Цель урока- рассмотреть нравственные проблемы повести; показать. как через отношение образа-персонажа к миру раскрывается характер человека; раскрыть положительные и отрицательные черты характера героев; объяснить значение реального и мифологического в повести для понимания идеи произведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Чингиз Айтматов. "Нравственные уроки повести-сказки "Белый пароход".»
«Нравственные уроки повести Ч. Айтматова «Белый пароход»
Цели:
рассмотреть нравственные проблемы повести; показать, как через отношение образа-персонажа к миру раскрывается характер человека; раскрыть положительные и отрицательные черты характеров героев; объяснить значение реального и мифологического в повести для понимания идеи произведения;
развитие навыков анализа художественного текста; понимание связей и взаимосвязей, лежащих в основе произведения; развитие умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы; развитие коммуникативных свойств речи: умения грамотно и аргументированно выражать мысли, высказывать свою точку зрения;
воспитание нравственных качеств учащихся: доброты, сострадания, милосердия, ответственности за свои поступки; бережного отношения к окружающему миру.
Формирование ключевых компетенций:
— освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся, языковой компетенции, компетентности чтения, компетентности разрешения проблем, информационной компетентности.
Ход урока
1. Сегодняшний урок я хочу начать с легенды. А звучит она так.
Афиняне спросили философа:
— Что ты ищешь, философ, днём с огнём?
— Я ищу человека, — ответил он.
— Кого? Меня? Его?
— Я ищу человека, — повторил мудрец.
Классик русской литературы 19 века Ф.М.Достоевский писал: «Человек есть тайна. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».
Современные писатели, поэты, художники тоже пытаются разгадать тайну человеческой души, исследуют противоречия нашего общества, ищут пути борьбы со злом и бездуховностью.
Сегодня и мы поговорим о человеке, о том, что в жизни должно быть ценно, а что нет. Рассмотрим нравственные проблемы повести Ч.Айтматова «Белый пароход». Проследим, как автор изображает положительных и отрицательных героев; объясним значение реального и сказочного в повести для понимания идеи произведения; познакомимся с материалом проектной работы и, надеюсь, посмотрим на себя со стороны: добры ли мы, ответственны ли за свои поступки, бережно ли относимся к окружающему миру.
Откройте тетради, запишите тему «Нравственные уроки повести Ч.Айтматова «Белый пароход» иллюстрация
2. Эпиграфами сегодняшнего урока станут слова родоначальника таджикскойклассической поэзии, поэтаIX века Абуль Хасана Рудаки и писателя 20 века, автора повести «Белый пароход».
Жизнь — это море! Плыть желаешь? Построй корабль из добрых дел… —
советовал Абуль Хасан Рудаки
3. А Ч.Айтматов, понимая, что добро приходит из детства утверждал:
Детская совесть в человеке как зародыш в зерне,
без зародыша зерно не прорастает.
Человек со своим внутренним миром – главная фигура в литературе.
— А что вы вкладываете в понятие «человек»? Что нужно, чтобы быть человеком?
Чтение письменных ответов (домашнее задание) Назымгуль и Надежда
Приятно было слышать ваши рассуждения. Главное, чтобы ваши слова не остались словами на бумаге.
«Литература, – говорил Чингиз Айтматов, – должна самоотверженно нести свой крест, вторгаться в сложности жизни затем, чтобы человек знал, любил, тревожился за своё доброе, лучшее, достойное в себе, в людях, в обществе. В этом я вижу истинное назначение искусства». Писатель остался верен своему слову… Давайте послушаем небольшое сообщение.
Индивидуальное задание (ученик) Чингиз Торекулович Айтматов (1928 – 2008) родился в горном кишлаке Киргизии. Трудности не обошли его стороной. В 1937 году его отец, крупный партийный деятель, был незаконно репрессирован. Начавшаяся вскоре Великая Отечественная война тоже отложила свой отпечаток на судьбу подростка. Тема сиротства — незатухающая боль писателя, поэтому он часто обращался к ней в своих произведениях: «Первый учитель», «Ранние журавли», «После сказки» или «Белый пароход».
«Белый пароход» — трагическая повесть о детстве, разрушенном жестокостью взрослых. Это одна из лучших повестей автора, написана она в 1970 году. Во всех произведениях Ч. Айтматов поднимает нравственные проблемы, а для повести “Белый пароход”, в частности, характерна тема добра и зла как центральная тема творчества писателя.
Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Основное понятие нравственности – добро, главное противоречие – зло.
Слово учителя
— Проблема добра и зла — это одна из вечных тем. Она звучит в произведениях мировой литературы. Эта тема является основой многих сказок и легенд. Повесть “Белый пароход” интересна тем, что в ней одновременно сосуществуют и современная жизнь, и древняя легенда, причём проблема добра и зла решается иначе от привычного исхода.
Итак, повесть прочитана.
III. Формирование новых понятий и способов деятельности.
Беседа по содержанию повести Давайте побеседуем
— О чём она? (Айтматов создал повесть, главным содержанием которой стала судьба подростка). В нескольких предложениях расскажите о судьбе мальчика. (Мальчик живёт на попечении деда. И у отца, и у матери уже другие семьи. Живёт мальчик с дедом Момуном на далеком лесном кордоне, где их родственник Орозкул все время притесняет, унижает их. Дед не может защитить внука от жестокостей и несправедливостей мира. Мальчик живёт двумя сказками – своей и сказкой, рассказанной дедом. Дед разрушает собственную сказку: убивает возвратившегося марала. Мальчик уплывает рыбой к своей сказке – белому пароходу.)
Кто для мальчика является самым близким человеком? (Самым близким человеком и другом, понимающим его, является дед, который всеми силами старается сделать внука счастливым.)
— Что, по-вашему, является главной трагедией ребёнка?(Он никому не нужен.)
— Кто разрушает сказочный мир мальчика? (Дед, столько лет проживший на свете, сохранивший свою веру в сказку о матери — оленихе, прививший ее также мальчику, обрывает все разом, убивая марала.)
— Перечислите главных героев повести.
Применение. Формирование умений и навыков. Представляем проектную работу
Проектная работа
«Система образов-персонажей повести Ч.Айтматова «Белый пароход»
А) Литературный образ-персонаж
Б) Система образов произведения
В) Образы главных героев
Образ Мальчика
Главный герой повести — семилетний мальчик, живущий со своими родственниками на далёком лесном кордоне. Образ мальчика раскрывается автором-повествователем постепенно. Надо отметить, что у мальчика нет имени. Нам кажется, что это не случайно. Мальчик – символ чистоты и детского, открытого отношения к миру. Ч.Айтматов так даёт его портрет: «У мальчика были оттопыренные уши, тонкая шея и большая, круглая голова…», «…тощие бедра…» “Один, без друзей, мальчик жил в кругу тех нехитрых вещей, которые его обступали, и разве лишь автолавка могла заставить его позабыть обо всем и стремглав бежать за ней. Что уж там говорить, автолавка — это тебе не камни и не травы какие-то. Чего там только нет, в автолавке!”Пустоту одиночества он заполняет своими образами, у него развивается свой воображаемый мир. Художественные детали, встречающиеся в тексте повести, помогают раскрыть внутренний мир героя произведения. Мальчик любит мир, который его окружает, любит природу, одушевляет её: он обращается к камням, травам, разговаривает с ними. Его собеседники — это камни с вымышленными именами, верные друзья — бинокль и портфель, которым он доверяет свои тайные мысли и мечты. Каждый предмет, с которым общается мальчик, олицетворяет для него добро или зло: “Среди растений — “любимые”, “смелые”, “боязливые”, “злые” и всякие другие. Колючий бодяк, например, — “главный враг”. «Ширалджины – хорошие друзья, которые могут спрятать , когда плохо и хочется плакать».Ребёнок с одними находит общий язык, а с другими борется.
Мальчик оставлен родителями на попечение деда Момуна. Дед — самый близкий человек и друг, понимающий его, стремящийся всеми силами сделать внука счастливым. Именно он внушает ребёнку веру в старую сказку о Рогатой матери-оленихе, которой мальчик и живет. У мальчика было две сказки. Одну рассказал дед Момун. Она — про Рогатую Мать-олениху. В основу её легло предание о начале рода киргизского, до сих пор бытующее в горах Прииссыккулья. Легенда деда – это мир добра и справедливости, это свод правил: как надо жить. Вот, что слышит мальчик от деда, вот, во что верит.
Легенда о Рогатой матери-оленихе. Пересказ содержания.
В давние-предавние времена жило одно киргизское племя на берегу большой и холодной реки Энесай. … А когда уходила, сказала она, что не вернётся…
Это была сказка деда.
Сказка мальчика – это сказка о белом пароходе. Вот как он её рассказывает…
В ней сказочная мечта мальчика — превратиться в рыбу и уплыть в Иссык-Куль, к белому пароходу, на котором плавает матросом его отец. В ней он представляет себя рыбой, плывущей вниз по реке к новой жизни, к родительской ласке. Сказками мальчик называет их потому, что в них присутствует чудо, как в волшебной сказке: чудо в виде Рогатой Матери-оленихи и чудо превращения мальчика в рыбу. И, как во всякой сказке, волшебный мир, в который погружается мальчик, прекрасен и справедлив. Здесь добро всегда торжествует над злом, каждое злодеяние наказывается, здесь царят красота и гармония, которых не хватает мальчику в действительной жизни. Легенды — единственное, что помогает мальчику жить, оставаться добрым, неиспорченным ребёнком, верящим в добро и в то, что оно победит. Внутренний мир оберегает чистую душу ребенка от зла внешнего, окружающего мира. Но эти миры всегда сталкиваются. Происходит конфликт в семье. «Так страшно, так тревожно становилось мальчику, что и еда не шла в горло. Хуже нет, когда за обедом люди молчат и думают о чем-то своём, недобром и подозрительном».
Мальчик, свято веря в сказку, рассказанную дедом, просит мать-олениху принести колыбельку для Орозкула и тётки Бекей. Тогда всё будет хорошо. «Он заснул тревожным сном и, засыпая, умолял Рогатую мать-олениху принести березовый бешик для Орозкула и тетки Бекей. Пусть у них будут дети!»
Дед хочет решить конфликт мирным путём, но его попытка ни к чему хорошему не приводит. Дед Момун обрывает сказку сам. Побоявшись гнева Орозкула, он убивает марала ради дочери, внука. «Мальчик с ужасом глядел на эту страшную картину. Он не верил своим глазам. Перед ним лежала голова Рогатой матери-оленихи».
Но этим он убивает ребёнка, нанося ему сильнейшую душевную травму. Мальчик часто задаёт вопросы, на которые не может найти ответ: «Почему люди так живут? Почему одни злые, другие добрые? Почему есть счастливые и несчастливые? Почему есть такие, которых все боятся, и такие, которых никто не боится? Почему у одних есть дети, у других нет? Почему одни люди могут не выдавать жалованье другим? Наверное, самые лучшие люди те, которые получают самое большое жалованье. А вот дед получает мало, и его все обижают. Эх, как бы сделать, чтобы деду тоже дали побольше жалованья! Может быть, тогда и Орозкул начал бы уважать деда» В итоге у мальчика остается только одна сказка — сказка про белый пароход. В трагическом финале мальчик остаётся совершенно один в этом мире: дед предал его, ушла Рогатая мать — олениха, и мальчик уплывает рыбой, отвергая не людей, а зло, жестокость в них. «Нет, я лучше буду рыбой. Я уплыву отсюда».
(мальчик уплывает рыбой)
Вмиг разрушились все его мечты и надежды, а жестокость мира, от которой он долгое время прятался, предстала перед ним во всем своем обличье. Уплыв рыбой по реке, он «отверг то, с чем не мирилась его детская душа». Но вера в добро у него осталась, ведь он не умер, а ушел от действительности в свой мир сказки, он не покончил жизнь самоубийством, а “уплыл рыбой по реке.
Образ деда Момуна
Дед Момун – самый близкий человек для мальчика. О нём и об истории его жизни мы узнаём с первых страниц повести. Перед нами портрет ничем не примечательного пожилого человека: «Наружность Момуна была не аксакальская. Ростом небольшой. Нос мягкий, утиный; на голом подбородке две–три волосинки рыжеватые – вот и вся борода».«Многомудрые люди прозвали деда Расторопным Момуном». «Прозвище такое он заслужил неизменной приветливостью, готовностью всегда услужить».«Неизменно приветлив он был ко всем, кого он хоть мало– мальски знал». «Знали деда все в округе, и он знал всех». «Никто не относился к Момуну с тем уважением, каким пользуются люди его возраста. Он был чудаком, и относились к нему как к чудаку».
В повести, как часто и в жизни, получается так, что лучшие люди бедны, несчастливы, унижены теми, кто имеет власть и силу. Так, дед Момун “всю жизнь с утра до вечера в работе, в хлопотах прожил, а заставить уважать себя не научился”. Он умел работать. Делал всё быстро и легко, и главное — не отлынивал, как другие. Плотничал, шорничал, скирдоправом был; в колхозе скирды ставил; трудармейцем в войну был; дома срубил на кордоне, лесом занимался; за скотом ходил и пасеку держал. На кордоне числился подсобным рабочим, а выполнял работу Орозкула, пока тот гулял и гостевал у чабанов. Дед Момун — самый лучший дедушка, но он совсем нехитрый, и потому все смеются над ним. А у него были свои беды и горести, от которых он страдал, плакал по ночам. Об этих бедах знает мальчик: дед переживает за него, внука, тревожится за «самую несчастную» дочь – тётку Бекей. Жалко видеть мальчику деда, который, плача, обращается к богу. « Возьми меня, забери меня, горемычного! – говорил старик, упав на колени и вздевая руки к небу».
Дед Момун помог создать мальчику мир легенды, рассказав ему о Рогатой матери-оленихе; научил почитать законы предков, воспитал уважение к человеку, сострадание, привил любовь к природе.Мудро и ненавязчиво учит Момун внука: « Э – э, сын мой, худо, когда, люди не умом блещут, а богатством!»
«Э – э, сын мой, худо, когда певцы состязаются в славословии, из певцов они превращаются во врагов песни!»
«Э – э, сын мой, еще в древности люди говорили, что богатство рождает гордыню, гордыня – безрассудство».
«Э – э, сын мой, а там, где деньги, слову доброму не место, красоте не место».
Но дед не может защитить внука от жестокостей и несправедливостей мира, потому что сам слаб. Орозкул на него постоянно покрикивает! Единственный раз дед Момун повысил голос на Орозкула, когда надо было забирать мальчика из школы, а Орозкул, обязанный вернуть долг, ударил старика по лицу. «- Негодяй! – сказал Момун, никогда никому не прекословивший, посиневший от холода». И всё же Момун не может противостоять Орозкулу, он убивает марала, творя зло во имя добра ради своей “злосчастной дочери”, ради внука. Но его философия зла во имя добра потерпела крах. «Старик бросил на мальчика какой – то далекий, странный, дикий взгляд. Лицо его было горячим и красным; оно залилось пылающей краской и тут же побледнело». Не может дед смотреть в глаза внуку. Вот каким видит мальчик деда в последний раз: «К нему повернулось лицо пьяного старика, запятнанное грязью и пылью, с жалкой свалявшейся бородёнкой». Убив олениху, Момун обрекает на гибель мальчика, разрушает прекрасный мир легенды, которой живёт внук. “И теперь, сраженный горем и позором, старик лежал на земле лицом вниз”. Без ответа в повести остаются многие вопросы, в частности вопрос Момуна: “И почему люди бывают такими? Ты ему добро — он тебе зло?”.
Образ Орозкула
Орозкул – зять деда Момуна, мстительный и ограниченный духовно, хозяин кордона. Большую часть жизни «разъезжает по гостям», а дед Момун, хоть и числится подсобным рабочим», следит за лесом. «Только когда начальство появится – тут уж Орозкул сам и лес покажет, и охоту устроит». Орозкул обижен на свою судьбу: «бог не дал ему собственного сына, своей крови», «жалость к себе и злоба» кипят в его душе, поэтому, возвращаясь домой, «сжимая мясистые кулаки» он заранее знает, что будет бить жену, «одуревая от горя и злобы». Автор, давая портретную характеристику Орозкула, указывает на детали его портрета: «быкоподобный мужик», с «мрачным, хмурым взглядом», «сытый и пьяный». Орозкул относительно можно назвать несчастным человеком. Относительно, потому что для Орозкула существует своё понятие счастья – это богатство, почёт, уважение, преклонение перед ним. Мальчик видит, как «Орозкул плакал и не мог остановить рыданий. Плакал оттого, что не его сын выбежал ему навстречу, и оттого, что не нашёл в себе чего-то нужного, чтобы сказать хоть несколько человеческих слов этому мальчику с портфелем». Он всё время притесняет, унижает своих родственников. Дед Момун ради дочери тоже оказался в его власти. Он надеялся, что Орозкул станет добрым, если у него будут дети, если он будет знать, что оставит после себя потомство. Но в то же время понятно, что если бы в Орозкуле была хоть капля добра, то он бы дарил свое тепло мальчику, как в легенде это сделала Рогатая мать-олениха. Мальчик знает, что его дядька на самом деле наполнен только злом, он подсознательно боится Орозкула, как и дед Момун. Орозкул вызывает неприязнь и отвращение, когда мы читаем эпизод о том, как Орозкул «должен рассчитываться за своё хвастовство, за угощения чабанов» и нужно было отдать обещанное бревно. «Орозкул сорвал с плеча Момуна перекинутые голенищами старые кирзовые сапоги и наотмашь дважды ударил им тестя по голове и лицу».
Орозкул не уважает людей, находящихся рядом, пренебрежительно относится к тем, кого он считает ниже себя. « Да кто такая, учительница эта? Пять лет в одном пальто ходит. Да разве порядочная учительница пойдёт в такую школу?» или « Прибью старого дурака – и всё тут».
Орозкул мечтает о городской жизни и винит сам себя: «Поторопился – а должность потянуло. Хотя маленькая, но должность. После курсов лесничих надо было в техникум податься». Послушаем его монолог.
(монолог Орозкула)
Именно Орозкул заставляет деда Момуна убить олениху и посягнуть на то, во что он верил всю жизнь, “на память предков”, на нравственные законы бугинцев. Да и не существует для Орозкула нравственных законов.
(Орозкул рубит рога марала)
«Орозкул принялся вырубать рога из черепа.
– Ай да рога! Это мы деду твоему. Как помрёт, так поставим ему на могилу. Пусть теперь скажет, что мы его не уважаем. Куда больше! За такие рога не грех хоть сегодня помереть!» «Орозкул с пьяным упорством продолжал четвертовать голову Рогатой матери-оленихи:
— Ах ты сволочь! Я и не такие головы могу размозжить ! – рычал Орозкул в припадке дикой злобы и ненависти. … То были те самые рога, на которых мольбами мальчика Рогатая мать-олениха должна была принести волшебную колыбель Орозкулу и тётке Бекей.
В описании Орозкула чётко прослеживается авторское отношение к нему. Не случайно после содеянного автор пишет о нём: « …появился Орозкул, упревший и красный, как воспалённое вымя». Ничего, кроме неприязни и неприятия к этому образу мы не испытываем.
Вывод по работе
Выполняя проектную работу, мы научились
— работать с текстом;
—на основе цитат учились давать развёрнутые характеристики образов-персонажей;
— смогли понять авторское отношение к изображаемым героям: сочувствие и сострадание к мальчику и деду Момуну и неприятие жизненной позиции Орозкула;
— также смогли понять структуру исследовательской работы.
Слово учителя
— Спасибо за работу. Через отношение героев к миру и людям мы понимаем позицию автора, но не только. Важную роль играет композиция произведения — рассказ в рассказе. Не случайно дана в повести легенда. Давайте вспомним определение.
На доске
Легенда – народное предание о выдающемся событии или поступке человека, в основе которого чудо, фантастический образ.
Беседа
Какую сюжетную роль выполняет введенная в текст повести легенда о Рогатой матери-оленихе? (Легенда — основа повести. Она объясняет зарождение племени бугу, в ней воплощены народные представления о добре и зле, в ней же предсказывается и трагический финал произведения.)
Слово учителя
Сказка про Рогатую Мать — олениху все еще живёт в памяти киргизов. Орнамент на праздничных кошмах, покрывающих юрты, передает рисунок маральих рогов, а высокий головной убор бушнок — челек — до сих пор хранит память о них. Когда-то, — говорит предание, — человек прятал под собой рога Матери-оленихи. Ч. Айтматов положил эту легенду в основу своего сказания о маралах, дал ей вторую жизнь.
Почему мальчик восторгается матерью-оленихой? (добротой по отношению к людям, прощение, сострадание, любовь к миру)
Только ли мать-олениху мы видим глазами мальчика?
— Как мы оцениваем всех героев повести? Кто даёт нравственную оценку?(Через восприятие мальчика мы видим всех героев повести. Он даёт нравственную оценку каждому персонажу: в этом особенность данного произведения автора).
— Для мальчика добро и зло конкретны. Добро — это мать-олениха и дед Момун , зло — Орозкул. Но жизнь ставит перед ребёнком неразрешимую задачу: почему дед Момун, подаривший ему чудесную сказку и научивший его верить в добро, отступает перед Орозкулом и помогает ему погубить прекрасную олениху?
Учебник (зачитать текст, конец)
— Почему такой трагический конец? ( реальная жизнь жестока, и ребёнку тяжело справиться с теми, кто старше, взрослее, имеет власть)
Слово учителя
Есть такой закон мирового искусства — посылать на смерть и муки лучших своих героев для того, чтобы всколыхнуть души живых, призвать их творить добро. Первоначально повесть была задумана как небольшой рассказ. Айтматов хотел написать элегическую историю, вспомнить свою юность и тех людей, которых он знавал и которых давно уже нет. Вот как сам писатель вспоминает об этом:
Индивидуально ученик. «Я хотел написать о том, что видел — как я еду, встречаю грузовики и разговариваю со стариком. Хотел описать, как был расстроен старик смертью марала, он пытался отговорить людей стрелять в марала. Именно в этой местности жило племя бугу, которое почитало марала как священное животное. Но когда я начал писать, я почувствовал, что за этим эпизодом скрывается нечто более важное. Появился образ мальчика. Да, я припоминаю, там бегал и мальчишка. Старик сказал, что он его водит в школу. Я спросил, где же школа, и он ответил — далеко, за лесом. Каждый день он отводил его туда и забирал. Так что в основе моей повести были реальные люди и события. Но литература должна перерабатывать реальные факты. Когда уже была написана половина повести, я еще не знал, как поведет себя мальчик в конце.
В начале работы я иначе представлял себе финал повести. Марала убивают, и мальчику очень жалко его. Рано утром он встает, видит, как падает снег. Дедушка сажает его на лошадь и едет вместе с ним в школу. Но потом решил сделать эту концовку другой, символичной: мальчик уплывает к белому пароходу, своему идеалу…»
Слово учителя. Беседа.
— Повесть имеет 2 названия «После сказки» и «Белый пароход». Понятно, что первое звучит более трагично. Второе внушает оптимизм: если человек не приемлет порока, он останется чист, как маленький семилетний ребёнок.
— Какова же главная идея произведения? (Идея повести заключается в столкновении противоположных понятий «природа» и «цивилизация» в обществе, вечная тема «добра» и «зла». Эта тема добра и зла является основой многих сказок и легенд. Но если в сказках добро почти всегда торжествует, а зло наказывается, то в действительности не всегда бывает так.)
VII. Подведение итогов урока
Закрыв книгу, мы, читатели, чувствуем ответственность за гибель ребенка. Сам писатель так говорил о себе: «Тот день, когда я перестану беспокоиться и мучиться, искать и волноваться, будет самым тяжёлым днем в моей жизни”. Повесть кажется незаконченной, потому что без ответа остаются многие вопросы.
Не написано в повести, почему, как в сказках, добро не победило зло. Право найти на них ответы предоставляется читателю.
VIII. Этап рефлексии
Наша жизнь переменчива. Каждое поколение решает для себя, что преходяще, а что – вечно. Вечной является проблема ответственности каждого за жизнь общества, проблема нравственного выбора в условиях нарушенных традиций. Вечны честь, совесть, порядочность человека. Для того, кто имеет свой нравственный «стержень», не страшны никакие испытания. Но только время способно все расставить по своим местам. Дети лишь тогда обретают зрелость и становятся нравственными людьми, когда:
– когда вбирают в себя опыт отцов; – когда они преисполняются благодарностью к подвигу самопожертвования взрослых; – когда принимают на себя долг перед всеми, кто был до них; – когда чувствуют свою обязанность сохранять, обогащать и передавать дальше то, что им оставило старшее поколение.)