1.Расширить углубить представление учащихся о личности и творчестве русского писателя А. П. Чехова.
Научить учащихся на примере анализа рассказ А.П.Чехова «День за городом» выделять в художественном тексте описание.
обучающие – формирование умения анализировать текст произведения, определять авторскую позицию и средства ее выражения, формирование навыков выразительного чтения.
развивающие – развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика, развитие мышления, развитие внимания.
воспитывающие – воспитание нравственных качеств личности: интеллигентности, чувства собственного достоинства, чувства любви и уважения к родной природе.
1. Компьютер, экран
2. Мультимедийный проектор
3. Презентация «А. П. Чехов»
4. Карточки, рисунки.
5. Выставка разных изданий произведений А.П.Чехова.
Предметные: знать: оценки творчества Чехова современниками, сюжет и образную систему рассказа;
понимать: тему и идею произведения, алогизм.
уметь оценивать действия героев, объяснять значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров героев.
Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора.
Этапы урока, стадии, время, виды работы | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный момент. | Приветствие. Держась за руки, учитель и учащиеся произносят слова, написанные на табличке: «Я надеюсь на вас – а вы – на меня! Вместе мы с вами – классная семья!».
Сегодня у нас в гостях известный вам писатель. Попробуйте угадать его фамилию по псевдонимам: Анче; Г. Балдастов; Макар Балдастов; Брат моего брата; Врач без пациентов; Вспыльчивый человек; Гайка № 6; Гайка № 9; Грач; Дяденька; Кисляев; М. Ковров; Крапива; . Лаэрт; Прозаический поэт; Рувер; Рувер и Ревур; Улисс; Человек без селезёнки. Как вы понимаете смысл эпиграфа: «В человеке все должно быть прекрасно» | Учащиеся приветствуют друг друга и учителя. Угадывают имя А. .П. Чехова. Делают записи в тетрадях. Формулируют тему урока |
Постановка цели и задачи урока. | Сегодня на уроке на необходимо расширить и углубить представление о личности и творчестве русского писателя А. П. Чехова, познакомиться с ещё одним его рассказом «День за городом» , воспитывать чувство любви и сопричастности к родной природе | Постановка цели и задач совместно с учителем |
Актуализация знаний. | Приём «А знаете ли вы биографию А.П. Чехова»? (за каждый правильный ответ учащиеся получают смайлики) В каком городе родился Чехов? Какую роль сыграл молодой Чехов в комедии «Ревизор»? Какому ремеслу учился маленький Чехов? Братья Чехова были людьми одарёнными. Скажите, в чём каждый из них проявил своё дарование? Какой рассказ считается литературным дебютом А. П. Чехова? Какое большое путешествие совершает Чехов в 1890 году? Что вы знаете о Чехове как о враче? Как звали любимых такс Чехова? Как звали жену А.П. Чехова? Где похоронен А. П. Чехов? Просмотр презентации «А. П. Чехов». Какие качества, черты характера А. П. Чехова помогли ему стать великим русским писателем? | Отвечают на вопросы: (Таганрог) (Роль Гордничего) (сапожному и портняжному ремеслу в одном из ремесленных классов Таганрогского училища) (старший брат, Александр, был писателем, Николай – художником-иллюстратором, Михаил - юристом) («Письмо к учёному соседу») (Поездка на Сахалин) (Помогает голодающим в Нижегородской губернии, устраивает в Ялте санаторий для чахоточных, борется с холерой, помогает спасти ж-л «Хирургическая летопись»). (Бром и Хина) (Ольга Леонардовна Книппер) В Москве на Ново-Девичьем кладбище) Перечисляют качества писателя |
Первичное усвоение новых знаний. Физминутная пауза. (Смена вида деятельности) | Задания для групп: группа: найдите в тексте и прочитайте портрет Терентия. Что можно сказать об этом человеке? группа: составьте портрет нищей девочки Фёклы? Что можно сказать о её характере? группа: найдите в тексте и прочитайте портрет Данилки. Сравните внешний вид детей. Можно ли по описанию догадаться, что дети жили бедно? группа: внимательно рассмотрите иллюстрацию к тексту, как выдумаете, о чем беседуют путники? Отвечая, используйте слова и выражения из текста | Самостоятельно выполняют задания. (групповая форма работы).
Группы готовятся, отвечают на вопросы, делают записи в тетрадях. |
Первичная проверка понимания. | Какой смысл заключен в названии рассказа? Можно ли сказать о Терентии, что он добрый, любящий людей и природу человек? Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? Как вы думаете, какова тема рассказа? | Отвечают на вопросы. (Действие рассказа разворачивается в деревне, за городом, описание леса, его обитателей, не может оставить нас равнодушными.) (Да, можно сказать. Терентий любит природу, он не остаётся равнодушным ни к кому). Описывают свои чувства, размышляют. (Человек – неотъемлемая часть природы и поэтому он должен её беречь и любить.) |
Первичное закрепление знаний. | Сочинение – миниатюра по готовому началу на тему: «Уроки Чехова». Проверка сочинения и его оценивание. | Пишут сочинение-миниатюру по одному из заданных начал: А. П. Чехов – это… У А. П. Чехова я учусь… Рассказ «День за городом» научил меня… В наши дни день за городом – это… |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Подготовить связный рассказ на тему: «Над чем заставляют нас задуматься произведения Чехова?» Ответьте письменно, что имел в виду автор, заканчивая рассказ этими строчками: « И такую любовь не видит никто…» | Фиксируют домашнее задание в тетрадях и дневниках |
Рефлексия. Подведение итогов урока. | В качестве рефлексии учащимся предлагается составить синквейн. Составить синквейн 1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия; 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием. Оценки за урок. | Составляют синквейн, зачитывают вслух. |