Просмотр содержимого документа
«Читаем рассказы и стихи современных авторов. Нравственные проблемы в рассказах О. Ф. Кургузова «И кошки храпят» и В. Ю. Драгунского «Друг детства».»
Тема: Нравственные проблемы в рассказах О. Ф. Кургузова «И кошки храпят» и В. Ю. Драгунского «Друг детства».
Цели:
-обнаружить в рассказах нравственные проблемы: возможность взаимопонимания между детьми и взрослыми;
- формирование умения осмысленного и выразительного чтения;
- формирование первичных исследовательских навыков;
- воспитание внимательного и бережного отношения к окружающему миру: людям, животным, вещам.
Дата проведения: 27.03.2008 г.
Оборудование: книга О. Ф. Кургузова «Рассказы маленького мальчика», рассказ В. Ю. Драгунского «Друг детства», плакат с высказыванием С. В. Образцова, детские рисунки.
Ход урока:
1. Вступительная беседа:
- У нас в гостях учителя из различных школ г. Тольятти. И я надеюсь, что им в нашей школе понравится, а вы сумеете показать, чему научились за это время. На уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы, не забывать о том, что следует внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях.
- Сегодня на уроке литературы мы будем рассуждать о взаимоотношениях человека с окружающим миром, взрослых и детей, детей и родителей; работать над составлением словаря, который определяет человеческие качества. Мне хотелось бы услышать от вас, какие человеческие качества вы цените, какие люди вам нравятся. (Мне нравятся скромные люди. Я люблю добрых людей. А я хотел бы быть смелым.)
(На доске по ходу высказываний записываются слова смелость, скромность, доброта, верность, трудолюбие.)
- А такие человеческие качества, как милосердие, сочувствие каквы понимаете?
- Ребята, а как вы думаете, кому в большей степени свойственно сочувствие: взрослым или детям? (На доске проблемный вопрос).
У детей на партах жетоны:
- розовый – взрослым;
- зелёный – детям;
- жёлтый – сомневаюсь.
- Выберите тот, который, по вашему мнению, является верным ответом.
- Сегодня мы будем работать над произведениями О. Ф. Кургузова и В. Ю. Драгунского. Вы увидите и почувствуете, о чём хотели поведать вам эти писатели.
2. Работа над произведением О. Ф. Кургузова «И кошки храпят»:
1. Выразительное чтение рассказа учителем.
После прочтения первой части:
- А вы, ребята, догадались, кто храпел? (Ребята высказывают свои предположения.)
- Вам интересно, кто же это был на самом деле? Слушаем дальше.
- А теперь догадались? (Это кот Лукьян храпел.)
- Предположите название рассказа по прочитанному («И кошки храпят»).
2. Анализ.
- Кто главные герои рассказа? (Папа, мама, гости, мальчик, кот Лукьян.)
- Какой случай лежит в основе этого рассказа? (Папа записал на магнитофон кота во время сна.)
- Как ведут себя папа и гости? (Они смеялись.)
- Почему мальчик не смеялся вместе с гостями? (Кот был его друг, а над друзьями нельзя смеяться. Он любил животных и был обижен насмешкой отца.)
- Как вы думаете, кот, действительно, плакал? (Наверное, ему было обидно. Нет, это мальчику так показалось. Плакал он сам от обиды за животного.)
- От лица кого рассказывает эту историю О. Ф. Кургузов? (От лица мальчика. Это был он сам в детстве, и его папа так поступил.)
- Каким человеком, по вашему мнению, был автор? (Он добрый, справедливый. Он внимательный, всё замечает.)
- Поступил бы он так, как его отец в своё время? (Конечно, нет.)
- Давайте представим себе, что папа вдруг пришёл на кухню. Что могло быть дальше? Пофантазируйте! (Он увидел плачущего сына и понял, что поступил плохо. Больше он так делать не будет. Может быть, он сразу понял, что был не прав. Он погладил Лукьяна. Так он попросил у него прощения.)
- Что можете сказать об этой истории? Какие чувства охватили вас? (Папа поступил плохо,он посмеялся над котом. Мне жаль кота. Мальчик переживал за своего друга– кота. Это грустный рассказ. Так поступать папе было нельзя. Это нехорошо. Он обидел кота и мальчика. А мальчик мне понравился, так как он любил своего друга.)
- Как вы думаете, кто по – настоящему проявил сочувствие в этом рассказе? (Мальчик.)
- Какие человеческие качества ему присущи? (Сострадание, жалость, доброта, любовь.)
3. Работа над рассказом В. Ю. Драгунского «Друг детства»:
1. - Какой ещё рассказ вы можете назвать, в котором тоже говорится о взаимоотношениях взрослых и детей (недавно читали рассказ «Друг детства»).
2. - Давайте вспомним рассказ «Друг детства» (Когда Денис решил стать боксёром, то для тренировки, вместо боксёрской груши, мама предложила ему использовать старого забытого игрушечного мишку).
3. Пересказ отрывка, где рассказывается о том, как Дениса захлестнули воспоминания о любимой игрушке (Пересказывает ученик).
4. Сравнение двух произведений:
- Почему плачет Денис? Его обидели, наказали? ( Нет, его не наказали, просто Денис вдруг вспомнил, что когда - то игрушечный мишка был его другом.)
- Как бы вы оцениваете поступок мамы? (Мама поступила нехорошо, предложив использовать Денису его любимую игрушку).
- Как вы думаете, кто по – настоящему сочувствует, проявляет жалость в этом рассказе? (Денис. Он способен оживить своего игрушечного мишку, пожалеть его, почувствовать его боль.)
- Чем похожи эти два рассказа? (Взрослые плохо поступили в этих рассказах. Мальчики понравились. Они любят своих друзей и не предают их. Оба рассказа о дружбе, преданности.)
5. Обобщение:
- Ребята, вы правильно рассуждаете. В этих рассказах вы обнаружили сходство нравственных проблем (поведения человека). В «Друге детства» мама предлагает Денису использовать старого плюшевого мишку в качестве боксёрской груши, и мальчик вдруг неожиданно для самого себя обнаруживает безнравственность своего ещё не совершённого поступка, невозможность предать мир своих привязанностей и своей детской любви.
В рассказе О. Ф. Кургузова такой же сюжетный ход. Отец выставил на осмеяние кота Лукьяна – друга мальчика. Мальчик испытывает чувство боли, обиды за кота. Он чувствует, что его друга предали. Было ли физически больно плюшевому мишке или коту Лукьяну? (Нет. Мишка плюшевый, а кота не побили, и он, наверное, не понимает, что над ним смеются.)
Плохо (это цинизм), когда человек растаптывает (не физически, но нравственно, мысленно, словесно) то, что является ценным для всех людей: мир своих привязанностей, своих воспоминаний, память о прошлом.
6. Выбор пословиц к рассказам:
- Давайте к каждому рассказу подберём пословицу.
1. Друзья познаются в беде.
2. Старый друг лучше новых двух.
3. Без беды друга не узнаешь.
4. Не ищи красоту, ищи доброту.
5. Смех пуще стрелы ранит.
По мнению детей, пятая пословица подходит к рассказу «И кошки храпят». К рассказу «Друг детства» - пословица вторая и четвёртая.
7. Рефлексия:
- Ребята, давайте ещё раз вернёмся к нашему вопросу и вновь на него ответим? Что вы можете сказать после прочтения рассказов? (Дети вновь выбирают жетоны).
8. Итог урока:
- Не только взрослые воспитывают детей, учат жить правильно, но и вы, дети, часто оказываете влияние на наши поступки. Иногда нам бывает стыдно. И это хорошо, если человек понимает и сожалеет о случившемся.
- Я надеюсь, ребята, что вы вырастите добрыми, порядочными людьми.
- Заканчивая наш урок, давайте обратимся к словам, записанным на доске. Прочитайте их. Что они означают?
Дети читают слова плаката: «Самое главное – видеть, чувствовать и любить всё живое. Только так можно вырастить в сердце доброту» (С. В. Образцов – руководитель знаменитого Кукольного театра).
- Они говорят нам о том, что мы должны быть друг к другу добрыми и внимательными, а ещё должны быть дружными.
- Вы были дружными во время работы, хорошо работали, поэтому за урок вы все получаете отличные и хорошие оценки, и говорю вам спасибо за хорошую работу.
9. Домашнее задание:
- Прочитать выразительно рассказ О. Ф. Кургузова.
Урок литературного чтения во 2 «Б» классе по системе Л. В. Занкова
по теме: «Нравственные проблемы в рассказах О. Ф. Кургузова «И кошки храпят» и В. Ю. Драгунского «Друг детства».