kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Человек и природа в рассказе Я.Пинясова "Березкина песня"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 На уроке учащиеся знакомятся с мордовским писателем Яковым Пинясовым. Урок построен по  ТРКМЧП.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Человек и природа в рассказе Я.Пинясова "Березкина песня"»

Предмет: Литература

Учитель: Невлютова Р.Р., учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №25» г. Саранска Республики Мордовия

Класс: 5

Тема: «Человек и природа в рассказе Я.М. Пинясова «Березкина песня»»



Тип урока: урок внеклассного чтения

Цели урока:

Ι. Образовательные: познакомить с биографией мордовского писателя Якова Пинясова и его произведением «Березкина песня»; формировать универсальные учебные действия, используя прием чтения с остановками, убедить учащихся в необходимости бережного отношения к природе, ко всему живому на земле.

ΙI. Развивающие: развивать читательскую культуру учащихся; совершенствовать умения учащихся читать текст и анализировать прочитанное: выражать собственное суждение, впечатление, а также раскрывать авторское отношение к героям и событиям;

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к природе.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

– регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию;

– познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно;

– коммуникативные УУД:  формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, применение знаний в жизни.

Методы: репродуктивный, проблемное изложение (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом.

Приемы: диалог. комментированное чтение, выразительное чтение, построение кластера, фронтальный (блиц) опрос, художественный пересказ.

Средства обучения: компьютер, презентация, текст рассказа (по частям), наглядный  материал (иллюстрации, детские рисунки).

Оборудование:

  1. Рассказ Я.М. Пинясова «Березкина песня»

  2. Репродукции картин А.И.Куинджи «Берёзовая роща», А.Саврасова «Грачи прилетели», И.Э.Грабаря «Февральская лазурь», И.И.Левитана «Берёзовая роща».



Ход урока

Вызов

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

(УУД: целеполагание (Р), планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (Р). Поиск и выделение необходимой информации;

умение работать с опорными схемами; умение структурировать полученные знания (Р).

Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия (Р).

Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника (К).

Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса (К).

Овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной речи учащихся (П).

Развитие познавательного интереса к литературе, расширение кругозора учащихся (П).

Умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания, обобщать и делать выводы (Р).



I. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности.

(Звучит песня «Во поле береза стояла ….»

Учитель: Здравствуйте, ребята. О чем эта знакомая вам песня? (о березе)

Есть ли у нее автор? (народ)

Какие чувства, какое отношение к березе выразил народ в этой песне?

Что вы знаете об этом удивительном дереве?

Учащиеся воспроизводят домашнее задание:

Береза издавна была на Руси священным деревом наряду с дубом и сосной. Береза – «женское» дерево, связанное с поклонением природе, матушке-земле, когда женщины и девушки собирались под березами, плели из ее веток венки, приносили жертвы в виде каши и пирогов. С именем березы связано и старое название месяца апреля (березозол), ветви березы сжигали и золой удобряли пашни для хорошего урожая, потому березу еще называли Древом Жизни.

Вывод: таким образом, береза – это священное дерево, которое является символом нашей Родины, России. (Обратить внимание на иллюстрации учащихся)

Учитель: Но березку воспевал в своих песнях не только народ, это делали и многие русские художники и поэты. Вспомните стихи известных поэтов.

(Проверка домашнего задания: ученики читают стихотворения А.А.Фета «Печальная береза» и С. Есенина «Береза»)

-Поделитесь впечатлениями об этих стихотворениях. Каким предстает образ березы в этих произведениях?(в ответах прозвучат мысли о красоте русской березки…)

Учитель: Сегодня вас ожидает знакомство с новым произведением, центральным образом которого тоже является береза. Написал рассказ «Березкина песня» мордовский писатель Яков Михайлович Пинясов. Как вы думаете, о чем может «петь» березка и кому? Мы прочитаем рассказ, в котором раскрываются отношения человека и природы. Почему эта тема актуальна? Сформулируйте тему урока и поставьте цели и задачи к уроку (Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока и ставят цели и задачи).

Учитель: Перед вами портрет Я. Пинясова, основоположника мордовской детской литературы, поэта, прозаика. Его имя известно не только в Мордовии и России. Произведения Пинясова переведены на многие языки народов России и СНГ, изданы в Англии, Германии, Китае и других странах.

Родился будущий писатель в декабре 1913 г. в мокшанском селе Мордовская Поляна Спасского уезда Тамбовской губернии, ныне Зубовополянский район Республики Мордовия. Его родители Максим Сергеевич и Александра Васильевна Пинясовы были из крестьян. В детскую впечатлительную душу навсегда запали слова протяжных мокшанских песен, которые пели за работой женщины родного села. Жили небогато. Яков Максимович вспоминал о лаптях, в которых он пошел учиться в школу. Их ему сплел из отборного лыка дедушка Сергей Гаврилович.

В 1924 г. Пинясов окончил сельскую школу и через год поступил учиться в Беднодемьяновскую школу второй ступени. Здесь работал литературный кружок. Наставницей Якова и кружковцев на литературном поприще стала учительница русского языка и литературы Глафира Ефимовна Стояновская. Именно она укрепила в юноше стремление стать писателем.

В начале 30-х гг. вышли в свет первые сборники стихов «Эряфсь панжи» («Жизнь расцветает», 1933) и «Эряфсь аськоляй инголи» («Жизнь шагает вперед», 1934).Все эти стихи о родной природе, трудовых буднях на селе.

Свои впечатления о грозных военных годах он отразил в стихах «Мсти», «Простой солдат», «Враг», «Он придет», «Пиши», «Портрет», «Махорка» и др

Произведения 50-80-х гг. главным образом посвящены детям. Писатель видел в детях самых чутких читателей, быстро замечающих неискренность и фальшь. В статье «За правдивость в детской литературе» он делится опытом: чтобы писать хорошие детские произведения, необходимо знать жизнь ребенка, его стремления и чаяния, бывать среди детей. Все случаи, описанные им в детских рассказах, взяты из жизни, переосмыслены и изложены так, чтобы было понятно и интересно детям. К языку Пинясов также был требователен. Слова А.М. Горького «Нужно писать о людях, о жизни так, чтобы каждое слово пело и светилось, чтобы лишних слов во фразе не было, чтоб каждая фраза совершенно точно и живо изображала читателю именно то, что вы хотите сказать» стали незыблемым правилом при создании произведений. В детских рассказах «Испорченный дед», «Неизвестный друг», «Кем быть и кем не быть?», «Кто грамотней?» и др. всегда решаются нравственные вопросы. Ответ на них дается либо в виде мудрых высказываний: «Доброе дело даром не пропадет», «Весело на свете жить, когда людям нужен», либо читателю самому приходится делать выводы: «Кто грамотней?», «Кем быть и кем не быть?».

Стихи для дошкольного и школьного возраста посвящены преимущественно родному краю: «Родина», «Весна», «Сирень», «Осень», «Зеленая роща, болота, луга…» и др. В них поэт признается:

Я люблю Мордовский край

С белыми садами

И плывущими над ним

Облака стадами…

Здесь над синею рекой

Наклонились ивы.

Пусть цветет мой край родной,

Песенный, счастливый. («Мой край»).

Читая эти произведения, ощущаешь исходящую от них человеческую доброту. Сам Пинясов, став уже известным писателем, откровенно говорил, что его в литературу привело «большое желание рассказать о том, что видишь, как чувствуешь мир, желание коснуться души народной».

Яков Максимович – автор более 30 детских книг: «Белые шубки», «Живой родник», «Живые фонарики», «Обыкновенные варежки», повесть «Шумный брат» и др. Около 20 книг писателя переведено на русский язык и издано в московских издательствах «Детгиз», «Детская литература», «Советская Россия».

За заслуги в развитии мордовской литературы, за большой вклад в развитие национальной культуры в 1983 г. Якову Пинясову присвоено почетное звание «Народный писатель Мордовской АССР».

Стадия осмысления

(УУД: целеполагание (Р), планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). Поиск и выделение необходимой информации;

умение работать с опорными схемами; умение структурировать полученные знания (Р).

Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия (Р).

Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника (К).

Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса (К).

Овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной речи учащихся (П).

Развитие познавательного интереса к литературе, расширение кругозора учащихся (П).

Умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания, обобщать и делать выводы (Р).



1. Чтение с остановками

- Что же может произойти в рассказе с названием «Березкина песня»? Почему писатель назвал своё произведение? Прочитаем рассказ и разберемся. Читать будем частями.



  1. Чтение отрывка 1.

На опушке леса стояла белая береза. Ее зелеными косами весело играл тихий весенний ветер, и липкие березкины листочки порхали, словно зеленокрылые бабочки.

Хорошо жилось березке на белом свете. Но…

1-я остановка. Аналитическая беседа.

1)Какая картина предстала перед вами. Нарисуйте ее.

2)Как жилось березке на белом свете?

3) Какие эпитеты (образные определения), сравнения использует автор для создания образа березы?

4) О чем предупреждает союз но? Как вы думаете, что произойдёт дальше?

Чтение отрывка 2.

Однажды пришел в лес Петрушка и … порезал перочинным ножиком березку. Тяжело вздохнула березка и заплакала. Ее крупные слезы ручьем потекли по стволу.

«У березы, наверное, сладкие слезы», - подумал Петрушка и лизнул языком влажную кору. Потом взял соломинку и стал сосать жемчужные березкины слезы. Напился Петрушка сладкого сока, и захотелось ему сделать рожок. Взял он нож и принялся снимать бересту.



2-я остановка. Аналитическая беседа.

  1. Что же произошло с березкой?

  2. Как вы можете охарактеризовать действия человека? Как вы к этому отнеслись?

  3. Какие слова в отрывке указывают на то, что дерево-живое существо?

  4. Как вы думаете, что произойдёт дальше?

Чтение отрывка 3.

Ещё сильнее заплакала березка. Повисли ее косы, перестали шептаться листочки. Очень больно березке.

Петрушка тем временем делал рожок из бересты, мурлыча про себя какую-то песенку. Только приставил он рожок к губам, тот и запел печальным голосом…



3-я остановка. Аналитическая беседа.

  1. Определите состояние березы.

  2. С помощью каких художественно-изобразительных средств описывает автор состояние березы?

  3. Какой поступок совершил Петрушка?

  4. Каково ваше отношение к образу дерева и человека?

  5. Как вы думаете, что произойдёт дальше?

Чтение отрывка 4.

- Десять лет назад посадил меня добрый мальчик. Поливал меня водой. День и ночь я росла на радость людям. Меня убаюкивали весенние ветры, ласкали солнечные лучи. Улыбалась я всегда ясной зореньке….

Петрушка стоял с широко раскрытыми глазами и слушал.

- Ожидала я весну красную, как ожидает весну травушка. А потом пришел ко мне злой мальчишка и вонзил в меня острый нож.



4-я остановка. Аналитическая беседа.

  1. Какой была песня березки?

  2. Почему раньше березка была счастливой?

  3. Каково было отношение к ней?(Добрым!)

  4. Какое слово в песне березки заставляет вздрогнуть читателей, сжаться от боли?

  5. Почему Петрушка «стоял с широко раскрытыми глазами»?

  6. Как вы думаете, что будет делать этот «злой мальчишка»?



 Физминутка. Гимнастика для глаз.

Учитель:   Сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5-6 раз.



Чтение отрывка 5

Петрушка выкинул рожок и, закрыв лицо руками, побежал домой. В ушах звенела печальная песня.

Эта песня не давала покоя Петрушке ни днем ни ночью. Она слышалась ему даже во сне. Только закроет глаза, а рожок поет ему жалобно: «А потом пришел ко мне злой мальчишка…»



5-я остановка. Аналитическая беседа.

  1. Почему мальчик убежал, закрыв лицо руками?

  2. Как вы можете охарактеризовать героя?

  3. Сможет ли он жить дальше со своей неспокойной совестью?

  4. Предположите, кто может помочь ему исправить зло, содеянное им? И как?



Чтение отрывка 6

- Ты вот что, внучек, - посоветовала бабушка, которой он все рассказал. – Ступай и проси у березки прощения. Ты ведь вон какую муку ей причинил…. А еще лучше – посади рядом с ней деревце, как тот добрый мальчик.

Долго думал Петрушка: как быть. Наконец он пошел к березке и сделал так, как посоветовала ему бабушка.

6-я остановка. Аналитическая беседа.

  1. Почему мальчик поступил так, как ему посоветовала бабушка?

  2. Как вы думаете, березка его простила?

  3. Что победило в его сердце?(Добро)



Рефлексия

(Личностный результат УУД:

- способность к самооценк.

Оценка деятельности; саморегуляция (Р).

Умение выражать свои мысли (К).

  1. Учитель: Сейчас прозвучало слово «добро», а как вы его понимаете? Давайте составим кластер со словом «добро»

(Под руководством учителя ученики составляют кластер «добро»



Кластер                                          мир    

                              хор. поступки                                          свет

мама                                                                                          солнце

                                                         Добро    

                     радость                                        

                                           счастье                            любовь







  1. Беседа «о трудности добра».

Учитель: Легко ли быть всегда добрым? А в жизни вы совершали ошибки? Трудно было исправить их? (Совершали, исправлять ошибки трудно)

Учитель: Можно ли у Петрушки чему-либо научиться? Чему? (Осознанию своих ошибок, умению их исправлять, умению раскаиваться в злом поступке).

Учитель: Неужели  делать добро трудно? (Совершить зло очень легко, а вот осознать содеянное, раскаяться и исправиться доступно лишь немногим. Только добрый человек способен на раскаяние.)

Чему нас научила березка из рассказа нашего земляка Якова Пинясова? (Бережно относиться к окружающей нас природе!)

Великий русский поэт А.А.Фет сказал: «Учись у них: у дуба, у березы…». А чему у них мы можем научиться? Чему мы можем научиться у природы?

Их умению преодолевать невзгоды, умению радоваться жизни, умению дарить радость, красоту, доброту…

Вывод учителя: Научиться  по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором  человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.  У каждого человека, большого и маленького,  свой путь к Доброте.



3. Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру «О чем заставил меня задуматься  рассказ Я.М.Пинясова «Березкина песня».

3. Оценка деятельности, результата, эмоциональная рефлексия.

Учитель: Ребята, перед вами по 3 звездочки: бордового, зелёного и синего цвета. Оцените свою деятельность на уроке: я хорошо поработал – бордовая, я работал не в полную силу – зелёная, я плохо работал – синяя. Спасибо!

Ребята, я вами очень довольна. Оценки за урок.

Итог урока

Учитель: Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Все хорошее в этом мире – от доброты людской, от щедрости их сердец. «Доброе дело даром не пропадет»,- сказал Яков Пинясов! Прислушайтесь к совету нашего земляка! И спешите делать только добрые дела!







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Человек и природа в рассказе Я.Пинясова "Березкина песня"

Автор: Невлютова Римма Рафиковна

Дата: 14.02.2017

Номер свидетельства: 391863


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства