kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Читаем рассказы и стихи современных авторов. Нравственные проблемы в рассказах О. Ф. Кургузова «И кошки храпят» и В. Ю. Драгунского «Друг детства».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

-обнаружить в рассказах нравственные проблемы: возможность взаимопонимания между детьми и взрослыми;

-  формирование умения осмысленного и выразительного чтения;

- формирование первичных исследовательских навыков;

- воспитание внимательного и бережного отношения к окружающему миру: людям, животным, вещам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Читаем рассказы и стихи современных авторов. Нравственные проблемы в рассказах О. Ф. Кургузова «И кошки храпят» и В. Ю. Драгунского «Друг детства».»


Тема: Нравственные проблемы в рассказах О. Ф. Кургузова «И кошки храпят» и В. Ю. Драгунского «Друг детства».


Цели:

-обнаружить в рассказах нравственные проблемы: возможность взаимопонимания между детьми и взрослыми;

- формирование умения осмысленного и выразительного чтения;

- формирование первичных исследовательских навыков;

- воспитание внимательного и бережного отношения к окружающему миру: людям, животным, вещам.


Дата проведения: 27.03.2008 г.


Оборудование: книга О. Ф. Кургузова «Рассказы маленького мальчика», рассказ В. Ю. Драгунского «Друг детства», плакат с высказыванием С. В. Образцова, детские рисунки.


Ход урока:


1. Вступительная беседа:

- У нас в гостях учителя из различных школ г. Тольятти. И я надеюсь, что им в нашей школе понравится, а вы сумеете показать, чему научились за это время. На уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы, не забывать о том, что следует внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях.

- Сегодня на уроке литературы мы будем рассуждать о взаимоотношениях человека с окружающим миром, взрослых и детей, детей и родителей; работать над составлением словаря, который определяет человеческие качества. Мне хотелось бы услышать от вас, какие человеческие качества вы цените, какие люди вам нравятся. (Мне нравятся скромные люди. Я люблю добрых людей. А я хотел бы быть смелым.)

(На доске по ходу высказываний записываются слова смелость, скромность, доброта, верность, трудолюбие.)

- А такие человеческие качества, как милосердие, сочувствие как вы понимаете?

- Ребята, а как вы думаете, кому в большей степени свойственно сочувствие: взрослым или детям? (На доске проблемный вопрос).

У детей на партах жетоны:

- розовый – взрослым;

- зелёный – детям;

- жёлтый – сомневаюсь.

- Выберите тот, который, по вашему мнению, является верным ответом.


- Сегодня мы будем работать над произведениями О. Ф. Кургузова и В. Ю. Драгунского. Вы увидите и почувствуете, о чём хотели поведать вам эти писатели.


2. Работа над произведением О. Ф. Кургузова «И кошки храпят»:

1. Выразительное чтение рассказа учителем.

После прочтения первой части:

- А вы, ребята, догадались, кто храпел? (Ребята высказывают свои предположения.)

- Вам интересно, кто же это был на самом деле? Слушаем дальше.

- А теперь догадались? (Это кот Лукьян храпел.)

- Предположите название рассказа по прочитанному («И кошки храпят»).

2. Анализ.

- Кто главные герои рассказа? (Папа, мама, гости, мальчик, кот Лукьян.)

- Какой случай лежит в основе этого рассказа? (Папа записал на магнитофон кота во время сна.)

- Как ведут себя папа и гости? (Они смеялись.)

- Почему мальчик не смеялся вместе с гостями? (Кот был его друг, а над друзьями нельзя смеяться. Он любил животных и был обижен насмешкой отца.)

- Как вы думаете, кот, действительно, плакал? (Наверное, ему было обидно. Нет, это мальчику так показалось. Плакал он сам от обиды за животного.)

- От лица кого рассказывает эту историю О. Ф. Кургузов? (От лица мальчика. Это был он сам в детстве, и его папа так поступил.)

- Каким человеком, по вашему мнению, был автор? (Он добрый, справедливый. Он внимательный, всё замечает.)

- Поступил бы он так, как его отец в своё время? (Конечно, нет.)

- Давайте представим себе, что папа вдруг пришёл на кухню. Что могло быть дальше? Пофантазируйте! (Он увидел плачущего сына и понял, что поступил плохо. Больше он так делать не будет. Может быть, он сразу понял, что был не прав. Он погладил Лукьяна. Так он попросил у него прощения.)

- Что можете сказать об этой истории? Какие чувства охватили вас? (Папа поступил плохо, он посмеялся над котом. Мне жаль кота. Мальчик переживал за своего друга – кота. Это грустный рассказ. Так поступать папе было нельзя. Это нехорошо. Он обидел кота и мальчика. А мальчик мне понравился, так как он любил своего друга.)

- Как вы думаете, кто по – настоящему проявил сочувствие в этом рассказе? (Мальчик.)

- Какие человеческие качества ему присущи? (Сострадание, жалость, доброта, любовь.)


3. Работа над рассказом В. Ю. Драгунского «Друг детства»:

1. - Какой ещё рассказ вы можете назвать, в котором тоже говорится о взаимоотношениях взрослых и детей (недавно читали рассказ «Друг детства»).

2. - Давайте вспомним рассказ «Друг детства» (Когда Денис решил стать боксёром, то для тренировки, вместо боксёрской груши, мама предложила ему использовать старого забытого игрушечного мишку).

3. Пересказ отрывка, где рассказывается о том, как Дениса захлестнули воспоминания о любимой игрушке (Пересказывает ученик).

4. Сравнение двух произведений:

- Почему плачет Денис? Его обидели, наказали? ( Нет, его не наказали, просто Денис вдруг вспомнил, что когда - то игрушечный мишка был его другом.)

- Как бы вы оцениваете поступок мамы? (Мама поступила нехорошо, предложив использовать Денису его любимую игрушку).

- Как вы думаете, кто по – настоящему сочувствует, проявляет жалость в этом рассказе? (Денис. Он способен оживить своего игрушечного мишку, пожалеть его, почувствовать его боль.)

- Чем похожи эти два рассказа? (Взрослые плохо поступили в этих рассказах. Мальчики понравились. Они любят своих друзей и не предают их. Оба рассказа о дружбе, преданности.)


5. Обобщение:

- Ребята, вы правильно рассуждаете. В этих рассказах вы обнаружили сходство нравственных проблем (поведения человека). В «Друге детства» мама предлагает Денису использовать старого плюшевого мишку в качестве боксёрской груши, и мальчик вдруг неожиданно для самого себя обнаруживает безнравственность своего ещё не совершённого поступка, невозможность предать мир своих привязанностей и своей детской любви.

В рассказе О. Ф. Кургузова такой же сюжетный ход. Отец выставил на осмеяние кота Лукьяна – друга мальчика. Мальчик испытывает чувство боли, обиды за кота. Он чувствует, что его друга предали. Было ли физически больно плюшевому мишке или коту Лукьяну? (Нет. Мишка плюшевый, а кота не побили, и он, наверное, не понимает, что над ним смеются.)

Плохо (это цинизм), когда человек растаптывает (не физически, но нравственно, мысленно, словесно) то, что является ценным для всех людей: мир своих привязанностей, своих воспоминаний, память о прошлом.


6. Выбор пословиц к рассказам:

- Давайте к каждому рассказу подберём пословицу.

1. Друзья познаются в беде.

2. Старый друг лучше новых двух.

3. Без беды друга не узнаешь.

4. Не ищи красоту, ищи доброту.

5. Смех пуще стрелы ранит.

По мнению детей, пятая пословица подходит к рассказу «И кошки храпят». К рассказу «Друг детства» - пословица вторая и четвёртая.


7. Рефлексия:

- Ребята, давайте ещё раз вернёмся к нашему вопросу и вновь на него ответим? Что вы можете сказать после прочтения рассказов? (Дети вновь выбирают жетоны).

8. Итог урока:

- Не только взрослые воспитывают детей, учат жить правильно, но и вы, дети, часто оказываете влияние на наши поступки. Иногда нам бывает стыдно. И это хорошо, если человек понимает и сожалеет о случившемся.

- Я надеюсь, ребята, что вы вырастите добрыми, порядочными людьми.

- Заканчивая наш урок, давайте обратимся к словам, записанным на доске. Прочитайте их. Что они означают?

Дети читают слова плаката: «Самое главное – видеть, чувствовать и любить всё живое. Только так можно вырастить в сердце доброту» (С. В. Образцов – руководитель знаменитого Кукольного театра).

- Они говорят нам о том, что мы должны быть друг к другу добрыми и внимательными, а ещё должны быть дружными.

- Вы были дружными во время работы, хорошо работали, поэтому за урок вы все получаете отличные и хорошие оценки, и говорю вам спасибо за хорошую работу.


9. Домашнее задание:

- Прочитать выразительно рассказ О. Ф. Кургузова.




























Урок литературного чтения во 2 «Б» классе по системе Л. В. Занкова

по теме: «Нравственные проблемы в рассказах О. Ф. Кургузова «И кошки храпят» и В. Ю. Драгунского «Друг детства».










Учитель: Знаменская Ольга Васильевна.


МОУ школа № 58.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Берсенева Ольга Васильевна

Дата: 01.06.2017

Номер свидетельства: 419957


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства