио завидует равнодушию противника. Сам Сильвио был очень злым, поэтому он уступил первый выстрел графу. Он взбесился. А через несколько лет Сильвио отомстил графу. Все эти годы он мучался, ненавидел графа. Теперь он заставит врага так же мучиться. Во время последней встречи Сильвио медлит. Он хочет увидеть испуг графа. Граф снова стреляет первым. Он не хочет убивать Сильвио, он промахнулся. А Сильвио не выстрелил. Он видит графа взволнованным, и ему стало легче. Сильвио достоин уважения, он не стал убийцей. И граф изменился, он хочет быть счастливым. Он не боится дуэли, а испытывает страх за Машу).
Чтение учителем отрывка из повести «Выстрел» (Последняя дуэль графа и Сильвио)
Сильвио не стал убийцей. А как закончилась его жизнь? ( Месть опустошила Сильвио. Жизнь его стала бессмысленной. Он погибает в одном сражении. А.С.Пушкин хотел сказать читателям: в жизни есть много хорошего. Это и любовь, и дружба, и защита Отечества. Нельзя ненавидеть и мстить всю жизнь).
А мы перелистываем страницы книги и читаем описанную Пушкиным 17-ти летнюю девушку, стройную, бледную. «Она считалась богатой невестой, была воспитана на французских романах и была влюблена». (Это Маша, героиня повести «Метель»)
Можем ли мы объяснить, почему Маша и Владимир не обвенчались? (Владимир и Маша идут против законов. Брак был бы неравным, родители не благословили дочь. И вмешивается судьба. Метель и ветер не дали Владимиру попасть в церковь. А Маша мучается накануне побега, ей снятся страшные сны).
«Раненый гусарский полковник с Георгием в петлице и с интересной бледностью. Ему было около 26 лет». (Это бывший гусар Бурмин. Он остался жив после войны. Но его мучило раскаяние от совершенного когда-то поступка. Но судьба сжалилась над Бурминым. Он нашел силы признаться в «гусарской проказе», не пытался обманывать судьбу. Бурмин нашел счастье.)
(мелодия Г. Свиридова «Метель»)
Чтение по ролям : Конец повести «Метель» от слов «Марья Гавриловна закрыла книгу…» до «Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам…»
После многих лет, проведенных в раскаянии, судьба прощает героев повести за их преступления.
А мы продолжаем наше занятие.
«Он был воспитан в XXX университете и намеревался вступить в военную службу, но отец на то не соглашался».(В этом портрете мы узнаем героя повести «Барышня-крестьянка» Алексея Берестова. Он любит крестьянку, хочет жениться на ней. Готов отказаться от законов дворянской жизни, от привычных друзей, от строгого отца. Алексей чувствует ответственность за судьбу Акулины).
Сценка: «Разговор Насти и Лизы» от слов «Позвольте мне сегодня пойти в гости…» до «Какая славная выдумка…»
Что можно добавить? Счастья Лизе и Алексею пожелал А.С. Пушкин.
(Мелодия Георгия Свиридова «Тройка»)
А сейчас мы проверим, как внимательно вы прочитали тексты произведений А.С.Пушкина. Мы организуем игру-викторину на литературном материале «Повестей Белкина».
(звучит мелодия вальса Г. Свиридова из кинофильма «Метель»)
Слово учителя Ребята! Я буду задавать вопросы. Верным считается ответ ученика, первым поднявшим руку и правильно ответившим на вопрос. Вопрос 1. Вы знаете, что «Повести Белкина» - это цикл повестей. Сколько повестей написал Белкин, объединив их этим названием? Перечислите их. (Пять повестей : «Барышня-крестьянка», «Метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Выстрел»). Вопрос 2. ( по роману «Дубровский») Как называлось Поместье Троекурова? (Покровское).
Вопрос 3. (по повести « Метель») Возлюбленный Марьи Гавриловны после неудавшегося похищения невесты отправился в армию. Впоследствии он был тяжело ранен и скончался в Москве. О его ранении Марья Гавриловна узнает из газет. В каком бою он был ранен? Около какого населенного пункта? (Бородино) Вопрос 4. (по повести « Метель») Как называлось село, куда направлялся Владимир, чтобы обвенчаться с Марьей Гавриловной? (Жадрино) Вопрос 5. (по повести «Пиковая дама») Какие карты стали выигрышными и в то же время роковыми в повести? ( тройка, семерка, туз) Вопрос 6. (по повести « Метель») В какое платье была одета Марья Гавриловна в тот день, когда Бурмин отыскал ее у пруда, для решительного объяснения?(Белое платье) Вопрос 7.
Вопрос 8. . ( по роману «Дубровский») Самый первый, кто узнаёт правду об учителе (Антон Пафнутьич Спицын)
Слово учителя Молодцы, ребята! Мы вошли в мир героев А.С.Пушкина, показали знание произведений, умение внимательно читать, понимать тему и основную мысль повестей.
А сейчас послушаем ваши отзывы о прочитанных произведениях.
Группа ребят приготовила инсценирование эпизода из романа «Дубровский». Это сцена объяснения Кириллы Петровича Троекурова и Маши.
(Звучит мелодия Джеймса Ласта «Одинокий пастух»)
Слово учителя Заканчивая нашу конференцию, подводя итоги, я хочу сказать следующее: мы прочитали «Повести Белкина», оценили поступки героев, увидели ошибки Маши и Владимира из «Метели», страдания Дуни, переживания Самсона Вырина, счастье Лизы и Алексея. Мы понимаем, что страданием герои расплачиваются за свои ошибки. Мы понимаем, что А.С.Пушкин оставил нам всем бесценные книги, которые учат нас любви к людям, добру, справедливости.