kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Чему учит рассказ «Цветок хлеба?» (урок родной литературы в 5 классе по рассказу Ю.Яковлева «Цветок хлеба»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка включает в себя планирование урока с приложениями и синквейном.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Чему учит рассказ «Цветок хлеба?» (урок родной литературы в 5 классе по рассказу Ю.Яковлева «Цветок хлеба»)»



«Чему учит рассказ «Цветок хлеба?» (урок родной литературы в 5 классе по рассказу Ю.Яковлева «Цветок хлеба»)








Серия «Рассказы о войне для школьников 5-6 классов»


«Чему учит рассказ «Цветок хлеба?» (урок родной литературы в 5 классе по рассказу Ю.Яковлева «Цветок хлеба»)

Цель: научиться понимать ,что такое добро.
Работа с лингвистическими средствами, понимание замысла автора


Задачи:

  • совершенствование умений и навыков анализа эпического произведения обучающихся

  • воспитание трепетного отношения к хлебу, внимательного отношения к старшим

  • развитие мышления, творческих способностей, способности к анализу.


Методические приёмы: анализ эпического произведения, дискуссия, лекция учителя, выразительное чтение отрывков из произведения, беседа по плану, прослушивание аудиозаписи рассказа

Методы развития творческих способностей обучающихся: творческое задание (стихотворение о ХЛЕБЕ), дискуссия, синквейн


Методы организации учебно-познавательной деятельности: работа с произведением.

Оборудование: доска, выставка книг о войне, экран, компьютер, этимологический словарь, иллюстрации.


Ход урока.
1.Дома ребята прочитали рассказ Яковлева и написали отзыв о нем.
Учитель зачитывает несколько удачных строчек из отзывов (хорошо,если они будут выведены на экран)
2.Беседа с прослушиванием аудиозаписи рассказа.
-Каким мальчик представлял себе цветы хлеба?
Прослушивание отрывка «Он тянул в рот всё, что было съедобным,- щавель, вяжущие ягоды черёмухи, какие-то корни, дикие лесные яблоки, пронзительно кислые и крепкие. Дома ему давали болтанку и хлеб. Мать добавляла в муку веники - вымоченные метёлки проса, и хлеб был тяжёлый, вязкий; от него пахло сырой глиной. Но и этот хлеб голодный мальчонка съедал мгновенно, жадно посапывая раздутыми ноздрями.

--Почему мальчик так питался?
3.Слово учителя.
Юрий Яковлевич Яковлев родился 22 июня 1922 года в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург). Еще в детстве будущий писатель был членом «Литературного клуба», а его самые первые стихи были напечатаны в школьной стенгазете.

После окончания школы, за полгода до начала Великой Отечественной войны, восемнадцатилетнего Ю. Яковлева призвали в армию. Оттого так правдиво и реалистично в рассказах писателя звучит военная тема. «Моя юность связана с войной, с армией. Шесть лет я был рядовым солдатом», — писал он. Там, на фронте, Ю. Яковлев сначала был наводчиком зенитной батареи, а потом сотрудником фронтовой газеты «Тревога», для которой в часы затишья писал стихи и очерки. Тогда фронтовой журналист и принял окончательное решение стать писателем и сразу после войны поступил в московский Литературный институт им. А.М. Горького

Своего юного читателя Ю. Яковлев делает собеседником — не оставляя один на один с трудностями, а приглашая посмотреть, как с проблемами справляются его сверстники. Герои рассказов Яковлева — обыкновенные дети, школьники. Кто-то скромный и робкий, кто-то мечтательный и смелый, но всех их объединяет одно: каждый день герои Яковлева открывают что-то новое в себе и в окружающем мире.
Как вы думаете,ребята,зачем Ю.Яковлев написал рассказ «Цветок хлеба»?

4.Разбор домашнего задания «Словарик рассказа»(оно может выглядеть таким образом)


Слово

Что обозначает

Жито

Название несмолотого зерна пшеницы или ржи — «хлеба в зерне» . Происходит от греческого слово «хлеб» (σιτος) (читается как зитос)

Гостинец

Подарок, как правило в виде вкусных лакомств

Покойная сытость

Комментарии могут быть разными

Толика


Небольшое, незначительное количество; значимая, но не преобладающая часть




















При необходимости учащиеся обращаются к этимологическому словарю.


5.Стихотворение о хлебе.
Видеоролик на экране.
Стихотворение Н.Добронравова «Хлеб» читает автор
Хлеб.

Хлеб из затхлой муки, пополам с отрубями,

Помним в горькие годы ясней, чем себя мы.

