Урок литературы в 11 классе по повести В. П.Астафьева "Царь-рыба". Цель урока: познакомить с творчеством писателя и его произведением.Задачи урока: совершенствовать умение анализировать эпизоды, понять позицию автора,воспитывать нравственные и моральные ценности учащихся,приобщить учащихся к творчеству самобытного писателя, обратиться к важнейшим нравственным ценностям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Обратиться к важнейшим нравственным проблемам, от решения которых зависит формирование человека и гражданина.
На доске: Виктор Петрович Астафьев (1924–2001). Писатель. Личность. Человек. Гражданин. Проживший жизнь с веком наравне.
Высказывания – эпиграфы, подобранные учащимися к произведению (задание дано заранее)
“...Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране...”
К.Г.Паустовский
“Природа для меня огонь, вода, ветер, камни, растения, животные – все это части разбитого единого существа. А человек и природа – это разум великого существа, накопляющий силу, чтобы собрать всю природу в единство”.
М.Пришвин
“...Воспитай в себе жалость к сломанному дереву, к утке, замерзающей в полынье городского водоема. А когда станешь строителем, геологом... умей думать не только о ведомстве науки и техники, но и о “кладовой солнца”, в которой все подчинено извечному природному закону. Уважай его. Тогда и он тебя уважит!”
М.Пришвин
Не то, что мните вы, природа, Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И.Тютчев
Ход урока
I. Краткие сведения о творческом пути В.Астафьева (сообщение учащегося).
II. Вступительное слово учителя.
Писатель и время. Эти два понятия тесно переплетены. Писатель только тогда писатель, когда умеет выразить свое время, когда у него отзывчивое сердце, когда он тревожит читателя и заставляет его думать о мире и о себе.
Сегодня мы будем вести разговор о произведении Виктора Петровича Астафьева “Царь – рыба”, за которое он был удостоен Государственной премии СССР за 1978 год.
В центре повествования в рассказах “Царь – рыба” (жанр произведения) показаны взаимоотношения человека с природой. Отношение к природе у писателя – показатель духовности.
В.П.Астафьев как никто другой понимал, что природа не безгранична, что в отношениях с ней человек переступил нравственный рубеж. Именно в этом боль писателя в книге “Царь – рыба”. Людей, варварски истребляющих природу, проявляющих в этом истреблении, в корысти свое духовное сиротство, Астафьев называет браконьерами.
К уроку учащимся заранее были даны вопросы и задания.
В каких произведениях показаны взаимоотношения человека и природы?
Природа – храм или мастерская?
Подумайте над главной мыслью произведения
Кто из героев произведения носит клички? Охарактеризуйте их.
Найти примеры из газет и журналов об экологических бедствиях.
III. Аналитическая беседа по повествованию в рассказах.
– В каких произведениях показаны взаимоотношения человека и природы?
(И.С.Тургенев “Отцы и дети”, В.Распутин “Прощание с Матерой”, Ч.Айтматов “И дольше века длится день”, “Плаха”, Б.Васильев “Не стреляйте в белых лебедей”, А.Ким “Отец – лес”, В.Белов “Привычное дело”, “Бобришный угор”, поэзия Н.Рубцова и другие.)
– Как все – таки обстоит дело: природа – храм или мастерская? Обратимся к фактам нашей действительности, доказывающим, как мы далеко ушли по дороге от храма к мастерской, (индивидуальные задания: учащиеся приводят примеры из газет и журналов об экологических бедствиях, можно использовать и местный материал.)
Комментарий учителя.
Человек вмешивается в природный цикл, меняет рельеф местности, создает искусственные моря. Природа все больше и больше превращается в мастерскую, уничтожается с такой быстротой что мы говорим об экологической катастрофе, грозящей всему человечеству.
Путь окончательного и бесповоротного подчинения природы воле и разуму человека – это путь потерь не только природных богатств.
Теряется человеческое в человеке – вот главная мысль, которая проходит красной нитью через произведение В.Астафьева “Царь – рыба”.
IV. Анализ отдельных глав с опорой на текст.
(Здесь и далее цитаты по книге В.Астафьева Повести. [Текст]; М.: Художественная литература, 1984г.)
1. Работа с текстом главы “Поминки” [Текст, стр. 525].
– Сравните, как показан человек и как природа в ситуации прямого столкновения.
(Медведь смотрит на Акима, и человек видит “глубоко скрытый, но сосредоточенный отсвет звериного ума”. “У медведя и лапы точь-в-точь человечьи, только у передней лапы прихватного пальца нету”, [стр. 544].)
– Как ведут себя люди после трагедии?
(Приезжий молодой следователь медведем почему-то не интересовался, а все искал состав преступления. Начальник отряда говорит штампованными фразами речь над гробом Петруни. Началась гулянка. Лишь на мгновенье прикоснулись люди и ощутили что-то вечное, незыблемое, страшное в своей силе и величии. Но не-надолго хватило “молчаливой строгости и скорби” Тут же засуетились они в своих мелочных заботах.)
– Обратите внимание на последнюю фразу главы “Все поглотила тайга”
(Это итог описанным событиям. Последнее слово осталось за природой с ее вечными великими законами.)
2. Работа с текстом главы “Дамка” [Текст, стр. 382]
– Найдите описание поселка Чуш. Что вы можете сказать об устройстве этого поселка и его жителях?
(Это символ бестолковости человека перед целесообразностью природы. Поселок захламлен и безлес. Вокруг него гниющие речки со зловонной жижей, в которую жители сбрасывают всякий хлам. В центре селения разворочена танцплощадка. Парк оккупировали козы, куры. Помещение магазина, подрытое свиньями похоже на могильный холм. Под стать и население: девица, умеющая “культурно пить”, “принюхивающиеся таежные парни”.) Комментарий учителя.
Так живет человек в соседстве с великой, потрясающей природой. Мелок, низок его способ жизни, отношение и к себе, и друг к другу.
– По всему повествованию разбросаны приметы подобного быта. Найдите их в главе “Дамка”
(На аэровокзале “модные сиденья порезаны бритвочкой”; при посадке в самолет “чалдоны – молодцы” оттолкнули в сторону женщин и детей; на лестнице выломаны ступеньки с расчетливым коварством – через одну, перил нет; герой остается без места, так как пилоты прихватили знакомую девицу.)
Зачитывается текст от слов “Я простоял всю дорогу... до интеллигентов до хрена, а местов не хватает!..” [стр. 385]
– Почему автор выбрал именно такой безличный способ обличения?
(Осуждается не кто-то конкретный. Осуждается само отношение к жизни – безразлично – потребительское. Подобное мы наблюдаем сплошь и рядом. Люди равнодушны друг к другу. Природа веками учила человека оставлять в избушке соль, спички, запасы для того неизвестного путника. Но утрачиваются эти ценности. Выламываются ступеньки, чтобы идущий по ним испытал неудобства, переносящий мытарства фронтовик ни у кого не вызывает внутренней потребности помочь ему. Не врождена, не привита такая потребность.)
Неудивительно, что в такой среде браконьерство – страшная болезнь нашего времени. Истоки ее – в бездуховности, жажде наживы.)
– В “повествованиях” рисуется целая галерея таких браконьеров, вспомните, кто из них носит клички?
(Это и Командор, и Грохотало, и Дамка, и Гога Герцев и многие другие.)
– Что объединяет Дамку, Грохотало, Командора, Утробина?
(Общность жизненных интересов. Совершая насилие над природой, браконьеры сами морально разлагаются. У каждого из них в прошлом уголовные или нравственные преступления. Все их радости и горести связаны с добычей. Зависть “съедает” этих людей.)
– Чтение внутреннего монолога Утробина от слов “И из-за нее, из-за этой гады забылся в человеке человек!...до... Его не достанешь.” [гл. “Царь-рыба”, стр.457–458].
– Существует ли связь между такими событиями, как гибель Тайки и гибель Утробина?
(Да. Вина за смерть Тайки ложится на весь связанный с браконьерством уклад. Утробин погибает, попав вместе с рыбой в устроенную человеком ловушку. И человека, и рыбу ждет одна и та же мучительная смерть. Человек раскаивается, вспоминает грехи.) Автор восклицает:
“Прощенья, пощады ждешь? От кого? Природа, она, брат, тоже женского рода!” Комментарий учителя.
Будущее природы и человека зависит от самого человека, от его исторической памяти, от следования нравственному опыту народа.
– Все браконьеры наказаны. Возмездие не минует ни одного из них. За что наказан Гога Герцев?
(Не случайна, а закономерна гибель человека, сделавшего главным в жизни потребительство. Практичный Гога живет за счет людей. Он жертва своего индивидуализма, мировоззрения, чуждого и природе, и людям.)
– Можно ли считать Акима положительным героем?
(Это противоречивый герой. Аким – это природа, труд, семья, женщина. Живший и воспитывавшийся в невероятно тяжелых условиях, он помнит из детства только самое лучшее: мать, артель. Он соскабливает выцарапанное на избушке туристами похабное слово. Есть в характере Акима и человеческие слабости, но он очень добр.)
– Что умеет Гога Герцев?
(Ответ дан в тексте: “В его молодые годы... до... он и не нуждался”. С детства у Герцева не связано ни одного светлого воспоминания, хотя он рос в благополучной семье. Он никого не любил.) [гл. “Сон в белых горах”, стр.583]
– Как относятся артельщики к старикам и детям?
(Всякий народ перебывал в Боганиде... до... утраченной жизни”.[гл. “Уха на Бо– ганиде”, стр. 495-496] Трудовая среда и доброжелательная семейная атмосфера воспитывают у Акима необходимые качества: трудолюбие, чувство ответственности, уважение к старшим, потребность творить добро.) 3. Обращение к тексту главы “Капля”, [стр. 359]
– Какова авторская позиция в этой главе?
(Разлитая во всей книге авторская философская мысль о гармонии человека и природы открыто заявлена в главе “Капля”.) Комментарий учителя.
Виктор Астафьев заканчивает свое произведение словами:
“Все течет, все изменяется – свидетельствует седая мудрость. Так было. Так есть. Так будет.
Всему свой час и время всякому делу под небесами:
Время родиться и время умирать;
Время насаждать и время вырывать насаженное;
Время убивать и время исцелять;
Время разрушать и время строить;
Время плакать и время смеяться;
Время стенать и время плясать;
Время разбрасывать камни и время собирать камни;
Время обнимать и время избегать объятий;
Время искать и время терять;
Время хранить и время тратить;
Время рвать и время сшивать;
Время молчать и время говорить;
Время любить и время ненавидеть;
Время войне и время миру.
Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа”.
V. Рефлексия
– Как вы понимаете эти слова В.Астафьева?
Размышления учащихся.
– Обращаемся к эпиграфу. Уместны ли эпиграфы в разговоре о произведении “Царь-рыба”?
Комментарий учителя.
Финал повести – призыв, обращение к совести каждого из нас. Человек виновен, человек портит подаренный ему мир. В основе повести – глубокое чувство грехопадения.
VI. Домашнее задание.
– В тетради закончите предложение: “В его книгах...”
– Написать эссэ “А так ли важно для нас чтение таких произведений, как “Царь– рыба” В.Астафьева?