Просмотр содержимого документа
««…Человек вдумчивый и беспристрастный никогда не торопится произнести свой приговор» (по рассказу А.П. Чехова "Спать хочется").»
МАСТЕРСТВО ИЗОБРАЖЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО МИРА ПЕРСОНАЖА В РАССКАЗЕ А.П.ЧЕХОВА «СПАТЬ ХОЧЕТСЯ».
Эпиграф: «…Человек вдумчивый и беспристрастный никогда не торопится произнести свой приговор» (А.П. Чехов).
Методические приёмы: Эвристическая и аналитическая работа по тексту рассказа, дискуссия по предлагаемым учителем вопросам.
Оборудование урока: мультимедийная презентация к уроку;
репродукция картин В.Перова «Тройка» и В.Маковского «Свидание», выставка книг о А.П. Чехове, книг А.П. Чехова, буклет «Сон – дороже золота».
Задачи:
Создать собственное истолкование образа Варьки;
Осмыслить особенности изображения психологии героя;
Выявить особенности чеховского изображения внутреннего мира персонажей.
ХОД УРОКА
1.Организационный моент.
2.Просмотр буктрейлера к рассказу.
3.Чтение рассказа учителем.
4.Беседа
Исходя из сформулированных нами задач мы и будем строить наше сегодняшнее исследование. Давайте разберёмся: как Варька очутилась в доме сапожника? Почему она отдана в услужение?
Справка
В 19 веке социальное явление «служение в людях» было широко распространено. Многих детей отдавали в услужение, так как они становились обузой для своей семьи; им необходимо было овладевать ремеслом и в дальнейшем устраивать свою судьбу.
Жизнь «в людях» была крайне тяжёлой, так как дети, будучи бесправными, полностью зависимыми от хозяев, не могли оказывать сопротивление.
Обратите внимание на репродукцию картины Василия Перова «Тройка». Опишите, пожалуйста, картину Василия Перова «Тройка»?
.. Зимний вьюжный вечер. По занесенной снегом большой проезжей дороге, мимо заиндевевшей глухой стены трое бедно одетых детей в стареньких тулупчиках (у мальчиков они, видно, с чужого плеча) и дырявых сапогах, напрягая свои слабые силенки, тащат на салазках огромную бочку с водой. Леденящие порывы морозного ветра срывают с крыш сухой снег, теребят рогожу, покрывающую обледеневшую бочку, колют острыми иглами лицо и руки. Как желанно светится огонек в маленьком, чуть виднеющемся кусочке окна, напоминая о теплом, уютном крове!
Свирепый порыв ветра выбивает из-под старенького платка девочки прядки ее темных волос, зло срывает у среднего мальчика тряпицу, надетую им вместо шарфа, треплет ветхие одежонки. Сзади какой-то человек — то ли старший мастеровой, то ли сердобольный прохожий — пытается помочь детям вытянуть бочку из рытвины, и его усилия еще больше подчеркивают непосильность этого труда для слабых детских рук.
этих московских ребятишек, которых заставил хозяин таскать по гололедице на салазках громадный чан с водой. Все эти ребятишки, наверное, деревенские родом и только пригнаны в Москву на промысел. Но сколько они намучились на этом «промысле»! Выражения безысходных страданий, следы вечных побоев нарисованы на их усталых бледных личиках; целая жизнь рассказана в их лохмотьях, позах, в тяжелом повороте их голов, в измученных глазах.
А теперь обратим своё внимание на картину Владимира Маковского «Свидание».
- О чем хотел рассказать нам художник? (О свидании матери со своим сыном, живущим в городе). (В центре картины крестьянка, одетая в темно-синий деревенский полушубок, коричнево - красный платок, и красную юбку работа: незнакомые слова записываются в пестрое ситцевое платье повязанная платком Котомка и палка, которые она положила рядом со старой, рассохшейся бочкой Палка - путь был долгий, трудный). - Теперь поговорим о мальчике. Что мы можем сказать о нем? (Босой, оборванный, весь взлохмаченный, вихрастый мальчик в изорванном фартуке – принадлежность его профессии – вышел к матери в неуютные, грязные сени. Он с жадностью набросился на принесенный матерью гостинец.
- Вот этот гостинец. О чем он говорит? (О бедности матери, только беспросветная нужда заставила мать расстаться с сыном, отдать его в учение. - В то время это было обычным явлением, так как родители не могли сами прокормить своих детей и отдавали их в ученье. Дети жили в тяжелых условиях у хозяина, который беспощадно эксплуатировал, бил и издевался над ними). Картина написана в мрачных темных тонах. В ней нет ничего лишнего, никаких бытовых подробностей- Почему? (Это дает возможность художнику сосредоточить все внимание зрителей на двух фигурах: матери и сына.)
- Какова главная мысль картины? (Тяжелая детская доля с безысходностью бедноты, большая драма материнства, скорби и отчаяния.)
Посмотрите на лица этих детей. Обратите внимание на то, как художник изобразил лица детей. Чем примечательны они? Что отражается на детских лицах? Холод, голод, непосильный труд, жалкое нищенское существование.