Хлеб везли на подводе. Стыл мороз за прилавком.

Мы по карточкам хлеб забирали на завтра.

Ах какой он был мягкий, какой был хороший!

Я ни разу не помню, чтоб хлеб был засохший…

Отчего ж он вкусней, чем сегодняшний пряник,

Хлеб из затхлой муки, пополам с отрубями

Может быть, оттого, что, прощаясь, солдаты
Хлеб из двери теплушки раздавали ребятам.
Были равными все мы тогда перед хлебом,
Перед злым, почерневшим от «Юнкерсов» небом,
Пред воспетой и рухнувшей вдруг обороной.
Перед желтенькой, первой в семье похоронной,
Перед криком «ура», и блокадною болью,
Перед пленом и смертью, перед кровью и солью.
Хлеб из затхлой муки, пополам с отрубями,
И солдаты, и маршалы вместе рубали.
Ели, будто молясь, доедали до крошки.
Всю войну я не помню даже корки засохшей.

…За витриною хлеб вызывающе свежий.
Что ж так хочется крикнуть: «Мы все те же! Все те же!»?
Белой булки кусок кем-то под ноги брошен.
Всю войну я не помню даже крошки засохшей…
Мы остались в живых. Стала легче дорога.
Мы черствеем, как хлеб, которого много.
Что общего у рассказа Ю.Яковлева и у стихотворения Н.Добронравова?
6.Групповая работа.
Учащиеся одной группы задают вопрос по тексту,а вторая группа должна ответить цитатой из рассказа(прочесть ее)
Например:
1 группа задает вопрос


-Как поступили с мукой 1 урожая?
2 группа зачитывает отрывок:


«Когда собрали первый урожай, бабушка на радостях испекла два коржа величиной с подсолнух. Коржи были пахучие, румяные. Бабушка смазала их масляным перышком и посыпала солью, крупной, как толчёное стекло.»
Или
2 группа задает вопрос :
-О чем мечтал мальчик по дороге домой ?
Ответ:

«Он шёл не спеша, размахивая котомкой, и думал о том, что, когда кончится война, в доме будет много хлеба и он будет есть коржи утром, в обед и вечером»
7.Слово учителя.

Что такое добро?Урок доброты.

Добро – это светлое и чистое чувство, заставляющее человека помогать другим, заботиться о слабых и обиженных, сострадая им.


Дедушка мальчика дал своему внуку один из самых замечательных уроков добра.
Коля устыдился своих неправильных мыслей о взрослых и навсегда запомнил эту историю.
«Румяное, густо посыпанное солью солнышко ослепило мальчика. Радостный огонёк вспыхнул в его глазах. Он проглотил слюну, предвкушая угощение, и протянул руку к коржу. Но какое-то незнакомое чувство удержало его руку. Это чувство оказалось сильнее голода, важнее хлеба. Значит, дед не жуёт корж и не макает его в гречишный мёд, а пьёт свою подслащённую водичку, которая заглушает голод, и пчёлы ползают по его плечам... И он воевал с фашистами, а медали ему не надо».

8.Вывод.
Так почему рассказ так называется?
А как бы вы, ребята, назвали наш урок еще?



Составляем синквейн урока.



СИНКВЕЙН (от французского «5», пятистишие)


^ Порядок построения:


Правила написания


1 строчка – 1 слово (существительное) Называет объект


1. Тема названа 1 словом – сущ., или мест.


^ 2 строчка – 2 слова (прилагательные) Характеристика объекта


2. Описание темы в 2 – х словах – прил. 


3 строчка – 3 слова (глаголы) Описание действия объекта


3. Описание действия в рамках этой темы 

3 –я словами – глаголы


^ 4 строчка – 4 слова (любая часть речи) Законченное суждение об этом объекте


4. Фраза из 4 – х слов, показывающая отношение к теме – любая часть речи


^ 5 строчка – 1 слово (любая часть речи)Вывод. Эмоциональное заключение


5. Вывод из одного слова, который повторяет суть темы. Эмоциональное заключение – любая часть речи


- Работа учащихся. Запись синквейна.
Может получиться:
1.Хлеб
2.Особенный
3.Ждали
4.Стал уроком доброты
5.Важно!
Домашнее задание.


- Подберите стихи о хлебе.




Приложение «Иллюстрации к рассказу» Источник :Диафильм «Цветок хлеба»,1971
Иллюстратор: Сердюков Владимир Иванович(кадры 4 и 7)


Эпизод «Гостинец»



Эпизод «Всходы»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Тимченко Лариса Николаевна

Дата: 20.02.2020

Номер свидетельства: 540458


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства