Цель: научиться понимать ,что такое добро. Работа с лингвистическими средствами, понимание замысла автора
Задачи:
совершенствование умений и навыков анализа эпического произведения обучающихся
воспитание трепетного отношения к хлебу, внимательного отношения к старшим
развитие мышления, творческих способностей, способности к анализу.
Методические приёмы: анализ эпического произведения, дискуссия, лекция учителя, выразительное чтение отрывков из произведения, беседа по плану, прослушивание аудиозаписи рассказа
Методы развития творческих способностей обучающихся: творческое задание (стихотворение о ХЛЕБЕ), дискуссия, синквейн
Методы организации учебно-познавательной деятельности: работа с произведением.
Оборудование: доска, выставка книг о войне, экран, компьютер, этимологический словарь, иллюстрации.
Ход урока. 1.Дома ребята прочитали рассказ Яковлева и написали отзыв о нем. Учитель зачитывает несколько удачных строчек из отзывов (хорошо,если они будут выведены на экран) 2.Беседа с прослушиванием аудиозаписи рассказа. -Каким мальчик представлял себе цветы хлеба? Прослушивание отрывка «Он тянул в рот всё, что было съедобным,- щавель, вяжущие ягоды черёмухи, какие-то корни, дикие лесные яблоки, пронзительно кислые и крепкие. Дома ему давали болтанку и хлеб. Мать добавляла в муку веники - вымоченные метёлки проса, и хлеб был тяжёлый, вязкий; от него пахло сырой глиной. Но и этот хлеб голодный мальчонка съедал мгновенно, жадно посапывая раздутыми ноздрями.
--Почему мальчик так питался? 3.Слово учителя. Юрий Яковлевич Яковлев родился 22 июня 1922 года в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург). Еще в детстве будущий писатель был членом «Литературного клуба», а его самые первые стихи были напечатаны в школьной стенгазете.
После окончания школы, за полгода до начала Великой Отечественной войны, восемнадцатилетнего Ю. Яковлева призвали в армию. Оттого так правдиво и реалистично в рассказах писателя звучит военная тема. «Моя юность связана с войной, с армией. Шесть лет я был рядовым солдатом», — писал он. Там, на фронте, Ю. Яковлев сначала был наводчиком зенитной батареи, а потом сотрудником фронтовой газеты «Тревога», для которой в часы затишья писал стихи и очерки. Тогда фронтовой журналист и принял окончательное решение стать писателем и сразу после войны поступил в московский Литературный институт им. А.М. Горького
Своего юного читателя Ю. Яковлев делает собеседником — не оставляя один на один с трудностями, а приглашая посмотреть, как с проблемами справляются его сверстники. Герои рассказов Яковлева — обыкновенные дети, школьники. Кто-то скромный и робкий, кто-то мечтательный и смелый, но всех их объединяет одно: каждый день герои Яковлева открывают что-то новое в себе и в окружающем мире. Как вы думаете,ребята,зачем Ю.Яковлев написал рассказ «Цветок хлеба»?
4.Разбор домашнего задания «Словарик рассказа»(оно может выглядеть таким образом)
Слово
Что обозначает
Жито
Название несмолотого зерна пшеницы или ржи — «хлеба в зерне» . Происходит от греческого слово «хлеб» (σιτος) (читается как зитос)
Гостинец
Подарок, как правило в виде вкусных лакомств
Покойная сытость
Комментарии могут быть разными
Толика
Небольшое, незначительное количество; значимая, но не преобладающая часть
При необходимости учащиеся обращаются к этимологическому словарю.
5.Стихотворение о хлебе. Видеоролик на экране. Стихотворение Н.Добронравова «Хлеб» читает автор Хлеб.
Хлеб из затхлой муки, пополам с отрубями,
Помним в горькие годы ясней, чем себя мы.
Хлеб везли на подводе. Стыл мороз за прилавком.
Мы по карточкам хлеб забирали на завтра.
Ах какой он был мягкий, какой был хороший!
Я ни разу не помню, чтоб хлеб был засохший…
Отчего ж он вкусней, чем сегодняшний пряник,
Хлеб из затхлой муки, пополам с отрубями
Может быть, оттого, что, прощаясь, солдаты Хлеб из двери теплушки раздавали ребятам. Были равными все мы тогда перед хлебом, Перед злым, почерневшим от «Юнкерсов» небом, Пред воспетой и рухнувшей вдруг обороной. Перед желтенькой, первой в семье похоронной, Перед криком «ура», и блокадною болью, Перед пленом и смертью, перед кровью и солью. Хлеб из затхлой муки, пополам с отрубями, И солдаты, и маршалы вместе рубали. Ели, будто молясь, доедали до крошки. Всю войну я не помню даже корки засохшей.
…За витриною хлеб вызывающе свежий. Что ж так хочется крикнуть: «Мы все те же! Все те же!»? Белой булки кусок кем-то под ноги брошен. Всю войну я не помню даже крошки засохшей… Мы остались в живых. Стала легче дорога. Мы черствеем, как хлеб, которого много. Что общего у рассказа Ю.Яковлева и у стихотворения Н.Добронравова? 6.Групповая работа. Учащиеся одной группы задают вопрос по тексту,а вторая группа должна ответить цитатой из рассказа(прочесть ее) Например: 1 группа задает вопрос
-Как поступили с мукой 1 урожая? 2 группа зачитывает отрывок:
«Когда собрали первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух. Коржи были пахучие, румяные. Бабушка смазала их масляным перышком и посыпала солью, крупной, как толчёное стекло.» Или 2 группа задает вопрос : -О чем мечтал мальчик по дороге домой ? Ответ:
«Он шёл не спеша, размахивая котомкой, и думал о том, что, когда кончится война, в доме будет много хлеба и он будет есть коржи утром, в обед и вечером» 7.Слово учителя.
Что такое добро?Урок доброты.
Добро – это светлое и чистое чувство, заставляющее человека помогать другим, заботиться о слабых и обиженных, сострадая им.
Дедушка мальчика дал своему внуку один из самых замечательных уроков добра. Коля устыдился своих неправильных мыслей о взрослых и навсегда запомнил эту историю. «Румяное, густо посыпанное солью солнышко ослепило мальчика. Радостный огонёк вспыхнул в его глазах. Он проглотил слюну, предвкушая угощение, и протянул руку к коржу. Но какое-то незнакомое чувство удержало его руку. Это чувство оказалось сильнее голода, важнее хлеба. Значит, дед не жуёт корж и не макает его в гречишный мёд, а пьёт свою подслащённую водичку, которая заглушает голод, и пчёлы ползают по его плечам... И он воевал с фашистами, а медали ему не надо».
8.Вывод. Так почему рассказ так называется? А как бы вы, ребята, назвали наш урок еще?
Составляем синквейн урока.
СИНКВЕЙН (от французского «5», пятистишие)
^ Порядок построения:
Правила написания
1 строчка – 1 слово (существительное) Называет объект
1. Тема названа 1 словом – сущ., или мест.
^ 2 строчка – 2 слова (прилагательные) Характеристика объекта
2. Описание темы в 2 – х словах – прил.
3 строчка – 3 слова (глаголы) Описание действия объекта
3. Описание действия в рамках этой темы
3 –я словами – глаголы
^ 4 строчка – 4 слова (любая часть речи) Законченное суждение об этом объекте
4. Фраза из 4 – х слов, показывающая отношение к теме – любая часть речи
^ 5 строчка – 1 слово (любая часть речи)Вывод. Эмоциональное заключение
5. Вывод из одного слова, который повторяет суть темы. Эмоциональное заключение – любая часть речи
- Работа учащихся. Запись синквейна. Может получиться: 1.Хлеб 2.Особенный 3.Ждали 4.Стал уроком доброты 5.Важно! Домашнее задание.
- Подберите стихи о хлебе.
Приложение «Иллюстрации к рассказу» Источник :Диафильм «Цветок хлеба»,1971 Иллюстратор: Сердюков Владимир Иванович(кадры 4 и 7)