kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Человечность и многогранность лирики Александра Драбкина"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен творчеству замечательного поэта  уважаемого жителя г. Биробиджана, члена Союза писателей  России  Александра Леонидовича Драбкина, в частности, изучению  основных тем его творчества – темы Родины и темы человеческих взаимоотношений.

В  ходе урока решаются задачи:

образовательные: рассказать о жизни и творчестве А.А.Драбкина,  зарождении и формировании его творческого таланта;показать народность творчества поэта;

развивающие: развитие интереса к личности и творчеству А.Л. Драбкина, совершенствование навыков творческого восприятия и выразительного чтения лирических произведений;развитие образного мышления, творческих способностей и познавательной активности обучающихся;совершенствование навыков самостоятельной работы в ходе исследовательско-поисковой деятельности;

воспитательные: воспитание почтения и уважения к матери, любви к Родине; прививается чувство восхищения родной природой;воспитание духовно-нравственной культуры обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Человечность и многогранность лирики Александра Драбкина" »



Тема: «Люди! Я желаю вам добра…»

Человечность и многогранность лирики А.Л.Драбкина

Цель урока – раскрытие многогранности творчества, особенности мироощущения

Александра Леонидовича Драбкина,

Задачи:

образовательные:

  1. рассказать о жизни и творчестве А.А.Драбкина, зарождении и формировании его творческого таланта;

  2. показать народность творчества поэта;

развивающие:

развитие интереса к личности и творчеству А.Л. Драбкина,

  1. совершенствование навыков творческого восприятия и выразительного чтения лирических произведений;

  2. развитие образного мышления, творческих способностей и познавательной активности обучающихся;

  3. совершенствование навыков самостоятельной работы в ходе исследовательско-поисковой деятельности;

воспитательные:

  1. воспитание почтения и уважения к матери, любви к Родине;

  2. воспитание чувства восхищения родной природой;

  3. воспитание духовно-нравственной культуры обучающихся.

Оборудование: портрет, фотографии А. Драбкина, сборники стихотворений поэта, компьютер, мультимедиа, магнитофон, диск и аудиокассета с записями песен на стихи А. Драбкина, слайды с изображением картин города Биробиджан, природы, высказывания поэтов и писателей о творчестве А.Драбкина.

Методические приёмы: лекция учителя, сообщения обучающихся, выразительное чтение стихотворений.

Подготовка к уроку. В ходе подготовки к уроку была проведена следующая работа: предварительное прочтение, выбор и подготовка выразительного чтения стихотворений Драбкина; подготовка сообщений о жизни и творчестве поэта; создание мультимедийной презентации «Жизни и творчество Александра Драбкина».

Ход урока

I. Вступительное слово (Слайды № 1,2,3)

Преподаватель: Добрый день! Наш любимый город Биробиджан скоро будет праздновать свое 75-летие. В это знаменательное время все мы невольно обращаемся к людям, которые делают его краше, чище и благословенней.

Сегодня на уроке мы обратимся к творчеству замечательного поэта, нашего земляка, уважаемого жителя г. Биробиджана, члена Союза писателей России Александра Леонидовича Драбкина, в частности, к изучению одной из основных тем его творчества – теме Родины и теме человеческих взаимоотношений.

(Обучающиеся записывают в тетрадях тему, делают необходимые записи на протяжении урока).

II. Основная часть

Преподаватель:

-Как вы думаете, ребята, какого поэта можно назвать народным? Какими должны быть особенности его лирики?

Ответы обучающихся с комментариями учителя: Александр Леонидович Драбкин – поэт народный, но не только потому, что родился он в маленьком городе России, ЕАО – Биробиджане, и не потому, что пишет о городе Биробиджан, родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, а потому, наверное, что боль и радость, разочарования и мечты, сомнения и надежды, старательно вплетённые в его стихи, близки каждому из нас. Любовь к родине неразрывно связана у Драбкина к своему городу, его людям, друзьям, с любовью к песне, которые он знает в огромном количестве и пишет по просьбе своих друзей, например руководителя театра «Когелет» г. Биробиджан, на сцене которого был поставлен спектакль с песнями А.Драбкина «Иванов и Рабинович». Сочувствие евреям, нелегкой судьбе этого народа Александр Леонидович проявлял от первых детских лет и поныне. Это появляется в его стихах и рассказах, подобно песне, то звонкой и весёлой, то горестной и безысходной, то ласковой и тихой. Неудивительно, что его произведения сразу привлекли внимание композиторов, воссоздавших в музыке облик поэта, его непостижимую страсть к жизни и безграничную любовь к людям, своей родине, милому городу.

( «Презентация 1» (Слайд 4)

Журналист1: Мне удалось задать вопрос Людмиле Капуцыной, кандидату филологических наук, преподавателю ДВГСГА, ныне университета.

Вот что она сказала специально для нас: «Уникальность поэзии Александра Леонидовича Драбкина в том, что она воплощает в себе мироощущение, менталитет истинного, коренного биробиджанца – человека рожденного в городе. Биробиджан был создан евреями на основе русской станции Тихонькая, стал средоточием еврейской культуры на Дальнем Востоке, а затем в силу исторических причин утратил свой колорит и превратился в русский город с отдельными, в основном официальными, знаками еврейской культуры…».

Эти слова как нельзя точнее характеризуют Александра Драбкина – человека и поэта.

Журналист 2: Как сказал в своем интервью Александр Драбкин, все его стихи рассказывают о реальных людях. "Одних я знаю лично, о других много наслышан, о третьих не мог не написать - настолько интересны их биографии и дела. Вот, например, парикмахер Рома. С фронтов Второй мировой войны он вернулся в наградах, хотя его семья дважды получала "похоронки". Все другие герои моих книг - и живые, и те, которых уже нет - замечательные люди. Они составляют лицо и дух Биробиджана".

Слайд 5.

Биограф1 : У Александра Драбкина есть автобиографичный рассказ «Кто из нас не успел состариться», который начинается так :- Помнишь, мама, я обманул тебя, сообщив, что мне залечили гастрит, и я могу идти в армию? Терапевт из медкомиссии военкомата, твоя подруга, сказала, что гастрит как был, так и остался, она предлагала отсрочку. Я отказался и ушёл… в стройбат, а мечтал о пограничных войсках. Я был тогда дураком, мама?
– Ты хорошо сохранился, сынок, – отвечала ты, покручивая левой рукой у виска. И снова становились очевидными две вещи: наличие у тебя чувства юмора и отсутствие правой руки.
»
Но, видно, именно стройбат нужен был
Драбкину Саше, воспитанному очкарику, чтобы научиться выживать, слышать и чувствовать опасность.
Несколько лет спустя он, тогда секретарь Биробиджанского райкома комсомола, приехал в село Красивое, где так называемые посланцы комсомола с приличными сроками за спиной вместо геройского труда на агрегате витаминно-травяной муки устроили пьяный шабаши и едва не пырнули Драбкину под сердце финский нож.– Земляк, – сказал Драбкин, поскольку терять уже было нечего, – перо без дела не достают, такие понты для фраеров, давай о людском…
Поладили. Утром агрегат работал
, и пошла «витаминка». Пройдёт два-три года и в Биробиджане появится первая молодёжная независимая газета «Взгляд». Александр Леонидович будет делать её вместе с Леонидом Школьником, известным в те годы журналистом. Каждый номер – взрыв, скандал, разоблачения. А потом в жизнь ворвался Сергей Мартынов – умница, Следователь, Богом отмеченный, потом судья областного суда и большой любитель Высоцкого. Он и предложил Александру стать следователем. Так и закрутилось.

(Слайд 6,7) Биограф 2: Удивительна его судьба. За 50 лет Александр Леонидович успел так много, что иным и на 2 жизни хватит. Оставаясь полностью самим собой, этот художник вместил в себе одном словно бы несколько личностей. Он был журналистом газеты «Биробиджанская звезда», секретарем райкома ВЛКСМ, старшим следователем по особо важным делам, прокурором Биробиджанского района, прокурором-криминалистом прокуратуры ЕАО. Ныне руководитель отдела криминалистики Следственного комитета РФ. И где бы он ни служил, всегда проявляет лучшие профессиональные качества. Награжден медалью «За заслуги перед Отечеством», имеет звание «Почетный работник прокуратуры». Медаль Александру Драбкину вручал сам генерал Бастрыкин, первое лицо в данном ведомстве.

Учитель: Исключительная широта внутреннего мира, столкновение крайностей, стремительные переходы от святости к безбожию, от мудрости к протесту… Таков он есть – Александр Леонидович Драбкин.

Тема Родины – одна из главных в творчестве Александра Драбкина. Этого поэта принято связывать прежде всего с г. Биробиджаном, с родной для него Еврейской областью. Именно любовь к родной земле придает его стихам ту теплоту чувств, которая их отличает.

(Слайд 8) Чтец 1: стихотворение «Мой Биробиджан! Шолом-Алейхем!»



Города не боги строят – люди.

Города не камни – наши лица.

Города построены из судеб

И не могут дважды повториться.



Повториться может только имя,

Как нас на планете не селите.

Свой Биробиджан в Иерусалиме,

В Хайфе и Нацерете-элите.



Значит, всё же вышли на прямую,

Нет границ, таможен и запретов.

Пережили зной – перезимуем.

Город этот – наш кусок планеты.



От Биры до глади Иордана

Всем привет. Мы – из Биробиджана.

Литературовед 1: Образы города так и встают перед глазами: окна всем знакомых пятиэтажек, парк и набережная, скамья на Арбате, теплый камень над рекой, синее небо и бескрайнее раздолье тайги… Мир поэта – словно стремление к гармонии земли и неба, человека, города и природы. Мир Биробиджана для Драбкина – это мир людей, милых, добрых, безобразных, мудрых. Любимый город, где живут и радость, и печаль, ностальгия уехавших отсюда и бесконечная благодарность этому городу…

Литературовед 2: Успех известного в области поэта складывался стремительно. Невысокого роста, седовласый, удивительно подвижный, со светло-карими глазами, в которых постоянно горит озорной огонек, с гитарой в руках, он привлёк к себе всеобщее внимание в литературных кругах Хабаровского края, во Владивостоке и теперь уже в Москве. Доцент, историк, преподаватель единственного в России литературного института Александр Петрович Торопцев, приглашенный на фестиваль поэзии в 2010 г., дал высокую оценку творчеству Александра Драбкина. Он отметил, что и проза Драбкина профессиональна.(Статья в газете «Биробиджанская звезда от 18 сентября 2010 г.»)

Слайд 9,10. Учитель: Наставниками Александра Леонидовича Драбкина стали Школьник Леонид Борисович, знаменитый поэт на Дальнем Востоке и Юрий Белинский. Да-да, правнук того самого знаменитого литературного критика В.Г.Белинского.

Друзья по поэтическому цеху – Елена Васильева, владивостокская поэтесса, признанная в России и Германии, и Мария Глебова, удивительная женщина-поэт из Облученского района ЕАО.

-Слово биографу.

(Слайд 11) Биограф 2: В очень короткие сроки вышли книги Александра Леонидовича Драбкина: в 1990 г. - книга под названием «Колючая правда» о репрессиях на Дальнем Востоке, в которой был напечатан очерк «Отклик черного времени» о семи годах в лагерях писателя Бузи Миллероне. В этой же книге был напечатан рассказ А.Солженицына «Матренин двор». Затем издание- «Мы из Биробиджана», 2004 г., «По дороге к зиме», 2007 г.; сборник рассказов «О чем помнила моя мама», 2010 г., в 2011 появляется новая книга «Пора возвращаться», и в 2011 г удивительный по замыслу сборник «Эсредт, Биробиджан».

Учитель: Александра Драбкина постоянно приглашают на различные мероприятия в общину «Фрейд», поэтические фестивали и конкурсы. В том числе детско-юношеские, такие как «Золотое перышко». Его любят и знают ребята из военно-спортивного лагеря «Спартанец», в котором летом отдыхали наши ребята из 8-А МОУ СОШ № 5 Женя Волков и Родион Веселко, где А.Драбкиным было даже организовано учебное расследование условного преступления.

Стихи и рассказы этого поэта многих поражают новизной и патриотизмом, любовью к матери, к людям... Простые строки рубятся упрямо и крепко, без всякой приторности…

Чтец 4: Чтение наизусть стихотворения

(Слайд 12)

Забыли люди о Талмуде…



Их никто не считал иностранцами.

Всем известно – который был год.

Но на маленькой, тихонькой станции

Появился нетихий народ.



Озираясь, они выходили

На заброшенный грязный перрон, –

Люди с юмором: Сёма и Циля

И седой парикмахер Арон.



Шли усталой, неровной походкой –

Столько верст за спиной! Что сказать?

Их сюда не тянули лебёдкой,

Но… позвали. Могли не позвать.



И пускай было голодно дома –

Соблюдали еврейский закон:

Презирали свинину и Сёма,

И седой парикмахер Арон.



С первых дней было много работы,

И, нарушив закон, в первый раз

Циля вышла на стройку… в субботу!

Мир не кончился, свет не погас.

Литературовед 1: Он удивляет читателей не только смелостью, простотой своего стиха, но и подчёркнуто-еврейскими манерами. Он может часами на публике или в дружеском кругу петь, аккомпанируя себе под гитару и аккордеон, еврейские куплеты и песни о евреях. За этим «местным колоритом» скрывается напряжённая внутренняя жизнь.

Чтец 3: Чтение наизусть стихотворения

Скрипач

Выходец из Ветхого завета

Или, может быть, еще старей,

Дядя Сёма, переживший гетто,

Цыган и совсем чуть-чуть еврей.



Скрипка, не сверкающая лаком,

С запахом его уставших рук.

И смеялся Сёма с ней, и плакал –

Это был полёт, не просто звук.



Старый узник с солнечной улыбкой,

Нищий, но не жадный до рубля,

Кланялся, лаская нежно скрипку,

Если что-то падало в футляр.



На святых нисколько не похожий,

Живший хлебом, Сёма не тужил,

Если долго слушавший прохожий

Ничего в футляр не положил.



Деньги что? И так богат не шибко,

Важен взгляд, внимание, поклон.

Важно, что прохожий любит скрипку,

Ею очарован, как и он.



Голос тёплый, как мечта о воле,

Светлый, как рисунок из берёз,

Наполнял округу русской болью

С горькой капелькой еврейских слёз.

Учитель: Всё творчество Александра Леонидовича Драбкина – это одно цельное произведение, все его стихи – одна большая цельная поэма, поэма о родине, о Биробиджане… Мы видим мир его глазами. В этой поэтической стране всё – драбкинское…

Биограф 2: Бабушка Эстер сумела передать любимому внуку всю прелесть народной еврейской шутки, а мама передала в дар сыну неуёмный юмор, от которого «грохали» и заливались безудержным грохотом.

«Ручей под горочкой», «осеннее золото кленов», «шепот кедров» – всю эту поэтическую живописную азбуку Александр Леонидович постигал среди Бираканского раздолья, в шуме тростников над Бирой, в семье деда-книжника, бабушки-лучшей рассказчицы и швеи на весь город, да никогда не унывающей матери с ее искрометным юмором.

Чтец 8: Чтение наизусть стихотворения «Наследство» с.16

Наследство

Тот еще не успел состариться,

Кто в сединах не прячет детство,

В завещании не нуждается

И в свидетельстве на наследство.

Только мне одному ведомо,

Что хранится под фото в рамочке:

Точно знаю, что унаследовал

От ушедшей на небо мамочки.

Я люблю под листвой улицы,

И когда белый снег хлопьями,

А еще не люблю хмуриться,

Потому что я мамина копия.

Я люблю, чтобы слушали, охая,

Покупаясь на интонации,

А потом, чтоб от смеха грохнули

Над осколком еврейской нации.

А еще я от мамы и бабушки

Унаследовал их обычаи:

С дураками играю в ладушки,

Ну, а всё остальное – личное...

5 января 2005 года

Учитель: Читать стихи Драбкина – значит, каждый раз возвращаться в родные края, по только тебе известной тропинке спешить к порогу родного дома. Поэт видит необычное в обычном, умеет одушевлять природу, а значит, постоянно преображать, любить её и уповаться ею.

Учитель: Как истинный патриот, Александр Леонидович Драбкин не мыслит себя иначе как защитником правопорядка и имеет много друзей среди сотрудников правоохранительных органов. Послушайте марш милиции на слова Александра Драбкина.

Марш милиционеров (аудиозапись)

III. Исследование «Особенности лирики А. Драбкина», проведенное обучающимися 8-А класса Подберезко Марией и Тувышевой Дарьей. (Презентация. Слайды 14-20)

  1. Любимые образы поэта:

Предметные:

  • звук-полет, рисунок из берез, скрипка, еврейская слеза …

  • голос теплый, душа в полете,

  • осень, бабье лето, листопад…

  • звездопад, ошалевший призрак

  • деревья: кедр, клен, тополь

  • окно, улицы, ночь, звёздный экран

Конкретно – исторические:

  • Сталин, Калинин,

  • Шолом Алейхем

Библейские

  • Иисус, архангел Гавриил,

  • Моисей, дева Мария и другие

Цветовая символика:

  • Любимые цвета – листопадные

  • Цвет – носитель смысла

  • Призрачно-блёклый, сумрачно-серый

Поэтическая интонация:

  • Дробление поэтического текста (потока) на выразительные отрезки.

  • Использование пауз для выражения смысла.

  • Графическое выражение интонационного смысла через использование тире, многоточие (фигура умолчания).

Александр Леонидович Драбкин обладает единственным в своём роде умением «собирать» в едином звуке Россию и Землю обетованную, русское и еврейское, словом ту потаённую связь, что определила судьбу Биробиджана, еврея и русского, а значит толерантность и надежду на счастье каждого из них на своей земле.

Чтец 5: Чтение наизусть стихотворения «Люди! Я желаю вам добра» (Слайд21)

Песня о добре

Люди! Я желаю вам добра,

Спотыкаясь непогожим утром.

Милым, безобразным, глупым, мудрым.

Люди! Я желаю вам добра.



Добрым – добрых дел и добрых снов,

Добрых сил и доброго застолья,

В жилах доброй крови без застоя,

Песен и стихов из добрых слов.



Люди! Я желаю вам добра,

Чтобы ваш полёт не прерывали.

Люди! Я желаю вам добра,

Даже, если вы мне зла желали.



Если зло навстречу – пусть оно

О добро споткнется, как о камень.

Ведь добро должно быть с кулаками,

С добрыми, как в сказочном кино.



Пусть, в каком ни встретимся краю,

Соберёт нас горе или радость.

И в раю, и на пороге ада

О добре я что-нибудь спою.

                  • Май, 2001 г.

III. Заключительное слово преподавателя

Учитель: Стихам и рассказам Александра Леонидовича предстоит долго еще волновать сердца людей, рождать раздумья о подлинной любви к миру, к человеку, к женщине, к матери, к Родине.

«Поэзия Драбкина уходит корнями к слиянию двух культур: тут и ухарство, и смех сквозь слезы, и доброта, неизменно перетекающая в любовь к людям, даже к тем, кто, казалось бы, этого не заслуживает, трудный путь полный страстей людской души через время, полное страстями и переменами», – так говорит о нем Наталья Костюк, член союза писателей России.

IV. Объяснение выполнения домашнего задания. Выставление отметок.

По группам и по желанию:

  1. Сделать анализ одного из стихотворений А.Драбкина.

  2. Выучить понравившееся стихотворение наизусть.

  3. Взять интервью у А. Драбкина.

  4. Самому написать стихотворение о Биробиджане по случаю 75-летия любимого города.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
"Человечность и многогранность лирики Александра Драбкина"

Автор: Лазарева Елена Павловна

Дата: 04.10.2015

Номер свидетельства: 236052


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства