«Человек и время в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
«Человек и время в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Тема: Человек и время в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Цели: ознакомившись с содержанием первой главы романа, выявить закономерность соотнесённости человека и времени в тургеневской концепции жизни.
Психологическая подготовка к изучению новой темы. Учащиеся сами организуются в группы по 2-3 человека. Каждая группа получает маршрутный листок с адресами, где можно найти необходимую информацию на заданный период времени.
Подведение итогов.
Слушаются ответы учащихся и комментарии учителя.
Предполагаемый ответ Жизнь Н.П. никак не связана с историей страны. Все значительные события эпохи, Сознательно обозначенные автором, проходят мимо него, не изменяя привычного хода его жизни. В основе его жизненной позиции- пассивность, безразличие, касающееся всего того, что связано с его семьёй и любимыми им людьми. Автор не упрекает героя в том, что он безмерно любит сына, но подчёркивает, что в расцвете лет, в 44 года, он выглядит стариком. Автор подводит к мысли о бесцельности и бессмысленности жизни, связанной только с обустройством семейных дел.
Постоянная ирония автора, осудившего жизненную позицию людей, подобных Н.П., приводит к мысли, что именно их бездействие и безынициативность не только позволили, но и заставили появиться поколение Базаровых.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Человек и время в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». »
- 8 -
Попадюк Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №2, г. Шарыпово, Красноярский край.
Конспект урока литературы по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети». (10 класс)
«Человек и время в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Тема: Человек и время в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Цели: ознакомившись с содержанием первой главы романа, выявить закономерность соотнесённости человека и времени в тургеневской концепции жизни.
Ход урока.
Оргмомент. Приветствие. Сообщение темы урока.- Главный вопрос, на который вы сегодня сами найдёте ответ, звучит следующим образом: «Как соотносится жизнь Н.П.Кирсанова с жизнью страны?»
Психологическая подготовка к изучению новой темы. Учащиеся сами организуются в группы по 2-3 человека. Каждая группа получает маршрутный листок с адресами, где можно найти необходимую информацию на заданный период времени.
1группа. Исторические и политические события в стране (1812-1826).
Адреса: ЦОР Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год;
http://www.vitart.ru/history-russia-culture-pages/enter-rus-cult.html - история и культура России.
Предполагаемый ответ: 1.Отечественная война 1812 года;
2. 1825- восстание декабристов;
3. 1826- казнь декабристов.
2 группа. Исторические и политические события в стране (1830-1835).
Адреса: ЦОР Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год;
http://www.vitart.ru/history-russia-culture-pages/enter-rus-cult.html - история и культура России.
Предполагаемый ответ: 1. Усиление политического гнёта;
2. Бунты в военных поселениях;
3. Гонение на прогрессивную интеллигенцию;
4. Издание сводов законов Российской Империи (1830);
3 группа. Исторические и политические события в стране (1836-1847).
Адреса ЦОР Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год;
http://www.vitart.ru/history-russia-culture-pages/enter-rus-cult.html - история и культура России.
Предполагаемый ответ: 1. Гибель А.Пушкина;
2. Ссылка М.Лермонтова;
3. П.Чаадаев объявляется сумасшедшим (1837);
4. Н.Некрасов начинает издание «Современника» (1847).
4 группа. Исторические и политические события в стране (1848-1859).
Адреса ЦОР Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год;
http://www.vitart.ru/history-russia-culture-pages/enter-rus-cult.html - история и культура России.
2. Вводится надзор за университетским преподаванием, ограничен приём студентов;
3. Запрещено имя В.Г.Белинского;
4. Смерть Николая 1. Восшествие на престол Александра 2;
5. Крымская война и осада Севастополя (1853-56);
6. Назревание революционной ситуации.
5 группа. Искусство (1812-1835).
Адреса: ЦОР А.С.Пушкин в зеркале двух столетий. 1С
Картины Государственной Третьяковской Галереи;
Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год;
http://www.vitart.ru/history-russia-culture-pages/enter-rus-cult.html - история и культура России.
Предполагаемый ответ:
1. А.Пушкин пишет трагедию «Борис Годунов»;
2. Грибоедов заканчивает «Горе от ума»;
3. В Москве построено здание Большого театра (1825);
4. А.Пушкин закончил роман «Евгений Онегин»;
5. К.Брюллов пишет картину «Последний день Помпеи»;
6. В Петербурге открыт Михайловский театр (1833).
6 группа. Искусство (1836-1859).
Адреса: ЦОР А.С.Пушкин в зеркале двух столетий. 1С
Картины Государственной Третьяковской Галереи;
Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год;
http://www.vitart.ru/history-russia-culture-pages/enter-rus-cult.html - история и культура России.
Предполагаемый ответ:
1. Первая постановка «Ревизора» в Петербурге (1836);
2. С.Гальберг- скульптурный портрет А.Пушкина;
3. Опубликованы первые произведения Ф.Достоевского;
4. Смерть В.Белинского (1848);
5. А.Иванов заканчивает работу над картиной «Явление Христа народу»(1857);
6. Уход И.Тургенева из «Современника».
7 группа. Наука (1812-1835).
Адреса: ЦОР Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год
Предполагаемый ответ:
1. Основан Крымский ботанический сад;
2. Создан первый учебник по астрономии (Д.М.Перевощиков);
3. Построена обсерватория Московского университета(1832);
4. Братья Черепановы построили первый в России паровоз.
8 группа. Наука (1836-1847).
Адреса: ЦОР Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год
Предполагаемый ответ:
1. Обсерватория Казанского университета;
2. Построена железная дорога Петербург-Царское Село.
9 группа. Наука (1848-1859).
Адреса: ЦОР Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год
Предполагаемый ответ:
1. Исследования Сахалина (Г.Невельский);
2. Открыт спектральный анализ.
10 группа. Важнейшие события в жизни Н.П.Кирсанова (1812-1859).
Адреса
Предполагаемый ответ:
1812- основные события жизни отца героя, начало взрослой жизни Н.П.Кирсанова;
1835- женитьба, рождение сына(«Десять лет прошло как сон»);
1847- смерть жены ( собрался за границу, чтобы рассеяться);
1848- вынужден остаться в деревне (от безделья начал заниматься хозяйством);
1855- хлопоты по устройству студенческой жизни сына (жил с сыном 3 года, но никуда не выходил, не заводил знакомств);
1859- 44-летний Н.П.Кирсанов ждёт на постоялом дворе сына Аркадия(выглядит стариком).
Получение новых знаний.
Учащиеся собрали материал на слайдах.
- Вами собран обширный фактический материал, связанный с общественной и культурной жизнью России в определённый период времени. Для этого вы задействовали ресурсы Интернет, ЦОР.
- Я предоставляю вам возможность показать то , что отыскали, и прокомментировать полученные сведения.
Закрепление знаний.
Учащиеся выносят свои слайды на общий экран и комментируют.
Комментарий учителя.
- В текст 1 главы романа «Отцы и дети» Тургенев вводит 6 дат, являющихся своего рода вехами на жизненном пути одного из героев- Н.П.Кирсанова. Автор не комментирует значение этих дат в жизни героя, называя их словно произвольно, но в тексте настоящего писателя никогда не бывает ничего случайного.
Вопрос классу.
-Почему именно эти даты выбирает автор из многих других?
Предполагаемый ответ: История России, представленная автором, начиная с Отечественной войны и кончая преддверием реформ 1861 года, динамично развивается и охватывает самые разные стороны жизни человека и страны: исторические события, открытия в области различных наук, создание высококлассных произведений искусства.
Цель автора достаточно проста: напомнить читателю, что история страны создаётся людьми и каждым отдельным человеком.
Комментарий учителя.
-Простое сопоставление дат- в 1859 году Н.П.Кирсанову 44 года- позволяет сделать вывод, что герой родился примерно в 1814-1815 году. Его ровесниками были В.Белинский, А.Герцен, М.Лермонтов, Т.Шевченко, И.Айвазовский, Н.Пирогов. И.Тургенев моложе героя на 3 года.
-Это перечисление имён, которые были широко известны современникам Н.П.Кирсанова, требует вопроса: какова же была жизнь героя? Что было главным её содержанием?
-вернёмся к нашему основному вопросу: как соотносится жизнь героя с жизнью страны?
10 группа формулирует ответ, используя свои слайды.
Подведение итогов.
Слушаются ответы учащихся и комментарии учителя.
Предполагаемый ответ Жизнь Н.П. никак не связана с историей страны. Все значительные события эпохи, Сознательно обозначенные автором, проходят мимо него, не изменяя привычного хода его жизни. В основе его жизненной позиции- пассивность, безразличие, касающееся всего того, что связано с его семьёй и любимыми им людьми. Автор не упрекает героя в том, что он безмерно любит сына, но подчёркивает, что в расцвете лет, в 44 года, он выглядит стариком. Автор подводит к мысли о бесцельности и бессмысленности жизни, связанной только с обустройством семейных дел.
Постоянная ирония автора, осудившего жизненную позицию людей, подобных Н.П., приводит к мысли, что именно их бездействие и безынициативность не только позволили, но и заставили появиться поколение Базаровых.
Рефлексия.
Осмысление того, что произошло. Учащиеся приходят к пониманию того, что автор с насмешкой и сожалением относится к герою. Какую вину, может быть, заключает в себе жизненная позиция Н.П.Кирсанова.
Домашнее задание.
Ответить на вопрос: почему в рассказе о жизни П.П.Кирсанова и Е.Базарова автор не называет ни одной даты? Назовите основные события их биографий.
1группа. Исторические и политические события в стране (1812-1826).
Адреса: ЦОР Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год;
http://www.vitart.ru/history-russia-culture-pages/enter-rus-cult.html - история и культура России.
2 группа. Исторические и политические события в стране (1830-1835).
Адреса: ЦОР Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год;
http://www.vitart.ru/history-russia-culture-pages/enter-rus-cult.html - история и культура России.
3 группа. Исторические и политические события в стране (1836-1847).
Адреса: ЦОР Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год;
http://www.vitart.ru/history-russia-culture-pages/enter-rus-cult.html - история и культура России.
4 группа. Исторические и политические события в стране (1848-1859).
Адреса: ЦОР Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год;
http://www.vitart.ru/history-russia-culture-pages/enter-rus-cult.html - история и культура России.
5 группа. Искусство (1812-1835).
Адреса: ЦОР А.С.Пушкин в зеркале двух столетий. 1С
Картины Государственной Третьяковской Галереи;
Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год;
http://www.vitart.ru/history-russia-culture-pages/enter-rus-cult.html - история и культура России.
6 группа. Искусство (1836-1859).
Адреса: ЦОР А.С.Пушкин в зеркале двух столетий. 1С
Картины Государственной Третьяковской Галереи;
Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год;
http://www.vitart.ru/history-russia-culture-pages/enter-rus-cult.html - история и культура России.
7 группа. Наука (1812-1835).
Адреса: ЦОР Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год
8 группа. Наука (1836-1847).
Адреса: ЦОР Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год
9 группа. Наука (1848-1859).
Адреса: ЦОР Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2006год
10 группа. Важнейшие события в жизни Н.П.Кирсанова (1812-1859).
Адреса: ЦОР Хрестоматия по русской литературе. ООО «ДиректМедиа Паблишин"