Печать покорности и обречённости лежит на них. Лишённые родительской заботы и ласки, раздавленные тяжёлой физической работой, эти дети слишком рано взрослели.
Девочкам «в людях» жилось труднее, потому что их брали в качестве прислуги, ничему не обучали, а шансы устроиться в будущем были ничтожно малы. Тяжкая женская доля постигалась девочками сызмала.
Из числа этих несчастных детей и героиня рассказа «Спать хочется».
5.Беседа по содержанию
1. Какой промежуток охватывает время действия рассказа? (Две ночи и один день, то есть чуть больше суток.)
2. Почему у нас, читателей, возникает ощущение, что в эти сутки с небольшим писатель уместил почти всю жизнь тринадцатилетней Варьки? (Таких дней и ночей было много. Бесконечная повторяемость одного того же изо дня в день, из ночи в ночь, мучительное однообразие жизни показаны как пытка.)
3. Часто говорят о том, что рассказы Чехова бессобытийны бесперспективны. Как вы думаете, можно ли это утверждение приложить к рассказу «Спать хочется»? (О бессобытийности говорить нельзя, так как события есть: смерть отца Варьки, смерть младенца. Но есть бесперспективность, так как у девочки нет будущего.)
4.Почему, по-вашему, героиня не задумывается о будущем? (Она изо дня в день, с утра до ночи занята делами по хозяйству, даже ночью ей нет покоя от плаксивого ребёнка. А Варьке так хочется спать. Все усилия Варьки направлены на то, чтобы не уснуть. А об остальном, в том числе и о будущем, она не думает. Быт и бессонница притупили её сознание.)
6.Исследовательская работа (анализ текста в группах)
Учитель: Чтобы понять особенности внутреннего состояния главной героини, нам необходимо провести небольшое исследование, которое вы будете проводить группах.
1-я группа – работа с портретом.
2 –я группа – работа с пейзажем.
3-я группа – работа с интерьером.
4-я группа – работа с речью персонажей.
Задание группам: необходимо выбрать и подчеркнуть в тексте детали портрета, пейзажа, интерьера и речевой характеристики, которые создают образ героини.
Результат работы групп
1-я группа. Портрет дан скупо. Старушечья поза, ничего не выражающие глаза, одеревеневшие лицо и шея – всё это свидетельствует о том, что Варька перестаёт ощущать себя живой, усыхает (чувствует, что голова – «Булавочная головка»), опредмечивается, постепенно умирает. Так что жизни в ней практически нет.
2-я группа. Пейзаж присутствует лишь во сне, воспоминаниях девочки. Природа была в прежней жизни девочки (светлый берёзовый лес, ясное хорошее утро). Но после смерти отца мир темнеет, начинает сужаться (описание мрачной дороги в город). Тёмный лес по краям дороги символизирует тяжёлые жизненные обстоятельства. Которые гонят девочку в город. Прежний светлый мир сузился до грязного шоссе.
3-я группа. Интерьер – свидетельство того, как узок мир Варьки и как скудна его жизнь. Всё сведено в одну комнату, в замкнутое пространство которой не проникает ничего хорошего. Комнатка – символ души девочки, её жизни. Семь раз в тексте повторяется значимая деталь – «верёвка, тени от панталон и пелёнок, зелёное пятно от лампадки». Акцентируя наше внимание на верёвке, Чехов подводит к мысли, что жизнь девочки перечёркнута.
Рисунок на доске:
Чехов упоминает ещё один элемент сужения мира. (Калоша.) Как вы думаете, почему девочка хочет спрятаться в калоше, от кого?
4-я группа. Речь Варьки отсутствует, героиня лишь мурлычет колыбельную. Бессловесность говорит о её безликости. Вся речь принадлежит её хозяевам (сплошь приказы, побудительные предложения, 12 глаголов повелительного наклонения, крайне грубые обращения, нет ни одного вопроса, в котором бы выражалось человеческое участие).
7.Роль деталей в тексте.
-Что такое деталь? Некий элемент портрета, гардероба, пейзажа, быта - незначительная чёрточка, дающая ключ к глубине или даже к развязке произведения. Зачастую именно работа с деталью выдаёт в писателе мастера слова.
Обратимся к началу рассказа "Спать хочется":
Перед образом горит зеленая лампадка; через всю комнату от угла до угла тянется веревка, на которой висят пеленки и большие черные панталоны. От лампадки ложится на потолок большое зеленое пятно, а пеленки и панталоны бросают длинные тени на печку, колыбель, на Варьку... Когда лампадка начинает мигать, пятно и тени оживают и приходят в движение, как от ветра. Душно. Пахнет щами и сапожным товаром.
Экспозиция? Шифр!
Верёвка отсылает нас к самому концу произведения. Удушение младенца - раз, грядущая судьба Варьки - два. Казнь убийц через повешение в 19 веке практиковалась стабильно.
На верёвке висят пелёнки и панталоны. Нет, большие черные панталоны. Кому в те времена вздумается носить чёрные панталоны? Они - знак того, что в конце жители дома наденут траур. По кому? По тому, кто носит пелёнки, очевидно. Ведь они тут совсем рядом.
Пелёнки и панталоны бросают тень на печь (изнурительная работа: растопка, таскание дров), на Варьку и малыша. Тень на них уже брошена. Они уже уходят во мрак.
2 коротких последних предложения - красноречивое описание местности без подробностей. Духота, щи и сапоги. Здесь живут люди приземлённые, не особо развивающие своё качество жизни. Они привыкли к этим запахам, им не стыдно приглашать сюда гостей. А уставшая тринадцатилетняя служанка уже на грани.
Можно обратить внимание, что чуткий читатель, умеющий читать детали, поймет многое с первого абзаца. Вот она - деталь. Весь рассказ в нескольких строчках.
Я намерено умолчала о лампадке. Она, первая упомянутая, проходит с нами через всё произведение. Она - источник зелёного пятна. Что такое - это зелёное пятно? Оно преследует девочку до самого конца.
Зелёный - цвет мистический. Ведьмы, как принято считать, зеленоглазы. Это пятно пробуждает в Варьке недобрые мысли, оно пугающе мигает... С приходом света оно исчезает, и мысли уходят прочь. Ночью возвращаются вместе с пятном.
Зелёный - ещё и цвет болота. Это наталкивает на мысль, что девочку медленно затягивает оно, в нём она тонет, и из него в какой-то момент она уже не может выбраться.
8.Итоги аналитической работы
Запись на доске: «В рассказе идёт речь о двух убийствах: убийстве ребёнка и убийстве души девочки» (В.Теуш).
- Исходя из результатов нашего исследования, можно ли согласиться, что душу Варьки убили?
1. В первую ночь девочка вспоминает отца, мать, путь в город. Как вы думаете, почему во вторую ночь этих воспоминаний нет? (Сознание концентрируется, сосредоточено на одном: не уснуть.)
2. Что утрачивается вместе с памятью? (Слух, зрение, рассудок.)
3. Как воспринимает Варька плач ребёнка в первую ночь? А во вторую? (Сначала он раздражает и мешает спать, а потом воспринимается как «враг, который мешает жить».)
4. Почему Варька решает убить? (Исчерпаны физические и духовные силы.)
5. Осознаёт ли она свой поступок? (Нет, так как практически сошла с ума от вынужденного бодрствования.)
9.Творческая работа (устная)
Среди возможных финалов вы назвали суд над девочкой. Да, юридически она виновна. Но если бы вам довелось присутствовать на судебном заседании в качестве адвоката или члена суда присяжных, какие аргументы вы привели бы в оправдание Варьки? Подготовьте небольшую защитную речь.
Варька, девочка лет тринадцати, как и Ванька Жуков, другой герой чеховского рассказа, находится в услужении у хозяина-сапожника. Невозможно перечислить все её обязанности. Изо дня в день с утра до вечера её гоняют, заставляют постоянно что-то делать, у неё нет ни минуты покоя: она топит печь, ставит самовар, готовит обед и подаёт его хозяевам, чистит обувь, моет полы, стирает, шьёт, бегает в лавку. А когда приходит ночь, её лишают последнего утешения сна, заставляя качать хозяйского ребёнка, который плачет ночи напролёт. Она спит сидя, а её будят и бьют, а ребёнок всё плачет, и спать так хочется! В полубреду, не понимая, что она делает, Варька душит грудного ребёнка и тут же на полу засыпает. Трагический финал рассказа только на первый взгляд кажется неоправданно жестоким. Он объясняется невыносимыми обстоятельствами Варькиной жизни. Люди! Остановитесь, оглянитесь, что вы делаете, если безгрешная девочка совершает смертный грех убийство!
Напоминание о том, что детей нельзя обременять непосильным трудом, душа детская – нечто сложное и требующее к себе бережного и внимательного отношения.
10.Подведение итогов урока
И Т О Г И У Р О К А
1) Однозначен ли взгляд автора на героя и совершенный поступок?
2) Какие средства использует Чехов для раскрытия внутреннего мира персонажа?
3) Почему писатель настаивал на «вдумчивости» читателя?
4) Зачем так глубоко, так личностно изучали мы это произведение? К чему подводит нас Чехов?
В заключение мне хотелось бы, чтобы вы задумались над тем, что у вас есть, сравнили себя с героиней чеховского рассказа и поняли, что нужно ценить и беречь то, что вам дано: семью, возможность учиться, свободное время, сон, наличие друзей – всё, что в привычном беге дней кажется обычным, банальным.
Домашнее задание: написать отзыв по рассказу, прочитать рассказы «Ванька» и «Лошадиная фамилия».
Для чего рождается человек ?
- Продолжить человеческий род!
- Для счастья!
- Для любви!
- Для мира и добра!
Я хочу пожелать всем счастья, любви, добра и мира, удачи, чтоб исполнилось в жизни все ваши мечты!